Иисус христос бога сын бога. Молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»

СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТ

ВЕЕЛЬЗЕВУЛ
(Евр. баалзевув) идол или божество Аккаронское, охранявшее от мух. В Новом Завете это одно из имен начальника злых духов, князя бесовского, которого Сам Господь называет сатаною.

ЗНАМЕНИЕ
Евр. "от" или "нес". Знамение - залог или доказательство для утверждения завета, или же свидетельство о чем-либо грядущем (Быт.9:12-17; 17:11; Исх.3:12; Ис.7:14), сверхъестественное явление (Лук.21:11), чудо, как печать божественного посольства, могущества и власти (Исх.4:8-9; Map.8:11). Небесными знамениями назывались также движения и различные положения планет, по которым языческие звездочеты якобы читали божественные откровения (Иер.10:2).

ХУЛА
То, что порочит кого-нибудь, что-нибудь, осуждение, порицание.

ЗАЕМ
Как единственный Собственник всей занимаемой евреями земли, Иегова условием пользования землею предписал им давать взаймы своим бедным братьям и каждый седьмой год все не покрытые займы прощать (Втор.15:1). Если брали что в залог, то должны были делать это с милосердием, руководствуясь любовью (Исх.22:26-27). На нуждающихся братьев нельзя было налагать роста (Исх.22:25; Лев.25:36) и требовать проценты за деньги, за хлеб или за что-либо другое (Втор.23:19). В том же духе запечатлевает и Иисус в сердцах Своих учеников эту заповедь: давать взаймы, не ожидая получить обратно; эта заповедь действительна даже по отношению к врагам (Лук.6:34), что противоположно закону (Втор.23:20), который разрешал давать деньги в рост чужеземцам.

ДИНАРИЙ
Самой обыкновенной монетой был римский динарий. В Евангелии говорится о 200 динариях (Мар.6:37) и о 2-х динариях (Лук.10:35).
Серебряный динарий с портретом императора Тиберия 14-37 г. н. э.

Этот динарий соответствовал греческой драхме (т.е. горсть). В Матф.20:2 динарий составлял поденную плату работника. По Тациту, динарий был ежедневной платой солдату во времена Тиверия. Сравн. Откр.6:6 "Хиникс (около литра) пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий" - цена припасов во время дороговизны. Римский динарий в то время был самой распространенной монетой, и долгое время он являлся мерой определения ценностей. Динарий начал чеканиться в 3-ем столетии до Р.Х. с изображением римской богини, украшенной шлемом. Затем римляне стали помещать на динарий изображение кесаря с надписью.

АЛАВАСТР
(Матф.26:7; Марк.14:3; Лук.7:37) - род белого, мелкозернистого, плотного камня из породы гипса, из которого изготовлялись различные изделия. Название свое получил от алебастровой горы и города Алебастрон в Фивах, в Египте. В древности из него делали вазы, урны, и многое другое.
Чаще всего алебастровые сосуды употребляли для хранения благовонных масел, и использовали для этого алебастровые бутылки с длинным горлышком, которое запечатывали воском, или глиной.
Выражение (Map.14:3) - "разбивши сосуд" (алебастровый), по-видимому, означает только то, что женщина, пришедшая в дом Симонов с алебастровым сосудом мира драгоценного, который возлила на голову Спасителя, открыла или распечатала его. Так как миро, содержавшееся в подобных сосудах, иногда было слишком дорого, то подобные сосуды не откупоривались, но должны были испускать благоухание через свои пористые стенки. И, может быть, именно вследствие этого некоторыми и был сделан упрек женщине, которая в благоговейной любви к Господу, открыла или распечатала свой сосуд и возлила на Его голову всю драгоценную жидкость, благоухания которой хватило бы на многие годы.

ЕХИДНА

Ядовитая змея, величиной около 12 футов и более. Укус ее очень опасен и в большинстве случаев оканчивается скорой и неизбежной смертью. Так что в древности смотрели на укус ехидны, как на особое наказание Божие (Деян.28:1-6). Не удивительно, что жители острова Мелит сочли апостола Павла за Бога, когда увидели, что ехидна, повисшая на его руке, не причинила ему вреда. Посему-то ехидна всегда представляется образом того, что по природе своей причиняет вред и погибель, и называют ее именем людей коварных, злых и безбожных. Отсюда слова, обращенные к фарисеям и саддукеям:
"Порождения ехиднины" (Матф.З;7; Лук.3:7).
Это самое сильное выражение обличения людей злых и нечестивых.

МИРО
Особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Ветхом Завете оно, по велению Божию, составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, касии, елея или оливкового масла.
"И сделай из сего миро масть для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания" (Исх.30:23-25).
Миром помазывались не только священники, но и пророки, цари.

Какое самое убедительное доказательство того, что Иисус – Бог, а не Сын Человеческий, а то мусульмане почитают Христа не за Бога, а за пророка и никакой веры в Него поэтому не имеют, хотя ожидают Второго Пришествия! Благодарю Вас.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

О том, что Иисус Христос является не только Сыном Человеческим, но и воплотившимся Богом, говорит Священное Писание. Когда апостол Фома уверовал в воскресение своего Учителя, он сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Евангелие от Иоанна начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог » (1:1). В тексте Слово (Логос), которое новозаветные книги применяют к Иисусу Христу, прямо названо Богом. По-гречески: «Феос ен о Логос». Св. апостол Павел пишет: «А о Сыне : престол Твой, Боже , в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр.1:8-9). Сын Божий дважды назван Богом. В греческом тексте в обоих случаях стоит Феос (Теос) - Бог. Апостол Павел пресвитерам города Ефеса сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога , которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Основатель Церкви Иисус Христос, проливший Свою Кровь, совершенно определенно назван Богом. В Послании к Титу читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (2:11-13). Что может быть более определенно: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».

Могут ли иметь вес для мусульманина приведенные свидетельства? Могут, потому что Коран признает авторитет Евангелия: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором - руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (Сура 5). Представители ислама проявляют очевидную непоследовательность: имея источником об Иисусе Христе Евангелие, они изменяют его в соответствии со своими религиозными построениями.

Божественность Иисуса Христа доказывается не только текстом священных книг Нового Завета, но и богословски. Господь Иисус является Спасителем мира. Он искупил род человеческий от вечной смерти. Искупительный Подвиг не может совершить ни один человек, даже пророк. Это доступно только воплотившемуся Богу. Мысль эта являлась исходной у святителя Афанасия Великого в борьбе с лжеучением ариан.

«Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин.4:2).

Книга 6. Поучение 44

I . Преп. Амфилохий, память коего ныне, жил в IV веке и был современником и другом Василия Великого и Григория Богослова. Первоначально он занимал должность адвоката в каппадокийском городе Деокесарии. В 373 году он оставил мир и удалился в пустыню. Но не долго пробыл он в уединении; через год иконийские христиане пожелали иметь его епископом. Амфилохий сначала отказывался, чувствуя себя недостойным священного сана; но так как друзья его настаивали на избрании и особенно Василий Великий советовал ему принять епископство, то Амфилохий уступил общему желанию. Деятельность Амфилохия на пользу Церкви была поистине неутомима. В 381 году он присутствовал на втором Вселенском Соборе для утверждения истинной веры против Македония, нечестиво учившего о Св. Духе, в 383 году он предпринял путешествие в Константинополь и просил императора Феодосия запретить арианам (отвергавшим божественное достоинство Сына Божия) публичные собрания. Император нашел эту меру слишком строгою и отказался исполнить просьбу святителя. Тогда Амфилохий поступил очень смело. Придя во дворец, он приветствовал Феодосия как должно, а сына его Аркадия небрежно потрепал по щеке, сказав: здравствуй, дитя. Феодосий остался очень недоволен и приказал Амфилохию приветствовать Аркадия, как царского сына, но Амфилохий отвечал, что достаточно чести, оказанной ему самому. Разгневанный император приказал Амфилохию немедленно оставить дворец. Видишь, государь, - сказал святитель, - как оскорбляет тебя то, что я не оказал должной почести твоему сыну; поверь же, что и Бог не потерпит тех, которые унижают Сына Его Единородного. Феодосий понял урок, просил извинения у Амфилохия и затем издал указ, которого тот желал.

II . Так, братия, преп. Амфилохий твердо исповедовал догмат о том, что Спаситель наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий. О сем будет и наше слово.

а) Иисус Христос есть Сын Божий. Когда архангел благовествовал Деве Марии преестественное зачатие, тогда объявил Ей, что рожденный от Нее Сын Иисус наречется Сыном Вышнего или Сыном Божиим. Сей будет великий, - сказал, - и Сын Вышняго наречется (). Небесный Отец божественным гласом Своим дважды свидетельствовал, сперва на Иордане, потом на Фаворе: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (). Сам Иисус Христос ясно говорит о Себе в Евангелии, что Он - Сын Божий, и Бог - Его Отец. Так, Он объявляет Себя Сыном Божиим исцеленному Им слепорожденному (), в продолжительных беседах с иудеями и на суде в дому первосвященника (), и везде именует Бога Отцом Своим. Святые апостолы также исповедовали Иисуса Христа Сыном Божиим. Петр говорит ко Христу: Ты еси Христос, Сын Бога живаго (), Нафанаил: Ты, еси Сын Божий (), и все ученики совокупно: воистину Божий Сын еси (). Так учила о Христе и веровала с самых времен апостольских и ныне неизменно верует вся православная христианская Церковь, исповедуя Его истинным Сыном Божиим.

б) Иисус Христос есть Сын Божий Единородный. Св. евангелист Иоанн Богослов говорит: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть (); Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца (). И апостол Павел пишет: егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены (). А хотя и все верующие в Бога и Господа Иисуса Христа получают право именоваться сынами Божиими, как говорит евангелист Иоанн: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его (); возлюблении, ныне чада Божия есмы (); однако они делаются таковыми не по естеству, а по благодати. Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе (), говорит ап. Павел. По естеству же единый истинный и Единородный Сын Бога Отца есть Иисус Христос.

в) Иисус Христос есть Сын Божий прежде век рожденный от Отца. Сам Бог Отец говорит к Сыну Своему у псалмопевца: из чрева прежде денницы родих Тя (). Так же св. Церковь исповедует о Сыне Божием Иисусе Христе, когда поет: прежде век от Отца рождшемуся Божию Слову, воплотшемуся от Девы Марии, приидите поклонимся. Сын Божий не как тварь произошел от Творца, но как Бог от Бога, и не во времени родился, но безлетно, как свет от света, воссиял от Отца. Посему Иисус Христос, по Божеству Своему, есть безначального Отца собезначальный Сын, от Превечного Превечный, от Бога Бог. О вечности Сына Божия Иисуса Христа так говорит св. евангслист Иоанн Богослов: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (); и Сам Иисус Христос показывает предвечное Свое бытие с Богом Отцом, когда в молитвенной беседе к Отцу Своему говорит: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть ().

г) Иисус Христос есть Сын Божий единосущный Отцу. Безлетно родившись от Бога Отца, Сын Божий Иисус Христос имеет единое с Богом Отцом существо, и, по единству божественного существа, Он с Богом Отцом есть единый нераздельный Бог. Сам Иисус Христос засвидетельствовал единство Своего существа с Богом Отцом. Аз и Отец, - говорит, - едино есма (). Итак, Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Единородный, прежде век рожденный от Отца и единосущный Богу Отцу.

III . Братия! Веруйте, что Спаситель наш Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Исповедуйте Его Божество, непостижимую премудрость, бесконечную державу и силу. Воссылайте Ему вкупе с Богом Отцом славу, честь и поклонение. Знайте Бога истиннаго, небесного Отца, и пребудьте во истиннем Сыне Его Иисусе Xристе. Сей есть истинный Бог и живот вечный. (). Аминь.

Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество, в результате соединения, не претерпело ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; никогда не разделятся. Поскольку Сын Божий - не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.

2) По Своему человеческому естеству Иисус Христос - Сын Пресвятой Богородицы, потомок царя и пророка Давида. Его зачатие осуществилось без участия семени мужа и без нарушения девства Марии, которое Она сохранила и при Рождении, и после Рождения Сына.

Ради чего явился Христос?

Как известно, Благой Бог «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.23:2 ). Но человек воспротивился воле Создателя, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (). В результате грехопадения порча коснулась не только человеческой совести, но и самой человеческой сущности. Человек уже не мог порождать святых и безгрешных потомков, сделался склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (). Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (св. ).

Избавиться же от власти греха человек мог не иначе как только особым вмешательством Всемогущего Бога. И вот, являя Свое беспредельное человеколюбие, Бог посылает в мир Своего Сына ().

Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола?

Выйдя на проповедь в возрасте тридцати лет Христос учил словом и примером. Подтверждая Свое Божественное посланничество и достоинство, Он не раз совершал чудеса и знамения, в том числе - исцеления от болезней и воскрешения. Апогеем служения стало принесение Себя в Жертву на Кресте во искупление грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». ()

Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души праведников и, поправ смерть, воскрес. Затем Он неоднократно являлся Своим ученикам и на сороковой день вознесся на Небо, проложив путь в Царство Божие всем, кто последует за Ним. В День Пятидесятницы на апостолов сошёл Святой Дух, который с тех пор непрерывно присутствует в Церкви. Приобщаясь к Церкви Христовой и живя активной церковной жизнью, человек сближается с Богом, освящается, обоживается, в силу чего удостаивается вечной блаженной жизни на Небесах.

Как Христос подтверждал то, что Он и Бог, и Человек

Будучи Богом, Иисус Христос открыто объявляет Свою Божественную природу. Он говорит: «Видевший Меня, видел Отца» (), «Я и Отец – одно» (), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (). Говоря с ними об Аврааме, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ().

“Одно из самых главных различий между кошкой и ложью то, что у кошки только девять жизней.”

Марк Твен, Календарь Простофили Вильсона

Сын Божий, сын Давида или сын человеческий? Иисус называется “сыном Давида” четырнадцать раз в Новом Завете, начиная с самого первого стиха (Матфей 1:1). Евангелие от Луки отмечает сорок одно поколение между Иисусом и Давидом, а от Матфия – двадцать восемь. Иисус, дальний потомок, чисто метафорически может называться “сыном Давида”. Но как тогда нам понимать именование “сын Божий”?

“Трилемма” – обычное предположение христианских миссионеров, заявляющее, что “Иисус был или сумасшедшим, или лгуном, или сыном Божьм, как он утверждал.” Аргумента ради давайте согласимся, что Иисус не был ни сумасшедшим, ни лгуном. Давайте также согласимся, что он был точно тем, кем он утверждал. Но кем же в точности он был? Иисус назвал себя “сыном человеческим” часто, последовательно, возможно даже решительно, но где он называл себя “сыном Божьим?”

Давайте приостановимся. Во-первых, что означает “сын Божий”? Ни одна законная христианская секта не предполагает, что Бог взял жену и имел ребёнка, и уж тем более никто не думает, что Бог породил ребёнка через человеческую мать вне брака. Кроме того, предположение, будто бы Бог физически спаривался с элементом Его создания, отдающее богохульством древнегреческой мифологии, пока что находится вне пределов религиозной терпимости.

Без рационального объяснения, доступного в пределах убеждений христианской доктрины, единственное средство для понимания этого вопроса: создание ещё одной относящейся к доктрине тайны. Вот тогда-то мусульманин и вспоминает этот вопрос, изложенный в Коране:

“Он – Первосоздатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем.?” (Коран 6:101)

…в то время, как другие кричат: “Но Бог может всё!” Однако, исламское мировоззрение таково, что Всевышний не делает ничего не соответсвующего Его Святости. Согласно исламской доктрины, характер Бога является неотлемемой частью Его сущности и согласуется с Его величеством.

Итак, что же означает “сын Божий”? И если Иисус Христос имеет столь исключительные права, почему в Библии сказано: “...ибо Я – Отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой” (Иеремия 31:9) и “...Израиль есть сын Мой, первенец Мой” (Исход 4:22)? Взяв из контекста Послания к Римлянам 8:14, читаемое как “Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии,” многие учёные заключают, что “Сын Божий” является чистой метафорой и, как со словом christos , не подразумевает исключительность. В конце концов, Оксфордский Словарь Иудаизма подтверждает, что в еврейской идиоме “Сын Божий” является явно метафорическим, ссылаясь на то, что “сын Божий” – термин, иногда встречающийся в еврейской литературе, библейской и постбиблейской, но нигде не подразумевается физическое происхождение от Божества.” Библейский словарь Хастинга комментирует:

В семитских языках “сыновство” – концепция, несколько свободно используемая, для обозначения морали, а не физических или метафизических отношений. Таким образом “сыновья дьявола” (Jg 19:22 и т.д.) – злые мужчины, не потомки дьявола; и в Новом Завете “дети свадьбы” являются свадебными гостями. Так что “сын Божий” – человек, или даже люди, которые отражают характер Бога. Есть небольшое свидетельство, что название это использовалось в еврейских кругах Мессии, а сыновние отношения, подразумевающие больше, чем моральные отношения, будут противоречить иудейскому единобожию.

В любом случае, кандидаты в “сыновья Божии” начинаются с Адама, согласно Луке 3:38: “...Адамов (сын) Божий.”

Тем, кто опровергает цитированием Матфея 3:17 (“И се, глас с небес глаголющий: сие есть сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение “) скажем, что что Библия описывает много людей, включая Израиля и Адама, как “сыновей Божиих.”Как во II Царств 7:13- 14, так и в I Паралипоменоне, говорится: “Он (Соломон) построит дом имени Моему и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет мне сыном.”

Целые нации упоминаются как сыновья, или дети Бога. Примеры включают:

Бытие 6:2, “Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих…”

Бытие 6:4, “В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим…”

Второзаконие 14:1, “Вы сыны Господа Бога вашего.”

Иов 1:6, “И был день, когда пришли сыны Божии предстать перед ГОСПОДА…”

Иов 2:1, “Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред ГОСПОДА…”

Иов 38:7, “При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости?”

Филиппийцам 2:15, “Чтобы быть вам неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращённого народа…”

1 Посл. Иоанна 3:1-2, “Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими... Возлюбленные! Мы теперь дети Божии…”

В Евангелии от Матфея 5:9 Иисус говорит: “Блаженны миротврцы, ибо они наречены будут сынами Божьими.” И далее, в 5:45, предписывает своим последователям достигать благородных черт характера: “да будьте сынами Отца вашего небесного.” Не исключительно его Отца, но их Отца… Hastings, James. Dictionary of The Bible . p. 143.