Для чего нужны правила корпоративного поведения. Для чего нужны правила

Корректные поступки в обществе позволяют нам чувствовать себя вежливым, культурным человеком. Соблюдение общепринятых значительно облегчает жизнь, создает хорошее впечатление о каждом из нас. Знание правил этикета позволяет избежать неловкостей и недоразумений при стандартных ситуациях. Правила поведения в общественных местах устанавливают четкие рамки и позволяют отлично чувствовать себя в окружении людей каждому из нас.

Вконтакте

Зачем нужны правила поведения?

Наличие установленных норм является отличным регулятором отношений между людьми . Стандартные правила позволяют исключить ежедневные конфликты и непонимание между участниками, свести ссоры и сложные ситуации к минимуму. О том, зачем нужны правила поведения и как важны в современном обществе, мы поговорим ниже.

Вложенные в нас с детства основы и культура поведения в общественных местах отлично помогают в жизни каждому человеку. Часто мы не задумываемся, как правильно поступить в определенных ситуациях. Все действия и шаги выполняются автоматически, по привычной не только для нас, но и для других участников, схеме. Без существования этих норм функционирование здорового общества невозможно.

Этикет поведения в общественных местах

Для каждой ячейки общества этикет и культура поведения в общественных местах устанавливает свои правила, и соблюдение этих норм может многое рассказать о человеке и обществе в целом. Вести себя в общественных местах принято естественно, проявляя чуткость к окружающим и оказывая им посильную заботу. Однако не только это важно соблюдать в обществе, для каждого места есть определенный свод правил, выработанный веками.

На улице

Бумажки, фантики от конфет и разный мусор нельзя просто выбрасывать на улице, для этого нужно найти ближайшую урну. Если таковой по пути не оказалось, можно мусор убрать в карман и выбросить дома.

При прогулке по улице надо держаться таким образом, чтобы не задеть и не толкнуть идущих навстречу прохожих . Идя с компанией по дорожке или парку, необходимо держаться свободно и быть готовым в любое время пропустить встречного пешехода. Случайно задев кого-то, принято немедленно извиняться.

Неожиданно встретив на улице старого знакомого и остановившись поговорить с ним, не стоит стоять посреди тротуара или загораживать проход в магазин. Если вашим спутникам этот человек не знаком и беседы с ним не интересны, лучше обменяться телефонами или назначить личную встречу в удобное для вас время.

Громкую беседу и выяснение отношений правила поведения в общественных местах не предусматривают. Некрасиво переговариваться и с собеседником, выглядывающим из окна верхнего этажа.

Здороваться со знакомыми принято всегда, даже если вы уже виделись и общались. Здороваясь, женщина слегка кивает, а мужчина приподнимает шляпу или кепку. Однако в зимнее время это делать не обязательно. Здороваться, держа сигарету в зубах или руки в карманах, также не допустимо.

В общественном транспорте

Жители крупных городов и мегаполисов значительное время своей жизни проводят в общественном транспорте. Особенности поведения в транспорте направлены на исключение неудобств для пассажиров разного возраста. Здесь действует определенный свод правил:

  • В заполненном транспорте, пробираясь к выходу, не принято расталкивать всех локтями.
  • При перевозке багажа и крупных вещей стоит подумать об окружающих: убрать вещи с прохода или положить на пол.
  • Не нужно занимать два сиденья, на одном из которых стоят громоздкие сумки. Их лучше убрать на колени или оставить около водителя.
  • Наступив на ногу, а этого в переполненном городском транспорте избежать трудно, нужно вежливо извиниться.
  • Не принято мешать другим пассажирам громкими разговорами с собеседником или по телефону .
  • С попутчиками обращаются вежливо, почтительно и никогда не грубят.
  • Мужчине солидного возраста или даме с тяжелыми сумками обязательно уступают место. Нельзя стоять в транспорте, предоставив своему ребенку сидячее место. Маленького малыша обычно берут себе на колени. Подрастающий мальчик спокойно постоит и рядом.
  • Взбираться с ногами на сиденье любого транспорта детям также непозволительно.
  • Держа ребенка на руках, внимательно следят за обувью малыша и стараются не запачкать окружающих.
  • При приближении к остановке заблаговременно проходят к выходу , меняясь с другими пассажирами местами.

Правила поведения в общественном транспорте

В театре, кино, музее, библиотеке

Как надо вести себя в кинотеатре, музее и других культурных местах? Опоздания недопустимы и считаются проявлением неуважения к окружающим.

Совет! при планировании поездки в кино, театр, цирк стоит учитывать пробки, загруженность дорог и выйти из дома желательно раньше. Лучше дождаться начала премьеры в ближайшем кафе за чашечкой кофе, чем опоздать и чувствовать себя неуютно.

Если все-таки это произошло, добираться до своего места стоит очень аккуратно и тихо. При этом помните, что передвигаться нужно лицом к зрителю . Если опоздали другие, а вы уже сидите на своем месте, принято встать и пропустить их. Опоздавшие занимают свои места между концертными номерами или в перерывах между сценами.

При просмотре фильма или театральных действий принято сидеть тихо и не доставлять окружающим дискомфорт. Вертеться на месте, скрипеть стулом недопустимо, этим вы очень отвлекаете соседей и мешаете им. Если вы пришли в высоком головном уборе или шляпе с широкими полями, ее лучше снять и не загораживать обзор сидящим сзади.

Громкая беседа, активная жестикуляция руками недопустима ни в кинотеатре, ни в музее. При посещениях концерта не принято напевать вместе с исполнителем и отбивать такт ногами. Если вы пришли не одни, все разговоры и впечатления стоит отложить до антракта.

Есть и пить в концертном зале не принято. Недопустимо также шуршание бумажками, пакетами, упаковками от еды.

Приходя на концерт или выставку, телефон переводят на виброзвонок или отключают совсем. Если все-таки забыли это сделать, при неожиданном звонке стоит извиниться перед соседями и отключить телефон. На звонок в таких случаях не отвечают.

При посещении музея принято оставлять верхнюю одежду и крупные личные вещи в гардеробе. По залам передвигаются аккуратно, стараясь ничего не задеть и не разбить. Громкие разговоры и активные обсуждения экспонатов также недопустимы.

После окончания культурной программы не стоит торопиться к выходу. Вставать со своих мест принято только после окончания концерта .

Правила поведения в общественных местах для школьников младшего возраста не предполагают посещение ими взрослых сеансов. Им будет непонятно действие на сцене, а излишняя активность может помешать окружающим.

Нормы поведения в общественных местах для самостоятельного образования, таких как библиотека, очень просты. При посещении библиотеки верхнюю одежду оставляют в гардеробе. В читальном зале соблюдается тихая, спокойная обстановка . Сотовый телефон переводится на режим вибрации, а для ответа на звонок необходимо выйти из зала.

С книгами обращаются очень бережно, не бросают их и не загибают нужную страницу. Открытые бутылки с водой, стакан с соком или кружку с чаем ставить на стол с книгами не рекомендуется во избежание их порчи.

В кафе и ресторане

При входе в ресторан посетителей чаще всего встречает метрдотель и провожает к забронированному столику. При этом даме следует двигаться сразу за ним, а мужчина идет следом. Метрдотель помогает даме сесть, мужчина выбирает место самостоятельно .

В случаях, когда в ресторане метрдотель не предусмотрен, придерживаются следующей схемы:

  • посетители находят сами свободный столик;
  • мужчина идет первым и выбирает место, а дама держится за ним;
  • партнер не только помогает снять даме верхнюю одежду, но и сам сдает ее в гардероб;
  • партнер отодвигает стул и помогает сесть даме.

Места за столиком выбирают таким образом, чтобы официант легко мог подойти к сидящей даме и обслужить ее.


Правила поведения в ресторане

Двери, лифты, лестницы

При входе в помещение мужчина пропускает женщину вперед . При передвижении людей разных возрастных категорий младшие уступают дорогу старшим. Если проходящие одного возраста и положения, вперед проходит тот, кто ближе всего к двери. Подчиненный всегда уступает дорогу своему начальнику.

При движении навстречу друг другу входящий всегда пропускает выходящего. Помещение, оборудованное двустворчатой дверью, позволяет создавать два потока.

В лифте принято здороваться даже с незнакомыми людьми. Если вы ближе всего стоите к кнопкам управления, стоит поинтересоваться у соседей, на какой этаж они направляются. Этикет поведения в нашей стране при передвижении на лифтах торговых центров, государственных учреждений и других крупных организаций не предусматривает приветствие незнакомцев .

Однако если рассматривать опыт зарубежных стран, где здороваться принято со всеми и в любых ситуациях, то и в нашем случае приветствие незнакомого человека станет отличным знаком вежливости.

При спуске с лестницы впереди идет мужчина, готовый всегда поддержать даму при неловком движении. При подъеме мужчина держится сзади . Однако если лестничная площадка не освещена и ступенек не видно, мужчина идет первый.

Сторона лестниц с перилами является преимущественной для детей, женщин и пожилых людей.

Поведение детей в общественных местах

Культура поведения в общественных местах закладывается с самого детства . Обучение детей элементарным основам вежливости должно происходить естественно, и начинать обучение необходимо уже с первых лет жизни ребенка.

Правила поведения в общественных местах для школьников и детей младшего возраста ничем не отличаются от взрослых:

  • крик, шум в общественных местах запрещены;
  • приветствуется соблюдение чистоты и порядка;
  • требуется бережное отношение к общественному и чужому имуществу.

Внимание! Перед посещением любого многолюдного места с ребенком в первый раз предварительно стоит провести беседу. В ней подробно рассказать о том, как надо вести себя в многолюдных общественных местах, как действовать в тех или иных случаях, какие действия будут недопустимы.

Полезное видео: правила поведения в общественных местах

Строгое соблюдение правил и норм поведения не только значительно облегчает и упрощает общение между незнакомыми людьми, но и позволит стать обществу зрелым, сформировать индивидуальные принципы поведения с мощными многовековыми традициями.

Правила… Не все их любят, правда? Тогда зачем они нужны? Ограничивать нас и нести запреты, а при случае наживаться на наших штрафах? Или в их соблюдении есть хоть какой-то позитив и польза для нас? Давайте разбираться.

Правила игры. Играете ли вы в футбол, мафию, шарады, шахматы или любую другую игру, вы всегда обязаны соблюдать правила. С удовольствием ли вы это делаете? В игре, наверное, да, потому тот самый интерес, ради которого вы играете, обеспечивается как раз соблюдением правил.

Вы помните эпизод из фильма «Старик Хоттабыч»? «Неужели этим молодым людям интересно бегать и толкаться, чтобы поиграть этим невзрачным мячиком? Я полагаю, им будет приятно каждому вдоволь наиграться собственным мячом!» - сказал волшебник, и на футбольное поле упало сразу множество мячей. Стала ли игра от этого лучше? Нет, она потеряла свой смысл и оставила в замешательстве и игроков, и болельщиков.

Без правил игра не имеет смысла! Конечно, можно подслушивать, обманывать соперника и нарушать правила, когда никто не видит, но в итоге вы навредите самому себе. Вы уже не получите интереса от игры и удовольствия от нечестной победы. Ведь чем сложнее стоит задача, тем приятней её решать. Конечно, можно открыть конец сборника головоломок и посмотреть ответ, но ведь это было бы не то же самое, что решить самому, не правда ли?

Техника безопасности. Посетители, которых проводят на экскурсию на какой-нибудь завод, скорее всего, быстро подписав бумажку с правилами техники безопасности, её не читают, однако работники, которые своими глазами видели и застрявшие в автоматах волосы, и обожжённые руки, пренебрегать правилами не спешат. Ведь большинство из правил техники безопасности - это не прихоти начальства, а печальный опыт предшественников, а умный человек, как известно, учится на чужих ошибках. Тут уж не до красоты или удобства, важно выйти с работы здоровым. А ещё важнее вернуться здоровым с экстремального отдыха. Ведь вряд ли кто-то из нас соберётся в первый же выход в горы обойтись без страховки. Потому что эти правила - наша безопасность и наша жизнь, а это для нас важно.

Правила дорожного движения. Знаю-знаю, тут мнения будут не такими однозначными. Многим водителям действуют на нервы неудобно стоящие знаки, из-за которых приходится терять своё время и тратить лишний бензин. Пешеходам также неудобно ждать зелёного сигнала светофора, когда на дороге нет машин.

Но всё же. Вы бы предпочли, чтобы правил дорожного движения не существовало? Я думаю, нет. Потому что, как ни крути, они существуют для нашей безопасности. Ступая на пешеходный переход, вы знаете, что водители должны остановиться, и перейти тут - не опасно для вашей жизни. А вот перебегать дорогу в неположенном месте, напротив, опасно. Вы знаете это сами и будете учить этому своих детей.

Кроме того, соблюдение этих правил важнее двух предыдущих случаев. Потому что от их соблюдения зависит не только ваше настроение и здоровье, но и жизнь (в буквальном смысле этого слова) окружающих людей. Даже если вы простой пешеход, то от вашего решения лавировать между потоком машин вместо того, чтобы дойти до перехода, зависят и другие люди, их жизнь, здоровье, благополучие. А уж если вы водитель, то и говорить не стоит, сколько бед другим можно причинить, игнорируя правила дорожного движения.

Инструкция по эксплуатации. Ни один магазин не возьмёт обратно часы, которые вы, пренебрегая правилами их эксплуатации, искупали в тёплой ванне. Никто не возьмётся чинить по гарантии кофемолку, в которой вы решили перемолоть камни. Поэтому создатель этих приборов в инструкции по эксплуатации вас уведомляет: с его творением (пусть творение и массового производства) нужно обращаться так и так, и никак иначе.

Захотите нарушить эти правила - получите испорченную вещь, не пригодную для дальнейшего использования. Да, многим кажется, что они знают лучше и что производители перестраховываются. Однако если в вашем конкретном случае ничего не случилось, это не значит, что то же будет и с остальными экспериментаторами. Потому что те, кто отвечают за функционирование наших вещей, лучше знают, при каких условиях они могут перестать функционировать. Можно ли нарушить эти правила и не поплатиться? Иногда можно, но это совсем не значит, что и в следующий раз вам также повезёт.

Правила жизни. Десять Заповедей, записанных в Библии. Что можно сказать о них?

Устарели? Не популярны? Никто так больше не живёт? Меня будут считать дураком?

Но Десять Заповедей - это и правила игры, и правила дорожного движения, и техника безопасности, и инструкция по эксплуатации. Всё в одном.

Бог - наш Создатель. Он лучше знает, как и для чего мы устроены. Он дал нам эти правила не для того, чтобы воздвигнуть стену из запретов и ограничений, а для того, чтобы наша жизнь была лучше.

От того, будем ли мы соблюдать эти правила, будет зависеть наша жизнь и здоровье, а также жизнь окружающих нас людей. От этого будет зависеть, не «сломаются» ли наш организм и наша психика раньше времени. От этого будет зависеть, будем ли мы получать настоящее удовольствие от жизни.

Если аргументы работают с другими правилами, созданными людьми, то почему так упорно игнорируются Десять Заповедей, которые учредил Бог, наш Создатель? Почему так много аргументов против них тогда, когда вся наша жизнь показывает, что мир только и нуждается в том, чтобы вернуться к этим правилам. Подумайте о любом чудовищном происшествии, которое повергло вас в шок. Даже не зная, что это, можно заранее сказать, что произошло оно из-за того, что люди не соблюдают заповеди, данные Богом.

Игнорирование Божьих правил, как и игнорирование любых других, вначале действительно упрощает жизнь. Но делает ли её лучше? Интереснее? Насыщенней? Счастливей? Безопаснее для себя и окружающих? Надо признать, что нет, не правда ли?

Когда вы вдруг решите нарушить правила, задумайтесь о том, хотели бы вы, чтобы это же правило нарушали другие. Да, у многих найдётся, что ответить: «Я уже столько лет так живу, и ничего мне не делается». Но если мы устроены по-другому, если нарушение Десяти Заповедей для нас противоестественно, то рано или поздно мы за это заплатим. Да и вообще, разве бы вы не хотели жить в мире, где все соблюдают эти правила жизни?

Так что для вас правила - это ограничения и запреты или безопасность, интерес, жизнь в соответствии с предназначением?

Решать вам!

Виктор Марьин

Люди могут хотеть чего угодно, однако осуществление их планов может навредить другим членам общества. Порой интересы одних противоречат желаниям и стремлениям других. Это вызывает конфликты и приводит к непониманию. Чтобы люди знали, как нужно себя вести в таких ситуациях, необходимо наличие установленных правил поведения.

Раньше, когда не было ни законов, ни писаных правил, люди решали свои споры, обратившись к самому мудрому человеку в их общине. Он, в свою очередь, внимательно выслушивал их и разбирался в проблеме. Затем советовал поспорившим, как поступить. Мудрецы и старейшины пользовались уважением, и их наставления не вызывали никаких сомнений.

Правила поведения помогают человеку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается. Также существуют правила, которые приписывают в обязательном порядке то или иное поведение.

Без надлежащего функционирования правил поведения невозможно существование мирного общества и сожительства людей, т.к. без определенного ограничения свободы нельзя быть абсолютно свободным. Устанавливая рамки поведения для каждого конкретного человека, можно достичь общественного порядка.

К тому же соблюдение правил поведения говорит об определенном уровне культуры, присущем какому-то конкретному человеку. Когда вы не соблюдаете установленные социальные нормы, то у ваших собеседников может возникнуть негативное отношение к вам, и общение будет обречено на неудачу.

Правила поведения в некоторой степени позволяют моделировать исходы различных ситуаций. Например, при планировании какого-либо разговора, встречи и т.д. вы можете рассчитывать на то, что ваш собеседник в большинстве случаев поведет себя именно так, как предполагают установленные социальные нормы.

Источники:

  • зачем нужна этика

Любая деятельность человека основывается на прогнозировании. Но прогноз чаще всего основывается на культуре – матрице ментальных моделей поведения в обществе. Эти модели определяют однотипные реакции людей, принадлежащих к одной культурной среде, и обеспечивают их конструктивное взаимодействие во всех жизненных проявлениях – от эмоций до технических разработок.

Культурой конкретного общества можно считать систему ментальных моделей , которые являются общими для подавляющего большинства членов этого общества. Иными словами, это множество устоявшихся правил, отношений и понятий, свойственных людям одного менталитета.

Культура, в этом ее смысле, нужна для того, чтобы облегчить понимание и взаимодействие членов общества или группы , его представителей. Единая общая культурная позволяет понимать другого и предугадывать его реакцию на то или иное действие или слово. Это облегчает взаимодействие людей, принадлежащих к одной культуре, которая является их общей характерной особенностью.

Культура облегчает взаимодействие еще и потому, что не все его случаи подпадают под формальное действие законов, договоров и регламентирующих . Очень многие случаи не описываются ими, но , тем не менее, очевидными для людей, принадлежащих к одному культурному слою или . Общая , что эти люди одинаково поведут себя в этих, очевидных для них, случаях.

Культура позволяет установить неписанные общения в бизнесе, которые юристы называют «обычаями делового оборота», в быту, которые прописывает этикет. Часть этих правил усваиваются буквально с молоком матери и являются для представителей одной культуры само собой разумеющимися, и даже не оговариваются никакими специальными регламентами.

Но, между тем, для представителей другой культуры эти вещи не являются очевидными и вызывают удивление и даже неприятие. Поэтому при взаимодействии людей, принадлежащих к разным культурам, возникают непонимание и сложности.

Знание основ той культурной среды, в которой вы родились или живете, является тем ключом, который поможет вам в общении с теми, кто вас окружает.

Взаимодействие человека и государства – необъятная тема. Совершенно очевидно, что без государства, как аппарата управления, повсюду возникает хаос. Оно совершенно необходимо, чтобы бороться с преступностью, решать возникающие конфликты и споры, обеспечивать защиту от внешних посягательств. Но оно также может превратиться из аппарата защиты в аппарат угнетения и подавления, вся история человеческой цивилизации это подтверждает. Известно ведь, что «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».

Совершенно необходимо, чтобы каждый гражданин государства, наряду с обязанностями, имел права. Неотъемлемые, принадлежащие ему с момента рождения. Просто потому, что он человек и гражданин этого государства. Права, которые у него никто (включая высших должностных лиц) не может отобрать.

Зачем это нужно? Прежде всего для того, чтобы человек не ощущал себя крохотным ничтожным «винтиком» в огромной и могучей государственной машине, от которого ничего не зависит. Человек, знающий, что у него есть неотъемлемые права, считает само собой разумеющимся, что он личность. Не «винтик», не безликая кроха в такой же безликой биомассе, а именно свободная личность, права которой никто не смеет нарушать или ограничивать.

Такие люди четко знают, что и в каких пределах государство может от них требовать, а где начинается беззаконие и произвол. Поэтому они могут и сами отстоять свои нарушенные права, и помочь другим отстоять их. Они не отнесутся равнодушно к ошибкам и неправильным поступкам начальства, даже самого высшего уровня, а будут требовать их исправления. Тем самым, возможно, избавив их от развращения властью, а свою страну - от больших неприятностей.

К сожалению, весь ход российской истории был направлен на то, чтобы подавить личность, приглушить ее чувство собственного достоинства и инициативу. Набившие оскомину выражения: «Тебе что, больше всех надо?» или «Не высовывайся!» красноречиво говорят об этом. Проявление «индивидуализма» считалось недостойным делом, заслуживающим осуждения общества. От этого надо решительно избавляться! Если граждане России будут занимать активную жизненную позицию, будут готовы решительно отстаивать свои права, не считая себя «винтиками», у нашего общества появится шанс изменить ситуацию к лучшему.

Видео по теме

Источники:

  • зачем нужны люди

Не всегда человек получает хорошее воспитание в семье или в детском саду и школе. Но учиться никогда не поздно, и привить себе полезные привычки можно и в зрелом возрасте. Если вы будете с уважением относиться к окружающим, вы почувствуете, каким приятным и интересным может быть общение с другими людьми.

Инструкция

Держитесь в обществе непринужденно и свободно, уверенно и с чувством собственного достоинства. Чтобы не теряться перед большой аудиторией в центре внимания, развивайте свое красноречие и умение мыслить логически. Так вы всегда сможете сформулировать свою мысль, даже не имея готового текста перед глазами.

Практически все люди имеют в себе «жилку» души общества, нужно лишь поработать над собой. Не стесняйтесь заводить новые знакомства, общайтесь с уважаемыми интересными персонами. Читайте классику и признанных , чтобы пополнить словарный запас. Это поможет всегда и с любым собеседником найти темы для разговора.

Не говорите о людях плохо, не сплетничайте и не злословьте. Старайтесь относиться к собеседнику так, как хотели бы, чтобы он к вам. Если вы попали в незнакомую компанию, не нарушайте правил, принятых там, и не осуждайте их.

Юмор сможет выручить вас, если вы окажетесь в сложной ситуации и не будете знать, как ответить на вопрос. Не бойтесь признаться, что не чего-то не знаете.

Умейте выслушать собеседника, не перебивайте его. Свое мнение по данному вопросу выразите потом. Если же перебили вас, не указывайте человеку на его оплошность, послушайте, что он скажет.

Источники:

  • Об умении держать себя в обществе
  • как вести себя в обществе

Соблюдение государственных законов - одна из гарантий порядка в обществе. Наличие власти, которая обеспечивает беспрекословное выполнение всех законодательных норм - также важный аспект нормального существование страны.

Законодательством страны обеспечивается защита прав и . Есть систем управления и контроля благополучия и безопасности разных стран, что определено историческими событиями развития государств.

В большинстве своем законы напрямую или косвенно влияют на жизнедеятельность человека, обеспечивая возможность нормально трудиться и жить, при этом минимально ограничивая его свободу.

Узкие области, специально направленной деятельности, затрагивающие отдельные слои населения управляются нормативными актами. Это скорее исключение из правил.

Общие принципы воздействия законов

Все положения норм, законов, установленных государством, подчинены общим правилам, соблюдение которых очень важно.

1. Защита меньшинств различного уровня, справедливое распределение прав и обязанностей вне зависимости от рангов, чинов, положения в обществе.
2. Возможность самостоятельного принятия решений и отстаивание своей точки зрения в рамках общих положений.
3. Ограничение совершений злонамеренных поступков, наступление наказаний в случае отступа от норм.
4. Преобладание общественных интересов при соблюдении личных потребностей.
5. Внесение значительных корректив в поведение людей.
6. Создание норм и изменение правил позволено лишь независимой от обстоятельств группой законодателей, одобрение документов производится руководителями, избранными народом страны.
7. Принятые акты делают выигрышной общепринятую национальную идею, от осуществления которой улучшается благополучие всего общества.

Возможные проблемы при отсутствии законодательных баз

Если по каким-либо причинам обществом не соблюдаются совокупные правила, а контролирующий орган отсутствует, то все взаимоотношения могут превратиться в хаос. Нужно знать, что в таком случае государство и народ получает:

1. Отсутствие безопасности граждан и всего сообщества.
2. Превалирование прав силы, которая не подчиняется разуму.
3. Разгул и насилия.
4. Создание почвы для усиления националистических идей, приводящих к геноциду.
5. Рост антидемократических настроений.
6. Уклон на соблюдение неписаных законов, которые отличны в различных слоях населения.
7. Анархия и потеря добропорядочности граждан.
8. Бесконтрольная смена власти по принципу: «прав тот, кто сильнее».

Для предотвращения ситуаций возникновения беззакония государство имеет силовые структуры, призванные обеспечить порядок.
Задача государственных силовых структур сводится к мягкому регулированию соответствия действий рамкам закона в повседневной жизни и принятие жестких мер при возникновении серьезных масштабных конфликтов.

Видео по теме

Психологическое занятие для младших подростков

Психолог в школе - это особый человек: ему порой доверяют больше, чем близким людям, он умеет выслушать, понять и что-то посоветовать. Он может рассказать много интересного и важного: того, о чем просит душа ребенка. На уроках отношения деловые, регламентированные, а на этих занятиях можно сблизиться, постараться понять друг друга. Доверительные беседы или спонтанные игры способны настроить всех на одну волну, которая усилится от неожиданно появившегося единства. Открывать в себе бескрайность поначалу очень страшно, а позже - страшно интересно.

Цель занятия: сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.

Задачи:

Дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

Развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.

Оборудование: классная доска, мел, рабочие тетрадки учащихся для записи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»? (Звучат ответы учащихся.)

В целом вы все определили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока еще неизвестного другим. Но научное исследование отличается тем, что с самого начала ученый ставит перед собой какой-то вопрос, на который и ищет с помощью исследования ответ. Прежде чем записать какое-нибудь очень серьезное и важное утверждение, ученые проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.

Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.

Сначала мы откроем тетрадки, в которых запишем дату и с новой строки - «Эксперимент». А вот вопрос, на который мы будем искать ответ (запишем с новой строки):

Зачем человеку в жизни нужны разные правила?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента? (Дети наперебой высказывают самые разные версии.)

Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, исследуя проблему (а у нас с вами и обозначилась проблема: нет единого мнения), ученые и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то.

Так и запишем в тетрадках с новой строки: «Цель - найти причину, которая заставляет людей жить по правилам».

(В это время учитель на доске рисует заготовку для игры в «крестики-нолики». Дети радостно узнают этот рисунок.)

Нарисуйте в своих тетрадках поле для игры в «крестики-нолики», и начнем наш эксперимент! Я вам обещаю, что смогу всех победить! (Часть ребят не соглашается с этим утверждением.) Посмотрим, посмотрим.... Итак, я начинаю первая.

Проходя по классу, ведущий в каждой тетрадке рисует крестик в любой клетке. Затем предлагает детям сделать ответный ход «ноликом» и продолжает игру. Дойдя до третьего хода, учитель, нарушая правила игры, зачеркивает крестики так, как ему хочется, заявляя каждому ученику: «Я победила!» Это вызывает бурный протест. Но необходимо дойти до самого последнего игрока, продолжая нарушать правила. Самых «крикливых» можно успокоить, шепча на ушко, что надо подождать окончания эксперимента.

Ой! Как вы кричите! Почему?

Дети кричат наперебой:

– Вы нарушили правило!

– Так не играют!

– Так нельзя!

– Почему вы так делаете?

– Это нечестно!

Что я делала? Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и как настоящие ученые попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало такой крик и такое возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане.

(Дети постепенно успокаиваются.)

Попробуйте ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда я не по правилам объявила себя победителем? Какие чувства появились у вас?»

(Учитель спрашивает каждого, записывая ответ на доске.)

Итак, возмущение, чувство, что тебя обманули, обида, задумчивость, недовольство, шок, раздражение, гнев, злость...

Давайте запишем эти слова, которые рассказывают о вашем состоянии, в тетрадках.

Скажите, это чувства светлые, приятные или темные, некрасивые?

(Практически хором звучит, что это темные, некрасивые чувства.)

Вот как! Вы единогласно решили, что это темные, некрасивые чувства! Единогласно, ребята! Все чувствовали одно и то же, все говорят одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вдруг вы почувствовали боль обиды?

Правильно, вы начали кричать! Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить! Так?

(На этот раз удивительно, но дети уже не кричат, они стараются говорить спокойнее. Видно, как они медленно анализируют сами себя, свои чувства в контексте слов и действий.)

Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали . Все согласны? Тогда запишем вывод в тетрадках: «Нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека».

Ребята! Сможем мы сейчас ответить на наш вопрос: «Зачем человеку в жизни нужны правила?»

(Звучат ответы детей.)

Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

А будут ли к нам другие люди хорошо относиться, если мы будем нарушать правила?

Так зачем людям нужны правила?

А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос, который вы много раз задавали мне. «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный тон голоса учителя?»

(Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто «плохого» поведения ученика, а нарушения правила поведения на уроке. Предлагается назвать известные учащимся правила поведения на уроке.)

Ребята! Вам понравилось проводить эксперимент? Экспериментальным методом вы самостоятельно смогли определить, как вы должны вести себя не только на уроке, но и в повседневной жизни. Если мы с вами хотим жить в мире, если мы с вами хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать свое хорошее настроение, мы должны помнить наш вывод: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И все только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».

Нарушение правил приводит весь мир человеческих отношений в состояние, которое вы сами называли. И вы сами сказали, что это темные, некрасивые чувства, они разрушают отношения людей.

Прощаясь с вами сегодня, я хотела бы пожелать вам всегда помнить, что ваше хорошее настроение зависит только от того, умеете ли вы соблюдать правила.

П редложенный вашему вниманию урок был проведен в пятых классах. По этой же методической разработке прошло занятие и в шестых классах. Результат был ошеломляющим. Дети впервые (это отражалось на их лицах во время обсуждения) задумались о том, что учитель - тоже человек и он имеет право на чувства. Дело в том, что во время обсуждения необходимо уделить некоторое внимание чувствам учителя по отношению к тем, кто нарушает правила поведения на уроке.

Дети, младшие подростки, да порой и вполне «взрослые» старшие подростки достаточно часто наделяют учителей неприятными эпитетами, наклеивают ярлыки, формируют отношение к ним, которое позже переносится и на предмет, который учитель преподает. Но после этого урока учащиеся вдруг открыли для себя причину раздражения учителей.

Проговаривая это, стоит обратить внимание, что источником нарушения порой становится не один ученик, а несколько человек, и не один раз за урок. Предложить учащимся подумать, можно ли сложить те «темные» чувства, которые они сами назвали, и поместить их в сердце одного человека - учителя.Дети охотно соглашаются с тем, что именно так часто и происходит. После этого задать вопрос «на засыпку»: «Можно ли платить за добро злом? Учителя, которые вас учат, дарят вам новые знания. Можно ли разжигать в душе человека страдания и боль, думая только о своих сиюминутных желаниях и капризах?»

После этого откровенного разговора дети готовы обсудить правила, которые надо соблюдать на уроке, чтобы не обидеть учителя, чтобы не настроить его против себя. Неспешность реакций детей на эти вопросы указывает на то, что они начали думать...

Действительно, учителям, особенно молодым, непросто поддерживать дисциплину. Под натиском детской энергии некоторые отказываются от миссии воспитателя и сосредоточивают свои усилия на преподавательских функциях, искусственно загоняя себя в рамки методических указаний и рекомендаций. А именно это и послужит в дальнейшем источником эмоционального выгорания: нет обратной связи, нет творчества, нет сил работать. У некоторых учителей срабатывает защита, которая разрушает многие позитивные начинания, отраженные в программах. И сколько учителей ни учи правильно реагировать на нарушения с учетом причин этого самого нарушения, они все равно реактивны по сути своей, ибо сами ученики учат их быть реактивными...

Современные требования к ведению дневников запрещают писать в них замечания о поведении ученика, учителям разрешается только приглашать родителей на консультацию. Перегруженные работой родители откладывают визит на неопределенное время, а ребенок в это самое время вырабатывает навык плохого поведения. Да и правомерно ли перекладывать воспитание ребенка с плеч профессионалов только на плечи мам, бабушек и пап? Их методы порой ужасают. Да и некоторые учителя полагают недопустимым отвлекаться на дисциплину, поскольку и так не хватает времени, чтобы «прогнать» программу. Вот и получается, что психолог может помочь учителю, и помощь его будет эффективной. Надо только быть включенным в систему реальных и масштабных проблем современной школы.