Каин и Авель – библейские герои. Храм Тихвинской иконы Божией Матери на пр.Науки

Дорогие братия и сестры, в дни Великого поста на богослужении Часов и В ечерни мы слышим так называемые паремии, т. е. чтения из книг Ветхого Завета. Среди проч их историй, пророчеств и назиданий, мы услышали историю о том, как Каин убивает своего младшего брата Авеля.

Из этого рассказа каждый отчетливо видит и осознает, что старший брат совершает страшный грех, братоубийство, но помимо этого, важно заметить, что убийство здесь это лишь следствие и результат другого греха, хоть и меньшего, но ведущего к гораздо большим падениям, и в конце концов к погибели. Убийство стало следствием зависти.

Каин позавидовал своему брату, казалось бы не в современном понимании «позавидовать», ведь предметом его зависти было не благосостояние, не здоровье или успех в личной жизни… он позавидовал тому, что Господь принял чистосердечную, принесенную с любовью Ему жертву Авеля, а формальную, без сердечного участия, жертву Каина отверг.

Однако Каин был не первым, кто испытал зависть в сотворенном мире, и, тем самым, погубил не только свою, но и чужую жизнь. Этим пороком он подражал дьяволу, ведь именно дьявол - первенец чувства зависти, именно он, позавидовав Богу, спал с небес, а, позавидовав человеку, ввел его в смертный грех. Люди же, в свою очередь, позавидовали Христу и распяли Его… и в Священном Писании это далеко не все примеры трагедий человечества, причиной которых было безумие зависти, царящее в человеческом уме и сердце.

Рассматриваемое нами ветхозаветное чтение говорит о лютой зависти и ее последствии ни в коем случае не ради призыва осудить Каина, и не для того, чтобы мы испытали жалость к младшему брату Авелю. Церковь предлагает нам прочувствовать эту трагедию, посмотреть на нее не как в далекое, ветхозаветное прошлое, но как в зеркало, в котором видна вся наша жизнь.

Наша же личная трагедия в том, что редко кто в этих строках видит самого себя, редко кто видит свою повседневную жизнь исполненной зависти, мы привыкли прикрывать свою зависть и укореняться в ней, а она в это время, по словам святого Василия Великого «истлевает душу подобно тому, как ржавчина изъедает железо…». Мы же, не замечая этого, привыкли думать, что мы никому никогда не завидуем, а если и завидуем, то, так называемой, «белой завистью», да и то совсем в незначительной степени. В той степени, которая, как нам кажется, никак не повредит нашей духовной жизни.

Апостол Павел в своем послании к Римлянам призывает христиан «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12, 15), и это ориентир братолюбия для каждого из нас. Но кто из нас может с чистым сердцем сказать, что он скорбит вместе со своим собратом о его неудаче, если косвенно эта неудача возвышает нас над ним или просто показывает наше превосходство? Кто радуется, если наш близкий преуспел в каком-либо общем деле более, чем мы? Мало кто, даже из христиан, лишен зависти, и здесь она переворачивает с ног на голову Евангельские ценности – завистливый человек, наоборот, скорбит о благополучии и радости ближнего, а видя его печаль или неудачу – радуется.

Каждому человеку, а тем более христианину, необходимо осознать, что зависть встает серьезной преградой между человеком и Богом, она завладевает человеческим сердцем и не способствует умножению любви, но, наоборот, уничтожает ее, ведет к распрям, нестроениям, соперничеству, чувству несправедливости, воровству, длительной вражде и даже к убийствам.

Пример крайне безумного состояния души человека, который, находясь в плену страсти, не способен к осознанию своей вины, это все тот же Каин, с которого мы начали наше рассуждение. Ведь он не просто завидует, он убивает родного брата и, когда уже все становится известно, принимая наказание от Бога, Каин возражает Ему, считая, что Господь наказывает его сверх его сил… Вместо покаяния, омраченное сердце Каина заставляет сказать Богу: «наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4, 13). Справедливое наказание Божие не приводит его к покаянию, но, напротив, он дерзает прекословить Богу…

Прп. Амвросий Оптинский, советуя не доводить до столь ужасного укоренения в зависти, говорил так «Всего лучше… стараться истреблять зависть в самом начале смиренною молитвою и смиренною исповедью и благоразумным молчанием».

Помимо этого давайте задумаемся, что дает зависть нашему телу и душе? Любой грех наносит урон человеческой духовности, а впоследствии и телу… Но многие грехи привлекают человека именно потому, что кажутся сладкими для плоти! Пьянство влечет человека забвением настоящих проблем и приятным, как ему кажется, состоянием одурманенности… объедение и лакомство влечет человека по причине угождения своему желудку… блуд, по причине угождения своим низменным похотям… А чем так приятна человеку зависть? Ничем! Зависть, есть страсть, которую невозможно оправдать даже телесной потребностью или развязанностью. Зависть не имеет никаких «положительных» сторон даже для человеческого услаждения, но, наоборот, расстраивает человека и душевно и физически. Так почему же мы так усиленно держимся этой страсти?

Дорогие братия и сестры, Господь дает нам благодатное время поста, время не упущенных возможностей, а духовных приобретений и давайте постараемся не потерять его. И, не пропуская мимо своего сердца и ума сегодняшний пример безумных последствий такой страсти, как зависть, пускай каждый из нас приложит все силы, чтобы отвернуться каиновой зависти, принадлежащей к уделу дьявола, и повернется лицом ко Христу, служа Ему добродетелью и братолюбием. Аминь.

Свящ. Владислав Малышев

Пятая цивилизация людей (наша) появилась сравнительно недавно.

Первые представители человеческой цивилизации были ростом около четырех метров.

До наших дней сохранились лишь два имени, поэтому история о создании человека вызывала столько вопросов.

При чтении Библии сразу бросается в глаза одна несуразица — в книге написано:

Вопрос: откуда взялась жена Каина?
Каин (от иврт. кина — зависть, завидующий человек) - первый сын Адама, убил своего брата Авеля из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (книга Бытие, IV).

Имя «Каин» стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.

Причина убийства
Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них…

Обсудить видео и задать вопрос на форуме! - http://kiberpop.ru/forums/topic/kain-i-avel/

История Каина и Авеля: за что и почему Каин убил своего брата Авеля? Как так получилось и каковы были последствия этого злодейства? В этом выпуске поговорим так же о том, что такое жертвоприношение и религия

Библейский ликбез #12: Каин и Авель

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем наш библейский ликбез и сегодня будем говорить о Каине и Авеле.

Надежды Адама и Евы на скорое избавление

Когда у Адама и Евы родился первенец, у них был, надо полагать, полный восторг. Они посчитали, что сбываются обещания Божие, данные в раю, когда Он говорил, что от семени жены будет им спасение и что это семя жены поразит змея «в голову» - то есть победит те последствия…

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей»(Быть 4,1-10).

Первые дети Кайн и Авель приносили жертвы. Авел в жертву принес егненнка, в котором была скорбь и кровь при убиении, о Кай овощи, в…

На сегодняшний день, практически каждый человек даже не знакомый с Библией, знает, что Каин убил Авеля. И знает даже не потому что верит или не верит в Бога. А потому что эта «история» по своему содержанию действительно очень страшная и скажем прямо – отвратительная. Особенно если её перенести на себя, если бы вы были главным виновником этой трагедии.

Ведь омрачает сиё действие ещё и то, что Каин убивал не врага, не соперника, а собственного, родного брата. Родного и единственного брата от первых людей. Вот уж действительно чего врагу не пожелаешь, говоря человеческим языком, опуститься до такой степени чтобы убить того, кто… Ладно ещё там в детстве соперничать и иногда даже драться, но убить, сделать так, чтобы его никогда не было. Ведь это хуже, чем отрубить себе собственные руки, и умный человек, немного поживший и повидавший всего на свете это поймёт. Рука или нога у вас оторваться может в любую минуту, особенно в наше супер техничное время. Любой острый угол в вашей…

Почему Каин убил Авеля?

Ветхозаветная книга Бытия рассказывает следующую историю этого первого в истории человечества убийства. Каин, старший сын Адама и Евы, был земледельцем, а его младший брат Авель пас овец. Оба брата принесли в одно время жертвы Богу: Каин – плоды обрабатываемой им земли, Авель – первородных ягнят от своего стада. Бог благосклонно принял подношение Авеля, не удостоив вниманием дары Каина, отчего последний «сильно огорчился, и поникло лице его». Несмотря на утешения и предостережения со стороны Бога, Каин возненавидел младшего брата и, позвав его однажды в поле, убил. Некоторые исследователи считают эту легенду отголоском конфликтов, возникавших в глубокой древности между скотоводами и земледельцами. Древние евреи были в те времена скотоводами-кочевниками, поэтому пастух Авель стал в их сказании любимцем Бога и невинной жертвой земледельца Каина. Однако в истории чаще имело место обратное: именно кочевые племена нападали на миролюбиво настроенных…

Каин и Авель
Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.
Святой апостол Иоанн Богослов

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, - дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, - дым от нее стелился по земле.

Сделал Господь это…

Важный момент, братья и сестры: Каин усыновился дьяволу до того, как убил брата.
«..и сказал Каин Авелю – брату своему: пойдём в долину. Когда были они в долине, и восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его». А за что Каин убил Авеля, или почему Каин убил Авеля. Какие у него к тому были мотивы, что были за причины? За какую виду он убил брата? Ни за что. Ни почему. Без мотива, без причины. Ни за какую за вину.

Каин совершил человеческое жертвоприношение. И это объясняет ап. Иоанн в 1 послании 3гл12ст (даю вам точный перевод с древнегреческого языке): «Каин был от лукавого и заклал брата своего. И за что заклал его? Потому что дела его были лукавы, а дела брата его — праведны.».
То есть до того как убил, до деяния убийства, дела Каина были лукавы. А какие дела? Во-первых жертвоприношение. Печаль не по Богу, опускание лица. И уж после того как Господь говорил с ним, Каин солгал и усыновился дьяволу. Вот такие были у Каина дела лукавые. Опять спросим: за что он…

Тема сегодняшнего урока — история первого смертоубийства в истории человечества.

Комментарий для учителя:

Для урока желательно, чтобы в распоряжении учащихся были предоставлены соответствующие тексты из недельной главы.

И ЗАМЫСЛИЛ КАИН ПРОТИВ AВЕЛЯ, БРАТА СВОЕГО, И КОГДА ОНИ БЫЛИ В ПОЛЕ, ВОССТАЛ КАИН НА AВЕЛЯ, БРАТА СВОЕГО, И УБИЛ ЕГО. И СКАЗАЛ БОГ КАИНУ: «ГДЕ AВЕЛЬ, БРАТ ТВОЙ?» А ОН СКАЗАЛ: «НЕ ЗНАЮ; РАЗВЕ СТОРОЖ Я БРАТУ МОЕМУ?» И СКАЗАЛ ОН: «ЧТО СДЕЛАЛ ТЫ? ГОЛОС КРОВИ БРАТА ТВОЕГО ВОПИЕТ КО МНЕ ИЗ ЗЕМЛИ.

Берешит 4:8-10

Как мы видим, Тора ничего не говорит о том, почему Каин убил своего брата. Поэтому каждому комментатору пришлось самостоятельно искать ответ на этот вопрос.

Версий при этом, разумеется, было выработано много. К примеру, Владимир Жаботинский в своем романе «Самсон Назорей» писал:

Вообще, земледельцы ненавидели скотоводов. «Для малого стада, — жаловались они, — нужно столько земли, что посей на ней…

ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ

Бог создал человека во славу Себе и для добрых дел, но человек сам себя склонил ко греху, размышляя день и ночь о запретном плоде. Они знали, где оно находится и часто поворачивали свои головы в мыслях, будто их кто — то завет. Не хватало только одного, что бы кто подтолкнул их познать непознанного. Как только созрела Ева склонить свои мысли к запретному плоду, появился и тот, кто взял ее мысли под свой контроль и нежно направил ее разум вперед. Ослепленный разум сделал свое дело, соединяя ее плоть будущим на скорбь. Соблазняющий сказал в нужное время нужное слово, и дело было сделано. После того как она ввела в заблуждение и Адама. Если бы они не открыли своим желаниям свободу, позволяя себе ощутить вкуса плода и понять то, что им не было нужно знать, все происходило бы иначе, но они соприкоснулись со сладостью греха и сами ввели свою жизнь в смерть. Грех своей жалой, ужалило их на смерть, на мучение, страдание и болезни. Этот яд находившийся в запретном плоде…

Из учения Святого Писания явствует, что злость можно уничтожить лекарством данным нам от Господа – страданием. Несколько сот страданий из за Христа и злости не останеться. Но есть и противоположный путь. Это пренебречь Господним лекарством и вместо умертвления диавольского наследия в нас их выращивать.

7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.
(Евр.6:7,8)

Злость можно сжечь и избавиться от нее. Для этого надо принять лекарство Господа - страдание. Есть другой путь. Отвергнуть Божье лекарство – страдание и взрастить ее еще большую злость.

Пример с парковкой машины.

Вот только один пример из моей жизни. Сегодня приехал на домашнюю группу и поставил машину у обочины дороги, как это часто делал. Из соседнего дома появился мужчина и стал орать, что я…

Ну кто же не слыхал истории о первом братоубийстве в истории человечества? Ревнивый старший брат убивает младшего из-за неудачного жертвоприношения. Их имена уже давно стали нарицательными и вспоминаются каждый раз когда речь идет о родственных конфликтах или гражданских войнах. Но Библия, как ни одна другая книга, содержит в себе столько загадок и несоответствий,что просто пройти мимо не получается. Не исключение и история Каина и Авеля. Для начала напомним как это было, а потом попробуем понять за что Каин убил Авеля.

Как говорит священное писание

Жили были Адам и Ева и было у них два сына - Каин и Авель. Оба брата выросли. Каин стал земледельцем, а Авель - скотоводом. И вот однажды вознамерились братья принести жертвы Господу. Каждый предложил ему то что имел. Каин принес зерно, а Авель первородных ягнят из своего стада. Каково же было изумление обоих когда с неба снизошел свет и забрал жертву Авеля не небо, в случае же Каина этого не произошло. Бог принял жертву…

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Ветхий Завет

Каин и Авель

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери. (Быт. 5, 4).

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.

Однажды они приносили жертву Богу: Каин — плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада.

Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верою в обетованного Спасителя, с молитвою о помиловании и надеждою на милость Божию; и Бог принял жертву Авеля, — как полагают, дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божия. Господь не принял его жертвы; это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.

После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его.

Бог обратился к…

Каин и Авель - Каин и Авель: Каин и Авель Каин и Авель (комиксы) (англ.) персонажи комиксов DC Comics. Каин и Авель (фильм) (англ.) американская малобюджетная кинокомедия. Каин и Авель (сериал, Аргентина) (англ.) аргентинская… … Википедия

Каин и Авель - в Библии сыновья первой человеческой пары Адама и Евы. Каин земледелец и Авель пастух совершили каждый приношение Богу. Он призрел дары Авеля и пренебрёг жертвами Каина. Обиженный Каин восстал на своего брата Авеля и убил его. За это он был… … Исторический словарь

Каин и Авель - согл. ветхозавет. преданию, сыновья первой человеч. пары Адама и Евы. «И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принес Каин из плодов земли дар богу. И Авель принес также из первород. стада своего и… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Каин и Авель - Ка/ина и А/веля, м. В библейской мифологии: сыновья Адама и Евы, старший из которых Каин земледелец, младший Авель пастырь овец. Пока…

Всё на свете когда-то происходит в первый раз. Библейская Книга Бытия в четвёртой главе рассказывает о том, как впервые в истории человечества свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин…

Почему Каин убил Авеля?

В продолжение темы покаяния фильма «Остров».

Некоторые люди, считающие себя верующими и хорошо знающими Священное Писание верят в это:

Еврейский царь Соломон в период наибольшего своего могущества пожелал выстроить храм Богу, которого он называл Еговой [библейский Иегова]. Архитектором этого храма был некто Хирам, загадочная личность, которую царь Тирский, поклонник бога Молоха, прислал Соломону. Самоуверенная гениальность Хирама быстро выдвинула его над всеми окружающими, которые невольно подчинялись таинственной воле того, кого все прозвали «Мастером». Лицо Хирама одновременно носило на себе отпечаток гения света и гения тьмы. Великий архитектор Хирам пользовался огромной властью: он имел под своим начальством более 300 000 работников всех языков и наречий, собранных со всех концов земли. Однажды царица Савская посетила царя Соломона, заинтересованная грандиозной постройкой, которую он предпринял, и пожелала увидеть самого строителя…

Врожденный эгоизм и агрессию Каина считают в религиозной истории центральным поводом убийства Авеля. Разобщенность между эго Каина и его более высокой природой была настолько огромна, что он не был в состоянии ее понять и справиться с ней. Исследуя умы Каина и Авеля, можно не раз удивиться.

Библия рассказывает, что Каин принес «низшуюжертву. Почему? Наверное, Каин понимал, что Бог не нуждается ни в какой пищи, главный акт жертвоприношения – намерение со стороны человека, а не содержание «жертвоприношения». Авель, который увидел предложение Каина, предположил, что жертва должна быть существенной, в этом случае она будет свидетельствовать о хорошем намерении человека?

Понятно, что и в этом случае это не обязательно причина убийства. Может, Каин расстроился, что младший брат отодвинет его на задний план?

После появления познания, Адам и Ева порождают Каина и Авеля по образу Добра и Зла. Дети первой человеческой пары родились в дуалистическом мире. Бог не принимает…

КАИН, -а, м. (стар.) — изверг, преступник [по имени Каина — братоубийцы, согласно библейскому сказанию, проклятого Богом] (Толковый словарь русского языка Ожегов С.И., Н. Ю. Шведова, 1992 г.)

Применяется фраза «Каинова печать на ком-нибудь» — о всеми отвергнутом предателе; книжн. (Толковый словарь русского языка Ожегов С.И., Н. Ю. Шведова, 1992 г., к слову «каин»).

История о Каине, который убил из зависти своего брата Авеля, описана в Библии, Первая книга Моисеева. Бытие (глава 4):

«Быт.4:1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
Быт.4:2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
Быт.4:3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
Быт.4:4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
Быт.4:5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно…

Многим известно, что у Адама и Евы было два сына, и старший лишил жизни младшего, но за что Каин убил Авеля для многих так и остается тайной. Это первый пример братоубийства в истории человечества, который часто используют люди в идентичных жизненных ситуациях. Несмотря на достаточно подробное описание случившегося в Библии, на сегодняшний день существует много версий, отличающиеся друг от друга.

Почему Каин убил Авеля?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо сначала вспомнить саму историю. Адам и Ева были первыми людьми, которые после совершения греха были выгнаны из рая. У них было два сына: Каин и Авель. Первый посвятил свою жизнь земледелию, а второй стал скотоводом. Когда они решили отдать жертву Богу, то братья принесли плоды своего труда. Каин в дар Богу предложил зерно, а Авель ягненка. В итоге жертва младшего брата была принята на небеса, а старший остался без . Все этого разозлило Каина, и он убил своего брата Авеля. Вот эту историю и рассказывает священная книга.

В общем, существует несколько разных объяснений, представленных христианами, иудеями и мусульманами. В одной версии говорится о том, что это было своего рода испытание для старшего брата. Он должен был понять, что человек не может получить все и сразу. Каин должен был смириться и продолжать жить без каких-либо обид и разочарований. Мусульмане уверены, что Авель имеет сердце праведника и это стало причиной принятия жертвы.

Другие версии, зачем Каин убил Авеля

Хоть в священной книге и указано, что на момент случившегося на земле жило только 4 человека, есть и другая версия. Были там и сестры, одна из которых – Аван стала спором двух братьев. Как известно, многие конфликты мужчин из-за женщин заканчиваются именно кровопролитием. Возникла эта версия на основе того, что именно на Аван Каин женился и у них родился сын.

Есть версия, что убить Каин преднамеренно никого не мог, поскольку на тот момент не было известно, что такое смерть. У мусульман есть мнение, что все произошло исключительно по случайности. Разгневавшись на брата, Каин схватил его и спросил у Бога, что ему делать дальше. Именно в этот момент появился Дьявол и настроил его на убийство. Вследствие этого Каин убил брата, совершенно не желая этого.

Христианские теологи дополняют версию, изложенную в Библии. Согласно ей, Бог не захотел принимать жертву Каина, поскольку она была не от чистого сердца. Другое мнение у еврейского философа Йосефа Альбо, который считал, что для старшего брата убийство животного было недопустимым явлением, именно поэтому он и отомстил родственнику, за его действия. У этой версии есть некоторое противоречие: на основе чего могли возникнуть такие мысли, если понятия смерти еще не существовало.

В Талмудической литературе есть информация, что братья дрались на равных, и Каин оказался побежденным, но ему удалось вымолить прощенье. В итоге Авель отпустил несчастного, но братоубийца из Библии, воспользовавшись шансом, расправился с родственником. Согласно еще одной версии, братьев является олицетворением противостояния между земледельческими и скотоводческими жизненными устоями.

Что было дальше?

После того как Каин убил собственного брата он женился на Аван и основал город. Он продолжал заниматься земледелием, что стало основой для развития нового общества. Что касается Евы, то она узнала о смерти сына благодаря Дьяволу, который изложил ей случившееся в самых страшных красках. Мать испытала горечь потери и плакала целыми днями. Это можно называть первым проявлением человеческой боли. С этих пор на страницах Библии эта тема присутствует достаточно часто.

Одна из глав Библии повествует о братьях Каине и Авеле – старшем и младшем сыновьях Адама и Евы. Известно, что старший брат убил младшего – это было первое в истории убийство одного человека другим. Перечитывая страницы Священной книги, человек никогда не получает ответа на вопрос: ? Изгнанные Рая за совершение греха, Адам и Ева оказались в мире, похожем на тот, в котором живут люди сегодня. Они в первый раз узнали о страданиях людей, в этом мире все были смертны. У них родился старший сын Каин, а затем младший Авель.

Каждый из них выбрал свой путь в жизни. Каин стал возделывать землю и выращивать на ней хлеб, Авель пас овец. Оба искренне почитали Всевышнего. Когда настало время подтвердить свою любовь к Творцу приношением ему жертвы, оба не задумываясь, сделали это. Каин положил на жертвенное место зачатки урожая, Авель принес молодого ягненка. Но Всевышний принял дар только Авеля, на его дар снизошел священный огонь и дым поднялся прямо в небо. От жертвы Каина дым стелился по земле. Каин не проявил смирения, переполнился гневом. Он переменился в лице, помрачнел. Увидев это, Господь стал вразумлять Каина смириться с его волей, не совершать злых поступков.

Но разум Каина был помутнен, он думал только об отмщении за обиду. Хитростью заманив Авеля в безлюдное место, Каин убивает брата. И здесь нет раскаяния за свой поступок. Каин думает лишь о том, как скрыть совершенное преступление от всех. Он забывает даже о том, что Господь видит все и знает обо всех его поступках. Милостивый Бог дает ему возможность покаяться, спросив, где находится Авель. Но покаяния не происходит. Каин отвечает, что не обязан следить за братом. Солгав Господу, он отвергается им. В наказание Господь ставит на нем метку бессмертия, что делает его вечным скитальцем. Каинами теперь называют подлых, способных на низкие поступки, людей.

За что Каин убил своего брата Авеля? Каину не был понятен выбор Всевышнего, перед Каином не было вины Авеля. Многие считают, что Каином руководило чувство зависти к брату, который обладал более мягким нравом, чем, возможно, расположил к себе Бога. Это предположение совпадает с мнением приверженцев мусульманской веры.

Существуют и другие предположения, за что Каин убил своего брата Авеля . В христианстве утверждается, что Авель жил по праведным законам, потому дар его Господом был принят. Помыслы Каина были злыми. В его жертвовании не было искренней любви к Всевышнему. Потому его жертва была отвергнута. Испытание, которому подверг Господь Каина, подтвердило злобность и завистливость его характера. Он не мог победить свою гордыню, смириться волей божьей, что послужило причиной трагедии.

Истории, изложенные в Священном Писании, подтверждаются жизнью. В различных ситуациях человек встает перед выбором, поддаться ли искушению и совершить подлый поступок, или быть милосердным к ближнему, прощая ему человеческие слабости. Существует предположение, что Авель был гораздо сильнее брата физически. После нападения Каина на Авеля Каин стал просить пощады. Милосердный Авель отпустил брата, и тот убил его.

Но каких бы версий и предположений по поводу того, почему Каин убил своего брата Авеля , не существовало, напрашивается вывод, что чувство зависти Каина к Авелю является главной причиной братоубийства. Прочитав первые несколько десятков глав Священного Писания, мы познаем тайну происхождения человека, углубляемся в свой внутренний мир. Нам открываются тайны создания растений, животных и, самое главное, человека.

Ветхозаветная Библия предлагает много разнообразных сюжетов, которые описывают сотворение и развитие существующего мира, повествуют о взаимоотношениях людей и Господа.

Первыми рожденными на земле людьми были Каин и Авель, история этих братьев известна практически каждому христианину. Через эту историю верующий человек может постигнуть глубокие истины об окружающем мире и себе самом.

Библия повествует о том, что после изгнания Адама и Евы из рая у них родилось двое детей, которых назвали Каин и Авель: первый был земледельцем, а второй пас овец.

В Библии каждое имя несет в себе значительную смысловую нагрузку, в этой книге нет малозначительных названий. Каин переводится как «получение, приобретение», «кузнец», то есть его смысл жизни заключен в производстве, приобретении чего-то.

Этот человек крепко связан с землей, ее ценностями, живет в основном плотскими заботами. После рождения первенца Ева произносит: «приобрела я человека от Господа». Авель (Гевель) — это отглагольная форма, глагол «гаваль» означает «дышать» или «дыхание», он менее привязан к земле, потому более духовен.

Каждый из молодых людей занимался своим делом и приносил Господу плоды от собственных трудов. Авель возлагал на алтарь часть от своих животных, а Каин – от своего урожая.

Обратите внимание! Легенда о двух братьях дает возможность проследить некоторые мотивы культурно-исторического развития древних народов.

Во-первых, перед нами фактически архетипические фигуры, которые представляют собой общества кочевников и фермеров, во-вторых, древняя традиция поклонения через принесение различных даров на алтаре.

Тем не менее, не станем акцентировать внимание на этой довольно-таки глубокой теме и рассмотрим подробнее, кто такие эти братья в контексте православной веры. Господь принимает жертву от Авеля, а от Каина не принимает, и последний начинает завидовать своему младшему брату.

Господь обращается к Каину, и смысл слов Творца состоит в следующем:

  • ты делаешь доброе дело (приносишь подношение на алтарь), так почему не радуешься;
  • ты можешь грустить, только если делаешь зло, то есть завидуешь;
  • как только ты начинаешь впускать в свое сердце зависть, тогда грех оказывается у твоего «порога», но тебе нужно не подчиняться, а господствовать над ним.

Слово «грех» упоминается впервые в книге «Бытие». Здесь даются самые начальные наставления относительно того, как следует человеку обращаться с грехом – господствовать над ним и не впускать в свою душу.

Старший сын Адама и Евы оказывается грешником, который поддался искушению. Сильнейшая зависть подвигает юношу на убийство родного брата.

Господь пытается взывать к совести человека, но тот не раскаивается в содеянном, после чего появляется метка Каина, запрещающая кому-либо его убивать. Каин был обречен скитаться, не зная отмщения за свои дела

Как говорит Википедия и другие популярные источники, ссылаясь на различные писания, в дальнейшем земледелец продолжил свое путешествие, пока не пришел в землю Нод, где обосновался и взял в супруги одну из своих сестер (Аван или Сару), от которой получил потомство.

Про сыновей Каина есть сведения в Писании, но предположительно никто из его потомков не пережил потоп, призванный очистить землю от греха. Существуют разные мнения относительно данного факта, некоторые исследователи указывают не народность кенеев, которые были кузнецами и металлургами, так что могли оказаться потомками грешника.

Толкование истории двух братьев

В проповедях и книгах можно встретить разные трактовки того, за что Каин убил Авеля. Казалось бы, событие элементарное и однозначное, но несет в себе глубокий смысл.

Священники и проповедники приводят в пример эту легенду в различных ситуациях. Как многие другие события из Ветхого Завета, эта история истолковывается по-своему представителями многочисленных школ и направлений.

Кто-то описывает эту историю как символическое представление о развитии первобытных обществ, другие считают указанием на угодность принесения именно животных на алтаре.

Есть даже трактовки, которые изображают Каина орудием отмщения, который приравнял гибель животного (то есть его существование), которого принес Авель на алтарь, к гибели человека. Помимо этого, сюжет также прослеживает предпочтительность младших братьев в семье, которые во многих других историях Ветхого Завета тоже получают привилегии от Господа.

Нередко Авель рассматривается как своеобразный прообраз Христа, так как пострадал незаслуженно и является мучеником, при этом именно он более угоден Господу.

Обратите внимание! Согласно некоторым учениям, метка Каина является специальной отметиной от Люцифера, как знак соглашения между ними. Но это мировоззрение противоречит канонам церкви и более относится к апокрифам.

Конечно, во все эти подробности интересно углубляться с точки зрения развития эрудиции и изучения истории религий и верований, но для православного христианина история Каина и Авеля воспринимается как учение о:

  • первом грехе и искушении;
  • пагубности страстей, в данном случае — зависти;
  • ошибочном выборе и его последствиях.

Первому человеку не стоило роптать на своего брата и обманывать Господа, а лучше порадоваться достижениям своего брата на пути служения Богу и смиренно продолжать приносить на алтарь продукты земледелия, проявляя упорство и смирение.

Тем не менее, в нем эти качества не оказались превалирующими, потому грех стал владеть человеком, а недобрые помыслы привели ко греховным делам.

Тяжесть греха

Назиданием для Каина, совершившего зло, стало изгнание и вечное клеймо. Как известно, человек сотворен по образу Всевышнего и, хотя фактическое изображение Бога в виде картинки людям недоступно, данная концепция принимается.

Таким образом, всякий задумавший убийство, покушается на самого Господа, что является тяжелейшим грехом. Бог дал временность этого тела и конечную гибель как инструмент для людей, вышедших из Эдема, позволяющий вернуться обратно к своему Создателю.

Люди, которые губят друг друга, используют этот инструмент совсем не по назначению, а в собственных интересах, то есть фактически восстают против божественного замысла.

Чем Каин убил своего младшего брата — камнем. Желая раскаяться, человек говорил Господу о собственной уязвимости, но Бог сделал его невредимым, а искупление греха равных образом невозможным.

Всякому православному полезно периодически читать эту историю, рассматривая первую трагедию в этом мире, исходя из концепции греха.

Чаще всего герой данной истории всячески порицается, считается отрицательным персонажем, однако нам не следует чрезмерно превозносить себя над ним, лучше поразмыслить о своем жизненном пути и не поддаваться периодически греховным помыслам.

Принятие дара

До сих пор не известно, почему Бог принял дар только от Авеля. Есть разнообразные трактовки, но в каноническом источнике об этом ничего не сказано.

Видимо, этот факт просто является сокрытым от людей и неведом. Об этом не следует задумываться, а если и размышлять, то только в рамках упражнений для ума.

Для духовного развития полезно размышлять не над этим, а над различием между людьми, которое наблюдалось с самого начала мира.

Вероятно, оно присуще этому миру, и разница будет существовать всегда.

Полезное видео

Подведем итоги

Люди всегда имеют выбор: идти по пути зла, подобно Каину, который в итоге ничего не приобрел для себя и принес только вред, либо двигаться по пути Авеля, заботясь о чистоте души и помыслов, выполнять заповеди из Нового Завета, следовать любви и смирению, которые не допускают в мир ни зла, ни греха.