Время розничной торговли алкогольной продукцией. Время продажи алкоголя в Московской области

В нашей стране периодически корректируется существующий закон о продаже алкоголя в торговых точках, функционирующих на территориях областей, районов, сельских поселений. Соответствующие поправки вносились в документ в последнее время, а именно в 2014, 2015, 2016 годах.

В конце ноября 1995 года вступил в силу Федеральный Закон № 171 « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В течение более 20 лет в законодательный документ вносились необходимые поправки, последняя из которых была утверждена в 2011 году, в июле месяце.

На сегодняшний день, в соответствии со статьей 16 главы II ФЗ 171, на территории страны установлены нормы реализации крепких спиртосодержащих напитков, регламентирующих сколько, в какое время, кому и где разрешено продавать алкогольные напитки и что находится под запретом, в частности: время для продажи алкоголя в розницу в торговых предприятиях.

Сегодня все магазины, имеющие в продаже алкогольную продукцию, не отпускают ее в ночное время и в вечерние часы. Перемены, внесенные в закон в июле 2016 года, установили нижнюю границу, то есть до скольки продают алкоголь торговые точки.

Время продажи не зависит от суток, т.е. все равно, когда вы хотите купить алкоголь, в будни или выходные дни. Однако есть и ограничения, о которых мы поговорим ниже.

Для удобства мы внесли все данные о том, со скольки и до которого часа не продают алкоголь в сводную таблицу, в зависимости от города, в котором вы хотите купить спиртное:

Время, когда алкоголь не продают Города России
21.00-10.00 Алтай
21.00-10.00 Архангельск
22.00-10.00 Белгород
23.00-08.00 Вологда
23.00-08.00 Волгоград
20.00-11.00 Забайкалье
23.00-08.00 Еврейский автономный регион
21.00-09.00 Иваново
21.00-09.00 Иркутск
21.00-10.00 Калининград
22.00-10.00 Калуга
23.00-08.00 Кемерово
22.00-11.00 Краснодар
22.00-10.00 Киров
23.00-08.00 Курган
21.00-09.00 Липецк
21.00-11.00 Мурманск
22.00-09.00 Новосибирск
22.00-11.00 Новороссийск
22.00-10.00 Омск
22.00-10.00 Оренбург
23.00-08.00 Орел
23.00-08.00 Пермь
22.00-09.00 Приморье
23.00-08.00 Пенза
23.00-08.00 Ростов-на-Дону
23.00-08.00 Рязань
23.00-10.00 Самара
22.00-10.00 Саратов
23.00-08.00 Сочи
21.00-09.00 Суздаль
22.00-10.00 Тверь
23.00-10.00 Тольятти
23.00-08.00 Тында
23.00-10.00 Феодосия
23.00-08.00 Череповец
23.00-10.00 Чебоксары
23.00-08.00 Углич
23.00-08.00 Уфа
23.00-08.00 Ярославль

В пятницу действуют те же правила торговли, определяющие рамки по продаже алкоголя, что и другие будние и выходные дни.

В Москве в 2018 нельзя купить спиртное с одиннадцати часов вечера и до восьми утра. В Московской области установлен другой режим продажи напитков с высоким градусом: с двадцати одного часа до одиннадцати часов утра.

В СПБ (Снкт-Петербурге) алкоголь продается с одиннадцати утра и до десяти вечера, а в Ленинградской области им не торгуют с десяти часов вечера до девяти часов утра.

Для Крыма с 2015 года также действуют правила по запрету на продажу алкогольной продукции в ночное время:

Также в Крыму действуют некоторые правила:

  • Продажа алкоголя разрешена в закрытых кафе и ресторанах, оборудованных не менее чем шестью столами (на 24 посадочных места). Однако запрещено продавать спиртное на вынос.
  • Юридическим лицам разрешено продавать любое спиртное, ИП - пиво, сидр и медовуха.
  • В торговых точках, располагающихся в жилых домах и киосках запрещена продажа с 22.00 до 11.00.
  • Также интересно, что в Симферополе было изменено более строгое ограничение, когда купить алкоголь нельзя было уже после 17.00.

Кроме того, установлены возрастные границы при розничной реализации крепких спиртных напитков и сигарет. Их категорически нельзя продавать подросткам до восемнадцати лет.

Дни запрета продажи алкоголя (день трезвости)

Как видно из таблицы, регионы на местном уровне имеют право, в рамках законодательства, устанавливать свои ограничения для реализации водки, вина, пива и прочей алкогольной продукции. Следовательно, на территориях областей не реализуют алкогольв воскресенье, праздничные дни, связанные со школьными мероприятиями и календарные праздники.

Продажа алкоголя запрещена или существенно ограничена:

  • на площадках, предназначенных для массового отдыха;
  • пляжах;
  • вблизи с культовыми и культурными объектами (музеями, храмами) ;
  • станциями для заправки автотранспорта;
  • на рынках, вокзалах, в метро, в аэропортах.

Продажа алкоголя без ограничений

В нормативном документе отсутствуют границы времени для продажи слабоалкогольных напитков, в том числе пива, красного и белого вина. В отличие от напитков, которые имеют высокую крепость, их можно купить в любое время дня и ночи.

Крепкое спиртное разрешено к продаже в кафе и ресторанах, обладающих лицензией на торговлю ими. Однако, их распитие возможно непосредственно в стенах предприятия общественного питания, выносить за его пределы алкоголь запрещено.

Штрафные санкции

По нормам, действующим на сегодняшний день, продавать алкогольные напитки в ночные часы в любых торговых предприятиях нельзя, но к несчастью, не все продавцы соблюдают постановления правительства. В этом случае, для организаций и руководителей предприятий торговли, не соблюдающих закон, подготовлена система штрафов.

Узаконенные правилами наказания, применяются следующим образом:

  1. директор несет персональную ответственность, определенную в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  2. торговая точка штрафуется на сумму в размере от 50 000 до 100 000 рублей.

Покупка алкоголя в Интернете

Проконтролировать реализацию крепких спиртных напитков в Интернете, на предмет кому и в какое время они были проданы, очень сложно. Но если факт установлен и доказан, то сайт блокируется, а собственнику IP-адреса грозит штраф в размере до одного миллиона рублей.

Должностные лица, допустившие нарушение действующего законодательства, индивидуально отвечают по закону. Для них штраф определен до 50 000 рублей.

Мотивы, вызвавшие ограничения на продажу алкоголя

Поправки в действующее законодательство были внесены на основании статистических данных, которые зафиксировали неблагоприятную ситуацию, связанную с распитием спиртных напитков. Статистика свидетельствует о значительно увеличившихся объемах продажи алкоголя на душу населения за последние время, особенно среди несовершеннолетних.

Вторая причина, побудившая дополнить закон новыми поправками, касающимися времени реализации алкогольной продукции - это рост правонарушений, совершенных под влиянием спиртосодержащих напитков малолетними преступниками.

Меры эти вынужденные и принятые в целях профилактики предотвращения развития алкоголизма.

Опыт зарубежных стран

В основном, крепкий алкоголь не продают молодым людям до 18 лет. Например, в Австралии, Бразилии, странах Западной Европы. В Соединенных Штатах Америки спиртные напитки не отпускаются молодежи, не достигшей возраста 21 года, в Исландии и Японии - до 20 лет. В Южной Корее разрешено покупать алкоголь с 19 лет.

Законодательное право

Основными законодательными документами, регламентирующими правила торговли спиртным в столице, определены:

  • Постановление правительства Москвы от 28 декабря 2005 года № 1069-ПП. Приложение № 2 конкретизирует дополнительные ограничения и требования к продаже алкоголем;
  • Закон № 40/2012-03 от 27 апреля 2012 года «О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области».

С 1 января 2017 года вступили в действие ряд изменений, которые отразятся на продаже алкоголя. Чиновники ограничили продажу пива в пластиковых бутылках, что окажет существенное влияние на представителей отрасли. При этом продажа алкоголя будет осуществляться в рамках ЕГАИС. К июлю месяцу фиксация торговли алкоголем станет обязательной не только для городов, но и небольших поселков.

Продажа алкоголя: ключевые изменения с 1 января 2017 года

Законодатели запретили продавать алкогольную продукцию в ПЭТ-таре, объем которой превышает 1,5 литра. При этом ограничения распространяются на весь ассортимент продукции, хотя изначально предполагалось ограничить только продажу пива. Также законодатели допускали снижение максимальной емкости тары до 0,5 литра, однако в ходе дальнейших обсуждений отказались от данной идеи.

С начала следующего года ограничивается производство и оптовая торговля алкоголем в соответствующей упаковке. Запрет на розничную продажу вступает в действие во втором полугодии 2017 года.

Нарушения принятого закона чреваты серьезными штрафами. Если объем бутылки будет превышать установленные нормы, то штраф для организации составит 300-500 тыс. руб. Кроме того, должностным лицам придется уплатить дополнительно 100-200 тыс. руб. штрафных санкций. В таких условиях с 1 января 2017 года производство алкоголя в пластиковой таре, которая не соответствует стандартам, приведет к серьезным затратам.

Инициатива чиновников направлена на повышение качества алкогольной продукции. Выпуск алкоголя в «больших» пластиковых бутылках позволял многим компаниям нарушать технологии производства, что отражалось на потребительских свойствах продукции. В результате потребления подобной продукции создавалась угроза для здоровья граждан, отмечали представители власти.

Производители алкоголя скептически относятся к инициативе чиновников. В первую очередь новые правила негативно отразятся на продаже пива в 2017 году.

Ужесточение правил для производителей

С 2017 года будет введено несколько дополнений к правилам, которые касаются производителей алкогольной продукции. Напомним, на сегодня, они таковы:

— выпуском алкоголя могут заниматься только юридические лица;

— производственные площади должны отвечать всем нормативам и находиться в аренде или собственности. Причем договор на аренду не может заключаться на срок, менее одного года.

Теперь же специально оговаривается, что эти помещения должны быть исключительно стационарного типа.

С 2017 года несвоевременная оплата административных штрафов, станет основанием для отказа в выдаче лицензии, либо ее приостановки. Это достаточно жесткое правило, которое ранее не практиковалось.

Также у госорганов появится возможность проводить внеплановые проверки производителей, по одному лишь анализу документации, полученной при проведении контроля.

Позиция отечественных пивоваров

Решение законодателей об ограничении ПЭТ-тары нанесет существенный удар по российским пивоварам. Представители отрасли еще не успели оправиться после экономического кризиса и продолжают испытывать значительные финансовые трудности. Кроме того, нововведения затронут смежные отрасли, обеспечивающие производство пластиковых бутылок.

Помимо предпринимателей, с негативными последствиями столкнутся региональные бюджеты, которые недополучат значительную часть поступлений. При этом аргументы чиновников, намеренных ограничить объем ПЭТ-тары, выглядят достаточно спорными. Производители не видят прямой связи между качеством продукции и объемом пластиковых бутылок. Если законодатели намерены позаботиться о здоровье граждан, то для достижения этой цели достаточно усилить контроль над соблюдением технологии производства.

В таких условиях участники рынка обратились за поддержкой к Владимиру Путину. Без помощи государства многие компании не смогут выполнять свои обязательства и окажутся на грани банкротства.

Кроме того, отечественные пивовары были вынуждены подключиться к программе ЕГАИС, что потребовало значительных инвестиций со стороны представителей бизнеса.

Особенности ЕГАИС

Торговля алкогольной продукцией должна осуществляться в рамках ЕГАИС, что останется актуальным с 1 января 2017 года. Данный механизм автоматического учета позволяет отслеживать перемещение и продажу алкоголя в режиме реального времени, что является эффективным способом борьбы с теневым рынком.

Точка продажи спиртных напитков должна быть оснащена специальным сканером, который распознает информацию с каждой бутылки и передает сведения в единую базу данных. Кроме того, для дополнительной защиты был разработан двухмерный штрих-код, который распечатывается на каждом чеке. Используя данную информацию, потребитель может убедиться в подлинности приобретаемой продукции.

Применение ЕГАИС позволяет улучшить контроль качества алкогольной продукции на каждом этапе реализации. Еще один вопрос, который волновал чиновников, – увеличение поступлений в бюджет. С помощью данного механизма снижаются объемы продажи «теневого» алкоголя, что увеличивает налоговые поступления.

Для представителей бизнеса переход на использование ЕГАИС был связан со значительными сложностями. Производители были вынуждены увеличить свои затраты для своевременной передачи данных. Учитывая непростое финансовое положение многих компаний в условиях кризиса, дополнительные инвестиции стали неприятным сюрпризом для большинства из них. При этом у представителей бизнеса не было выбора, работа без использования ЕГАИС чревата серьезными штрафами.

В 2017 году вступают в действие изменения, которые отразятся на торговле алкоголем. В том числе с 1 июля 2017 года запрещено производство пива и другого алкоголя в ПЭТ-таре, объем которой превышает полтора литра.

Данная мера направлена на повышение качества продукции, утверждают чиновники. В свою очередь, представители бизнеса считают подобные нововведения вредными для развития алкогольной отрасли.

Кроме того, продажа алкоголя должна осуществляться в рамках ЕГАИС. Автоматизированная система учета позволяет сократить объемы теневого рынка и повысить контроль над подлинностью алкогольной продукции.

Несоблюдение установленных норм приведет к серьезным штрафам, размеры которых достигают 0,5 млн руб.

Торговля алкоголем через интернет

Продолжает оставаться незаконной в 2017 году, но в Минфине РФ, предложили поэтапно решать данный вопрос. Начинать планируют с легализации продаж винодельческой продукции с защищенными географическими названиями, а также пива и медовухи. Вероятнее всего это будет уже со следующего года, а, с 2019 года, легально торговать в Интернете можно будет любым маркированным алкоголем. Естественно при условии, что предприниматель получит разрешительные документы с лицензией и зарегистрируется в ЕГАИС.

От алкоголя к ЗОЖ

Правительство озаботилось образом жизни россиян и решило заняться его оздоровлением. На сайте кабинета министров, был опубликован проект с громким названием «Формирование здорового образа жизни». Согласно плану, число приверженцев ЗОЖ всего за три года должно увеличиться с 36 нынешних до 60 процентов. Поэтому можно предположить, что правила продажи алкоголя в 2017 году и последующих будут ужесточаться, а цены на него расти.

Если вы хотите организовать продажу алкоголя, вам придется лицензировать свою деятельность. Но перед этим вам нужно будет "утрясти" все нюансы с тремя контролирующими структурами: Росалькогольрегулирование (РАР), Роспотребнадзор и Пожарная служба.

Начиная подготовку к организации алко-бизнеса, учтите, что в каждом регионе и даже городе местные властные структуры имеют право наложить целый ряд ограничений подобные предприятия.

Розничная реализация алкоголя должна проводится в рамках ЕГАИС (специальная автоматизированная система). При подготовке к открытию торговой организации, реализующей спиртосодержащие напитки нужно учесть возможность ужесточения имеющихся требований в ближайшем будущем. Это связано с госпрограммой ЗОЖ (здоровый образ жизни).

Нормативная документация

Перед организацией алкогольного бизнеса стоит ознакомиться со следующими документами:

  • ЗоЗПП №2300-I (с последними изменениями)
  • ФЗ РФ №171 от 22.11.95 (о госрегулировании оборота этил содержащих продуктов с изменениями от Конституционного суда РФ №17-П от 12.11.2003, в ред. от 03.07.2016) Особые требования к реализации данного типа товаров изложены в статье №16.
  • ФЗ РФ №202 от 23.06.16 (об изменениях в ФЗ ПФ №171)
  • Приказ РАР №59 от 26.10.10 (Тех. условия оборота алкоголя)
  • ПП РФ №1036 от 15.08.97 (правила оказания услуг в заведениях общепита с изменениями)

Имейте ввиду, что из обязательных правил, оговоренных ПП РФ №55 от 19.01.89 (в редакции от 23.12.16) о правилах продажи отдельных видов товаров, пункт XIX, описывающий особенности реализации алкоголя утратил силу с 01.01.13 (ПП РФ №842 от 21.08.12).

Требования Росалкогольрегулирования

В эту организацию вам нужно будет отправлять ежемесячные отчеты о своей деятельности. Но прежде придется привести в соответствие ваше помещение, предназначенное для хранения и продажи алко-продукции, аппаратуру и программное обеспечение учета продукции с требованиями этого федерального органа.

Общие требования к помещению

У РАР особые притязания к таким помещениям. Данные требования не касаются реализации пива/пивных напитков, пуаре, сидра, медовухи.

Мелкорозничные точки/магазины по продаже алкоголя (МПА) по ст. №16 (п. 6) ФЗ РФ 171 обязаны владеть/иметь в управлении/аренде не менее чем на 1 год:

  • торговые площади;
  • склады для хранения продукции.

Общая площадь данных объектов составляет:

  • город, ПГТ - от 50 квадратов и более;
  • сельская местность - от 25 квадратов и более.

Если вы не сможете подтвердить документально на момент проверки права собственности или долгосрочной аренды (причем срок вашей аренды должен быть прописан в договоре) на помещение, где храните или реализуете продукцию, ваша лицензия может быть аннулирована в судебном порядке (пример, Постановление АС ЗСО №Ф04-19913/2015 от 05.06.15).

Объекты, используемые для складирования и реализации алкоголя должны быть:

  1. Стационарными.
  2. Складская зона и торговые предприятия - изолированными/обособленными.

Оба момента спорны и часто спор предпринимателей и РАР решается в судебном порядке.

Изолированное или неизолированное?

По поводу изолированности помещений часто возникают судебные разбирательства, учитывая, что точного определения данного разделения нет.

Согласно данному письму помещение можно считать обособленным, если оно:

  • имеет отдельный выход;
  • не является проходным;
  • отгорожено строительными конструкциями на полную высоту от других помещений.

Если вы это правило соблюдаете обособленность помещения сможете доказать в судебном порядке.

Стационарное нестационарное?

При решении вопроса по суду, контролирующие органы будут апеллировать к ФЗ РФ №381 от 28.12.09 (о госрегулировании торговой деятельности), ГОСТу Р 51303-2013 и определению ВС РФ (Верховного суда) Определение №8-Г10-7 от 09.06.10.

Разъяснительное письмо от РАР за номером №8977/03-04 от 30.04.13 расставляет все точки над "i".

Стационарной считается конструкция:

  • расположенная в отдельном сооружении, его части, если оно прочно связано через основание/фундамент с грунтом;
  • связанная с инженерными сетями;
  • внесенная в единый реестр или считающаяся недвижимостью на иных основаниях.

Нестационарным в судебном порядке будет признано здание, если его владелец/арендатор не сможет документально подтвердить любой из вышеперечисленных пунктов (Постановление ФАС ЗСО по делу №А70-5319/2012 от 06.03.13).

Требования к инженерным сетям

Согласно тому же Приказ РАР №59н объекты розничной торговли спиртными напитками обязаны быть:

  • вентилируемыми;
  • отапливаемыми;
  • с наличием работающих осветителей.

Окна в складской зоне должны предотвращать прямое попадание дневного света на продукцию.

Требование к складской зоне

  • игристые и шампанские вина, винные напитки и коктейли хранятся при температуре от 5 о С до 20 о С;
  • для слабоалкогольной продукции допустим больший разбег температур от 0 о С до 20 о С;
  • водочная продукция храниться при 15-30 о С;
  • коньячные напитки и бренди можно содержать в диапазоне температур от 5 о С до 25 о С.

Склад должен оборудоваться стеллажано-поддонными комплексами:

  • располагающими на расстоянии не менее метра от инженерных коммуникаций и стен, 0,15 м от пола;
  • ряд из стеллажей/поддонов не должен состоять более чем из 2 конструкций (в ширину);
  • расстояние от стен и междурядье выдерживается не менее полуметра.

Конструкция склада должна соответствовать техдокументации на ваше строение или его часть. Само складское помещение должно удовлетворятьФЗ РФ № 384 от 30.12. 2009 (технический регламент безопасности сооружений), согласно законодательному Собранию РФ 2010, № 1, статья 5.

Такие помещения обязаны обустраиваться с введением в действие систем ПБ (пожбезопасности):

  • сигнализация;
  • первичные средства пожаротушения, в том числе огнетушители и пожарный водопровод;
  • автоматическая система пожаротушения;
  • пожарный щит.

Последнее требование крайне важно, если склад удален от водоисточников на 100 метров и более.

Что недопустимо на складе?

Запрещено в помещении склада (согласно пункту 3 приказа №59н):

  1. Хранить изделия и товары, не являющиеся винно-водочной продукцией.
  2. Раскладывать на одном стеллаже/поддоне продукцию разных типов и марок.
  3. Загромождать при складировании продукции проходы.

Ряд требований РАР перекликается с нормативами, установленными СЭС и Госпожнадзором.

Требования ЕГАИС

Требования данной системы позволяют контролировать оригинальность продаваемых спиртных напитков как правоохранителями, так и покупателями.

Требования к оборудованию

Любая точка, реализующая алкоголь в розницу обязана иметь кассовый аппарат, совместимый со специальным сканером (настроенным на считывание исключительно кодов EAN-8(12-13) и PDF-417).

Данный сканер считывает и распознает информацию на марке:

  • акцизной (для импорта);
  • федеральной (для отечественного алкоголя).

Информация, кодируемая на каждой марке, определяется в приказном порядке (Приказ РАР №33н от 12.05.10). В процессе обработки информации и печати чека на каждом таком чековом документе должен отображаться двумерный код, позволяющий покупатели определить подлинность товара. Чек подписывается согласно ГОСТу Р 34.10-2001 .

Требования к компьютерной технике и программному обеспечению

Все торговые точки, реализующие алкоголь в розницу оборудуются компьютерами. Программное обеспечение на них должно соответствовать спецификации (http://www.aladdin-rd.ru). Этот компьютер монтируется в одной сети с кассовыми аппаратами и имеет установленную на нем Java-машину JRE 8.

Сервер ЕГАИС идентифицирует ключи и ряд файлов данной системы и только потом выдает квитанцию. По изменению законодательства в модуль единого сайта вносятся изменения. Подобные обновления должны проводиться и для компьютерной системы магазинов.

Требования Роспотребнадзора

При подготовке помещения нужно учесть требования СЭС к предприятиям розничной торговли. При продаже спиртосодержащих напитков МПА должны руководствоваться ЗоЗПП №2300-I .

Требования к местоположению магазина

Розничные магазины, в том числе реализующие винно-водочные изделия можно:

  • встраивать в капитальные сооружения;
  • пристраивать;
  • размещать на первых этажах сооружений различного назначения.

Но для торговли алкогольной продукцией существует и ряд запретов, отсутствующих при организации иного вида бизнеса.

Запрещено размещать подобные заведения на территории и на прилегающей к зоне:

  • школ;
  • любых детских учреждения;
  • юношеско-спортивных комплексов/секций;
  • оздоровительных предприятий, в первую очередь медицинского назначения;
  • военных частей.

Не разрешается продажа данного товара из нестационарных точек и на транспорте (кроме исключений, предусмотренных ФЗ РФ). Подробнее с данной информацией можно ознакомиться в статье 16 ФЗ РФ 171 . На сегодняшний день не разрешается дистанционная торговля, но, скорее всего, этот вопрос будет решен положительно в ближайшее время.

Требования к помещению

Для магазина, торгующего алкогольными напитками, выделяют несколько типов помещений:

  • торговые;
  • изолированный склад;
  • комнаты, предназначенные для бытовых нужд;
  • админ. помещение.

В помещении МПА проводятся инженерные сети, соединяющиеся с центральными системами, если таковые имеются, кроме вентиляции. Эта система делается автономной. Приточно-вытяжной.

Если винный магазин расположился в торговом центре, то его склад нельзя размещать под туалетными комнатами. В складе должен соблюдаться температурный режим, заявленный РАР. Для контроля необходимо иметь соответствующие приборы, своевременно поверенные.

Стены и пол в помещении торгового предприятия отделываются легко моющимися материалами, устойчивыми к повреждающему воздействию воды и моющих субстанций. Рекомендуется использовать плитку/кафель.

Все комнаты помещения убираются влажным способом, торговые и складские зоны обрабатываются дезинфекционными растворами. Для хранения инвентаря, предназначенного для уборки (для крупных магазинов спецтехники), выделяется отдельное помещение. Инвентарь маркируется.

Обязателен туалет для сотрудников. Для крупных магазинов придется предусмотреть и туалетную комнату для посетителей.

Торговые залы по высоте не должны быть менее 3,3 метров (допустимый максимум 4,2 метра). Если торговля спиртными напитками осуществляется через прилавок, то для перемещения продавца за ним оставляют около метра (0,9-1,2) свободного пространства.

Отопление, освещение, вентиляция, шум, вибрация: требования

Многие требования, касающихся продовольственных магазинов, применимы и для компаний, реализующих винные продукты и крепкие напитки. К ним добавляются особые требования, выдвигаемым федеральной службой регулирования алкогольной продукции.

Магазины, реализующие винно-водочную продукцию должны быть отапливаемыми от центрального либо местного источника. Температура должна быть комфортной для клиентов и соответствовать требованиям РАР.

Освещение должно быть естественным и искусственным. Нормируется оно согласно впервые введенному СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1278-03 . Этот документ нормирует интенсивность освещения в зависимости от размеров торгового зала (супермаркет/магазин самообслуживания и т.п.):

  • уровень света колеблется в интервале 300-500 лк (последние показатели для супермаркетов);
  • показатель комфорта должен находиться в пределах 40;
  • коэффициент пульсации - 10-15% (в зависимости от габаритов МПА).

Все светильники оборудуются взрывобезопасной арматурой. При выходе из строя осветителя, он должен быть немедленно заменен.

Требования к вентиляции определяются Росалкогольрегулированием. Бытовые помещения, склад, торговый зал оборудуются отдельными системами вентиляции. Расчет производится в зависимости от размеров предприятия.

Вибрационно-шумовые показатели на рабочих местах персонала и в прилежащей к МПА зоне должны соответствовать санитарным и гигиеническим требованиям.

Канализационно-водопроводные системы: основные требования

МПА должны иметь внутренние сети:

  • канализации;
  • водопровода.

Требования к воде оговорены СанПиНом 2.1.4.1074-01 . Канализационные сети описываются в СНиПе 2.04.03-85 .

Стоки из магазина в неочищенном виде не должны поступать в окружающую среду.

Требования к продукции

Торговая точка должна иметь эвакуационные выходы (их количество зависит от размеров магазина). Двери должны открываться по ходу эвакуации. Все эвакуационные выходы должны быть свободными, если магазин имеет несколько этажей, лестничные площадки не должны загромождаться торговыми автоматами или другим оборудованием. Пути эвакуации должны иметь аварийное освещение.

Требования к отделке помещения и эвакуационным путям

Отделка помещений торгового зала и эвакуационных выходов должна быть довольно огнестойкой, желательно не горючей (плитка, окраска водной эмульсией и т.п.) В торговых и складских залах не разрешается хранить легко возгорающуюся тару, упаковку, оберточную бумагу.

Дверные проемы для магазинов должны составлять порядка 90 см, для крупных торговых точек не менее 120 см.

Требования к оборудованию

В магазинах данного типа в обязательном порядке устанавливают:

  • средства первичного тушения пожара, в первую очередь рабочие, поверенные огнетушители;
  • в складе обустраивают внутренний противопожарный водопровод либо стенд;
  • обязательными к установке считаются: сигнализация и в большинстве случаев система пожаротушения.

В магазинах устанавливают:

  1. В малых - АПС (звуковая сигнализация) и системы пожаротушения.
  2. В средних - АПС+СОУЭ 1 типа (звуковая сигнализация + световые табло, помогающие найти выход). Такая система допустима, если здание под МПА или отсек под него, отделенный противопожарными перегородками не превышает 500 квадратов.
  3. АПС+ СОУЭ 2 типа (звуковая сигнализация+трансляция текстов, помогающих покупателям сориентироваться и покинуть здание+световое табло с надписью "Выход"). Этот вариант используется при площадях свыше 500 квадратов и до 3,5 тысяч.
  4. Таблички, информирующие об огнеопасности помещений, об ответственном за ПБ лице, с указанием его ФИО и номером вызова пожарной бригады.

Для супер- и гипермаркетов (при этажности выше 5-го этажа и площади от 3,5 тысяч квадратов) существуют еще 2 ступени организации сигнализации о пожаре и контроля за эвакуацией.

В маленьких магазинах чаще используют не аналоговые и пороговые охранно-пожарные системы сигнализации из-за их дешевизны. Такие системы не позволяют идентифицировать очаг возгорания.

Более солидные предприятия оборудуются порогового-аналоговыми или аналоговыми системами с разными наборами датчиков.

Требования к персоналу

Сотрудники магазина должны:

  • регулярно инструктироваться по правилам ПБ с записью в журнале инструктажа;
  • экзаменоваться по этой теме с записью в соответствующем журнале;
  • знать места расположения средств тушения пламени и уметь ими пользоваться;
  • знать свои действия при пожаре.

Сотрудники, работающие с покупателями, кроме этого, обязаны иметь представления о правилах эвакуации их торгового зала и уметь помочь покупателям без давки и увечий удалиться из опасной зоны.

Дополнительные требования

Госпожнадзор предъявляет довольно строгие требования к документации МПА. В этот пакет входит целый набор:

  • инструкций по ПБ (для склада, администрации, торговой части, по эвакуационным мерам);
  • приказов, начиная от назначения ответственного лица до порядка инструктажей;
  • журналов (учета огнетушителей, их поверки, инструктажей и т. д.);
  • актов (начиная от поверки вентиляционных каналов до проверки систем АПС);
  • протоколов (от обучения сотрудников до испытания).

Документы можно подготовить самостоятельно. Но существуют и организации, предлагающие готовое решения за некоторую оплату.

законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140), Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553) и регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем <*> при продаже алкогольной продукции в розничной торговле.

<*> Под продавцом понимается организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие покупателям товары по договору розничной купли - продажи.

Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

2. К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.

3. Розничная торговля алкогольной продукцией осуществляется при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке.

4. Реализация алкогольной продукции может осуществляться исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления.

Покупателю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию (путем вывешивания в торговом зале или другими способами).

5. Не разрешается в розничной торговле продажа спирта этилового из всех видов пищевого и непищевого сырья, спирта этилового с неденатурирующими добавками, спирта питьевого (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), в том числе импортного, алкоголесодержащей продукции по фармакопейным статьям, алкоголесодержащих вкусоароматических биологически активных пищевых добавок, спиртованных соков, плодовых сброженно-спиртованных виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов.

6. Продаже подлежит алкогольная продукция, соответствующая по качеству обязательным требованиям стандартов, технических условий, медико-биологическим требованиям и гигиенического заключения (сертификата). Продавец этой продукции, в том числе импортной, должен иметь товарно-транспортную документацию, заверенную подписью и печатью изготовителя или поставщика и содержащую сведения о наличии сертификата соответствия по каждому наименованию продукции с указанием учетного и регистрационного номеров, срока его действия и органа, выдавшего сертификат. Указанная информация должна быть предоставлена покупателю по его требованию.

Сертифицированная продукция маркируется знаком соответствия в порядке, установленном Правилами сертификации для групп однородной продукции.

Реализуемая на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортная, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, коде изготовителя или его адресе, знаке соответствия, наименованиях государственных стандартов или других нормативных документов, обязательным требованиям которых эта продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, составе, сроке годности, содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и противопоказаниях к применению.

Кроме того, на импортную алкогольную продукцию продавец обязан предоставлять по требованию покупателя копию справки к грузовой таможенной декларации с оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.

7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования.

8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о настоящих Правилах, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.

10. Не допускается розничная реализация алкогольной продукции:

полученной от изготовителя или оптового продавца, не имеющего соответствующей лицензии на производство и оборот этой продукции;

без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной в установленном порядке знаком соответствия;

с истекшим сроком годности, а также алкогольной продукции, на которую должен быть установлен срок годности, но не установлен;

без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие - изготовитель;

без копии справки к грузовой таможенной декларации (на импортируемую продукцию);

забракованной по показаниям качества и безопасности;

в упаковке, не соответствующей требованиям нормативной документации;

с объемным содержанием этилового спирта более 18 процентов в полистироловых стаканчиках, жестяных банках и тетрапаках (с 1 января 1997 г.);

иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей (с 1 января 1997 г.);

в бутылках без этикеток, грязных (внутри или снаружи), с явными признаками боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющей общее помутнение, посторонние включения, осадок (кроме коллекционных вин);

при отсутствии на импортной продукции марок акцизного сбора и специальных марок (кроме пива), нанесенных в соответствии с установленным порядком <*>

<*> В отношении алкогольной продукции отечественного производства с момента введения такого порядка.

лицам, не достигшим возраста 18 лет;

в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;

с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов в неспециализированных организациях в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также с рук, лотков и автомашин, в необорудованных торговых палатках, киосках, павильонах и в других не приспособленных для продажи этой продукции помещениях, в научных и производственных организациях и на прилегающих к ним территориях.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления с учетом требований соответствующих служб.

от 16.11.96 N 1364)

11. Запрещается реализация алкогольной продукции с объемным содержанием спирта этилового более 12 процентов в организациях мелкорозничной торговой сети (ларьках, киосках, палатках, павильонах, не имеющих торгового зала) и на оптовых продовольственных рынках.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.97 N 867)

12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.

Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.

13. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.

14. При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин и пива в розлив в ценнике указывается наименование и цена за 1 л и 0,1 литра (в отношении вин).

На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов (кроме пива).

15. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.

16. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

17. Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли - продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

18. Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Указанные требования могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению в сроки и порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

19. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение Правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внешних экономических связей Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и их территориальные органы, другие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в пределах своей компетенции.

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 августа 1996 г. N 987

Грядущий, 2019 год будет отличаться от 2018 года вступлением в силу новых «алкогольных» законов и более суровой ответственности за нарушения в этом плане.

Законодатели вовсю стремятся продемонстрировать заботу о будущем российской нации. Госдума приняла несколько сотен поправок к Закону 171 ФЗ. Большие «алкогольные» перемены ожидают производителей, реализаторов, потребителей.

С первого января 2019 года начинается отсчет льготного периода, предоставленного производителям и реализаторам алкогольных напитков. За это время им предстоит привести свой бизнес в соответствие с новыми поправками к Закону о производстве и продаже спиртного. Полугодовая отсрочка предусматривает отсутствие санкций за нарушение обновленных законодательных актов. Санкции возымеют силу с первого июля 2019 года.

Данные изменения не останутся незамеченными российскими покупателями. По словам народных избранников, новые законы направлены на борьбу с теневым производством спиртных напитков, организацию прозрачной системы контроля производства и реализации. И, конечно же, на борьбу с алкоголизмом, который достиг масштаба национального бедствия.

Что ожидать в 2019 году

Перемены коснутся производителей, розничных реализаторов и покупателей алкогольной продукции. Им предстоит освоить новый формат бизнеса и потребления спиртного. Контролирующим органам добавится забот, ведь закон коснулся не только реального сектора бизнеса и жизни, а и глобальной сети.

С первого января 2019 года начнут действовать следующие поправки и дополнения :

  • Запрещено рекламировать продажу алкоголя в Интернете;
  • Введена строгая регистрация оборудования, производящего спирт;
  • Физлицу запрещается перевозить более десяти литров немаркированной спиртосодержащей продукции;
  • Начнет действовать система ЕГАИС, которая обеспечит новый принцип контроля за реализацией алкоголя;
  • Наказание за нарушение «алкогольных» законов стало намного суровее и предусматривает не только огромные штрафы.

Изменения в федеральном законе получили соответствующее отражение в Кодексе об админ нарушениях (КоАП). Важно помнить, что данные акты могут быть дополнены местными властями в регионах России.

Закон о спиртных напитках в Интернете

Начиная с первого января грядущего года запрещается рекламировать продажу алкогольных напитков на просторах Рунета. КоАП предусматривает ответственность за нарушение ограничения в виде штрафа:

  • Физлица – три-пять тысяч рублей;
  • Должностные лица – 25-40 тысяч рублей;
  • Юрлица – 100-300 тысяч рублей.

Закон 149 ФЗ в новой редакции предусматривает блокировку интернет-ресурсов, размещающих на своих страницах рекламу о продаже спиртосодержащей продукции, алкогольных напитков.

Данная мера призвана ограничить распитие алкогольной продукции на территории России.

Одновременно с этим Минфин РФ разрабатывает законопроект о порядке онлайн-реализации алкоголя, который начнет действовать с первого июля 2019 года. В настоящее время продажа спиртосодержащих товаров в Рунете официально запрещена. Ведомство считает, что запрет является фикцией, поскольку алкоголь продолжает продаваться в сети. Законопроект предусматривает систему контроля онлайн-продаж алкогольной продукции.

Дистанционная торговля алкоголем возможна только через ресурс в зоне egais.ru. Торговые площадки, размещенные в другой зоне, будут блокироваться.

О регистрации спиртопроизводящего оборудования

«Алкогольные» поправки в КоАП предусматривают ответственность граждан за владение, использование не зарегистрированного технического оборудования, с помощью которого получают спиртосодержащие напитки.

С первого января 2019 года штрафы за незаконное спиртопроизводящее оборудование коснутся и физлиц.

Отсутствие регистрации влечет к штрафу и конфискации данного оборудования:

  • Физлица – три-пять тыс. рублей;
  • Должностные лица – 20-50 тыс. рублей;
  • Юрлица – 100-150 тыс. рублей.

Также вводятся штрафы за использование фармацевтического этилового спирта при производстве алкогольной продукции.

Согласно статьи 14.17.2 КоАП, с первого января 2019 года ограничивается перевозка физлицами немаркированного алкоголя, не зависимо от места его производства. Нарушение ограничения влечет к штрафным санкциям в размере три-пять тыс. рублей, изъятию перевозимой продукции.

Допустимый объем перевозимого физлицами немаркированного алкоголя по территории России составляет десять литров на одного человека.

ЕГАИС – новый формат контроля реализации алкоголя

Успешное завершение тестирования и внедрения Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) привело к законному переходу к глобальной форме контроля за оборотом алкогольной продукции. Это позволит исключить из розничной торговли нелегальный алкоголь.

По оценкам аналитиков, две трети реализуемого в России алкоголя производится нелегально, что ставит под удар здоровье граждан и приводит к огромным потерям в бюджете.

ЕГАИС позволит создать единую базу отечественного, импортного алкоголя. Для этого на каждой кассе должен присутствовать специальный сканер, связанный с базой посредством Интернет-соединения. Сканер считывает данные с акцизной марки. Эта информация отражается в чеке.

Большой плюс ЕГАИС состоит в том, что покупателям станет доступна информация о происхождении каждой бутылки алкоголя.

Также обсуждается законопроект о внедрении специального ГОСТа для бренди. Такая необходимость вызвана небывалым оборотом нелегального коньяка. Соответствующая поправка в 171 ФЗ позволит выделить бренди в отдельную категорию алкогольной продукции. Это повысит доступность качественного алкоголя и облегчит работу контролирующих органов.

Ужесточение наказаний за нарушение «алкогольного» закона в 2019 году


Административный и Уголовный кодексы РФ получили множество новых статей и поправок касательно ответственности россиян за нарушения «алкогольных» законов. К несоразмерным штрафам добавились арест, общественные работы, лишение свободы.

Уголовный кодекс пополнился двумя статьями о «Незаконном производстве спиртосодержащей продукции» и «Незаконной продаже алкогольной продукции».

Первая статья предусматривает взыскание штрафа в размере двух-трех млн. рублей или принудительным работам на одни-три года, лишению свободы до трех лет. Коллективное нарушение закона ведет к многократному ужесточению наказания:

  • Штраф три-четыре млн руб;
  • Принудительные работы – пять лет;
  • Лишение свободы – пять лет.

Вторая статья о незаконной продаже ведет к взысканию штрафа в сумме 50-80 тыс руб. Поддельные акцизные марки приведут к лишению 300-500 тыс рублей, принудительным работам или заключению до восьми лет. И это только вершина айсберга, поскольку тяжесть наказания должна быть соразмерна нанесенному ущербу.

КоАП России ожидают изменения в плане коллективной ответственности за спаивание подростков и молодежи. Согласно мнению социологов, большинство подростков впервые пробуют алкоголь в компании старшего поколения. Сейчас ответственность за продажу алкоголя малолетним накладывается только на представителей розничной торговли.

В скором времени родители и опекуны школьников, употребляющих алкоголь, будут привлекаться к административной ответственности. Кроме того, новый законопроект содержит перечень ответственных лиц. Сердобольные граждане, поддавшиеся на уговоры купить для подростка алкоголь, табак, оказались в этом списке. Законодатели не обошли вниманием общительных собутыльников, предлагающих малолетнему «выпить рюмочку», которых также предлагается привлекать к ответственности.

Власти остаются непоколебимы относительно, ранее введенных, дней трезвости. К тому же регионы уполномочены расширять антиалкогольный календарь. В настоящее время алкоголь повсеместно не продают:

  • В последний день учебы школьников;
  • Во время выпускных балов;
  • Первого июня, когда отмечают день защиты детства;
  • 27 июля, когда молодежь празднует свой день;
  • В первый учебный день школьников;
  • 11 сентября – Всероссийский День трезвости.

В Ульяновском регионе местные власти расширили перечень, добавив к нему:

  • Выходные дни;
  • 12 июня – празднование Дня России;
  • 12 сентября – День, посвящаемый празднованию семьи.

Пункт пятый статьи 18-ой в Законе 171 ФЗ, накладывающий ограничение на время реализации алкоголя, остался без изменений. Учитывая пролонгацию закона, следует ожидать в 2019 году повсеместный запрет на продажу спиртосодержащих напитков после 23.00. Возобновление реализации алкоголя разрешается только с восьми утра.

Многие регионы внесли собственную лепту в расширение трезвого периода суток. Так, в Подмосковье и Санкт-Петербурге торговлю алкоголем начинают только с 11.00. В Якутии, Тульской области продажа алкоголя разрешается с 14.00. В Саратовской, Астраханской, Кировской областях реализация алкоголя начинается в 10.00

На рассмотрение Госдумы неоднократно поступали законопроекты об изменении ныне действующих возрастных ограничений. Эксперты ссылаются на международную практику развитых стран и неутешительную статистику потребления алкоголя в России.

Так, 99 из сотни старшеклассников имеют опыт алкогольного опьянения. Каждый день в России треть юношей и четверть девушек употребляют спиртосодержащие напитки различной крепости. Только четыре процента шестиклассников не знают вкус алкоголя.

Учитывая успешный опыт развитых стран в борьбе с алкоголизмом, очередной законопроект предполагает изменить с 18 лет на 21 год. Главным инициатором законопроекта выступает российский Минздрав. Пока законопроект находится на рассмотрении Госдумы.

С первого января 2019 года возрастное ограничение на продажу алкоголя, табака остается на отметке 18 лет.