Кто убил графа дракулу. История: История

Не каждый житель знает, что граф Дракула - один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир - это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы — Влад III Цепеш. Жил он в 15 в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют Валахии. Цепеш - национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестный воин, и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но тогда встаёт вопрос, почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей?

Так же, не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей, или фантазёров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированны , которые случаются и в наше время., который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним - Божественным и духовным.

Между прочим, оккультное влечение к вампиризму («духовному» и ритуальному) является искажением изначального, древнеарийского вампиризма.

В 6 в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории , отметил, что перед тем как славяне начала поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время вампирами (пришло это слово от славян, которое распространилось в средние века по всей Европе) называли выдающихся воинов — героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. , существовали определённые ритуалы поклонения Крови - омовения, жертвоприношения и тому подобное.

Оккультистские организации полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Оккультисты же (в том числе и Брэм Стокер), в свою очерель исказили образ Влада Цепеша - доблестного воина, наследовавшего древние традиции франко-славян.

Появившееся в 14 веке, княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии.

Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад IIIЦепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии, мы можем определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале 15 в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. Как нетрудно догадаться, «дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Название этого ордена тесно связано с древними верованиями балканских народов, в балканском фольклоре змей, дракон - зачастую положительный персонаж, защитник рода, герой, побеждающий демона.

Было у князя три сына, но прославился лишь один из них - Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране - и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.

Как государственный деятель Влад придерживался принципов настоящего патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем оседлого населения - горожан и земледельцев! Как произошло такое невероятное преображение? Очень просто - в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам, или заведомым конокрадам, и вообще людям праздным и ненадежным.

Теперь следует сделать небольшое отступление. Для дальнейшего повествования важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Надо отдать должное Цепешу: он не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.

Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям 14 в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми - тогдашними хозяевами придунайских земель, - закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами - боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

А теперь покинем Валахию и бросим взгляд на другую, пограничную с ней страну, которая сыграла решающую роль в судьбе нашего героя. К северу от Бухареста сегодня тянутся на десятки километров бесконечные кукурузные поля. Но во времена Влада III здесь шумел лес - от Дуная до предгорий Карпат расстилались зеленым морем вековые дубравы. За ними начиналось плоскогорье, пригодное для земледелия. Саксонцы и венгры издавна стремились в этот благодатный вольный край, к плодородной земле, защищенной от вражеских набегов дремучими лесами и отрогами горных цепей. Венгры называли эти места Трансильванией - «страной по ту сторону лесов», а саксонские купцы, построившие здесь хорошо укрепленные города, - Зибенбюргеном, то есть Семиградьем. Все больше людей стекалось в эту область. За какие-нибудь полстотни лет Трансильвания расцвела.

Ее города-республики - Шесбург, Кронштадт, Германштадт - росли и богатели. Более 250 сел и деревень, не знавшие турецких набегов, с избытком обеспечивали все население пшеницей, бараниной, вином и маслом. Географическое положение Трансильвании было очень выгодным: как только край стал обитаемым, по нему пошла одна из основных ветвей Великого шелкового пути. Возникли новые ремесла, новые цехи, ориентированные, в основном, на экспорт. Кроме того, трансильванцы занимались тем, что впоследствии назовут экономическим пиратством. Так, хитрые ткачи Семиградья делали ковры, почти неотличимые от турецких, и сбывали за соответствующую цену.

Богатство Трансильвании делало ее в высшей степени лакомой добычей для могущественной османской империи. Семиградье, не будучи централизованным государством, не имело собственной постоянной армии. И лишь при помощи тонких и сложных политических игр трансильванским городам удавалось обеспечить стабильность своего конгломерата. Но империя Мухаммеда I была слишком крупным противником. Никакие хитроумные доводы семиградских политиков не могли убедить турок добровольно отказаться от экспансии на север. Поэтому независимость Трансильвании оказалась тесно связанной с замыслами и действиями валашских государей: маленькое православное княжество Валахия лежало между Семиградьем и мусульманским колоссом, играя роль своеобразного буфера. Прежде чем напасть на Трансильванию, туркам требовалось покорить Валахию, и в интересах семиградцев было создать такое положение дел, чтобы султан дважды подумал, прежде чем начинать новую войну с Валахией.

Эпитет «новая» не случаен. Хотя в середине 14 в. значительная часть Балканского полуострова уже входила в состав Османской империи, турки не чувствовали себя здесь хозяевами. Восстания против турецкого ига вспыхивали то тут, то там. Они всегда жестоко подавлялись, но все же иной раз вынуждали турок идти на некоторое компромиссы. Одним из таких компромиссов было сохранение государственного статуса отдельных княжеств, при условии вассальной зависимости от султана. Была оговорена ежегодная дань - например, Валахия выплачивала ее серебром и лесом. А для того, чтобы тот или иной князь ни на минуту не забывал о своих обязанностях по отношению к повелителю магометан в Стамбуле, он должен был отправить заложником ко двору султана своего старшего сына. И если князь начинал проявлять строптивость, юношу ждала - в лучшем случае - смерть.

Такая судьба была уготована и молодому Владу. Вместе с несколькими другими высокородными отроками - боснийцами, сербами, венграми - он провел несколько лет в Адрианополе в качестве «гостя».
Об изощренных казнях мусульманского средневековья написано много книг, читать их страшно. Ограничимся описанием двух небольших и, по понятиям того времени, незначительных эпизодов, свидетелем которых был молодой Влад.

Первый эпизод - повесть о султанском милосердии. Дело было так: один из вассальных князей поднял восстание и этим обрек на смерть двух своих сыновей - заложников. Мальчиков со связанными руками привели к подножию трона, и султан Мурад милостиво объявил, что по своей бесконечной милости он решил смягчить заслуженную ими кару. Затем, по знаку властелина, один из янычар-телохранителей выступил вперед и ослепил обеих братьев. Слово «милость» применительно к данному случаю употреблялось вполне серьезно, без всякой издевки.

Вторая история связана с огурцами. Гостеприимные турки выращивали для стола пленных принцев привычные им овощи, и вот однажды обнаружилось, что с грядки похищено несколько огурцов. Дознание, срочно проведенное одним из визирей, не дало результатов. Поскольку подозрение в краже редкого лакомства падало в первую очередь на садовников, было принято простое и мудрое решение: немедленно выяснить, что находится в их желудках. «Специалистов» по вспарыванию чужих животов при дворе хватало, и волю визиря тут же исполнили. К радости верного слуги повелителя, его прозорливость получила блестящее подтверждение: в пятом по счету разрезанном животе обнаружились кусочки огурца. Виновному отрубили голову, остальным же было дозволено попытаться выжить.
Что же касается казни на колу, изобретенной турками, то редкий день обходился без этого зрелища. Гибель одного или нескольких несчастных являла собой как бы обязательный традиционный пролог к еще более обширной кровавой драме.

Трудно представить, что происходило в душе двенадцатилетнего мальчика, видевшего все это изо дня в день. Впечатления, приобретенные Владом в отроческие годы, омытые реками христианской крови, оказались решающими при формировании характера будущего господаря Валахии. Какие чувства переполняли его сердце, когда он смотрел на предсмертные муки людей, прежде всего, плененных турками христиан - жалость, ужас, гнев? Или, может быть, желание покарать турок, применив к ним их же оружие? Во всяком случае, Влад должен был скрывать свои чувства, и он в совершенстве овладел этим искусством, ведь точно так же его отец в далекой Валахии, стиснув зубы, он слушал надменные речи турецких послов, сдерживая руку, рвущуюся к рукояти меча.
Оба Влада, старый и молодой, верили, что это до поры до времени.

В 1452 г. Влад вернулся на родину, и вскоре занял опустевший валашский трон. Очень скоро ему пришлось столкнуться с противодействием бояр, мешавших проведению единой политической линии, и он повел безжалостную борьбу с ними. К тому же, бояре были явно расположены в пользу турок. Это легко понять: наместники султана не покушались на привиллегии древних родов, а лишь требовали своевременной выплаты дани. Воевать с султаном никто из бояр не собирался, а что касается дани, то вся ее тяжесть ложилась бременем на всю нацию. Олигархи, встревоженные замыслами молодого князя, стали плести интриги. Но Влад был готов к этому. Как только оппозиция сформировалась, он начал действовать, причем с энергией и размахом, совершенно неожиданными для его противников.

По случаю какого-то праздника князь пригласил к себе в столицу, в Тирговиште, чуть ли не всю валашскую знать. Никто из бояр не отклонил приглашения, не желая демонстрировать отказом недоверие или враждебность. Да и само количество приглашенных, казалось бы, демонстрировало их общую безопасность. Судя по дошедшим до наших дней отрывочным описаниям, был тот пир роскошен и прошел очень весело. Вот только закончился праздник необычно: по приказу хозяина пять сотен гостей были посажены на кол не успев протрезветь. Проблема «внутреннего врага» была решена навсегда.

На очереди была борьба с турками. Заряд ненависти к ним, накопившийся в душе молодого князя, был огромен. Влад III горел желанием показать своим учителям, что хорошо усвоил все преподанные ему уроки. Теперь наконец можно было сбросить оковы ложной покорности.

На четвертом году княжения Влад разом прекратил выплату всех форм дани. Это был открытый вызов. Поскольку детей у него не было, то не было и заложников, и султан Мурад, проявив явное легкомыслие, ограничился отправкой в Валахию карательного отряда в тысячу всадников - преподать урок непокорному вассалу и привести его голову в Стамбул, в назидание прочим.

Но все вышло иначе. Турки попытались заманить Влада в ловушку, но сами попали в окружение и сдались. Пленных отвели в Тирговиште, где состоялась казнь захваченных турок. Их посадили на колья - всех до единого, в течении одного дня. Пунктуальный во всем, Цепеш и в казни соблюдал принцип иерархии: для турецкого аги, командовавшего отрядом, был заготовлен кол с золотым наконечником.

Разъяренный султан двинул на Валахию огромное войско. Решающее сражение произошло в 1461 году, когда народное ополчение Влада III встретилось с турецкой армией, превосходившей валахов по численности в несколько раз. Турки снова потерпели сокрушительное поражение.

Но теперь Владу стал угрожать новый противник, упорный и осторожный, - богатые города Трансильвании. Дальновидные саксонские купцы, встревоженные отвагой Влада III, предпочитали видеть на валашском троне более сдержанного государя. Да и крупномасштабная война Валахии с Османской империей совсем не соответствовала их интересам. Было очевидно, что султан ни за что не смирится с поражением - ресурсы турок огромны, предстояли новые битвы, новые войны. А если все балканские страны охватит пожар, Трансильвании уже не спастись. И причина всему - князь Влад - его отчаянная борьба сделала Валахию не щитом против турок, а костью в глотке султана, подвергая этим смертельной опасности богатое Семиградье.

Так рассуждали семиградцы, начиная дипломатическую кампанию с целью устранить Влада с политической сцены. В качестве кандидата на престол в Тирговиште называли одного из фаворитов могущественного венгерского короля Дана III. Естественно, что королю такая идея пришлась по душе, и в результате отношения между Венгрией и Валахией заметно осложнились.

Кроме того, трансильванцы, действуя по мнению Тепеша, по непосредственному наущению самого дьявола, продолжали вести оживленную торговлю с турками. Стерпеть подобную дерзость было невозможно, и Влад III начал третью войну - его армия двинулась на север.

Трансильванцы жестоко поплатились за свои попытки устранить соседа. Цепеш с огнем и мечом прошел по их цветущим равнинам: города были взяты приступом. А побежденный Шесбург увидел пятьсот своих именитейших граждан на кольях посреди площади.

Но уже поверженный противник нанес Цепешу неожиданный удар.

То, что оказалось не по силам турецкой армии, сумела совершить немногочисленная., но влиятельнейшая прослойка - торговая элита Семиградья. Был применен и оказался действенным метод, хорошо известный и людям нашего времени: воззвание к «общественному мнению» с помощью печатного слова. и вот на средства нескольких торговых домов был напечатан памфлет, где анонимными авторами подробно описывалась - в искаженном виде - вся деятельность Влада. В памфлете содержались некоторые подробности, касающиеся «коварных планов» валашского государя в отношении Венгерского королевства.

Клевета принесла ожидаемый результат. Образ действий Влада III вызвал возмущение при европейских дворах, а король Дан III пришел в ярость и начал действовать.

На помощь королю пришел случай. В 1462 г. турки вновь вторглись в Валахию и после осады взяли княжескую цитадель - замок Поэнари, «орлиное гнездо» Влада III, а затем разрушили его. Погибла жена князя. Теперь об этих событиях напоминают лишь белеющие на скале руины да прозвание «река принцессы», сохранившееся за бурным потоком Аргесса.

Не ожидавший нападения Влад не успел собрать войска и бежал на север. Король Дан, очень обрадованный тем, что обстоятельства сложились так удачно, немедленно пленил Влада и заключил в темницу.

Спустя двенадцать лет Дан, уверившись в «покорности» Влада, освободил его, распустив при этом слух, что Цепеш смирил гордыню и даже якобы перешел в католичество. Осенью 1476 г. Влад вернулся на родину. Но окрепшим за время его отсутствия боярам удалось разгромить княжескую дружину. Цепеш вновь оказался во власти Дана. Бояре потребовали выдачи ненавистного им господаря и участь князя была решена. Однако Влад III бежал и принял смерть в бою.

Найдя тело Цепеша, бояре изрубили его на куски и разбросали вокруг. Позднее монахи из Снаговского монастыря собрали останки покойного и предали их земле.

Лишившись своего государя, Валахия в 16 в. окончательно попала под турецкое владычество и лишь в первой трети 19 в. в результате подъема национального движения и при поддержке России добилась, наряду с Молдавией, автономии.

Румынская туристическая инфраструктура пытается убедить гостей страны, что знаменитый валашский князь жил в замке Бран, что неподалёку от города Брашова. Поговаривают, что призрак Дракулы до сих пор бродит по замку и пугает посетителей. Правда, туристы, рискнувшие прогуляться внутри здания, никакого призрака не замечают.

Может быть, потому, что Вад Цепеш никогда в нём не жил. Город Брашов, конечно, был весьма важным в его политической карьере, за него он бился с венграми.

Легенды о происхождении Дракулы

В Брашове и родились средневековые легенды о Дракуле, представлявшие его жестоким тираном, сажающим людей на кол и живьём спускающим с них кожу. Эти легенды сочинялись, собирались и распространялись в том числе и иностранными представителями, которым они были на руку. Самый известный , представлявший собой своеобразный сборник народных анекдотов, был напечатан в Германии и распространялся в качестве памфлета. Заказчиком его был, по одной из версий, венгерский король, который ненавидел Влада за его нежелание принять унию с католичеством.

Где находится дом Дракулы?

Тем не менее, дом, в котором Влад Цепеш родился и жил в первые годы со своей семьёй, сохранился до наших дней. Находится он, однако, в совсем другой части Румынии – в городе Сигишоара. В XV веке этот город и вовсе принадлежал . Отец Дракулы Влад II, тоже господарь (то есть правитель), устроил в доме даже монетный двор, где выпускал золотые цехины со своей эмблемой – драконом. Собственно, прозвище Дракула получил именно он, когда вступил в германский Орден Дракона; затем оно перешло и к его сыну.

О том, что дом принадлежал именно румынским «драконам», свидетельствует и прижизненный портрет-фреска, на котором запечатлены Дракула-старший и его супруга.

Интересно, что в Сигишоаре в то время не было ни одной православной церкви, только католические. Точно неизвестно, как правитель решал духовные вопросы; но скорее всего, он содержал домашнего священника, который мог быть и первым учителем Влада Цепеша.

Неизвестно также, получил ли Дракула-младший полноценное образование. Ведь очень рано, в 14-летнем возрасте, ему пришлось уехать в Турцию. Вероятнее всего, до этого возраста он и его старший брат выучились венгерскому и славянскому языкам, а возможно, и грамматике, риторике, арифметике и богословию. Всё это были основные дисциплины начальной ступени образования.

О происхождениях вампиров существует довольно много теорий и легенд. Одна из них гласит, что они являются потомками Каина, который стал первым библейским убийцей собственного брата. Но все это домыслы к основной версии. До сих пор не все знают, что происхождение вампира непосредственно связано с именем Влада Цепеша - румынского воеводы 15-го века, впоследствии - правителя Трансильвании. Именно он и есть тот самый знаменитый граф Дракула!

Граф - реальный являющийся национальным героем Румынии и борцом с преступностью. Его история уходит своими корнями в средневековую Трансильванию...

История графа Дракулы

Кровожадный правитель

Влад Цепеш был правителем Трансильвании (области, находящейся на северо-западе Румынии) с 1448 по 1476 год. Его любимым занятием были садистские пытки врагов и мирных жителей, среди которых и одно из ужасных - прокалывание ануса. За то что Влад Цепеш любил сажать на кол живых людей, его прозвали Владом-Прокалывателем. Однако его самое жестокое зверство заключалось в другом: как-то румынский воевода пригласил в свой замок (в котором он, собственно говоря, и проводил все пытки - см. фото ниже) на званый ужин большое количество нищих. Когда бедняги мирно трапезничали, граф Дракула запер их в комнате и поджёг. Кроме того, в летописи описан случай, когда этот садист приказал своим слугам прибить гвоздями к головам турецких послов их головные уборы только потому, что те отказались снять их перед правителем.

Подобные зверства наложили свой отпечаток на характер личности этого правителя. Граф Дракула стал прототипом героя одноименного романа, написанного Почему Цепеш был необычайно жесток? Почему он держал в страхе всю Трансильванию, приводя в смущение и замешательство всех европейских монархов? Об этом далее.

Коварный и жестокий граф Дракула

Трансильвания - место его рождения. "Дракул" (Дракон) - прозвище. В 13 лет сын валашского воеводы Владислава II был захвачен турками в плен и находился в заложниках почти 4 года. Именно этот факт повлиял на психику будущего правителя. О нем отзывались как о неуравновешенном человеке со множеством непонятных привычек и странных идей. К примеру, граф Дракула очень любил трапезничать на месте казни людей или недавнего сражения со смертельным исходом. Не правда ли, странно?

Прозвище "Дракона" Цепеш получил благодаря тому, что его отец имел членство в элитном Дракона, который был создан императором Сигизмундом в 1408 году. Что касается титула - Влад III, то его следовало бы называть господарем, а не графом, однако такое именование носит произвольный характер. Но почему же именно этот правитель считается прародителем вампиров?

Все дело в необыкновенной страсти Цепеша к кровопролитию, к нечеловеческим пыткам и убийствам. Тогда становится непонятно, почему русский царь из - Иоанн Васильевич - прозван "Грозным"? Его тоже следовало бы окрестить вампиром, ведь именно он утопил Древнюю Русь в крови в буквальном смысле этого слова. Но это уже другая история...

Интересные факты из жизни Влада Дракулы

Влад III Цепеш (Дракула) — господарь Валахии (родился примерно в 1431 г — смерть 1476 г)

Влад Дракула (Дракул) – реальное исторической лицо XV века. Жизнеописание господаря Дракулы интересно, трагично и основано на сведениях, которые содержатся в сербских, польских, византийских и даже русских хрониках. Великий московский государь Иван III приказал записать историю господаря Дракулы, по прозванию Цепеш (именно господаря, а не графа!) в назидание потомкам. Многие из историков считают: эти записки внимательно изучил в юности Иоанн Васильевич IV, впоследствии получивший прозвище Грозный.

Известный гуманист и поэт кардинал Эней Пикколомини (1405–1464), путешествуя по Европе, лично встречался с Владом Дракулой. В своем сочинении «Космография» кардинал так описывает его внешность: «Человек среднего роста, с высоким лбом и лицом, резко сужающимся к подбородку».

К этому описанию добавим, что Влад III Цепеш и все остальные представители рода Дракулэшты, в том числе ныне здравствующие, бледностью и другими недугами вампиров никогда не страдали. Сам Влад в действительности не отличался высоким ростом, однако обладал огромной физической силой. У него были большой орлиный нос, широченные плечи и толстая шея. На голове была пышная шевелюра темных волос. По сведениям хронистов, Влад был прекрасный наездник и великолепно владел холодным оружием. В молодые годы он стал победителем престижного рыцарского турнира в Нюрнберге в Германии.

Предки Влада пришли в Румынию и Молдавию из Венгрии в XIII веке. Они переняли язык и веру новой родины, став ее властителями. В центре Кишинева стоял памятник господарю Молдавии Мирче Старому – деду Влада II. Валахия была основана в 1290 году.

Ровно через 100 лет на свет появился незаконнорожденный сын господаря Мирче, которого назвали Владом. Он отличался отвагой и храбростью в сражениях, то и дело гремевших в тех краях. Народ прозвал его Дракулой, и в этом прозвище даже нет намека на мистику: Влад II Дракула состоял в тайном рыцарском ордене Дракона, верней даже, поверженного дракона. Нет ничего тайного, что не стало бы явным: об ордене узнали многие, в том числе и турки.

В конце 1431 г. у Влада II родился сын, который в честь отца также получил имя Влад.

«Валашская собака стала старой и плохо слушается хозяина», – сказал султан визирям, кинув на золотое блюдо шелковый зеленый шнурок.
Это был приговор. Влад II стал господарем Валахии, заняв трон своего отца, который умер по желанию и приговору турецкого султана.

«Посмотрим, помогут ли новому валашскому господарю рыцари-драконы в сражениях с воинами ислама, – ехидно засмеялся великий визирь. – Чтобы не умышлял против падишаха, пусть отдает сына в заложники!»


Так, совсем еще мальчиком, будущий Влад III Дракула, прозванный в последствии Цепешем («цепеш» в переводе на русский означает «кол»), стал заложником султана.

В те времена, что бы удержать в повиновении все время готовых взбунтоваться вассалов, турки брали в заложники их детей и казнили лютой смертью при первых же проявлениях непокорности их родителей. Часто мальчиков вначале оскопляли, а потом отправляли в гарем и только через некоторое время убивали. Жизнь заложника постоянно висела на волоске. Довелось оставить отчий дом и получить воспитание при дворе султана.

Долгих 7 лет, внешне сохраняя смирение, юноша томился в плену и лишь после смерти отца и старшего брата получил свободу.

– Ты займешь место родителя, – отпуская Влада, благосклонно кивнул ему великий визирь. – Не делай ошибок, если хочешь сохранить жизнь и власть.

Он не знал, что пройдет совсем не так много времени и молодой валашский господарь, хорошо усвоивший уроки турецкой жестокости, станет наводить на мусульман панический ужас и получит от них прозвище Казыклы – Протыкатель!

Боже, что это за свобода! Недавнего заложника, оплакивавшего смерть отца, отпустили под конвоем с условием сохранения покорности османам и выплаты дани. Влад отправился домой вместе с приставленными к нему чиновниками, соглядатаями и стражей. Но, оказавшись в родном городе Сегишоаре – на территории современной Румынии, Дракула тут же скинул маску покорности: он изгнал всех турок и под страхом смерти запретил появляться им в своих владениях. Это оказалось не пустой бравадой 19-ти летнего юнца, жаждавшего отомстить!

Своим опорным пунктом Дракула избрал город Брашов и стал готовиться к долгой и кровопролитной войне. Другой его опорный пункт находился в Тирговиште, стоявшем на высоком берегу реки Яломирцы. Одновременно господарь Влад III активно занимался внутренними делами своего государства.

У турок Влад перенял жестокий способ казни сажание на кол. Исторические хроники отмечают: палачи Дракулы достигли такого виртуозного искусства (если жестокие убийства возможно назвать искусством), что кол проходил сквозь тело человека, минимально задевая внутренние органы. Жертва в течении длительного времени мучилась, прежде чем умереть. Чтобы продлить агонию, на кол прибивали специальную перекладину, дабы тело до конца не село, как на шампур, и жертва быстро не могла умереть.

В скором времени Влад собрал во дворце на пир всех бояр вместе с семьями, – всего гостей, по свидетельствам хронистов, насчитывалось до 500 человек. Пировали в Тирговиште. Якобы Влад III справлял свое восшествие на престол. Во время застолья, когда вино лилось рекой, господарь с невинным видом лукаво поинтересовался у порядком захмелевших гостей:

– Скажите, бояре, много ли господарей вы порешили?
– Много, господарь! – наперебой загомонили гости. – Не одного и не двух.
– Прекрасно, – усмехнулся Дракула. И гневно закричал: – Они все убиты, как мой отец и старший брат. Убиты потому, что вы постоянно плели заговоры и с потрохами продались туркам, став слепыми исполнителями их воли. Предатели! Теперь в моем государстве появится новая знать! Эй, стража! Взять их всех!

Тех, кто старше, невзирая на пол, господарь велел посадить на кол. Остальных собрал на дворе своего дворца-замка и мрачно сообщил им:
– Пойдете пешком под конвоем в Поэнри. Там построите крепость на вершине холма, что над рекой. Кто выживет, пусть считает себя счастливцем. Строить день и ночь. Нерадивых ждет кол!

По сути Влад III отправил бояр-недругов на каторгу.

Господарь искренне считал: все граждане должны обязательно трудиться на благо родины, а потому тех, кто не мог делать это, – бедняков, нищих, больных и воров – не жаловал.

Однажды господарь обратился с речью к городским попрошайкам – калекам и нищим:
– Хотите навсегда избавиться от гнетущего чувства голода и не стучать зубами от холода?
Услышав, как нищие и калеки в ответ одобрительно загомонили, Влад III предложил:
– Идите ко мне, станьте моими гостями.
Братию нищих попрошаек, мелких воришек и калек угощали на славу в большом сарае. Когда «гости» порядком захмелели, Влад незаметно вышел и дал условный знак дворцовой страже. Вымуштрованные им воины быстро заколотили окна и двери, а потом запалил сарай с 4-х углов. Быстро поднялось высокое пламя, затрещали в огне сухие доски. Гул пожара заглушал вопли заживо сожженных.

Согласно версии других хронистов, господарь собрал вражеских соглядатаев в одном из старых замков и сжег его вместе с предателями. Эта версия более правдоподобная – у маленькой православной Валахии хватало врагов. Словно между мельничными жерновами она была стиснута мусульманской Османской империей с одной стороны и католическим королевством Венгрией – с другой.

Побывавшие в Валахии иностранцы с удивлением писали, что «в стране нет преступности». Все годы правления Влада III на площади его столицы стоял большой золотой кубок, из которого любой желающий мог выпить родниковой воды. Воровать панически боялись, зная, какая участь ждет вора – кол! Влад Дракула по прозвищу Цепеш воров не щадил. Это может показаться странным, но господарь пользовался любовью и доверием народа. Он видел в нем защитника, а новое боярство, созданное господарем взамен казненных изменников, стояли за своего господаря горой.

В особенности Влад не жаловал турок. Хронисты упоминают случай, когда прибывшим к нему посланцам султана господарь строго приказал:

– Обнажите головы! Вы во дворце православного господаря Валахии.
– Тебе лучше, чем другим, известно: нам не позволяет это сделать вера в Аллаха.
– Вы так истово верите, что готовы страдать за свою веру и пророка?
– Да, – твердо ответили турки, не зная, что замыслил вассал падишаха.
– Эй, стража! – хлопнул в ладони господарь – Взять их! Пускай палач прибьет им тюрбаны к голове гвоздями!

Одиночным казням господарь предпочитал массовые. Причем приказывал расставлять колья в виде разных узоров, а чаще всего – кругов. В особенности любил он казни во время пиров. Господарь сидел за столом, уставленным яствами и кубками с вином, и любовался, как на кольях корчатся от боли приговоренные.

Но не забывал Влад и о других видах казни: сдирал с преступников живьем кожу, кидал в кипяток. Обезглавливал, ослеплял. Душил, вешал, отрезал носы, уши, половые органы и конечности. После казней тела выставляли на всеобщее обозрение.

С особенным «трепетом» относился Дракула к женскому целомудрию. Жертвами его жестокости были девушки, лишенные девственности, неверные жены и нецеломудренные вдовы. Зачастую им вырезали половые органы и отрезали груди. Одной такой несчастной по приказу господаря вначале отрезали грудь, потом содрали с нее кожу и посадили на кол на главной площади, а ее содранную кожу положили рядом на скамью палача.

Впрочем, Дракула не только искоренил преступность и «прижал к ногтю» развратников. Он всеми силами защищал своих подданных от насилия еще более жестоких турок-поработителей.

Русские летописцы доброжелательней рассказывают о Дракуле, чем немецкие и, конечно, турецкие. Валахия и Московия направляли друг другу дипломатические миссии, большей частью состоявшие из православных священников. Ивану III льстило, что валашский князь лично писал ему письма на церковнославянском языке.

1462 год — Влад III Дракула неожиданно напал на турок и вытеснил их из долины Дуная.

– Бывший наш заложник проявляет непокорность? – узнав об этом, усмехнулся султан Мехмед II, по прозвищу Завоеватель. – Пусть мне принесут на блюде его голову!

Турки не могли потерпеть пренебрежения их силой, уже покорившей значительную часть Европы! В скором времени на владения Влада III выдвинулось двадцатитысячное янычарское войско, против которого Дракула мог выставить вдвое меньше бойцов. Зато они горели ненавистью к поработителям, а господарь успел не только изучить язык противника, но и узнать все его сильные и слабые стороны. Турки не знали о нем как о военачальнике практически ничего, тогда как у него был незаурядный военный талант. Господарь занял несколько хорошо укрепленных горных крепостей и взял под контроль основные перевалы.

Навстречу османам он отправил отборный отряд сорвиголов, велев им любой ценой захватить в плен турецкий авангард. Вскорости храбрецы вернулись и привели пленных янычар. Господарь радовался.

Утром застучали топоры – острили колья и вбивали их у стен Тирговиште. Связанных янычар стали сажать на колья. Белюк-баши, офицеры янычарского корпуса получали последние почести: их колья золотили охрой.

– На Валахию! – прорычал Мехмед II, узнав о судьбе янычар. – В поход! Никого не щадить, и валашского господаря, как собаку, посадить на цепь.

Но господарь успел хорошо подготовиться к нашествию турок. Расположив отряды по пути следования османской армии, он нападал в самые неподходящие для врага моменты – на переправах или ночью. Сорокатысячная армия турок отступила, а Влад обошелся малыми потерями.

В третий поход султан двинул на Влада III Цепеша 250 000 воинов: больше, чем население Валахии, включая женщин и детей. Господарь против врага выставил армию численностью 40 000. Дракула избегал масштабных столкновений, предпочитая партизанскую тактику. Лично производил разведку и в основном обходился силами своей гвардии. Переодеваясь в турецкую одежду, Влад Цепеш со товарищи налетал по ночам на вражеский стан, поджигал костры, рубил турок. Начиналась паника, турки спросонья убивали своих же, а гвардия Влада исчезала во тьме.

Как-то раз после особо кровопролитного набега на лагерь отборная турецкая конница бросилась вдогонку за отрядом ночных валашских «оборотней», а вся османская армия двинулась вслед авангарду. Когда рассвело, глазам турецких воинов предстало ужасное зрелище. 7 000 их всадников во главе со знатным воеводой Юнус-беем сидели верхом не на конях, а… на колах. В том же боевом построении, в каком преследовали Влада.

Отступая к столице, Дракула жег деревни и отравлял колодцы.
Подойдя к Тирговиште, султан увидал жуткую картину, известную в истории как «Лес из посаженных на колья». Перед городом вырос целый лес из кольев, на которые Влад посадил около 20 000 турок.

В знойном воздухе далеко распространялось зловоние от разлагавшихся на солнцепеке тел казненных.

– У мужа, способного на такие деяния, невозможно отобрать страну, – сказал потрясенный султан.

Как всегда, свою гнусную роль сыграло предательство. Турки отступили, но не отступились. Их четвертый поход на Валахию все же завершился поражением господаря.

Дракулу предали все: и наемники, и трансильванцы, клявшиеся в верности. Молдаване не спешили с помощью. Даже родной брат Раду принимал участие в походе на Валахию в составе турецкой армии.

Многие бояре, еще недавно стоявшие за господаря горой, присоединились к туркам. Они загнали Влада в крепость Поэнри. Жена князя предпочла смерть позору плена и выбросилась с высокой башни. Турки захватили крепость, но Влад смог бежать через подземный ход.

Для своего времени Влад III Цепеш был блестяще образованный человек: он владел турецким, венгерским, латинским, немецким и русским языками, читал книги, обладал бойким пером и любил философию. Не найдя другого выхода, Дракула направился искать помощи у короля Венгрии Матиаша Корвинуса.

Увидев обеспокоенного валашского господаря, потерпевшего поражение в кровавой борьбе с турками, Матиаш обрадовался – теперь Влад в его руках! Он арестовал его и велел заточить в темницу.

Годы заточения Дракулы подробней всех описал русский дипломат Федор Курицын, дьяк великого князя Ивана III. Первый период неволи Влад просидел в темнице, где проявил еще один из своих многочисленных талантов: тачал сапоги, которые охранник продавал на рынке. Это существенно пополняло скудный рацион знатного пленника.

Дьяк Курицын свидетельствует: Влад долгие годы пребывал в темнице и стойко держался православной веры, хотя Матиаш все время уговаривал его принять католичество, суля свободу, возвращение трона и руку своей кузины. Русский летописец освобождение Дракулы связывает с тем, что все-же принял «латинскую прелесть» (католичество). Однако последние исследования доказывают: Влад не изменил православию! Милость Матиаша объясняется просто: король Венгрии, получая от римского папы деньги на войну с неверными, злоупотреблял «нецелевым использованием». Он освободил ярого борца с исламом, чтобы его руками жар загребать.

По свидетельствам западных хронистов, Дракула и в темнице заострял ножом прутики и насаживал на них крыс, мышей и птиц. Якобы обретя свободу спустя 4 года (по другим данным, лишь спустя 14 лет), он женился на сестре короля и жил в обычном доме.

1476 год — получив помощь трансильванцев и молдаван, Влад вторгся в пределы Валахии и снова смог захватить власть. Когда союзники вернулись домой, турки сочли этот момент подходящим и напали на Валахию. Господарь стойко сопротивлялся, но погиб в битве под Бухарестом примерно в 1480 г., 46 лет от роду. Якобы он стал жертвой собственного маскарада, – привычно переодевшись турком, господарь пошел в разведку, а когда вернулся, свои воины приняли его за вражеского лазутчика и убили, проткнув копьями.

Бояре отрубили голову Влада III, чтобы сохранить свои головы (по крайней мере, такова легенда), и отправили ее в подарок турецкому султану. Это родило впоследствии поверье: вампиры умирают от осиного кола и отделения головы от тела. Но румынские крестьяне и сегодня верят – Дракула жив! Археологи, проводившие раскопки у алтаря церкви в Снатовском монастыре, где якобы похоронен Влад III Цепеш, не обнаружили в склепе его тела. Зато в тайном склепе нашли скелет с короной на черепе и ожерельем с изображением дракона. Дракула? Но который из них?

Замок на берегу реки Арджеш, где жил Дракула, по поверью, проклят. Около него по ночам воют волки, а в развалинах живет сонм летучих мышей.

Но есть и другая версия судьбы Влада III Дракулы, которую изложили некоторые хроники Западной Европы.

Согласно этой версии, роковую роль в жизни господаря сыграл все тот же Эней Пикколомини, с момента их первой встречи успевший стать папой римским Пием II. Он хотел войти в историю как глава церкви, при котором отвоюют Иерусалим и Гроб Господень. Лично зная Влада, папа считал, что только он подходит на роль предводителя войск в новом крестовом походе на неверных. Папа пригласил его в Рим, но господарь крайне неохотно покидал свои владения и отправил к папе вместо себя двоюродного брата.

Война – всегда большие расходы! Папа дал кузену господаря огромную сумму, с просьбой передать ее Владу, дабы тот вооружил собранные войска и двинул их на турок. Кузен поклялся все исполнить в точности. Кто знает, как повернулась бы судьба мировой истории, если бы мечты Пия II осуществились? Влад был очень талантливым полководцем и люто ненавидел турок! Но Судьба по своему вершит дело и сама избирает исторические пути.

Кузен использовал полученные от папы деньги, чтобы создать заговор против Влада. Сумев обмануть подозрительного и недоверчивого господаря, он сверг его с престола, совершив дворцовый переворот. Но казнить Цепеша он не решился, потому заточил его в крепость, приставив крепкую стражу.

Как всякий негодяй, узурпировавший престол, новый господарь все время искал для себя оправданий. Он снова начал платить дань туркам, а в 1464 году приказал выпустить книгу о том, какой жуткий злодей Влад Дракула. Некоторые действительные факты перемежались на страницах книги с откровенной ложью, нанятые новым господарем художники сделали натуралистические иллюстрации, производившие на современников неизгладимое впечатление.

До того времени практически не выпускали светских книг – типографские издания носили как правило религиозный характер. Новый господарь, в страхе перед свергнутым братом и в желании оправдаться в глазах современников и потомков, презрел все правила чести и моральные запреты. Не говоря уже о вере и совести. Он выпустил в 1463 г., еще при жизни Влада Цепеша, книгу «История воеводы Дракулы». В ней рассказывалось, что господарь для сохранения молодости и сил купается в крови жертв.

Пасквиль пошел гулять по Европе, разнося мрачную славу Влада по различным странам. Автор размножил портреты Влада, и поздней ученые-историки обнаружили их в музеях Вены, Будапешта, Нюрнберга, Берлина. Не зря говорят – капля камень долбит! Новый господарь добился-таки своего: образ Цепеша как грозного воителя турок со временем стушевался в памяти людей.

К тому же знаменитый Дракула оказался не бессмертным, – он скончался, и его похоронили в окруженном озерами монастыре, неподалеку от современного Бухареста. Похоронили и забыли на многие столетия. Только благодаря стараниям узурпатора в фольклоре остался образ жестокого господаря Дракулы.

Да, Влад III Цепеш унес в могилу множество тайн! Сейчас многие музеи заполнены атрибутами «вампиризма», и сатанисты считают Дракулу своим духовным отцом. Это полная историческая и религиозная безграмотность, отсутствие знаний. На деле господарь Валахии неистово веровал, был православным человеком, возводил церкви и монастыри.

Характерно, что турецкие и германские хронисты усугубляли мрачные стороны характера и правление Дракуля, а румынские – напротив, обеляли его. Русские же относятся с пониманием, что владыка малой страны на рубеже христианского мира смело противостоял военной мусульманской экспансии. Причем в одиночку, не рассчитывая на чью-то помощь. Благодаря Владу Цепешу сохранился народ Румынии, ее язык и культура, православная вера. Возможно, далеко не случайно он стал любимым героем ?

Как из Влада III Цепеша сделали вампира

Как же случилось, что имя Дракулы стало нарицательным для персонажей романов и фильмов ужасов?

Все началось в конце XIX века, почти через 400 лет после смерти Влада III. Уже горели первые электрические лампы, работал телеграф, по морям шли пароходы и броненосцы. Турция давно утратила былое могущество и превратилась в заурядную, довольно отсталую страну.

А Европу вдруг охватила мода на медиумов и всякие потусторонние ужасы – театры попросту гонялись за пьесами, где действие происходило в старинных замках с привидениями и прочими щекочущими нервы эффектами. Не отставали и господа издатели, требовавшие от авторов кровавых драм с кровавым уклоном.

Спрос диктует предложение: «золотую жилу» активно разрабатывал журналист и драматург Брем Стокер. У него было бойкое перо, буйная мрачная фантазия, он легко угадывал, что надо публике и содержателям театров. «Кровавые» драмы и романы пачками выходили из-под его пера. Стокер разбогател на нечистой силе, привидениях и тому подобной нечисти.

Как-то в Вене он услыхал об истории господаря Влада Дракулы. Войны и победы, хитрость и долгий плен Стокер отбросил сразу, зато господаря Дракулу превратил в графа, наделив чертами кровавого маньяка, психопата и вампира! Это стало звездным часом Брема Стокера – с его легкой руки пошел гулять по свету образ жуткого кровососа, заманивавшего в замок невинные создания и убивавшего гостей.

Не отставали и другие авторы – разве вампир принадлежал одному Стокеру?! Всем хотелось сколотить состояние на вампирах и призраках. Книги расходились большими тиражами, публика обмирала на спектаклях. Позднее «вампириаду» стали экранизировать – вначале в немом кино, в последствии в звуковом и цветном, а теперь на телеэкранах и тиражируя на видеокассетах и дисках. Старая страшная сказка-ложь оказалась на диво живучей!

Но помнят ли настоящего, не придуманного досужими писаками господаря Влада? Помнят! В Румынии, оказывается, даже есть специальное общество «Дракула», объединяющее почитателей своего кумира.

В затерянном в живописных карпатских горах местечке Бран (оно же древний Брошов, или Брашов) на высоком каменистом холме возвышается сложенный из крепкого дикого камня замок легендарного Влада Цепеша. За последние 600 лет над ним ни разу не развевалось знамя вражеских чужеземных завоевателей! Теперь в замке музей, куда любят приезжать туристы, чтобы посмотреть, где и как жил ставший почти сказочным деспот, заклятый враг турецких поработителей, заодно наводивший ужас и на своих подданных. Кстати, именно этот настоящий замок господаря Влада Дракулы, снимали голливудские кинематографисты при создании всемирно известного фильма.

Среди местного населения о замке ходит недобрая слава. Говорят, по ночам в залах и длинных переходах скрипят половицы и неожиданно возникает тень жестокого и несчастного господаря. И горе тому, кто попадется на пути призрака. Потому мало нашлось смельчаков, которые бы решились провести ночь в залах известного замка-музея.

Хотите верьте, хотите нет, но одним из них был печально известный румынский диктатор Николае Чаушеску. По вполне заслуживающим доверия свидетельствам, он видел призрак Дракулы и даже говорил с ним.

March 18th, 2017

«Жил да был на свете кровожадный князь Дракула. Он сажал людей на кол, поджаривал на угольях, варил головы в котле, заживо сдирал кожу, разрубал на куски и пил из них кровь…» — рассказывал Авраам Ван Хельсинг, перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера «Дракула», и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.

У знаменитого вампира есть прототип — князь Валахии Влад Дракула Цепеш (Tepes — от румынского tepea — кол, буквально — Протыкатель, Сажатель на кол), правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют «великим извергом», затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.

Вы уже наверное знаете все подробность этой историческо-фантастической фигуры вдоль и поперек? Давайте просто подведем итоги тому, что известно.



Оставим на совести Стокера то, что он «превратил» реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой. Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана, однако гравюры появились уже после гибели Влада.

А вот тех, кому доведется увидеть прижизненный, практически неизвестный в России портрет Дракулы, ждет разочарование — изображенный на холсте человек явно «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Маленький эксперимент показал: люди, не знавшие, кто именно изображен на холсте, нередко называли «неизвестного» красивым, несчастным… Попробуем и мы на минуту забыть о репутации «великого изверга», непредвзято посмотреть на портрет Дракулы. Прежде всего, привлекают внимание большие, страдальческие глаза Влада. А еще поражает неестественная худоба его изможденного желтоватого лица. Рассматривая портрет, можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели палач…


Кликабельно 1800 рх

Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами.

Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода — освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя.


На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин, называвший Влада «любимым и верным другом», и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.

Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень «популярную» в самой Османской империи казнь.


Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие — очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата. Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять «друзьям». Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного «друга» — венгерского короля Матьяша Корвина.

А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего «верного и любимого друга», обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное — подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были «утеряны», и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в «Записках» Пия II. Подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.

Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора «Венгерской хроники» Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками.

Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем.

Король Венгрии Матьяш Корвин. Младший сын Яноша Хуняди любил, чтобы его изображали на манер римского императора, с лавровым венком на голове. Он считался покровителем науки и искусства. В годы правления Матьяша резко возросли расходы его двора, и король изыскивал способы пополнения казны — от увеличения налогов до использова ния денег, переданных Ватиканом на крестовые походы. Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях «великого изверга».

В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала «лес из посаженных на кол», обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.


Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века. Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет.

Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях «великого изверга», не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за «письмом к султану» для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы. Для папы Пия II — а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании — таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам «средств массовой информации». Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, «разосланные по всему миру для всеобщего обозрения», и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием «Об одном великом изверге» — все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея. Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет.

Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но «великий изверг» мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…

Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение «великого изверга», который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния. Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким — князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна.

Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.

Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя «подставили» и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, «оправдывающему» арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.

Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях «великого изверга» трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригинальные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов «Казыклы» (что означает — Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений.

Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию «великого изверга», оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, — где уж в такой ситуации говорить об объективности?!


Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, «со смертью которого умерла и справедливость», или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…

В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…