Особенности левшей в профессиональной сфере. Левши – более утонченные и артистичные


Выполнение ребенком типичных действий левой рукой наталкивается на негативный отклик со стороны многих родителей, некоторые из которых воспринимают данную особенность в качестве ниспосланного свыше наказания или кармы.

Понятия леворукости и левшества

Под леворукостью понимают индивидуальную (зачастую врожденную) особенность устройства мозга, идентичную изначально дарованной природой окраске волос и темпу речи. Ее нельзя воспринимать в качестве плохой привычки или прихоти. Присущее ребенку свойство нуждается в принятии, а не в отторжении. Предпринимаемые взрослыми попытки переподчинения чреваты тяжелыми последствиями.

Левшество целесообразно рассматривать как одно из направлений развития человеческого организма. Для левшей характерно отсутствие межполушарного взаимодействия. Не прослеживается в их случае также специализация полушарий.

При изучении особенностей людей подобного типа важно помнить следующее: левши не образуют однородной массы. Термин «леворукость» ограничивается выявлением ведущей руки, а «левшество» идентифицируется с комплексным параметром, подразумевающим фиксацию большей активности со стороны правого полушария (у правшей наблюдается доминирование левого полушария головного мозга).

Выполнение малюткой преобладающей части действий левой рукой — предпосылка к констатации леворукости. Левшой малыша можно признать лишь после определения других ведущих органов: глаза, уха и ноги. Для этого придется понаблюдать за интенсивностью использования малышом парных органов. Наиболее важной в рамках школьного обучения характеристикой продолжает оставаться ведущая рука, от выбора которой зависит степень успешности освоения столь нелегкой для детей дисциплины, как письмо.

Предпосылки появления левшей

Ученые утверждают, что уникальное на первый взгляд явление по сути таковым не является. Проявления асимметрии типичны для всех живых организмов. Не входят в перечень исключений и парные органы человека, один из которых ориентирован на подчинение, а второй — на главенство. На присвоении одной из рук статуса ведущей сказываются три фактора, имеющие отношение к наследственности, воспитательным моментам и нарушениям, являющимся следствием травм, полученных в ходе родов. Как правило, прослеживается четкая связь между доминирующей рукой и противоположным полушарием головного мозга: правое полушарие обеспечивает подчинение левой руки и наоборот.

Согласно статистическим данным наличие в супружеской паре хотя бы одного левши повышает шанс рождения младенца с проявлениями леворукости в 10-12 раз. О «вынужденном» левшестве идет речь в случае невозможности выбора правой руки в качестве ведущей вследствие полученных травм. Иногда подобный выбор объясняется стойким желанием подражания близким родственникам либо друзьям. «Компенсаторному» левшеству сопутствуют разнообразные деформации участков мозга, преобладающая часть которых затрагивает левое полушарие. Перенесенные болезни и полученные травмы, как правило, приходятся на ранний период развития дошкольника. При псевдолеворукости фиксируется отсутствие доминирующего по отношению к руке полушария. В такой ситуации наблюдается приблизительно равноценное задействование обеих рук.

3 1

Особенности работы полушарий головного мозга

Полушария головного мозга обрабатывают поступающие сведения по разному. Левое полушарие идентифицируется как «логическое». Обработка данных осуществляется последовательно (путем анализа всех возможных вариантов). Рациональная половина мозга отвечает за логическое, аналитическое и абстрактное мышления. Левое полушарие ориентировано на прием информации, поступающей с правой части тела.

Для правого («образного») полушария характерно мгновенное восприятие информации в качестве целостного образа. Одномоментность обработки составляет основу интуиции, образного мышления и эмоционального восприятия, воображения и зрительно-пространственных функций. Обслуживание левой стороны тела находится в ведении правого полушария, которому присвоен статус эмоционального.

Завершение формирования ведущих руки, уха и глаза обычно фиксируется в возрасте 4-5 лет. Об активности правого полушария свидетельствует наличие ведущей левой руки/уха/глаза. До этого периода допустимо попеременное задействование обеих рук для удержания ложки и других предметов или выполнения простых действий, имеющих отношение к рисованию, лепке, аппликации и т.д. Доминантность полушария на данном этапе не фиксируется. Ее установление должно осуществляться природным путем. Принуждение ребенка к выполнению действий исключительно правой рукой признано недопустимым.

Отличия левшей от правшей

Активное использование левой либо правой руки — отнюдь не единственное отличие ребенка-левши от малыша-правши. Различные по своей сути способы обработки данных объясняют существование отличных друг от друга эмоциональных откликов на поступающую извне информацию. Ниже приведены основные психологические особенности детей, подпадающих под определение левшей:

  • Наличие «чувства тела», превосходная ориентация в пространстве, повышенная в сравнении с правшами подвижность, четкая координация движений;
  • Склонность к изучению геометрии и проблематичность постижения арифметических азов. Пространственные задачи даются левшам легче, чем логические. Последние немыслимы без последовательного мышления, за которое ответственно левое полушарие;
  • Отсутствие проблем с обобщением и необходимость приложения усилий в сфере обучения чтению. Овладение жизненно важным навыком базируется на поэтапном анализе. Восприятие целостных образов препятствует успешному протеканию процесса;
  • Наличие сложностей при осуществлении видов деятельности, степень успешности которых зависит от постоянного самоконтроля;
  • Склонность к фантазиям, богатое воображение;
  • Повышенные по сравнению с правшами ранимость, впечатлительность и эмоциональность. В моменты пребывания в затруднительной ситуации могут наблюдаться проявления раздражительности, гнева или обиды;
  • Проблематичность грамотного использования как письменной, так и устной разновидностей речи при полноценном понимании отдельных слов.

Левши опережают правшей по показателю наличия творческих способностей. Повышение стандартности мышления может наблюдаться при жесткой фиксации устоявшихся связей. В то же время такие дети отстают от праворуких сверстников в сфере формирования и закрепления навыков, реализация которых предполагает взаимодействие двух полушарий.

На первый взгляд, все предельно просто и понятно. Маленькие детки находятся под опекой и присмотром родителей, которые и оберегают своих наследников о...

При рассмотрении эмоциональной стороны вопроса удалось установить следующие: правши склонны к испытыванию положительных эмоций, тогда как левши и амбидекстры (индивиды, равнозначно использующие обе руки) склонны к проявлениям пессимизма, обусловленным настроенностью на отрицательные эмоции. Жизнь левшей омрачена эмоциональной несдержанностью, боязливостью, страхом, гневом и частыми приступами плохого настроения. Робкие и совестливые по натуре люди поражают окружающих чувственностью и эстетической впечатлительностью. Склонность к повышенной тревожности прививает им любовь к пребыванию в комфортных условиях.

Согласно проведенным психологами исследованиям для левшей типично возникновение трудностей на этапе посещения общеобразовательных учреждений. С подобными проблемами дети-левши сталкиваются в 2,5 раза чаще, чем правши.

Для малыша-левши типичны проблемы с запоминанием направления движения стрелок на часах. Таким детям свойственно испытывать затруднения с понятиями вправо/влево, выше/ниже. Что интересно, левши допускают написание и прочтение цифровых и буквенных символов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Подобная особенность характерна и для более сложных действий: интерпретации сюжетных изображений, счета, воспоминаний и т.п. Проблематичным может оказаться и столь простая на первый взгляд разновидность деятельности, как рисование. Неадекватное распределение поверхности листа приводит к накладыванию изображений. Подобное явление наблюдается при наличии на бумаге достаточного количества свободного пространства. Освоение разноплановых умений роднит общая для перечисленных навыков отправная точка, в качестве которой выступает зрительное восприятие. Изъяны в зрительно-моторной координации, зрительной памяти и зрительно-пространственном восприятии сопряжены с определенными трудностями, связанными с:

  • замедленным темпом чтения, обусловленным проблематичностью восприятия и запоминания непростых для малыша сочетаний букв;
  • неустойчивостью почерка, выраженной неровностью штрихов, растянутостью либо различным наклоном/размером буквенных символов;
  • распознаванием геометрических фигур либо их заменой сходными по форме аналогами (овал — круг, прямоугольник — квадрат — ромб);
  • формированием зрительных представлений о цифровых и буквенных символах (фиксируется путаница в сходных между собой цифрах и буквах, присутствует написание лишних элементов либо неполное написание символов, сопровождающееся нарушением соотношения их отдельных частей);
  • медленной скоростью письма;
  • копированием;
  • зеркальностью воспроизведения элементов графического характера, цифровых и буквенных символов.

Феномен зеркального восприятия

С зеркальностью движений сталкивались многие супружеские пары, воспитывающие левшей. Некоторые дети ограничиваются зеркальным написанием слов. Буквы при этом воспроизводятся с конца: начальная, предпоследняя и т.д . Также встречаются случаи зеркального восприятия. Помимо этого дети могут прибегать к зеркальному чтению и зеркальному рисованию. Последнее нарушение сопровождается специфическим искажением рисунка, объясняемым путаницей горизонтального и вертикального, верха и низа, левого и правого. Что интересно, необычные для большинства людей изображения не вызывают у малыша ощущения неправильности.

10 3

Едва ли не в каждой группе детей - в детском саду или школьном классе - обязательно найдется мальчик или девочка, к которому все остальные...

Сохранение зеркальности восприятия по истечении 10 лет — предпосылка к проведению тщательного анализа воспроизводимых ребенком зеркальных движений, поиску причин подобного явления и организации тематических занятий, ориентированных на закрепление навыков самоконтроля и корректировку недостатков, имеющих отношение к сфере координации, внимания и пространственного восприятия.

Проблематично для левшей и определение времени по часам, оснащенным циферблатом. Для подобных детей типично зеркальное восприятие одной либо обеих стрелок. Не удается им избежать и ошибок метрического характера. Разница между реальным и определенным малышом временем может достигать четверти часа. Некоторые из промахов могут быть связаны с часовой стрелкой.

Среди левшей велика доля ребят, у которых фиксируются задержки в речевом развитии (как письменном, так и устном). Аналогичные проблемы могут наблюдаться в сфере чтения и вычислений. В некоторых случаях заходит речь об искажении эмоций и заторможенности конструктивных процессов. Предпринимаемые некомпетентными лицами попытки переобучения чреваты усилением начальных диспропорций.

Маленькие герои

Дети-левши вынуждены контролировать собственную психическую деятельность. В этом направлении им удается достигать впечатляющих результатов. При этом надо понимать, что для достижения поставленной цели такие дошкольники зачастую используют обходные пути, предполагающие поиск немыслимых для среднестатистического человека внутренних и внешних средств. Предсказать течение процесса, как правило, невозможно.

Окружающий мир заточен под удовлетворение нужд правшей. Обделенным в этом плане детям-левшам приходится изобретать собственные способы взаимодействия с людьми и предметами. Каждое действие и любая мысль при этом пропускаются через мозг — тончайший и поражающий своим совершенством инструмент, наделенный определенным и, что немаловажно, конечным объемом энергии. Нейропсихологи предупреждают, что у левшей может наблюдаться перерасход энергии в сфере высших психических процессов, в число которых вошли речь, счет и мышление. Базальные структуры психики (соматические, эмоциональные и т.д.) при этом оказываются обделенными. Благодаря данной особенности дети-левши нуждаются в повышенном внимании со стороны опекающих их взрослых.

Перечень табу

О переучивании левшей желательно забыть раз и навсегда. Категоричность требования объясняется невозможностью переделывания биологической природы ребенка, основу которой составляет определенная организация головного мозга. Положительное на первый взгляд намерение должно восприниматься не иначе как насилие над детским мозгом. Удержание ручки или ложки в правой руке приводит к перекладыванию врожденных функций с правого на левое полушарие, которое ведущим для левши не является. Более того, в нем отсутствует так называемая проекционная база, без которой немыслимы работа артикуляционного аппарата и осуществление пальцами тонких движений. К печальным последствиям подобных действий могут быть отнесены:

41 3

Давайте разберемся - плохо или хорошо, когда дети смотрят мультики? Что нас, взрослых, устраивает в том, что дети заняты мультфильмами? Представьте с...

  • задержка формирования речи и многочисленные проблемы логопедического характера;
  • невозможность восприятия музыки и совершения танцевальных движений;
  • отсутствие навыка ориентации на местности;
  • укачивание в транспортных средствах;
  • неустойчивость почерка;
  • появление навязчивых мыслей о собственной неполноценности;
  • страх перед возможными неудачами;
  • негативные изменения в сфере эмоционального состояния, в число которых вошли раздражительность, вспыльчивость, капризность, повышенная утомляемость и т.д.;
  • невротизация, проявляющаяся в виде вялости, заикания и энуреза, болей в области головы и живота, нарушений аппетита, сна и пищеварения, разнообразных неврозов и нервных тиков (подергивание носом и сморщивание лба, мигание и облизывание губ) и т.д.

Леворукость ребенка не должна восприниматься окружающими как нечто неординарное. Заострять внимание малыша на данной особенности также не следует. Несоблюдение данного правила чревато для левши ассоциированием себя с неудачником. Такие дети довольно часто страдают из-за застенчивости и заниженной самооценки.

Недопустимо и повышение голоса на левшу. Громкие крики могут повлечь за собой потерю связи с родителями. С этого шага для малыша может начаться путь к замкнутости. Матери, отцы и близкие родственники не должны забывать о том, что дети-левши ранимы от природы и склонны к повышенной впечатлительности.

Нельзя принуждать ребенка-левшу к безотрывному и правонаклонному письму. В качестве альтернативы может быть предложено прямое либо левонаклонное написание букв и цифр. Недопустимо снижение отметок детям-левшам за почерк. Соответствующее требование изложено в методических рекомендациях, изданных Министерством здравоохранения в 1985 году.

Посильная помощь

Успокоительное действие на маленьких левшей оказывают рассказы о личностях, прославившихся на весь мир вопреки наличию аналогичной особенности. Перечень принесших пользу человечеству левшей довольно обширен. В нем нашлось место для полководцев Юлия Цезаря и Александра Македонского, композиторов Людвига ван Бетховена и Иоганна Себастьяна Баха, художников Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи. Приведенный список можно расширять до бесконечности.

Доминирование левой руки предполагает учет указанной особенности в процессах обучения и общения. При поступлении малыша в детский сад или школу необходимо уведомить воспитателя и учителя о том, что на их попечении будет находиться ребенок левша. Такой подход оградит кроху от множества как мелких, так и крупных неприятностей.

Дети-левши нуждаются в изменении наклона тетради в процессе письма. Предплечья в момент занятий должны находиться в правильном положении. Аналогичное требование выдвигается и к удерживаемой пальцами ручке. Из других особенностей организации рабочего места необходимо отметить правостороннее освещение.

Приветствуются пошаговые объяснения и раскладывание действий двигательного характера на составляющие. К выполнению каждого элемента ребенок должен подходить осознанно. К положительным моментам могут быть отнесены игры, нацеленные на развитие зрительно-моторной координации и зрительного восприятия.

Очень часто родители отмечают, что их ребенок отвлекается даже от самой интересной игры, не может сосредоточиться на выполнении различных заданий, не...

Взрослые должны помнить о том, что отсутствие негатива в отношении леворукости способствует привитию уважения к индивидуальным особенностям личности. На примере левшей дети учатся проявлять терпимость к свойствам, не присущим преобладающей части сообщества.

На этапе обучения леворуких малышей целесообразно делать упор на чувственных ощущениях (в первую очередь зрительных и осязательных). Лучшему пониманию и запоминанию учебного материала способствуют наглядные пособия, схемы, снимки и рисунки.

Левши не приспособлены к строгому следованию правилам и соблюдению регламента. Посещения детского сада, военной школы или училища могут превратить жизнь подобных детей в череду постоянных стрессов.

Родителям и учителям рекомендовано хвалить левшей даже за небольшие достижения. Левая рука не должна ассоциироваться у малыша с чем-то плохим. При общении взрослые должны избегать сравнений левшей со сверстниками. Мамы и папы не должны забывать о том, что в их семье подрастает неординарная личность, способная удивить мир уникальным мышлением и добиться определенных успехов в жизни.

9 0

Еще статьи

, являющийся левшой, в основном, использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел.
Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-) рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач. 1
Александр Македонский , Юлий Цезарь, да Винчи , Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн - что объединяет этих людей, помимо гениальности?
Все они левши.
Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места.
В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи -
Леонардо да Винчи , Рафаэль, Рубенс. Неподражаемый Роберт де Ниро, обворожительная Джулия Робертс, «крепкий орешек» Брюс Уиллис, очаровашка Том Круз, непобедимый Сильвестр Сталлоне - тоже из категории левшей.

Все последние президенты США - и Рейган, и Буш, и Клинтон - сплошь леворукие. Даже Альберт Гор, один из лидеров президентской гонки, пишет левой рукой.
Знаменитые теннисистки Моника Селеш и Мартина Навратилова отлично бьют левой.
Компьютерный гений Билл Гейтс, которого не смогли разорить недавние миллионные потери, тоже левша.
Казалось бы, леворуким есть чем гордиться. Один Левша, созданный писателем-левшой Николаем Лесковым, чего стоит!
Но большинство, увы, относятся к ним все-таки негативно. 6
В английском языке в большинстве технических контекстов вместо слова левша («left-handed») используется слово левосторонний («sinistral»), а вместо слова леворукий («left-handedness») употребляется слово леворукость («sinistrality»).
Данные технические термины происходят от латинского слова «sinister» — зловещий (мрачный). 5
С первых же месяцев жизни дети разделяются на левшей и правшей. На леворукость влияют генетика, течение беременности и родов.

Различают несколько типов левшей.
. Генетические (9-11%) получают леворукость по наследству. В 2007 году группа ученых под руководством специалистов из Оксфордского университета обнаружила ген LLRTM1, определяющий, будет ли человек левшой. 3
Этот же ген, по мнению ученых, повышает шансы и на психические заболевания, в частности шизофрению.
Согласно теории Геншвинда, высокое содержание тестостерона в крови матери во время беременности может привести к рождению ребенка - левши.

. Компенсаторные (12-13%) рождаются при неблагоприятном течении беременности и родов. В их анамнезе часто обнаруживается родовая травма.
Их число в развитых странах в последнее время увеличивается, как предполагают социологи, из-за роста числа поздних родов. Если мама рожает после 40 лет, шансы рождения левши увеличиваются до 128% по сравнению с 20-летними. 4
По некоторым данным, в России увеличение количества левшей в последнее время (до 25-30%) связано не только с прекращением переучивания в школе, но и с высоким процентом (до 70%) осложнений во время родов.
. Вынужденно леворукие (2-3%) получили травму правой руки, и им приходится развивать левую.
Активно изучать леворукость стали после Первой мировой войны, когда огромное число людей потеряли в боях руку или кисть. В 1918 году француз Альберт Шарле издал книгу, адресованную инвалидам, вернувшимся с войны «Как писать левой рукой».
В 1919-м американская военная администрация начала распространять брошюру «Как научиться писать левой рукой, если ампутировали правую».
. Подражательные (примерно 1%) чаще всего появляются в семьях, где родители леворукие. Малыши просто их копируют. Это единственная категория леворуких, которых, тщательно взвесив за и против и проконсультировавшись со специалистом, имеет смысл переучивать. 3
По статистике, людей, использующих в чистом виде правую руку - 40%, а левую - около 1%...


Некоторые ученые считают, что соотношение левшей и правшей во все времена оставалось примерно одинаковым. Интересно, что наскальные рисунки запечатлели людей, делающих что-либо именно правой рукой. На стенах пещер и египетских пирамид таких изображений предостаточно. Более того, сохранившиеся еще с эпохи палеолита орудия труда и изделия древних оружейников явно предназначались под правую руку.
Но есть работы, доказывающие, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети.
Любопытно, что в животном мире в этом смысле царит равноправие. Хотя ряд исследований убедительно доказывает, что обезьяны предпочитают тянуться за кормом левой рукой, а выполнять различные манипуляции - правой. То есть старые функции управляются правым полушарием, а новые - левым.
Кстати, если понаблюдать за новорожденными детьми, то можно заметить, что хватают они чаще левой рукой. Даже стопроцентные правши некоторые функции, в частности статические, выполняют левой рукой.
Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных.
Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость - сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой - меч. Считается, что на севере больше леворуких, чем на юге.
Есть гипотезы о том, что число таких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.
Одна из последних теорий связана с существованием гена правого сдвига, то есть праворукости. Этот ген определенным образом передается по наследству, в то время как ген левого сдвига выпадает как случайный вариант. Даже положение плода во время беременности может сыграть свою роль. 6
Первой страной, где запретили переучивание левшей, стала Австралия. В конце XIX века на этом континенте леворукость замечена у 2% населения, в 1910 году — у 6%, 1930-м — у 9%, в 1960-х — у 13.,5%.
В 1914 году, в Филадельфии (США) прошел симпозиум «Как следует относиться к ученикам-левшам»; леворукость признали врожденной особенностью, а переучивание — опасным для психики ребенка. Когда в США прекратили переучивать детей в школах, с 1932 по 1972 год количество левшей-американцев увеличилось в 5 раз. 2
Амбидекстры — таким мудреным словом зовут тех, кто в равной степени умело управляется и правой, и левой рукой. Считается, что амбидекстрия — врожденное свойство. Дети до 5 лет одинаково часто используют правую и левую руки.

Впрочем, «двуруким» человек может стать и в результате тренировки, правда, подсознательно он все равно будет предпочитать руку, обусловленную физиологическими особенностями

мозга .
Амбисинистр (от лат. — «обе левые») - человек, которому сложно использовать две руки (антипод амбиденстра).
В XIX веке считалось, что, подчинив обе руки, человек в совершенстве овладеет обоими полушариями
мозга и чуть ли не превратится в сверхчеловека. Мода на искусственную амбидекстрию быстро прошла, поскольку в ходе исследований выяснилось, что «двурукие» ничем не лучше правшей и левшей.
Современные ученые также отказываются выделять одну из этих трех крайностей (левшество, правшество, амбидекстрия) как правильную или совершенную. 2
У леворуких людей есть определенные проблемы при пользовании некоторыми предметами.
Например, при письме шариковой ручкой все только что написанное может быть смазано этой же рукой.
Ножницами тоже пользоваться не совсем удобно - в левой руке они перекрывают обзор места среза, так что вырезать фигуру совсем нелегко...
Левши выходят из этого положения кто как может: привыкают, переделывают, модифицируют...
В процессе развития головного
мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие).
А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.
В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного
мозга . Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука. 5
У
человека немало парных органов. Глаза, уши, почки, легкие, яичники, семенники - симметричны и выполняют одни функции. Лишившись одного органа, человек сможет обойтись с помощью дублера.
В этом смысле полушария головного
мозга являются исключением. Они никогда не заменят друг друга.
Так в чем же разница между работой головного
мозга левшей и правшей?
Исследователи давно проводят эксперименты, уточняя различия в деятельности головного
мозга левшей и правшей, пытаясь понять, какие участки работают при том или ином действии.
Например, разница между «левыми» и «правыми», по мнению некоторых исследователей, — в восприятии окружающей действительности. Левое полушарие правшей дробит картину мира на детали и выстраивает логические причинно-следственные цепочки. Оно анализирует информацию, ищет в
памяти аналоги, работает медленно.
Правое ведущее полушарие
мозга левшей фиксирует картину мира целиком, без деталей, образно и делает это гораздо быстрее.
Левополушарные правши более рациональны, рассудительны, эмоционально сдержанны.
У большинства левшей в голове нет четкой привязки лево-право, поэтому они часто путаются. Правополушарные левши склоны к образному мышлению, более эмоциональны, ранимы.

Сегодня в ученом мире принято три подхода.
I — у правшей и левшей нет друг перед другом никакого преимущества.
II — гордиться левшам нечем, их милая особенность часто сопутствует таким психическим заболеваниям, как эпилепсия, шизофрения, и способствует наследственному алкоголизму.
III —левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши.
Считается, что леворукость не должна влиять на выбор профессии, но все же есть сферы деятельности, в которых левша преуспеет меньше.
Например, среди летчиков их крайне мало: все управление самолета рассчитано на правшу. По мнению врачей, в стрессовой ситуации у летчиков-левшей могут появляться пространственные иллюзии и ошибки, свойственные зеркальному восприятию мира.
Зоной, свободной от левшей, также стали стоматологические клиники.
Во многих видах спорта леворукость считается преимуществом. Но особенно это очевидно в боксе. Леворукие боксеры завоевывают 35-40% золотых медалей на крупных международных соревнованиях. Они неудобные и непредсказуемые противники.
В 1970-е годы в ходе исследований выяснили, что преимущество левшей не в скорости выполнения ударов каждой рукой в отдельности, а в суммарной быстроте реагирования.
Скорость двигательных функций у левшей в целом хуже: например, время ухода от удара при сгибании туловища равно 270 мс у левшей и 230 мс у правшей.
Но у левшей практически отсутствует разница движений правой и левой руки. Это касается и точности ударов: у левшей работа правой руки с правшами одинакова, а левой — гораздо лучше. 2
Штаб-квартира Международной ассоциации леворуких находится в городе Топика (штат Канзас, США). Ассоциация выпустила «Билль о левшах», где эмоционально ставит вопрос: «Почему левши должны жить в мире, где они заведомо поставлены в неравные условия с остальными?»
Британский клуб левшей в 1992 году выступил с инициативой о введении Всемирного дня левшей, который празднуется ежегодно 13 августа. Впервые этот день был отмечен 13 августа 1976 года (по другим данным - 13 августа 1992 года). 1
С тех пор каждый год в этот день активисты стремятся привлечь внимание дизайнеров, производителей и продавцов товаров к необходимости учитывать и удобство левшей при пользовании различными предметами, а также призывают правшей проводить этот день, пользуясь только левой рукой...


Когда родители обнаруживают, что их ребёнок предпочитает действовать левой рукой, одни пугаются и пытаются переучить, а другие радуются и принимают ребёнка таким, каков он есть. И тем, и другим полезно знать некоторые особенности левшей и то, чем леворукие люди отличаются от праворуких.

Экскурс в историю

Науке не так много известно о левшах. Для изучения этого «феномена» привлекаются самые разные направления. К примеру, благодаря археологическим находкам удалось выяснить, что первобытные люди изначально пользовались обеими руками и только через некоторое время стали предпочитать правую руку. Однако левши, судя по всему, были всегда. Древние орудия труда позволили узнать, что примерно 1,5 миллиона лет назад некоторые люди были леворукими.

Но человеческое желание всё подстроить под один стандарт привело к нетерпимости к левшам. В Древнем Риме их называли «sinister», что означало «зло» (близкое значение у этого слова и в современном английском языке). Некоторые другие народы считали левшей неуклюжими и непригодными к работе, что тоже отразилось в языке. Средневековые служители церкви считали левшей приспешниками дьявола (который, как полагали, предпочитал левую руку) и могли только лишь на этом основании сжечь их на костре. У мусульман до сих пор левая рука считается «нечистой».

Можно понять об отношении славян к левшам и по русскому языку. Словосочетания «левый товар», «пойти налево», «левая сторона» и другие имеют явно отрицательное значение. И в Советском Союзе, как и во всём мире, долгое время считалось, что левшей нужно как можно раньше переучивать, иначе им будет очень трудно в жизни.

Статистика

Чем восточнее живёт народ, тем больше в нём левшей. А также доминантность правого полушария чаще встречается в Южной Азии и Австралии.

Сейчас отношение к леворуким людям более спокойное, хотя нам ещё далеко до западных стран, где для них существуют разнообразные товары, начиная с канцелярских и кухонных принадлежностей и заканчивая бытовой техникой.

Немного о работе мозга

Предпочтение правой или левой руки зависит от организации деятельности мозга, от того, каким образом он наладил свою работу с организмом.

Каждое из полушарий управляет своей стороной тела: правое полушарие – левой стороной, а левое – правой. У одних людей более развито левое полушарие, и они становятся правшами, а у других доминирует правое – это левши.

В то же время, полушария выполняют свои функции. Левое ответственно за логическое мышление и анализ, благодаря нему мы умеем читать, считать и писать. Правое помогает нам запоминать образы, отвечает за чувственное восприятие. Таким образом, левши, у которых более развито правое полушарие мозга, лучше понимают образы и чувства, чем слова и логику.

Теории появления леворукости

Леворукость изучена недостаточно, и нет единого мнения о том, почему люди предпочитают действовать разными руками. Пока есть только теории, отношение к правдоподобности которых разное.

Наследственный фактор. Большинство учёных склоняются к тому, что истинная леворукость передаётся генетически. По их мнению, доминирование одного полушария мозга над другим закладывается в утробе матери.

В 2008 году учёным Оксфордского университета удалось обнаружить гены, ответственные за праворукость и леворукость – так называемые гены правого и левого сдвига. Они выяснили, что ген левшей передаётся от родителей случайным образом, то есть может «выпасть», а может и нет.

Эта теория легко подтверждается статистикой, согласно которой, в семьях, где оба родителя левши, вероятность рождения леворукого ребёнка составляет 50%. Когда левша лишь один родитель, то 16,7% детей рождаются такими же. Из 100 детей праворуких родителей лишь 6 предпочтут левую руку. Известно также, что леворукость может передаться через несколько поколений.

Считается, что наследственных левшей 9–11% от населения всего Земного шара.

Факт

Среди животных тоже бывают левши, чаще они встречаются у обезьян, кошек и собак.

Беременность и роды. Есть данные, позволяющие сделать вывод, что особенности беременности и родов могут стать причиной развития у ребёнка леворукости.

Тяжёлая беременность, нездоровый образ жизни будущей матери, стресс и осложнённые роды могут повредить головному мозгу ребёнка. Если страдает левое полушарие, организм перестраивается и передаёт правому полушарию функции левого. Когда ведущим становится правое полушарие, ребёнок отдаст предпочтение левой руке.

Этим можно объяснить замеченное некоторыми учёными увеличение количества левшей в особо тяжёлые исторические периоды. Значит и большая вероятность рождения левшой одного из близнецов происходит из-за особенностей их внутриутробного развития, когда одному ребёнку может достаться меньше «строительного материала».

Исследования показали, что компенсаторных левшей 12-13%, то есть больше, чем генетических.

Неблагоприятное воздействие УЗИ. Некоторые исследователи заметили увеличение случаев рождения левшей у женщин, которые в период беременности делали УЗИ чаще трёх раз.

Но эта теория не выдерживает критики, потому что леворукие люди существовали задолго до появления любой электронной техники. К тому же тут следует уточнить, по какой причине ультразвуковое исследование проводилось чаще, чем это необходимо. Как правило, дополнительное УЗИ назначается при осложнениях, которые, как мы уже знаем, могут способствовать рождению левши.

Экологическая обстановка. Плохую экологию склонны винить во всех заболеваниях. Но леворукость – это не болезнь, а особенность, ставшая вариантом нормы.

Лишь опосредованно загрязнение воздуха и пищевых продуктов может стать причиной развития у ребёнка леворукости – если на этом фоне у беременной женщины разовьётся осложнение или заболевание, что с большой вероятностью навредит развивающемуся мозгу плода. Однако доказать эту точку зрения пока не удалось.

Есть среди теорий о причине разделения людей на левшей и правшей и другие. Некоторые учёные считают, что из-за расположения внутренних органов центр тяжести перемещается вправо, освобождая правую сторону, что позволяет лучше развиваться правой руке. По другому мнению, древние люди стали правшами во время сражений, левой рукой закрывая сердце, а в правой держа меч. А возможно, левое полушарие мозга стало доминирующим благодаря появлению речи, за которую оно и ответственно.

Однако эти теории не могут объяснить, почему же некоторые всё же рождаются левшами.

Важно

Некоторые люди (2-3% населения) становятся вынужденными левшами из-за повреждения правой руки, а другие (0,5%) используют левую руку, подражая родственникам.

Современная наука склоняется к тому, что ответственность за появление леворуких людей лежит на совокупности факторов – генетическом, патологическом и социальном.

Леворукость и левшество

Стоит заметить, что левшой принято называть человека, у которого ведущей является не только левая рука, но и левые нога, глаз и ухо. Человек же, предпочитающий отталкиваться правой ногой, заглядывающий в замочную щель правым глазом, прикладывающий к стене правое ухо, но пишущий левой рукой – просто леворукий.

Скорее всего, у такого человека ведущее полушарие всё же левое. И вполне вероятно, что в какой-то момент он захочет развить свою правую руку, в чём, безусловно, не нужно мешать ему.

Статистика

Правшей в мире насчитывается всего 30%, а левшей – 10-12%. Остальные 58-60% населения являются леворукими с признаками правшества и праворукими с признаками левшества.

Особенности левшей

Дети, к которым левшество перешло от родителей, могут ничем не отличаться от правшей.

У ставших же леворукими из-за сложностей беременности, родов или из-за серьёзной болезни в раннем детстве, часто обнаруживаются разного рода нарушения. Родителям этих детей следует понимать, что леворукость — не причина этих проблем, а особенность, которая, как и те нарушения, стала следствием неблагоприятных факторов развития.

Не все особенности, которые будут перечислены ниже, можно найти у любого левши. Одни будут ярко проявляться, другие – лишь слегка, а третьи – будут совсем отсутствовать.

Одной из частых проблем левшей является позднее развитие речи, в особенности связной. Они могут долго говорить односложными словами и к трём годам неожиданно начать объясняться сложными фразами. Такой внезапный переход объясняется тем, что левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила, им проще оказывается запоминать словосочетания и целые предложения. И когда таких блоков в словарном запасе левши наберётся достаточно, он начнёт говорить.

Многие особенности левшей становятся причинами их плохой успеваемости в школе.

Детям до определённого возраста свойственно зеркальное письмо – когда буквы и цифры пишутся в другую «сторону». Это может проявляться и в рисовании. Но после 7 лет, когда правши уже не испытывают трудностей с запоминанием и воспроизведением знаков, у многих левшей зеркальность письма остаётся и исправляется у лишь к 9 годам. В большей степени эта особенность характерна для переученных левшей. Неправильное написание ребёнком букв связано с тем, что пространство для него не имеет чётких границ. По той же причине они путают правую и левую стороны и даже верх и низ.

Из-за сложностей запоминания алгоритмов и последовательностей у левшей возникают проблемы и с устным счётом. Им оказывается неудобно пользоваться привычными большинству, простыми правилами сложения, вычитания, умножения и деления. И они выдумывают свои подходы, непонятные и сложные для других людей. Такой нестандартный подход к решению задач очень высоко ценится в некоторых профессиях и может сослужить добрую службу в будущем, но часто становится препятствием к хорошим оценкам.

Ребёнок-левша может прослыть медлительным и тугодумом, потому что не может быстро переключиться с одного действия на другое. Ему требуется больше времени на то, чтобы ответить на вопрос, ведь для этого нужно последовательно выполнить несколько задач: выслушать, понять, найти ответ, выстроить его в уме и, наконец, произнести. На переход от одного процесса к другому требуется время, а стремление к основательному подходу во всём не даёт возможности говорить необдуманно. Лишь со временем, когда у левши сформируется автоматическое выполнение определенного действия (на что уйдёт больше времени, чем у правши), он будет выполнять его быстро и без запинки.

Этот минус компенсируется способностью выполнять несколько задач одновременно, даже обдумывать сразу несколько мыслей. Попав в ситуацию, где нужно выполнять мультизадачу, левша легко и непринуждённо перегонит правшу.

При обучении леворукого ребёнка нужно учитывать особенность его зрения, которое устроено таким образом, что он хуже воспринимает расположенные слева объекты. Поэтому левша часто пытается читать справа налево. Чтобы избежать проблем, старайтесь класть книги и тетради немного правее и сажайте его слева от классной доски.

Для родителей левши есть и хорошие новости.

У такого ребёнка, который вынужден с раннего детства приспосабливаться к достаточно агрессивному правостороннему миру и изобретать способы решения разных задач, колоссальные компенсаторные возможности: у него обострена интуиция, он может предвидеть будущее (проанализировав свой прошлый опыт), часто таких детей посещает ощущение дежавю, они видят вещие сны.

Статистика

С возрастом левши всё сильнее поддаются влиянию «праворукого» мира. И если среди 20-летних левшей 12%, то среди 50-летних – уже 5%, а среди 80-летних остаётся даже меньше 1%.

Ребёнок-левша, как правило, обладает хорошим слухом, у него отличная память и богатое воображение. Наверно, поэтому люди с доминирующим правым полушарием чаще выбирают творческие профессии.

И, как большинству творческих людей, им присущи чувствительность, впечатлительность, эмоциональность, вспыльчивость, открытость, непосредственность, доверчивость, внушаемость. По наблюдению исследователей, левшам больше свойственны отрицательные эмоции, в особенности гнев и страх. В детстве они капризны и плаксивы. Характерно для них плохое владение собой в стрессовой ситуации: когда нужно быстро принять решение и в соответствии с ним действовать, они сначала действуют, а потом уже обдумывают.

Принимая во внимание эти особенности левши, родители будет проще помочь своему леворукому ребёнку адаптироваться к неудобствам «праворукого» мира.

Левшество - это один из вариантов развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное взаимодействие и и специализация полушарий.

У каждого полушария головного мозга своя роль.

Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию о правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Обычно уже к 4-5 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо . Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария. До этого момента дети могут брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и т.п. то одной рукой, то другой. Доминантность полушария у них еще не установилась. Важно в это время не настаивать, на том, чтобы ребенок выполнял действия какой-то одной рукой, когда доминантность установится, это произойдет естественным путем.

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо.

Причины левшества

Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

  • Генетическое левшество .

леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей

  • "Компенсаторное" левшество , связанное с каким-либо поражением мозга, чаще -его левого полушария в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка
  • "Вынужденное" левшество . Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
  • псевдолеворукость у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы : праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов , левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", иногда - "выше", "ниже".

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки - определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью . Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится "пропускать через голову". А нейропсихологам известно, что мозг человека - удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность "обкрадывания" базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша - втрое больше.

Стоит ли переучивать леворуких детей?

Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга . Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.

Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.

Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.

Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей :

  1. Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными. С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
  2. Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности . Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
  3. Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
  4. Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.

Помощь

  1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
  3. Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
  4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.

Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.

Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука - плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить - то сравнивайте его только с самим собой: "Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!" Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.

Центр Психологические Консультации.

Левши - уникальные люди, в этом ни у кого не осталось никаких сомнений. Они составляют 10% от населения Земли, но иногда кажется, что о них забывают: вспомним все “праворукие” гаджеты, не для всех удобно скомплектованные рабочие столы, а также столовые приборы, которые предназначены для пользования правой рукой.

Что является причинами “леворукости” человека?

Ученые не дают на этот вопрос точного ответа, однако исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи генетики и внешнего окружения человека. Нет точных данных о наличии у человека “левых” ген, однако есть подтверждение тому факту, что левши обычно имеют больше “леворуких” родственников, чем правши. К тому же ученые нашли отличия в строении мозговых полушарий у левшей и правшей.

Не важно, что заставляет людей пользоваться преимущественно левой рукой – неутомимые исследователи обнаружили ряд качеств, свойственных исключительно левшам.

Предлагаем вниманию всех левшей, а также правшей с замашками «леворукости» и «равноруких» (или же с функцией амбидекстрии).

Обзор фактов и мифов о левшах


1. Левши более склонны к психическим расстройствам

Левши составляют 10% от населения. Однако по данным исследований, в группе людей с психическими расстройствами данный показатель выше. Недавние исследования показали, что 20% людей, склонных к психическим расстройствам, предпочитают пользоваться левой рукой.

Исследователи Йельского университета (Нью-Хейвен, штат Коннектикут) и Университета при Техасском Юго-Западном Медицинском Центре в Далласе обследовали 107 пациентов в амбулаторных психиатрических клиниках. В группе с легкими расстройствами, подобно депрессии или биполярному аффективному расстройству, левшей оказалось 11 %. Однако в группе с тяжелыми расстройствами психики, подобно шизофрении и шизоаффективному расстройству, процент левшей достиг 40 %. Как полагают ученые, в данном случае имеет значение межполушарная асимметрия.

2. Здоровье может зависеть от более развитой руки

Согласно выводам исследования, опубликованному в 2010 году в журнале «Pediatrics», левши больше подвержены дислексии (неспособности к обучению чтению и письму), синдрому дефицита внимания и гиперактивности и некоторым другим неврологическим расстройствам. Исследователи не могут объяснить подобный феномен, но связывают его с взаимодействием нейронных связей в мозге человека. Человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Большинство людей (как правшей, так и левшей) используют левое полушарие для овладения речью.

Однако около 30% левшей при этом либо задействуют частично и правое полушарие, либо не имеют доминантного полушария вообще. Согласно данным ученых, важно, чтобы доминирующим было только одно полушарие, вот почему у левшей могут встречаться подобные умственные расстройства.

Зато левшам больше повезло в остальном. По данным исследования, опубликованным в журнале “Laterality”, левши подвергаются меньшему риску заболеть артритом или язвой.

3. Левши воспринимают речь по-другому

По данным исследования Медицинского центра Джорджтаунского университета, левши легче воспринимают быстро меняющиеся звуки, чем правши.

Исследователи обнаружили, что левое и правое полушария по-разному реагируют на различные звуки. Левое полушарие, которое контролирует правую руку, отвечает за распознавание быстро чередующихся звуков, подобно согласным, в то время как правое полушарие, управляющее левой рукой, ответственно за распознавание интонационных модуляций и медленно чередующихся звуков, подобно гласным.

Если верить исследователям, то когда вы размахиваете флагом во время торжественной речи какого-нибудь политика, его речь будет вами восприниматься по-разному в зависимости от того, в какой руке у вас находится флаг.

Данное исследование может оказать ценную помощь в излечении заикания или расстройств речевого аппарата.


4. И в первобытном веке левши были в меньшинстве

«Праворукость» не является тенденцией нашего времени: человек пользовался правой рукой увереннее, чем левой, еще более 500 тыс. лет назад.

Исследователи из Канзасского университета недавно определили “рукастость” древнего человека по его челюсти (что звучит довольно странно, не правда ли?). Исследование, результаты которого были опубликованы в журнале “Laterality”, показало, что когда наши пра-пра-пра – ну, вы поняли – прадедушки обрабатывали животные шкуры, они держали один край шкуры рукой, а другой – зубами. Проанализировав износ доисторических челюстей, ученые смогли определить, какой рукой наши предки пользовались активнее всего. “Достаточно одного зуба, чтобы определить, кем является человек – левшой или правшой”, - сообщил журналу “LiveScience” исследователь Дэвид Фрейер.

И каков же вердикт?

"Доисторические существа, подобно современным людям, пользовались преимущественно правой рукой”.

5. Левши – более утонченные и артистичные

Левши уже многие годы гордо утверждают, что они более креативные, чем правши. Но соответствует ли это действительности? На самом ли деле быть левшой означает быть более творческим и инициативным человеком?

Согласно данным исследования, опубликованным в журнале «American Journal of Psychology», левши действительно имеют, по крайней мере, одно преимущество в плане творческого развития: у них лучше развито дивергентное мышление – образ мышления, при котором в мозгу одновременно генерируются различные решения.

Чтобы определить, насколько успешнее в творчестве левши по сравнению с правшами, представители «Left-Handers Club" провели опрос среди более, чем 2 000 левшей, правшей и людей с одинаковым владением обеими руками. Исследование подтвердило, что левши действительно более успешны в плане построения карьеры в искусстве, музыке, спорте и в области информационных технологий.


6. Голосуем за левшей!

Оказывается, не имеет никакого значения, «правые» у нас политики или «левые»: неожиданно самый высокий процент президентов США придерживается «левой» стороны – не в плане политики, конечно же.

Список президентов-левшей оказался довольно впечатляющим. Приведем в пример хотя бы последних четверых из семерых главнокомандующих США – это президенты Барак Обама, Билл Клинтон, Джордж Буш и Джеральд Форд (и вспомним в добавок о Джеймсе Гарфилде и Гарри Трумэне). Ходили слухи, что Рональд Рейган родился левшой, однако в школе строгие учителя переучили его на правшу. Возможно ли допустить мысль о том, что президенты-правши просто притворяются левшами?

Вероятно, растущее количество президентов-левшей - простое совпадение. Однако данные недавнего исследования голландских ученых свидетельствует о том, что политики-левши имеют несомненное преимущество в телевизионных дебатах. Догадайтесь, почему? Обычно простые люди ассоциируют жестикуляцию правой рукой как «правильные жесты», «жесты добра». Так как телевизионная передача работает как зеркальное отображение, жестикуляция левой рукой в глазах телезрителя отображается как движения в положительную сторону (в «сторону добра»).


7. Левши побеждают в спорте

Легенда гольфа Фил Микельсон, звезда тенниса Рафаель Надаль, чемпион по боксу Оскар де ла Гойа – вы не представляете, сколько наших спортивных фаворитов являются левшами!

Если верить данным книги Рика Смитса «Многогранность мира левшей», преимущество в спортивном единоборстве у левшей действительно имеется. Но только при условии соревнования один на один. Для правшей часто «леворукость» оппонента оказывается сюрпризом, к которому они не готовы: по большей части, это касается тенниса, бокса и бейсбола.

8. Левши пугаются чаще

По данным Британского общества психологии, левши более подвержены влиянию страха, чем правши.

По условиям исследования, участники смотрели 8-минутный эпизод из кинофильма «Молчание ягнят». После просмотра левши демонстрировали больше признаков посттравматического стрессового расстройства, чем правши, и делали больше ошибок в описании увиденного.

"Оказывается, левши после переживания стресса (даже если стрессовая ситуация была в кинофильме), ведут себя также, как и люди после посттравматического стрессового расстройства», - сообщила глава исследователей Каролина Чаудгерри. Она считает, что причины кроются в мозговой активности. «Очевидно, что два полушария мозга по-разному реагируют на стресс, и правое полушарие больше реагирует на фактор страха. Однако требуется провести дополнительные исследования, прежде чем утверждать что-то однозначно», - при этом добавляет она.

9. Левши злятся больше

Если у вас возникают размолвки с вашим «праворуким» партнером (возможно, он и прав во многом), вероятной причиной может оказаться ваша «леворукость». По данным блиц-исследования журнала «Journal of Nervous and Mental Disease», левши более склонны к ощущению негативных эмоций, к тому уже они склонны дольше переживать и тянуть с примирением.

10. Левшей легче обескуражить

Левши гораздо более склонны к самоуничижению. Исследователи из Университета Абертай в Шотландии обследовали 46 левшей и 66 правшей на предмет проявлений импульсивности и проявления самоконтроля. Выяснилось, что левши болезненнее реагируют на утверждения типа «Я боюсь допустить ошибку» и «На меня действует критика или насмешки». Совокупность ответов левшей привела исследователей к мнению о том, что левши более уязвимы, застенчивы и не уверены в себе по сравнению с правшами.

«Левши склонны к колебаниям, раздумьям, в то время как правши более решительны и безрассудны в своих решениях и поступках», - сообщил службе BBC News исследователь Линн Райт.


11. Левши охотнее закладывают за воротник

В следующий раз, когда вы застряли в баре с подвыпившим другом, обратите внимание на то, какой рукой он сжимает бокал с виски: наверняка, эта рука окажется левой.

Издавна считалось, что левши больше склонны к алкоголизму. Никаких достоверных фактов или убедительных доказательств на это счет не существовало. И только недавно исследование, проведенное в 12 странах с участием 25 тыс. человек, немного прояснило ситуацию. Левши не составляют большинство алкоголиков – однако они действительно пьют больше и чаще, чем правши.

По словам Кевина Денни - исследователя, проводившего изучение склонности левшей к алкоголизму, результаты которого опубликованы в журнале «British Journal of Health Psychology», главной целью исследования была задача развенчать миф о повальном алкоголизме левшей. «Нет никаких оснований утверждать, что левши обязательно склонны к чрезмерному потреблению алкоголя», - замечает он в официальном пресс-релизе. «И нет никаких оснований утверждать, что чрезмерная тяга к выпивке обусловлена дисгармонией в работе полушарий мозга или стрессовыми ситуациями из-за социального статуса левшей в качестве общественного меньшинства».

12. У левшей есть собственный день

Левши по всему миру отмечают этот день, который с легкой руки «Клуба Левшей» в Великобритании в 1992 году стал официальным праздником с целью привлечь внимание к особенностям образа жизни левшей и их проблемам.

Согласно заявлению на сайте инициативной группы, «этот праздник является днем, когда левши гордятся свою «леворукостью» и пытаются донести до остальных сограждан все ее преимущества и недостатки».

Каким образом могут отмечать этот день правши? Создайте зону для «левшей»: если вы занимаетесь бизнесом, в котором возможна узкая линейка для левшей – сделайте это, разработайте ее, пусть даже это будет мелочь вроде офисных столов для сотрудников-левшей или столовые приборы для левой руки.