Взаимодействие человека и окружающей среды. Влияние общества на природу Воздействие человека на природу в традиционном обществе

Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки.

В процессе производства человечество потребляет три вида ресурсов . Это: вещество, энергия и информация . Четвёртый ресурс принадлежит самому человеку с его интеллектом и способностью к труду.

Понятно, что вещество используется тем эффективнее, чем больше для этого применяется энергии, а вещество и энергия применяются тем лучше, чем богаче запас необходимой информации.

В зависимости от того, какой тип ресурсов являлся доминирующим в истории общества, выделяют три основных этапа в освоении природы, каждому из которых соответствует определённый тип общественного производства.

Промышленная

Аграрная революция

Революция


Постиндустриальный

Индустриальный

Этапы Доиндустриальный

ресурс Вещество Энергия Информация


Тип Земледелие и Машинное Автоматизированное

Производства скотоводство производство производство


С каждым этапом усиливалось антропогенное (связанное с деятельностью человека) давление на природу . Например, в XX в. человечество потребило больше тепла и энергии, чем за всю свою предшествующую историю.

На современном этапе НТП человеческая деятельность превращается в планетарную силу, влияющую на всю естественную среду обитания человечества. В связи с тем, что человечество приобрело всепланетарный статус, то его проблемы также стали носить глобальный характер. В том числе: деятельность человека, относящегося к природе как к сырьевому придатку производства, приводит к обострению противоречия между обществом и природой, техносферой и биосферой и приобретает сегодня черты глобального экологического кризиса .

Этот кризис находит выражение в таких проблемах , как: разрушение почв, лесов, водных, воздушных бассейнов, их химическое и радиоактивное отравление, уничтожение растительного и животного мира, истощение земных недр. В этом же ряду – озоновые дыры, парниковый эффект.

Человечество производит сегодня в 2000 раз больше органических отходов, чем вся биосфера. При этом из общей массы добытого природного сырья в конечный продукт потребления превращается только 1/10 часть, остальное отправляется на свалку. Кроме того, из-за бурного роста населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние 30 лет на одну треть.

Главная проблема антропологического влияния – противоречие между почти неограниченными потребностями человечества, его техническими возможностями и ограниченными возможностями самой природы. В связи с этим экологическая проблема становится проблемой охраны окружающей среды от разрушительного влияния человека.

Одна из составных частей этой проблемы – проблема социальной экологии – охрана человека, его здоровья, общества в целом в связи с исчерпанием природных ресурсов и загрязнением природной среды. Всё это может иметь плачевные результаты – появление врождённых пороков развития, раковые, наследственные заболевания, что подрывает жизнеспособность людей, ведёт к их генетическому вырождению. Поэтому некоторые учёные говорят об экологической и генетической катастрофе.

Как следствие, активизируется экологическое мышление , которое ставит вопрос о путях выхода из того экологического тупика, в который загнало себя человечество. Сегодня предлагаются различные варианты оценки и решения экологической проблемы. Среди них выделяют экологический пессимизм и научно-технический оптимизм. Представители первого (Дж.Форрестер, Д.Медоуз, Р.Хайлбронер – в США) исходят из того, что полное восстановление экологического баланса уже невозможно и следует говорить только о некотором ослаблении воздействия общества на природу через, например, установление нулевого роста производства, отказ от современной техники, снижение прироста населения и т.п.

Представители научно-технического оптимизма (Д.Белл, А.Тоффлер в США, Б.де Жувенель, Ж.Фурастье во Франции, К.Фримен, Д.Габор в Великобритании и др.) считают, что все глобальные проблемы, в т.ч. и экологические, разрешимы с помощью научно-технического прогресса. Учитывая их предложения, а также наработки таких отечественных мыслителей, как В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев и др., обозначим главные пути решения экологической проблемы :

▪ уменьшение опасного антропогенного давления на природу за счёт регулирования роста населения планеты, устранения угрозы ядерного, химического самоуничтожения человечества, использования безотходных технологий, природоохранных мероприятий, ограничения роста производства и потребления, а также экологического воспитания людей;

▪ объединение усилий всех стран в преодолении экологических угроз;

▪ изыскание средств для существования человечества, не связанных с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли, что возможно за счёт развития науки, новых технологий, в том числе, биотехнологии.

Важной предпосылкой этих шагов является преодоление экономического и культурного разрыва между «Севером и Югом» через ускорение глобализации НТП. То есть человечество должно осознать себя как единое целое в своём отношении к природе. Самое главное условие поддержания гармонии с природой – разумное сосуществование людей друг с другом.

При этом необходима психологическая переориентация человеческого сообщества , смена стереотипов: современное общество стало обществом потребителей; потребление стало целью; всё производится для того, чтобы потреблять. Важно преодолеть потребительское отношение к природе, перейти от «человекоцентризма» к спасению Земли по принципу выведения «счастья человека» из «счастья планеты». Важнейший ориентир здесь – идея коэволюции , т.е. совместной эволюции человека и природы, с возможностями которой необходимо сопоставлять цели, средства и последствия человеческой деятельности.

В качестве вывода отметим следующее: общество, человек находятся в определённых отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией. И хотя по мере развития общества зависимость человека от природы уменьшается, он в любом случае оказывается неразрывно с ней связанным. Это фиксируется в понятии «биосфера», частью которой является человечество.

К осознанию этого обстоятельства подталкивает рост экологических проблем, угрожающих самому существованию биосферы. В этих условиях обостряется проблема ответственности человека по отношению к природе, посредством которой он существует. А этика ответственности предполагает тщательный философский анализ, сопоставление различных точек зрения, диалектический учёт необходимых и случайных связей во взаимодействии общества и природы.

18. Наименование темы: «Общество как целостная саморазвивающаяся система », лекция, отведён 1 час.

18.1.Общество как система, структура общества.

18.2. Динамика общества и его развитие.

Понятие и классификация глобальных проблем современности.

Современный экологический кризис: понятия и причины.

Индикаторы глобального экологического кризиса (ГЭК).

Динамика численности населения мира.

Демографическая ситуация в России.

Этапы взаимодействия общества и природы.

Природа – в широком смысле означает весь мир в многообразных его проявлениях, как синоним терминов "материя", "Вселенная", в более узком смысле используется термин "природная среда" для обозначения совокупности естественных условий существования человеческого сообщества.

Географическая среда общества – та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе.

Общество – в широком смысле, обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле этап человеческой истории.

Что положить в основу периодизации непростых взаимоотношений между обществом и природой? Причем исторические роли общества и природы в этой связке неодинаковы. Общество выступает как активная действующая сила, тогда как природа в большинстве исторических ситуаций представляет собой плацдарм, на котором разыгрывались экологические события.

В марксистской литературе по экологии принята формационная периодизация, но она, по нашему мнению, предназначена для других целей, целей не экологического, а социально - экономического анализа. Главные явления в эволюции техники, последовательность расселения, нарастание численности человечества, периоды освоения природной среды, череда рождений и катастроф экосистем не совпадает с ней.

Г.В. Платонов предлагает следующую периодизацию во взаимоотношениях общества и природы:

Первый период - биогенный (адаптационный, присваи­вающий). Он соответствует тому, что Ф. Энгельс, ис­пользуя терминологию К. Л. Моргана, называл «ди­костью» .

Второй период - техногенный (частично-пре­образовательный). Он подразделяется на два этапа:

а) аграрный (сельскохозяйственный) , соответствую­щий тому, что Ф. Энгельс именовал «варварством», и

б) индустриальный (промышленный) , который Ф. Эн­гельс называл «цивилизацией».

Третий период - ноогенный (системно-преоб­разовательный).

Известный антрополог академик В.П. Алексеев предлагает иную историческую периодизацию взаимоотношений общества и природы . Ведущим принципом построения этой периодизации является учет антропогенных эффектов, результатов деятельности человечества и того, как они отражаются в изменениях природной среды.

Все накопленные за последние десятилетия данные и проведенные исследования демонстрируют то, что человечество представляло собой мощную природоизменяющую силу с самых ранних этапов своей истории.

Первый этап может быть назван эпохой первого экологического кризиса, т.е. начального разрушения экологического равновесия между обществом и природой. Хронологический рубеж этой первой в истории человечества драмы - XII-X тысячелетия до н.э. .

Этот кризис начался с самых ранних шагов истории человечества и продолжался длительное время на всем протяжении развития общества охотников и собирателей. Охотничье хозяйство этого общества складывалось из двух форм охоты - скрадывания, позволявшего регулировать поступления пищи, и загона, при котором добыча значительно превышала потребление и напрасно гибло большое количество животных. Не имея реальных врагов, наши предки увеличивались в числе очень быстро. Чем больше людей хотело есть, тем больше они уничтожали животных, тем больше разрушали естественные биоценозы, разрушали эволюционно сложившиеся связи между видовыми группами животных, нарушая их традиционно сложившиеся взаимоотношения и способствуя вымиранию видов, служивших основной пищей человеку каменного века.

Второй этап в истории взаимодействия природы и общества получил название неолитической революции . Он связан с появлением производящего хозяйства, т.е. с одомашниванием животных, переходом от охоты к сельскому хозяйству (выращивание растений и животных) и оседлому образу жизни.

Человечество создало вокруг себя непосредственно искусственную биотическую среду, по мощности своей превышающую естественную. Эта искусственная среда - среда домашних животных и поля культурных растений - требовала непристанной поддержки, изменяла весь рабочий цикл, способствовала созданию специального производственного инвентаря, а главное, привела к изобретению искусственного орошения. Последнее нарушило естественную систему речного стока, а с ним и естественный геохимический баланс.

За тысячелетия этого периода серьезным преобразованиям подверглось само общество и его функциональные проявления, которые затем приобрели глобальный характер и выразились в масштабных изменениях лика планеты - опустынивание земель, наступление степи на лес, исчезновение лесов на многих территориях, высыхание речных русел.

Сейчас накапливается все больше данных о том, что древнейшие цивилизации (Вавилонское государство, государства Центральной Америки и др.) гибли не только от нашествия завоевателей, но и от собственных экологических трудностей, с которыми они не могли справиться.

Следует подчеркнуть, что основной характер взаимоотношений между обществом и природой сложился именно в этот период. Как пишет акад. В.П. Алексеев, общество разрушает природу, стремясь все больше и больше приспособить ее к своим нуждам, природа мстит человеку экологическими кризисами, исчерпанием ресурсов и стихийными бедствиями.

Третий период взаимоотношений общества и природы В.П. Алексеев связывает с возникновением городов и организации городской среды (IV-III тысячелетия до н.э.) . Рассмотрим какие аспекты город и городская среда вносят в системные взаимоотношения природы и общества.

Город возникает как закономерный путь топографической концентрации ремесла, хозяйственной жизни в целом, населения, торговли, уплотнения социальных связей. Известно, что еще в III-I тысячелетиях до н.э. города появились в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае. В греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген.

Характерными чертами городских поселений являются следующие признаки, их пять:

- концентрация населения;

- концентрация хозяйственной жизни;

- концентрация торговли;

- концентрация власти;

- концентрация идеологической жизни.

Все это находит отражение в усложнении плана застройки, расширении и уплотнении площади поселения, организации застройки вокруг центральных площадей, появлении крупных архитектурных комплексов, наконец, появлении внешних укреплений. Все эти особенности в совокупности образуют специфическую экологическую нишу, антропологическое воздействие которой не может не проявляться в разных сферах.

Исследования историков и археологов показывают, что многое в урбанизации (как появлении и развитии определенных городских отношений), наблюдаемое нами сегодня, берет начало в древнем мире: загрязнение городской среды, утомление городским шумом, отравление тяжелыми металлами. Достаточно вспомнить, что, например, свинец (его накопление в организме), который использовался при изготовлении водопроводных труб, считается причиной гибели Римской империи.

Итак, на что конкретно влияет формирующийся город в сложившейся системе «природа-общество»? По мнению акад. В.П. Алексеева, это влияние идет по четырем каналам и соответственно затрагивает четыре сферы, находя отражение в биологических, социальных и психологических характеристиках человеческих общностей.

Первая из них - заключается в том, что город в процессе сосредоточения торговли создает условия для появления разнообразных, в том числе и нетипичных для местности, пищевых товаров, т.е. способствует разнообразию пищевого рациона, а это в свою очередь положительно влияет на процессы роста и физического развития населения.

Так по данным антропологов, в средневековых городах Украины и европейской части России проживало население, отличавшееся известной массивностью и ростом по сравнению с населением окружающих деревень 1 .

Вторая сфера - это изменение характера брачных связей, начало панмиксии 2 и вытекающие из этого изменения генетической структуры городских популяций. Городская популяция охватывает, как правило, большее число людей, чем сельская, стремится к увеличению своей численности, представляет собой не стабильную, а потенциально растущую категорию.

Третье - это напряженная санитарно-эпидемическая обстановка, которая создается в любом городе практически с самых первых шагов его формирования. Этому способствует скученность населения, накопление нечистот и отбросов, которые в ранних городах достигали огромных размеров. Отсюда легкое появление и мгновенное распространение разных форм эпидемий (бубонная чума в средние века; грипп «испанка», холера, тиф; СПИД - в наши дни).

Четвертое - это психологическая сфера горожанина по сравнением с жителем сельского поселения. Она существенно усложнилась, расширился кругозор и круг общения, изменилось восприятие пространства. Пространство земледельца, скотовода, охотника, собирателя и рыболова открыто, пространство первого горожанина закрыто, замкнуто улицами, малогабаритными площадями, городскими стенами. В настоящее время появилось новое научное направление – видеоэкология - которое сделало своим предметом изучение особенностей восприятия горожанином окружающей среды.

Сам факт концентрации десятков, сотен тысяч людей на определенной относительно компактной территории создает предпосылки для рождения целого комплекса социальных явлений, несущих на себе отпечаток географических и природно-климатических явлений. В процессе урбанизации - и это главное - территория преобразуется в пространственную среду, т.е. переходит на другой качественный уровень. Такой переход осуществляется через деятельность, культуру, поведение людей, градостроительство и архитектуру. Процесс этот постепенный длительный, занимает целые исторические периоды.

Формирование городской среды, начавшееся на рубеже IV-III тысячелетий до н.э., сыграло роль особого этапа во взаимоотношениях общества и природы, драматизировало экологическую ситуацию и породило многие проблемы городской экологии, не разрешимых до сих пор. «Экологичность» города, как бы ее не называли («анатомия Парижа», «физиология Петербурга» и пр.) на самом деле всегда была социальной, мировоззренческой проблемой.

В первые века нашей эры мы постепенно начинаем переходить к четвертому периоду , связанному с расширением географической среды общества, освоением ранее заброшенных участков, интенсификацией производства. Начавшийся тогда, этот процесс продолжался почти 2000 лет. Он включает в себя:

Миграции огромных масс людей в эпоху великого переселения народов в первые века н.э.;

Изменение навыков земледельческого труда, вторую сельскохозяйственную революцию связанную с освоением неполивных земель;

Усовершенствование сухопутной дорожной сети;

Развитие морской торговли;

Освоение природных ресурсов отсталых стран;

Колониальный передел мира;

Промышленную революцию, связанную с изобретением парового двигателя;

Появления железных дорог;

Изобретения электричества и способов его передачи на дальние расстояния.

Грандиозным итогом почти двухтысячелетнего процесса для жизни всей планеты, включая и жизнь человеческого общества явилась антропогенная миграция, по терминологии В.И. Вернадского, живого и косного вещества нашей планеты. Человечество превратилось в мощную геологическую силу.

XX век , по мнению В.П. Алексеева, представляет собой пятый и пока последний этап взаимодействия внутри системы «природа-общество» он называет его этапом демографического взрыва и новых технологий . Этот этап играет решающую роль в выборе дальнейшего пути развития в сторону его прекращения, т.е. гибели человечества и, возможно всей биосферы планеты, или в сторону выживания и решения стоящих перед нами драматических проблем.

В мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.

Понятие традиционного общества

Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.

Признаки традиционного общества

Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.

Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.

Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.

Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.

Особенности экономического уклада

Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.

Традиционное общество – это противостояние природы и человека.

Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.

Социальные отношения и иерархия

Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).

В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.

Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.

Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы - исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.

Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.

Политическое устройство

Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.

Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.

Духовная сфера традиционного общества

Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.

Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.

Иерархия ценностей

Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.

Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.

В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.

Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.

Соотношение современного и традиционного обществ

Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.

Природа – это часть бытия, которая существует по своим законам независимо от деятельности человека.

Для общества природа – это

1) географическая среда , т.е. система климата, фауны, флоры, недр и водных ресурсов, с которыми взаимодействует человек в своем трудовом производстве и непосредственно жизненном отношении. Именно географическая среда влияет на производственные показатели, на здоровье и мировоззрение человека.

2) Природа по отношению к обществу – это неорганические и органические состояния планеты Земля, в которых существует общество.

3) Природа – освоенная часть космоса.

Варианты взаимодействия общества с окружающей средой:

1. Господство природы над обществом – в течение первобытного и начала рабовладельческого состояния человечества.

Признаки: 1) Преобладание природных стихий над возможностями человека;

2) Поклонение человека силам природы в образах богов, тотемов, фетишей;

3) Господство собирательного и пассивно-земледельческого труда и производства.

2. Господство общества над природой – началось с середины 3 тысячелетия до н.э. и продолжается до сих пор. Признаки :

1) Уничтожение флоры и фауны для удовлет-ворения потребностей человека. С 20 в. это состояние перерастает в экологический кри-зис и возможность экологической катастрофы.

2) Превращение человека в "царя природы", т.е. существо, имеющее право уничтожить всех чтобы насытиться. В 20 в. это качество осуждается по этическим нормам и преследуется по юридическим законам из-за чрезмерного проявления.

3) Совершенствование производства и техники, потребляющих вещество и энергию природы во все возрастающих масштабах.

4) Преобладание индивидуализма в отношениях людей, потому что владея совершенной техникой, индивид может выжить в любой неблагоприятной природной среде.

3. Конструктивное взаимодействие – с конца 20 в.

Признаки :

1) Создание безотходных (экологически обоснованных) технологий в преобразовании природы.

2) Формирование экологической этики – правил гуманного отношения к фауне и флоре. Этот способ отношений утверждается на уровне общественного сознания, а государства не могут его реализовать по причине конкурентных отношений в мире.

3) Становление отношений между обществом и природой на основе научного подхода, а не потребностей государства или нации. Наука дает объективную информацию о состоянии природы и ориентирует общество на проду-манную тактику преобразования природы в связи с формированием конструктивного взаимодействия природы и общества (взаимоприспособительных механизмов).

Идеальный вариант - создание ноосферы (сферы разума), в которой природа будет развиваться в оптимальном режиме на основе строго научных и технико-экологических программ взаимодействий.

Общество в своем функционировании проходит различные уровни (этапы). Учения выделяют начальный уровень – стадия дикости, варварства, и стадии цивилизации.

Цивилизация – это состояние общества, в котором представлены письменность и государственная форма управления.

Все человечество с 3 тысячелетия до н.э. развивается в рамках цивилизации, а стадия варварства – общества, в котором нет письменности, государства – представлена только как оценочная характеристика отсталых племен Азии и Африки, которые существовали до 19 в., а в настоящее время эта стадия отсутствует, т.к. цивилизация проникла во все части планеты.

Ученые в рамках цивилизации выделяют два типа общества: традиционное и техногенное. Изучение их очень важно для разработки социальной политики в государстве: установлено, что прогресс общества направлен от традиционного общества к техногенному.

Традиционное общество – цивилизация, в которой преобладает натуральное хозяйство, а отношения людей основаны на консервативных традициях морали, религии и жизненного опыта. Признаки :

1) Производство материальных благ не для торговли и обмена, а для непосредственного жизненного потребления. Только элита общества могла позволить товарное производство, т.к. была потребность в средствах роскоши.

2) Жесткое социальное деление общества: элитные группы не допускают переход в нее низших слоев общества.

4) Преобладание аскриптивной мотивации в поведении людей – оценка и стремление к восприятию других людей по приписанным качествам: социальной иерархии, пола, возраста, цвета кожи и пр., которые не достигаются другим человеком благодаря его труду, а даны изначально.

5) Наличие сложного варианта письменности, отличного от разговорного языка, свойствен-ного социальной культуре, напр., китайские иерография и язык, латинский язык и национальный язык.

Техногенное общество – цивилизация (общество), основанная на товарном производстве и господстве науки и техники (появилось в 15 в. в Европе).

Признаки :

1) Господство товарного производства в форме денежного обращения, универсальным выражением производства являются деньги.

2) Преобладание научного рационализма в системе культуры.

3) Преобладание демократических принципов.

4) Господство индивидуализма в отношениях.

5) Ускоренная иннвозвационная динамика культуры.

Перспектива России – продолжение техногенных качеств.

Влияние человека на природу является результатом его взаимодействия с окружающей средой, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Взаимодействие общества с природой не может быть только положительным или только отрицательным. Все мы прекрасно осведомлены о негативном воздействии человеческой деятельности на окружающую среду. Поэтому, более подробно мы рассмотрим именно положительное влияние общества на природу.

Положительное влияние человека на природу

  1. Создание заповедников и заказников началось еще давно. Однако сегодня мировые организации защиты животных активнее решают проблему исчезновения различных видов животных и птиц. Редкие виды животных заносятся в Красную книгу. Много законов, запрещающих браконьерство и охоту, охраняют животных многих стран.
  2. В связи с ростом населения Земли, человечеству необходимо обеспечивать себя большим количеством потребляемых ресурсов. Следовательно, необходимо заботиться о расширении сельскохозяйственных угодий. Но ведь невозможно перепахать всю Землю для сельскохозяйственных работ. Поэтому люди придумали положительное решение данной проблемы – интенсификация сельского хозяйства, а также более рациональное и эффективное использование сельхозугодий . Для этого были выведены новые сорта растений, которые обладают высоким уровнем продуктивности.
  3. Потребление энергоресурсов Земли растет с каждым годом в десятки раз вследствие усиленной модернизации современного мира. Человек берет из природы фактически все ресурсы. Однако они тоже имеют свой предел. И здесь деятельность общества стала направляться в положительном русле. Человечество пытается создавать замену природным источникам ресурсов, совершенствует способы добычи полезных ископаемых , дабы не разрушать естественную среду залежей. Ископаемые стали более экономно расходоваться и использоваться лишь строго по назначению. На сегодняшний день общество создает новые способы добычи энергии от ветра, солнца и водных приливов и отливов.
  4. Вследствие огромного количества выбросов производственных отходов в окружающую среду, стали создаваться мощные самоочищающиеся сооружения , которые перерабатывают отходы фабрик и заводов, не оставляя возможности всем вредным выбросам оставаться и разлагаться.

Отрицательное влияние человека на природу

  1. Загрязнение окружающей среды продуктами отходов производства.
  2. Браконьерство, охота, вылавливание несозревших видов рыб. Вследствие чего не успевают восполняться определенные виды фауны, и наблюдается вымирание или полное исчезновение животных.
  3. Опустошение ресурсов Земли. Человечество черпает все ресурсы из недр Земли, поэтому наступает истощение природных источников. Прирост населения наблюдается каждый год, и человечество нуждается в большем количестве ресурсов.

Вывод

Сегодняшняя задача человечества – сохранение природного баланса на Земле для дальнейшего положительного взаимодействия с природой.