Обладатели пулитцеровской премии. Процесс присуждения премии

Лауреатов Пулитцеровской премии объявляют ежегодно 10 апреля , а в мае, в первый понедельник месяца, происходит награждение. Эта премия является одной из самых значимых в литературе, наравне с Букером и Нобелевской премией . Лауреатом ее быть престижно, авторы практически приравниваются к современным классикам. Вручается награда с 1917 года по сегодняшние дни. В преддверии дня, когда мы узнаем нового лауреата, предлагаем вам список из наиболее значимых и известных произведений, удостоенных Пулитцеровской премии.

1. «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау», Джуно Диас

Очередное подтверждение того, что лауреаты серьезных премий не обязательно должны быть скучными и пресными. Напротив, эта история просто пронизана добротой, светом и радостью. На первый взгляд сюжет кажется обычным, а жизнь человека – маленькой и обычной. Но это новый и интересный ракурс на возможность героя перетерпеть все и стать лучше во имя любви.

В центре сюжета Оскар, имеющий лишний вес, явно не красавец, живущий комиксами и фэнтези. Но он добрый, светлый, он романтик своего времени. Живя в испанском гетто в Америке, он мечтает стать новым Толкиеном, но еще больше он хочет найти свою любовь. Все бы хорошо, но на нем лежит древнее семейное проклятие. Ждут этих людей рода тюрьмы, горести, долги и печали, но самое главное – никакой счастливой любви. Например, мать Оскара красива до умопомрачения, и также несчастна. И тогда мужчина решается разрушить проклятие.

2. «Ружья, микробы и сталь», Джаред Даймонд

Нетипичный обладатель Пулитцеровской премии. Джаред Даймонд – эволюционный биолог, физиолог, популяризатор науки, путешествующий по миру со своими антропологическими и биологическими задачами. Его книга является научно-популярной, а не художественной.

Произведение затрагивает вопросы разного плана, например, почему и благодаря каким факторам европейская цивилизация достигла успехов в своем развитии? Что стало причиной развития промышленности, оружия, какие предпосылки стояли у начала технологического прогресса? Какое общее влияние оказывает окружающая среда и мир вокруг на наше развитие и на становление человечества? Этот труд, несмотря на свою фундаментальности, очень легко читается.

3. «Щегол», Донна Тартт

Этот роман молодая писательница Донна Тартт создавала более 10 лет. И надо сказать, ее труд мы теперь можем в полной мере оценить по достоинству. Это огромное и яркое полотно на фоне современной литературы, которое доказывает, что женщины не менее талантливы и образованы, чем мужчины. Мы уже вносили романы Тартт в , не лишним будет отнести туда и «Щегла».

Тео в 13 чудом остался жив, после взрыва, который застал его и мать в музее. Очнувшись, подросток получает от умирающего старика перстень и картину, с просьбой спасти эти вещи. Мальчик выносит их на улицу и присваивает себе. С этого момента его жизнь становится тяжелой и полной испытаний. Он путешествует от новой семьи к семье, познает судьбу со всех сторон. И картина, хранимая столько лет, может стать как его спасением, так и проклятием, которое окончательно погубит снедаемого травмами и демонами Тео.

4. «Средний пол», Джеффри Евгенидес

Шокирующая и непростая книга, которая многим может не понравится, но еще у большего количества людей вызвавшая восхищение смелостью и важностью идеи. Даже странно подумать, что первоначально Джеффри Евгенидес серьезно думал над тем, чтобы стать монахом или священником. Все же тяга к литературе взяла свое, за что в итоге писатель стал лауреатом Пулитцеровской премии. Сам автор стал классиком при жизни, каждый его роман вызывает резонанс в обществе.

«Средний пол» – история о гермафродите. Она рассказана от первого лица, что еще больше позволяет проникнуться всем, что происходило в книге, и считать ее реальностью, запечатленной на страницах. Но обидно будет думать, что речь лишь о человеке, который отличается от общепринятых правил. Это история, захватывающая социальные, культурные и исторические события двадцатого века. Все они определяют судьбу нескольких поколений греческой семьи, откуда родом главный герой.

5. «Иностранные связи», Элисон Лури

Мы все о серьезном и серьезном, но есть среди обладателей Пулитцеровской премии добрые, легкие и светлые книги. Именно к таким относится книга Элисон Лури, которую я бы смело отнесла к . История тут ни о чем другом, как о любви.

Профессору английской литературы Винни 54 года. Ее нельзя назвать красавицей, в мужчинах и тем более браке она разочаровалась, полностью отдавшись науке. Иногда ее развлекают ничего не значащие связи. Все меняется, когда Винни едет в Англию по работе. Ее жизнь меняет неотесанный и грубый американец Чак. Параллельно мы узнаем историю Фреда, который терпеть не может Англию и которого здесь раздражает все. До того момента, как не встречает звезду мыльных опер и влюбляется в нее. Все эти истории романтичны, авантюрны и пронизаны замечательным английским юмором.

6. «Оливия Киттеридж», Элизабет Страут

Писательница стала классиком еще при жизни и успешно входит в число наиболее значимых авторов современности. Каждая ее книга – бестселлер во всем мире, она писала для ведущих изданий, именно ее называли и американским Чеховым, и Йейтсом в юбке. Кроме Пулитцеровской премии она обладает испанской премией Llibreter и итальянской Bancarella.

Ее роман «Оливия Киттеридж» – подлинное мастерство писателя во всей красе. Хочется отметить великолепный язык автора, запоминающихся и самобытных героев. Сюжет кажется обманчиво простым, и так оно и есть. Книга состоит из небольших рассказов из жизни маленького городка. Через все сюжеты проходит образ Оливии – учительницы на пенсии, которая курит и на все имеет свое мнение, ее тираническая любовь к своим родным и друзьям стоит в углу этого повествования. Кстати, по роману снят не менее гениальный мини-сериал.

7. «Дорога», Кормак Маккарти

Имя Кормака Маккарти не нуждается в представлениях. Его другой роман «Старикам тут не место» лег в основу . А вот книга «Дорога» прославилась именно на литературном поприще, ведь за нее автор получил Пулитцеровскую премию. Более 30 лет она остается бестселлером, продаваемым миллионными тиражами.

В какой-то мере читателям предстоит пережить эмоциональный шок от прочтения, хотя сюжет тут и не отличается особой сложностью. Поражает стиль написания и правдоподобность. Отец вместе со своим маленьким сыном бредут через пустыню после таинственной катастрофы. Их путешествие затрагивает множество важных для человечества вопросов. Например, стоит ли жить там, где жизни уже нет. Где кончается черта человечности? Нужно ли поддерживать жизнь и сражаться ради детей? Путь изменит героев, остается только гадать, в какую сторону.

8. «Часы», Майкл Каннингем

Наиболее известное произведение писателя, принесшее ему невероятную славу и Пулитцеровскую премию. В 1999 году роман стал лучшим в году, также он получил премии ПЕН/Фолкнер. Существует также успешная экранизация, считающаяся сегодня уже классикой кинематографа.

Это сложный и противоречивый роман, где все события взаимосвязаны темой времени и его хода. Как влияет оно на писательские сны и талант? Как оно помогает или препятствует рождению книги? Могут ли события, разнесенные во времени и происходящие в разные моменты, повлиять на сюжет? Несколько линий, в каждой из которых своя история. Вирджиния Вульф, послевоенный Лос-Анджелес, 90-е годы и современный Нью-Йорк. Сюжет причудливо сплетается в узел, который предстоит распутать читателю.

9. «Корабельные новости», Энни Прул

Этот роман также принес всемирную известность автору. Он преисполнен авантюризма, трагикомедии и иронии. Читается легко и оставляет после себя светлые ощущения. Также он может послужить отличной мотивацией, наверное, благодаря этому он получил премию в 1994 году.

В центре сюжета неудачливый журналист, который из-за семейной трагедии вынужден вернуться на родной небольшой остров из шумного Нью-Йорка. Так начинается история, охватывающая несколько поколений его семьи, полная романтики, приключений и трагикомедийных случаев. Как и в любой небольшой общине, тут есть свои тайны, скелеты в шкафах, обиды и надежды. По роману также снят отличный фильм.

10. «Возлюбленная», Тони Моррисон

Примечательно, что данный роман является для Тони Моррисон дебютным. Тем не менее, он принес писательнице всемирную славу. Сначала номинация на Пулитцеровскую, а после и на Нобелевскую премию. Кажется, что все, что связано с романом, обреченно на успех. Во всяком случае экранизация также была номинирована на Оскар и вошла в историю мирового кинематографа, не утратив актуальности по сей день. В главной роли играла Опра Уинфри, которой неожиданно отлично далась драматическая роль.

В основе романа – реальные, и от этого не менее шокирующие события. Весь роман пропитан вопросами свободы и ее цены. В 80-х годах, в девятнадцатом веке, чернокожая рабыня, спасая свою дочь от рабства, решается убить ребенка, лишь бы не допустить ее несчастной жизни. Это история доведенной до отчаянная женщины и ее судьбы, которая по сути хуже, чем смерть.

11. «Уроки дыхания», Энн Тайлер

Если «Катушка синих ниток», другой роман известной на весь мир писательницы, удостоен Букера, то «Уроки дыхания» получили Пулитцеровскую премию. К счастью, в прошлом году в странах СНГ вышел перевод, и теперь мы можем насладиться этой высокой, современной и мастерской литературой.

Мэгги и Айра пара. Она порывистая, резкая, энергичная. Он спокоен, сдержан, обаятелен. Это противоположности притягиваются в браке уже почти 30 лет. Кажется, что их семейные будни скучны и в целом обычны. Однажды они едут на похороны своего давнего знакомого. Вдруг по радио они узнают, что бывшая невестка снова идет под венец. Скучное путешествие оборачивается настоящей спасательной операцией, ведь на кону счастье их сына и его любовь. В итоге мы получаем горькую, но обаятельную историю одного дня жизни семейной пары. Это новый взгляд на современные отношения, их суть, здесь есть место и комедии, и драме.

Надеемся, среди этого разношерстого списка вы найдете книгу по душе и настроению. Мы намерено не стали включать в подборку давно известные и уже несколько надоевшие шедевры Пулитцеровской премии, вроде «Унесенных ветров», которые и без того у всех на слуху и которые можно легко найти в школьной программе.

- (англ. Pulitzer Prize) - одна из самых престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра. Учредил ее американский журналист и издатель Джозеф Пулитцер. В 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ - (Pulitzer Prize), американская ежегодная премия (по 21 номинации), присуждаемая за выдающиеся достижения в области журналистики (8 премий) художественной литературы и драматургии (6), музыки (1). Премия основана в 1903 Джозефом Пулитцером (1847… … Энциклопедический словарь

ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ - присуждается в США за выдающиеся достижения в области журналистики, литературного творчества (художественной литературы и драматургии) и музыки. Вручаются ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета по рекомендациям… … Энциклопедия Кольера

Пулитцеровская премия 1991 года - вручалась за выдающиеся достижения в области литературы, журналистики, музыки и театра США. В 1991 году она была примечательна не только своими обычными номинациями, но особенно двумя в категории за лучший международный репортаж Pulitzer Prize… … Википедия

Пулитцеровская премия - самая престижная в США награда за журналистику - В своем завещании в 1904 году журналист и издатель Джозеф Пулитцер (1847 1911) пожертвовал Колумбийскому университету два миллиона долларов для основания Школы журналистики и на "премии и стипендии для поддержания общественных служб,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пулитцеровская премия 2011 года - Объявление победителей Пулитцеровской премии 2011 года состоялось 18 апреля. Содержание 1 Журналистика 2 Литература и музыка 3 Прим … Википедия

Премия Мира Гузи - Премия Мира Гузи, учреждённая на Филиппинах в 2002 году, является, по задумке создателя, азиатским аналогом Нобелевской премии Мира и создана для признания личностей, внесших значительный вклад в привнесение мира и уважения к человеческой… … Википедия

Премия литературная - Литературная премия поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов (избранный также по правилам или назначенный учредителем премии … Википедия

Премия - Эта статья о наградах. Об экономическом термине см. Премия (экономика). Премия (от лат. praemium, мн. ч. praemia «награда, отличие») одна из форм поощрения за выдающиеся результаты, достигнутые в какой либо области … Википедия

Премия - (Premium) Российские и международные научные премии Литературные, музыкальные, телевизионные и кинопремии Содержание Содержание Раздел 1. в области науки. Раздел 2. Премии в области литературы и искусства. Премия — это одна из форм… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Эмпайр Фоллз , Руссо Ричард. Пулитцеровская премия 2002 Не исключено, что в истории американской литературы Ричард Руссо останется как автор последнего великого романа 20-го века. The Christmas Science Monitor Майлз… Купить за 646 руб
  • Эмпайр Фоллз , Ричард Руссо. Пулитцеровская премия 2002. Не исключено, что в истории американской литературы Ричард Руссо останется как автор последнего великого романа 20-го века. The Christmas Science Monitor Майлз…

Сегодня Пулитцеровская премия является одной из самых известных и, как следствие, престижных мировых наград в журналистике, фотожурналистике, музыке, литературе и театральном искусстве. Она была утверждена семнадцатого августа 1903 года Джозефом Пулитцером, являвшимся известным американским издателем и журналистом, имя которого до сих пор связывают с возникновением жанра «желтой прессы».

Джозеф Пулитцер родился в апреле 1847 года в Венгрии. Эмигрировав в семнадцать лет в США, он в 1878 году скупает две известные американские газеты - «Сент Луис Диспатч» и «Сент Луис Пост», и образовывает новое периодическое издание - «Сент Луис Пост-Диспатч». Убежденный во власти прессы над человеческими умами, Пулитцер использует свое издание для публикации самых спорных и неоднозначных статей, содержащих критику по отношению к действиям властей. Вскоре его издание становится одним из самых прибыльных и влиятельных на западе США. В 1883 году он покупает New York World и превращает его в популярную газету, полную политических новостей, дополненных комиксами и иллюстрациями. На полученную от издания газет прибыль Джозеф Пулитцер создает факультет журналистики и учреждает знаменитую премию.

Традиционно Пулитцеровская премия вручается в первый понедельник мая членами Колумбийского университета США за выдающиеся заслуги в области литературы и журналистики. Размер премии для большинства номинаций составляет десять тысяч долларов. Отдельно отмечается категория «За служение обществу», победитель которой получает не только денежное вознаграждение, но и золотую медаль «За достойное служение обществу».

Всего в настоящее время существует порядка 25 различных номинаций, среди которых 14 непосредственно связаны с журналистикой. Ежегодно особым вниманием пользуются литературные премии по шести номинациям: «За художественную книгу, написанную об Америке», «За биографию или автобиографию американского автора», «За книгу по истории США», «За лучшую драму», «За стихотворение» и «За нехудожественную литературу». Согласно историческим сводкам, Пулитцеровская десять раз не присуждалась, так как жюри конкурса не смогло выявить ни одной литературной работы, достойной награждения.

История появления

Как уже было сказано ранее, Пулитцеровская премия возникла в 1903 г., когда было составлено завещание Джозефа Пулитцера. Впервые ее вручили в 1917 г. Согласно соглашению между Колумбийским университетом (под эгидой факультета журналистики которого и происходит ежегодное вручение премии) и Пулитцером, денежную часть премии составляет ежегодный доход, которые приносит Пулитцеровский фонд, образованный за счет двухмиллионного пожертвования университету. Таким образом, ежегодный денежный фонд премии составляет около 550 тысяч долларов. Кроме пожертвований самого коммерсанта, в 1970 году был создан еще один фонд, который привлекает дополнительные средства для выплаты этой престижной премии.

Число номинаций и наград с течением времени тоже только увеличивается. Так, в 1922 г. впервые появился приз за лучшую карикатуру, а в 1942 г. впервые была присуждена награда за лучшую фотографию. Чуть позже появились номинации на лучшие музыкальные композиции и театральные постановки. Кроме того, с мая 2006 года среди претендентов на получение Пулитцеровской премии рассматриваются не только бумажные, но и электронные работы.

Жюри конкурса

Пулитцеровская премия вручается советом попечителей по итогам деятельности Консультативного совета. Именно данному органу принадлежит решающий голос при определении победителей. Члены Консультативного совета разрабатывают критерии присуждения премии.

Изначально совет состоял только из тринадцати участников, однако к середине 1990 года их насчитывалось уже семнадцать человек. На сегодняшний день Пулитцеровский комитет включает 19 экспертов, среди которых есть администратор премии, пять известных издателей, один колумнист, шесть редакторов и шесть ученых.

Деятельность конкурсного комитета премии постоянно подвергается критике со стороны общественности. Ежегодно жюри получает множество обвинений в предвзятости и субъективизме при присуждении почетной награды. Однако, согласно завещанию создателя Пулитцеровской премии, изменить порядок этой процедуры невозможно.

Процесс присуждения премии

Согласно уставу премии, для получения номинации в области журналистики необходимо представить материал в бумажном виде не позднее первого февраля текущего года. Для литературных работ крайней датой считается первое июля прошлого года для книг, вышедших в свет с января по июнь; и первое ноября для книг, выпущенных с июля по декабрь.

Интересно, что номинации по журналистике могут быть заявлены от имени любого человека на протяжении всего премиального периода. Главное, чтобы предложение было снабжено копиями документов, подтверждающих право кандидата на получение премии. Что касается литературы, то Совету необходимо предоставить четыре экземпляра выдвинутой на номинацию книги для ознакомления. Похожий порядок используют при оценивании и многие литературные премии России. А вот музыкальные и драматические произведения могут номинировать на получение награды не позднее первого марта текущего года, и только при условии, что все члены жюри знакомы с их публичным исполнением.

Решения о вручении премии принимаются специально назначаемыми университетом для каждой отдельной категории членами жюри. Каждое жюри должно составить список из трех кандидатов и передать его Совету по Пулитцеровским премиям. Совет же, в свою очередь, изучает все представленные ему материалы, в том числе письменные источники, рекомендации и произведения номинантов, и после этого направляет уже свои собственные референции для одобрения в попечительский совет Колумбийского университета. Попечители получают выбор Совета и незамедлительно объявляют имена победителей, не дожидаясь проведения официальной церемонии награждения. Отметим, что ни попечители, ни члены жюри не могут повлиять на выбор Совета. Его члены принимают решение о награждении любого номинанта вне зависимости от рекомендаций жюри. При этом никто из попечителей, членов жюри или Совета не вправе участвовать в обсуждении или голосовании, если врученная ими премия затрагивает их личные интересы. Членство в Совете ограничено тремя сроками по 3 года каждый, а свободные вакансии заполняются путем закрытого голосования, в котором обязаны принять участие все действующие члены Совета.

Самые известные лауреаты Пулитцеровской премии

Со времен возникновения этой премии ее лауреатами становилось множество писателей и журналистов, среди которых были как широко известные, так и не признанные публикой авторы. Самым первым лауреатом премии стал американский журналист Герберт Байярд, который был удостоен столь престижного приза за серию статей под общим названием «Изнутри Германской империи».

В разные годы литературной премией награждались такие произведения, как «Унесенные ветром» Маргарет Митчел, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, а также роман Харпера Ли «Убить пересмешника». В то же время в большинстве своем книги, получившие Пулитцеровскую премию, никогда не входили в число бестселлеров, так же, как и получавшие награду театральные пьесы никогда не ставились на широких подмостках.

Что касается иностранных лауреатов Пулитцеровской премии, то первым таким номинантом стал российский журналист Артем Боровик со своим репортажем «Комната 19» о деятельности Института мозга. Также в апреле 2011 года премия была вручена Анне Политковской за подробную хронику войны в Чеченской республике. Еще один российский журналист - Александр Земляниченко - дважды становился лауреатом премии за свои репортажи о московском путче в 1991 году и фотографии Бориса Ельцина.

Пулитцеровская премия по литературе. Основные особенности присуждения

Как уже отмечалось ранее, лауреаты Пулитцеровской премии по литературе, в отличие победителей в остальных номинациях, не всегда являются широко известными и общепризнанными писателями. И хотя зачастую обвиняют в некомпетентности и жульничестве. Во многом это происходит от того, что ее члены неукоснительно соблюдают правила, составленные самим Джозефом Пулитцером, согласно которым данная премия, как и некоторые литературные премии России, присуждается только тем писателям, которые посвятили свои книги жизни и истории США.

Зачастую работы, которые удостаиваются награды, имеют невысокую литературную ценность, однако точно и достоверно описывают жизнь в глубинке или рассказывают, к примеру, о личных проблемах американских подростков. Именно поэтому данные литературные премии разбиты не по жанровому, а по временному принципу. Ежегодно жюри выбирает несколько работ, лучше всего описывающих настоящее и прошлое США.

Признание заслуг журналистов

Пулитцеровская премия журналистики - это самая главная и престижная награда для американских периодических изданий. Она включает множество номинаций, в которых оценивается как скорость и достоверность при освещении событий, так и личный вклад журналистов в свою работу. Интересно, что в данном случае лауреатами премии становятся не только отдельные люди, но и целые издания.

Это, пожалуй, самая предсказуемая Пулитцеровская премия. Лауреаты в данном случае всегда известны заранее, и предсказать итоги голосования не представляет особого труда. В тоже время указанная номинация считается еще и самой спокойной в части громких скандалов и обвинений. Большинство критиков сходятся во мнении, что все лауреаты данной премии получали свои награды вполне заслуженно и на законных основаниях.

Музыка и театральное искусство

В области музыки Пулитцеровская премия вручается в размере трех тысяч долларов. Она присуждается за выдающееся произведение американского композитора, созданное в любой крупной форме. Это любые оркестровые, хоровые и камерные произведения, оперы и другие композиции.

Кроме музыкальной премии существуют и специальные стипендии в размере пяти тысяч долларов, которые вручаются выдающимся выпускникам факультета журналистики, изъявившим желание специализироваться в области музыкальной, театральной, кинотелевизионной или литературной критики.

Пулитцеровские театральные премии имеют призовой фонд в размере трех тысяч долларов. Они присуждаются как маститым известным режиссерам, так и совсем молодым постановщикам, работающим над пьесами в разноплановых жанрах. Как и в случае с литературой, многие произведения, получившие признание высокого жюри, никогда не были показаны широкой публике и ни разу не ставились на Бродвее.

Награда за съемки

Пулитцеровская премия заслуженно считается одной из самых желанных для фотографа. Для многих она значит куда больше, чем простое денежное вознаграждение. Она является признанием их заслуг, ценности ежедневной работы. В то же время вокруг данной номинации до сих пор не утихают споры. Общественное мнение крайне противоречиво, и многие люди не уверены в том, нужна ли вообще эта Пулитцеровская премия. Фотографии, которым она присуждается, зачастую переходят границы обычного искусства. Большинство работ посвящены либо малоизвестным, либо уже набившим оскомину проблемам. Профессионалы выставляют на открытый показ личные драмы и разбитые судьбы людей. Поэтому большинство фотографий оставляют после просмотра тяжелый осадок.

Зачастую критике подвергаются не только работы, но и сами фотографы. Их обвиняют в том, что они снимали ужасающие события, вместо того чтобы оказать помощь попавшим в беду людям. Так, к примеру, Кэвин Картар, получивший премию за серию фотографий «Голод в Судане», где изображается ослабевшая от голода девочка и огромный кондор, дожидающийся ее смерти, покончил жизнь самоубийством спустя всего два месяца после награждения.

Лауреаты премии в 2014 году

Четырнадцатого апреля 2014 года были подведены итоги и объявлены имена обладателей очередной Пулитцеровской премии. Так, лауреатом премии по литературе стала и ее роман «Щегол», рассказывающий историю четырнадцатилетнего мальчика, скитающегося по Манхеттену после смерти своей материи. Данное произведение также стало первым в списке ста лучших книг года по данным интернет-магазина «Амазон» в конце 2013 года.

Театральную премию получила Энни Бейкер за свою пьесу «Флик», представленную в категории «Драматическое произведение». В номинации «Музыка» премии был удостоен Джон Лютер Адамс за композицию «Стать океаном».

Что касается журналистики, то в категории «Служение обществу» награда досталась изданиям «Гардиан» и «Вашингтон Пост», которые проводили расследования деятельности Агентства национальной безопасности США на основе документов, предоставленных Эдвардом Сноуденом. В номинации «Сенсационный материал» победили журналисты другого американского издания («Бостон Глоуб»), которые освещали взрывы и розыскные действия во время Лучшим международным репортажам были признаны работы журналистов Reuters, рассказывающие о гонениях мусульманских общин в Мьянме и о работорговле.

В длинном списке The Man Booker Prize 2017 нет совершенно никаких сюрпризов. Наверное, сложно даже представить более политкорректный, сдержанный и со всех сторон правильный список, чем нынешний. В последние годы букеровское жюри подчеркнуто обходило вниманием заслуженных мейнстримщиков вроде Кейт Аткинсон, Иэна Макьюэна, Энни Пру или Кадзуо Исигуро — даже Джулиану Барнсу в 2011 премию дали с опозданием лет на десять-пятнадцать, как будто бы спохватившись, что лучший современный британский писатель, в общем-то, не молодеет.

Вот уже лет семь-десять подряд букеровский лонглист обычно представлял собой борьбу елки с колготками — с представлениями жюри о прекрасном и их же представлениями о том, что может оказаться важным для среднестатистического читателя. Представления эти, как мы понимаем, не совпадали, поэтому длинный список всегда получался пестрым и неожиданным. Туда обычно входила парочка по‑настоящему популярных авторов, (но лучше один), много писателей, которые пишут о важном — но, например, для десяти человек, несколько экспериментальных романов и какая-нибудь внезапная попса (вроде попавшего в лонглист 2008 года невыносимо клюквенного детектива «Малыш 44» о том, как в СССР ищут маньяка, хотя потеряны были на самом деле всякий стыд и умение гуглить).

Неудивительно, поэтому, что букеровских номинантов у нас — буквально до прошлого года — переводили очень мало. До 2014 года, когда премию немного откачали изменением правил — теперь номинировать можно любой англоязычный роман, лишь бы он был издан в Британии в нужный отрезок времени — Букеровская премия была чем-то похожа на знаменитую британскую пасту Marmite. С одной стороны, это важная культурная достопримечательность. С другой — выглядит как могильная земля и пахнет тленом. В том, что каждый новый Букер — это очередная подборка нечитабельного и мрачного чтива, премию упрекают каждый год. Например, в 2007 году популярный писатель Роберт Харрис обвинил букеровский комитет в том, что они обращают внимание на одни элегантные, но пустые книги, от которых нормальному читателю хочется в лучшем случае умереть. Российские издатели были, наверное, согласны с Робертом Харрисом, потому что до 2016 года у нас из всего длинного списка переводили максимум три-четыре книги (например, на русский язык пока что переведены всего четыре книги из номинантов 2015 года и всего три из списка-2014), но в 2016 ситуация резко изменилась к лучшему — на русском языке вышло уже 8 книг из прошлогоднего списка.


В этом году российскому читателю, наверное, чуть ли не впервые будет интересно последить за премией, потому что в этом году почти весь длинный список составлен как раз из мейнстримных тяжеловесов, у которых есть все шансы быть переведенными на русский язык. Например, три романа из списка — «Подземная железная дорога» Колсона Уайтхеда, «Министерство наивысшего счастья» Арундати Рой и «Время свинга» Зэди Смит выйдут на русском языке уже в этом году. Не стоит, впрочем, думать, что букеровские судьи этого года посовещались и решили держать курс на читателя попроще — в списке есть и эко-роман, и роман, состоящий из одного предложения — но общий костяк выбранных романов говорит нам вот о чем. Во‑первых, англоязычные авторы стали активнее писать и разговаривать с читателем о том, что их тревожит, а раз уж диалога нам никак не избежать, то и жанр романа — даже в его нынешнем фрагментарном, полуфейсбучном виде — умирать пока передумал. Во‑вторых, даже авторы, которых раньше интересовало искусство ради искусства, вышли в область общественной полемики и приняли в ней участие. Например, Али Смит, которая писала прозу на грани поэзии, смешивая в ней тонкие движения человеческой души с цветописью и ежеминутным, вулфовским ощущением мира, написала роман о брекзите. Себастьян Барри, писавший преимущественно о внутренней Ирландии каждого человека, поддержал новым романом каминг-аут сына. Пол Остер написал с виду очень традиционный толстый роман о том, что на нашу жизнь влияют не столько внешние важные события, сколько наши маленькие и сиюминутные решения и т. д. В результате нынешний Букер получился с человеческим лицом — где-то, конечно, уж совсем очевидным, где-то слишком политизированным, но в любом случае, теперь он хотя бы не пахнет тленом и прошлым веком.

ДЛИННЫЙ СПИСОК THE MAN BOOKER PRIZE 2017 1

The Underground Railroad / Подземная железная дорога, Колсон Уайтхед (US, Corpus, 2018, пер. О. Новицкой)

Пулитцеровская премия по литературе, Национальная Книжная премия США, премия Goodreads за лучший исторический роман, премия Артура Кларка за лучший научно-фантастический роман, — у Уайтхеда есть все шансы взять и Букер, конечно. Почему же вдруг все так полюбили эту книгу (редкий случай, когда единодушны и критики, и читатели)? С одной стороны, Уайтхед пишет опять же о важном — нельзя просто так взять и пройти мимо романа о рабстве, который к тому же структурно повторяет «Путешествия Гулливера». С другой, Уайтхеду удалось найти некоторый удачный баланс между темой и ее выражением. Он пишет просто, местами даже черно-бело и агиточно, но достаточно увлекательно. За историей Коры, рабыни, которая пытается сбежать из рабства, можно следить, даже если ты уже сто раз осознал все про собственную белую привилегированность и раскаялся. Не случайно Барри Дженкинс, режиссер «Лунного света» уже снимает по книге фильм — кинематографичность не испортит роман, а скорее его дополнит.

2

4 3 2 1, Пол Остер (US, Эксмо, 2018)

Муж писательницы Сири Хустведт и тоже классик американской литературы. Прославился благодаря своей постмодернистской, маскирующейся под детектив «Нью-Йоркской трилогии» (на русский язык переведена). В «4 3 2 1» Остер делает с героем примерно то же, что происходило с Урсулой Тодд в романе Кейт Аткинсон «Жизнь после жизни». Арчибальд Фергюсон рождается 3 марта 1947 года и проживает 4 разных жизни на фоне мнущих мир больших потрясений, вроде убийства Кеннеди и Вьетнамской войны.

3

Days Without End / Бесконечные дни, Себастьян Барри (Ireland, Азбука, 2018)

За эту книгу Барри уже получил сразу две премии Costa Book Awards (роман года и книга года) и престижный The Walter Scott Prize за лучший исторический роман года. Нужно сказать, что роман стоит всех своих премий и номинация на Букер тут совершенно заслуженная. Действие происходит во время Гражданской войны в США, но книга не сколько о войне, столько о том, как она заостряет в людях не просто жажду, а нечеловеческое, звериное стремление к мирной жизни.

4

The Ministry Of Utmost Happiness / Министерство наивысшего счастья, Арундати Рой (India, АСТ, 2017)

Насчет второго, хоть и долгожданного, романа Арундати Рой и у критиков, и у читателей мнения разделились. После безусловно шедевральной истории «Бог мелочей», которая получила букеровскую премию в 1997 году, от Рой, как водится, ждали чего-то такого же, литературного чуда, смыкающего в себе сказочное и страшное, настоящую Индию с нашими представлениями о ней. И новый роман вышел довольно пестрым, но это публицистическая, не романная пестрота — сюжеты обрываются на половине, герои вдруг идут вразрез с собственной жизнью и начинают говорить о мировой политике, и весь роман гудит многоголосицей, как фейсбук после большого события. Впрочем, магия сохранилась, сохранилась любовь — поэтому какой-никакой цемент в романе есть и он не разваливается в руках у читателя.

5

History of Wolves / История волков, Эмили Фридлунд (US)

Один из двух дебютных романов в списке. С одной стороны, интригующая экспозиция: отгороженная от всего мира бывшая хипповская коммуна в Миннесоте, обвинения в детской порнографии и мучительный выбор, который предстоит сделать героине-подростку. С другой, более чем вялые отзывы критиков — мол, начала хорошо, а закончить забыла.

6

Exit West/ Западный выход, Мохсин Хамид (Pakistan-UK)

Заслуженный англо-пакистанский писатель. У «Западного выхода» есть все шансы взять Букер, хоть это и будет случай Пола Бейти, прошлогоднего победителя, когда выигрывает не самый хорошо написанный роман, а роман о самом важном. «Западный выход» — кроссовер между любовным романом и хилой научной фантастикой: Надия и Саид бегут из условной безымянной Сирии в зажиточный англоязычный мир через черные двери, которые вдруг открываются по всему миру. Ну и далее: границы — это условность, оторванные от корней люди меняются, любовь не всегда побеждает, но иногда кроме нее у людей совсем ничего нет и т. д.

7

Solar Bones/Солнечные кости, Майк Маккормак (Ireland)

Тот случай, когда забываешь ставить точки, а потом оказываешься во главе литературного авангарда. Маккормак написал роман из одного предложения и даже получил за него вполне серьезный The Goldsmiths Prize, который ежегодно вручают за самый креативный роман. День всех Святых, Ирландия, Маркус Конвей сидит на кухне за столом и думает о своей семье прыгающими, разрозненными фразами, которые складываются, конечно же, в лирическую красоту и все, что так любят критики. Единственный роман из всего списка, у которого меньше всего шансов на перевод.

8

Autumn/ Осень, Али Смит (UK)

Очень хочу, чтобы Букера получил именно этот роман, тогда у нас точно начнут переводить Али Смит. Пока же ее шансы на перевод разве что чуть выше, чем у любителя дырявого синтаксиса Майка Маккормика. Смит пишет так, будто вечно колеблется между прозой и поэзией, между Китсом и Диккенсом, но при этом, при всей ее любви к рваным предложениям и внутренним рифмам, откуда-то из самой сердцевины ее текста тянет таким мощнейшим талантом и волшебством, что понимаешь — она может писать как угодно, потому что это все настоящее, без примеси графомании или традиционного желания показать свою образованность. Смит написала роман об осени королевства и о том, какие изменения происходят в людях после брекзита, соединив это все вполне заметным сюжетом о любви Дэниэла и Элизабет, которые познакомились, когда ей было 11, а Дэниэлу — 80. Любовь у Смит впервые кажется не затасканным приемом, а «соединеньем двух сердец», нелепым, но искренним.

9

Reservoir 13/ Тринадцатое водохранилище, Джон Макгрегор (UK)

Тихий британский автор, у которого есть все шансы стать тихим британским классиком. Проза Макгрегора — это медленное глядение в душу, бормочущее пересчитывание мелочей, из которых складывается вдруг какая-то колюще-режущая жизнь. «Тринадцатое водохранилище» — очень простая с виду история о пропавшей девочке и о том, как ее исчезновение перевернуло мир для небольшого числа людей и в то же время — даже не сдвинуло его с места.

10

Elmet/ Элмет, Фиона Мозли (UK)

Мозли работала в книжном магазине, жила в Лондоне в ужасном сквоте и мечтала о доме. Однажды она поехала в Йоркшир — навестить семью — и в поезде, глядя на прекрасные йоркширские пейзажи взяла и написала первую главу романа — судя по описаниям, о том, как прекрасны йоркширские пейзажи (роман появился в продаже только 10 августа).

11

Swing Time/ Время свинга, Зэди Смит (UK, Эксмо, 2017, пер. М. Немцова)

Зэди Смит это такая очень большая литературная фигура, которая все время пишет о важном, а там, где пытается написать о живом, больном и болящем, вдруг схлопывается и включает иронию. «Время свинга» — пожалуй, первый ее роман, где живое перевешивает ироническое. Если вам понравилась история гормонально-закрученной дружбы Лилы и Лену из «неаполитанского квартета» Элены Ферранте, тогда и новый роман Смит вы прочтете не без удовольствия. Явно автобиографичная история о двух девочках, которые живут в бедном лондонском районе, вместе учатся танцевать и с ненавистью, на разрыв сердца, дружат, буквально летит от начала к концу — до того она настоящая. Вторая часть сюжета — о том, как богатые белые селебрити потихоньку растаскивают Африку на золотые кирпичи под предлогом помощи и протягивания ей гуманитарной кормящей груди — та самая обязательная, ироническая часть марлезонского балета, которая у Смит всегда выходит идеально, но слишком гладко.

12

Lincoln in the Bardo/ Линкольн в бардо, Джордж Сондерс (US, Эксмо, 2018)

Еще один заслуженный американский писатель, который на родине прославился своими рассказами. «Линкольн в бардо» — первый роман Сондерса, который, в общем-то, тоже состоит из множества отдельных рассказов. Авраам Линкольн приходит на кладбище, чтобы оплакать своего умершего сына Вилли, а на кладбище оказывается куча говорливых покойников — и каждый со своей историей.

13

Home Fire/ Домашний очаг, Камилла Шамси (UK-Pakistan, Фантом-Пресс, 2018, пер. Л. Сумм)

Опять же, еще одна очень известная в Британии и Пакистане писательница, которую у нас до сих пор не переводили, а теперь, спасибо Букеру, переведут. «Домашний очаг» — в некотором роде переделка «Антигоны», только с учетом всех современных событий. Любовь, политика, религия — нестареющая сюжетная бомба, которая, как и положено, оставит после себя черную воронку в сердце у читателя, ну или хотя бы заставить перечитать Софокла.

Пулитцеровская премия (англ. Pulitzer Prize) - одна из самых престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра. Учредил ее американский журналист и издатель Джозеф Пулитцер.

В 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Медиа-магнат хотел, чтобы три четверти этих денег пошли на создание высшей Школы журналистики, а оставшуюся сумму следовало потратить на создание премии для американских журналистов.

В своем завещании Пулитцер просил ежегодно давать четыре награды по журналистике, четыре по литературе и одну в области образования. Он хотел, чтобы отдельные премии вручались за лучший роман, драму, книгу по истории Соединенных Штатов и биографию.

В октябре 1911 года Джозеф Пулитцер скончался. Через год после смерти Пулитцера была основана Колумбийская Школа журналистики, а в 1917 году учреждена премия, названная Пулитцеровской .

Первым ее лауреатом стал американский журналист Герберт Байярд Своп за серию материалов "Изнутри Германской империи", опубликованной в "Нью-Йорк уорлд" в октябре 1916 года.

Наследники в точности исполнили волю Пулитцера, который завещал сформировать наблюдательный совет из издателей газет. Кроме того, он хотел, чтобы в этом органе заседал президент Колумбийского университета, ученые и "другие уважаемые люди, которые не являются ни журналистами, ни редакторами".

С 1917 года наблюдательный совет не раз пользовался своим правом, закрепленным в завещании Пулитцера, увеличивать число наград. В 1922 году появился приз за лучшую карикатуру. В 1942 году к нему добавилась награда за самую выдающуюся фотографию (позднее эта номинация была разделена на две - на новостную фотографию и художественную).

В 1999 году Наблюдательный совет разрешил интернет-репортерам участвовать в номинации "Журналистское расследование". С 2006 года принимался к рассмотрению онлайн-контент (репортажи, фотографии) бумажной прессы.

С 2009 года Пулитцеровскую премию стали вручать журналистам как за материалы, опубликованные в печатных изданиях, так и за публикации в Интернете.