Что такое ум в понимании современного человека. Бессилие ума

Развернутый ответ на вопрос, что такое ум, может дать далеко не каждый, даже образованный, человек. К тому же определений ума столько, и они так отличаются друг от друга, что без специальной статьи не обойтись. Именно поэтому мы решили собрать в этой статье все основные определения понятия "ум".

Лингвистические определения ума

В этой главе мы приведём словарные определения данного феномена. Толковый словарь Ожегова-Шведовой определяет ум как «способность человека мыслить, основу сознательной, разумной жизни».

Похожее описание и в словаре Даля: ум — это «общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить».

Наконец, в толковом словаре Ушакова определение ума практически слово в слово совпадает с вышеуказанными: «мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности».

Что такое ум с точки зрения науки

Теперь обратимся к другим наукам; в частности, предложим определения ума с точки зрения психологии, нейрофизиологии и философии.

Определение ума в психологии

Ум или интеллект с точки зрения современной психологии представляет собой некую устойчивую структуру мыслительных способностей человека и его уровень возможностей познания окружающего мира. Кроме того, под умом также понимается механизм психической адаптации человека к различным жизненными ситуациям, то есть адекватная оценка взаимосвязей и законов действительности, а также вовлечённость того или иного человека в культурный опыт социума.

Если говорить проще, то наш интеллект — это механизм, который позволяет нам вести деятельность в условиях окружающей среды и взаимодействовать с окружающими определённым образом. Современная психология отошла от понимания интеллекта как совокупности исключительно познавательных процессов. Таким образом, ум с точки зрения психологии — это не только умственные способности, но и умение адаптироваться к возникающим ситуациям.

Ум с точки зрения нейрофизиологии

Собственно говоря, в нейрофизиологии нет такого понятия, как ум, а есть понятие мышления. Мышление — это основная функция головного мозга, способность воспринимать и анализировать поступающую в головной мозг информацию через пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.

Согласно физиологической теории, мышление (ум) — это рефлекторная деятельность, то есть, по сути, реакция мозга на внешние раздражители. Впрочем, несмотря на то, что физиологи сходятся во мнении относительно рефлекторной деятельности мышления, они признают, что физиологические основы (то есть причины возникновения мышления) изучены очень слабо. Не вдаваясь в подробности, отметим, что пока не доказано, что определённый мыслительный процесс (например, принятие решения) возникает за счёт действия группы нейронов (нервных клеток) головного мозга.

Понятие ума в философии

Философские определения ума ещё более размыты, нежели в психологии и нейрофизиологии. О природе ума задумывались ещё античные философы, однако античный «нус» (именно так произносилось по-древнегречески слово «ум») - это не столько интеллект конкретного человека, сколько всеобщая сущность, разумная часть бессмертной души. Раннехристианские мыслители считали ум средством познания Бога, понимая под Богом разум абсолютный, а под интеллектом — ограниченный разум, который направлен на постижение божественного.

Далее, уже в эпоху Нового времени и эпохи Возрождения произошло разделение ума (разума, интеллекта) и рассудка. Надо сказать, что современные научные трактовки ума больше относятся именно к рассудку, как его понимали в те времена (средневековый рассудок — способность человека рассуждать и исследовать), а не к уму (средневековый ум — способность проникать в истинную суть вещей).

Рационалисты определяли интеллект (ум), как инструмент познания и формирования умозаключений, а великий философ и мыслитель Иммануил Кант определил ум как высшую познавательную способность и основу рассудочной деятельности.

В веке двадцатом, когда страсть к измерению всего и вся проявила себя в наивысшей мере, понятие ума также не осталось в стороне. Сегодня мало кто не знает, что такое IQ - количественное измерение интеллектуальной деятельности индивида, что, пожалуй, уже выходит за рамки философской науки и относится больше к области экспериментальной психологии.

Ум с точки зрения буддизма и индийской философии

Последнее определение ума, которое мы рассмотрим здесь, связано с некоторыми восточными религиозными течениями, а именно буддизмом и индуизмом. Согласно трактовке буддистов и последователей учения недвойственности, адвайты (одно из ответвлений индуизма), наш ум — это наша память. И действительно: попробуйте лишить человека памяти, и он не будет способен не то, что говорить, но даже и совершать множество действий (например, использовать вилку и ложку для еды и даже просто правильно выбирать себе еду). Таким образом, без памяти, то есть без ума, человеку всему придётся учиться заново.

А что такое память? Память — это, по сути, наш прошлый опыт. Именно наличие долговременной памяти выделяет человека среди остальных живых существ. Хотя надо сказать, что у многих животных память развита также очень хорошо. Однако они не могут мыслить на таком уровне, как человек, то есть анализировать происходящее в соответствии с уже имеющимся опытом. Получается, что именно аналитические способности вместе с памятью, по сути, и составляют то, что мы называем умом.

). Ум (лат. mens ) противопоставляется духу как способность понимания (1Кор. ).

Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина читта, английского mind и немецких терминов geist (дух) . Слово «ум» использовано при переводе сочинения Декарта «Правила для руководства ума» (Regulae ad directionem ingenii). К латинским синонимам может быть отнесен «интеллект » (от лат. intellectus - понимание, познание) - это разум , рассудок , умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно .

К параметрам «ума»

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека, относят:

Место «ума» в сознании

В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений:

  1. Восприятия и их интеллектуальную переработку;
  2. Изменения эмоционального равновесия;
  3. Волевые импульсы.

Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что неизвестны состояния сознания, в котором какой-либо из этих элементов отсутствовал бы совершенно; но возможность различного количественного и качественного их комбинирования и невозможность сведения одного из них к другим заставляет различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет , никогда не наблюдаемые в чистом виде. Первая из основных групп психических процессов носит название ум , умственной или познавательной деятельности. Разнообразие явлений этой группы и количественное преобладание дифференцированных интеллектуальных процессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сих пор к чрезмерному расширению объёма понятия «ум» и отождествлению с ним всей совокупности явлений сознания; с другой стороны, та роль, которую в интеллектуальной деятельности культурного человека играют самые сложные процессы переработки восприятия, ведет к вносящему такую же сбивчивость сужению объёма понятия и отождествлению «Ума» с этими процессами, совокупность которых называется рассудком, разумом и т. д.

Трехчленное деление получило в психологии всеобщее распространение благодаря, главным образом, Иммануилу Канту . Изучать умственную деятельность можно или в её элементах (Восприятие, Внимание, Ассоциации, Память, Рассудок, Разум, Суждение), или поскольку они объединены в индивидуальной психологии и характеризуют интеллектуальную индивидуальность. Характерная особенность человеческого сознания состоит в том, что из бесчисленного множества явлений внешнего мира материал для умственных операций доставляет только ничтожная часть - явления, могущие быть воспринятыми при посредстве органов чувств .

Ум, опыт и органы чувств

Можно представить себе душевный мир, область восприятия которого ограничена почти исключительно осязательными впечатлениями (слепая и глухонемая Лора Бриджмен); при этих условиях возможно образование довольно сложных представлений, но душевная жизнь будет отличаться поразительной односторонностью. Из восприятий зрительных и слуховых большее значение для умственного развития имеют, по-видимому, послания, вследствие тесной связи их со звуковой речью, которой главным образом человек обязан возможностью пользоваться умственным опытом, накопленным предшествовавшими поколениями: глухонемые, не получившие образования, остаются всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухота не зависит от более общего поражения мозга .

Но и при полной невредимости органов чувств не все впечатления, на них действующие, входят в человеческое сознание как материал, пригодный для дальнейшей умственной переработки. Большая часть получаемых ежедневно впечатлений для этого слишком неясны и расплывчаты. Для того, чтобы они стали восприятиями, нужны, помимо условий физиологического характера, условия интеллектуального свойства, определяющие интеллектуальную индивидуальность. Впечатления становятся ясными восприятиями только в том случае, если они встречают в сознании человека своего рода резонаторы , в виде содержащихся в нём образов воспоминания, совместное возбуждение которых усиливает чувственное раздражение (апперцепция). Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка изумительно скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником . То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, например, выставки машин. Единичные сильные впечатления могут при этом ещё проникать в сознание, но они в нём не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают в связь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки.

В таком положении, по отношению ко всей области внешних впечатлений, находится сознание ребёнка в первое время по его появлении на свет. Пока впечатления внешнего мира не образовали ещё никаких прочных следов для воспоминаний, до тех пор не возникает и та ткань психологических отношений, в которой все последующие впечатления тотчас же сплетаются с умственными приобретениями предшествующего времени. Даже тогда, когда часто повторяющиеся впечатления создали уже в сознании ребёнка прочные следы, число его восприятий отличается большою скудостью и односторонностью, в соответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний. Так же скудны и односторонни восприятия дикаря. Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознании созвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира. Самым важным следствием влияния наличного запаса представлений на процесс восприятия является возможность выбора между действующими на нас впечатлениями. Содержание сознания ребёнка находится в полной зависимости от случайностей окружающей его обстановки; на него действуют в каждый данный момент лишь наиболее сильные раздражения, независимо от внутренней связи явлений.

У взрослых, напротив того, процесс восприятия все более и более подчиняется наклонностям каждого, складывающимся из личного душевного опыта . Человеком воспринимаются предпочтительно те впечатления, которые находят отзвук в накопленных им представлениях и ассоциациях их; каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливает отзывчивость, так что, наконец, самый лёгкий намек на близкое нашему интеллектуальному миру впечатление вызывает ясное и отчетливое восприятие. Этим путем поддерживается единство человеческой личности, создается интеллектуальная индивидуальность. Из сказанного ясно, что выдающееся влияние на все течение нашей умственной жизни оказывает память .

Ум и память

Расхожее представление, не связывающее развитие памяти с умственным развитием, основано на недоразумении. Наши воспоминания не только образуют ту сеть, в которую вплетаются новые впечатления, но отчасти определяют выбор тех восприятий, которые войдут в наше сознание в качестве обновляющего материала, и то место, которое они займут в общей сети психологических отношений. Они влияют не только на количество, но и на качество получаемых восприятий. Современный цивилизованный человек видит в фетише не то, что видит в нём африканский дикарь из первобытного племени; апперципируемый объект изменяется под влиянием «апперципирующей массы», как и сам он её видоизменяет, входя с ней в сочетание. Ослабление памяти в старости или под влиянием прогрессивного паралича ведет к распадению умственной жизни и утрате интеллектуальной индивидуальности: личность становится беспомощной жертвой случайных сильнейших впечатлений момента, не сочетающихся друг с другом и остающихся без дальнейшей переработки.

То противопоставление памяти умственному развитию, о котором было упомянуто, основано на отождествлении памяти вообще с некоторыми специальными её видами. При привычке к отвлеченному мышлению могут, например, ослабевать конкретные воспоминания, потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной и разнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты; на крайних степенях этого процесса конкретные черты могут даже отсутствовать совершенно и заместиться символом или знаком. На этих ступенях возможно то явление, которое Гёте охарактеризовал в словах: «Wo die Begriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein» , то есть возникновение идей, лишенных всякой конкретной основы в форме конкретных образов, воспоминаний, - подводный камень, о который так часто разбивались философские умозрения. Нельзя, однако, выводить отсюда заключение неблагоприятное для памяти вообще; наоборот, отвлеченное мышление предполагает наличность сложного и разнородного комплекса воспоминаний.

Ум и внимание

Другим важным фактором, влияющим на течение умственной деятельности, является внимание . Оно оказывает влияние уже на процессы восприятия, повышая нашу восприимчивость к тем впечатлениям, на которые оно направлено. Ещё более значительной является его роль в процессах переработки восприятий. Если воспринимаются только впечатления, находящие себе отзвук в апперципирующей массе нашего сознания, то связь эта во всяком случае обоюдна, и восприятие оживляет в нашем сознании только созвучные следы прежнего душевного опыта. Подобных созвучных следов в развитом сознании каждое восприятие находит так много, что исходящее из него непроизвольное течение представлений может принимать крайне разнообразный и иногда совершенно беспорядочный характер.

Последнее наблюдается в тех случаях, когда, под влиянием усталости, мы «даем полную волю» нашим ассоциациям представлений; в сознании проносятся тогда хаотические обрывки представлений, соединенные между собой часто только случайною внешней связью и заводящие нас так далеко от исходного пункта наших размышлений, что, сделав усилие над собой для обозрения пройденного нами пути, мы становимся в тупик перед зигзагами наших представлений.

В ещё более резкой форме это наблюдается при «вихре идей» у душевнобольных. Внимание вносит в течение наших представлений планомерность; неизвестным нам ближе путем оно, при посредстве созвучных с данным восприятием «резонаторов», усиливает все соответствующее планам, желаниям и потребностям личности и таким образом создает для течения представлений определенные рамки. Устойчивость внимания, способность к его сосредоточению зависит, по-видимому, ближайшим образом от эмоциональной характеристики личности, глубины и устойчивости её эмоций, - а последнее определяется существованием в сознании мощной, тесно объединенной группы представлений и идей; этим, вероятно, объясняется, что способность к глубокому сосредоточению внимания часто наблюдается у «узких» и «односторонних» людей.

Сочетание способности к устойчивому вниманию с широтой и разносторонностью идейного содержания сознания дает гениев . Ошибка, часто совершаемая людьми, говорящими о «рассеянности» учёного и о «рассеянности» ребёнка, отвлекающегося от занятий по поводу всякого пустяка, зависит от смешения двух прямо противоположных явлений: в последнем случае проявляется полная неспособность сосредоточить на чём-либо внимание (явление, часто наблюдаемое и у взрослых под влиянием усталости), в первом - такое глубокое сосредоточение внимания на внутренней работе, что посторонние ей предметы не в состоянии достигнуть сознания. На высших степенях этого состояния перед заполняющей все сознание умственной работой может отступить на задний план даже смертельная опасность (пример: предсмертные минуты Архимеда).

Ум и утомляемость

Важным моментом, определяющим течение умственной деятельности, является «утомляемость» личности. Она очень велика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственной жизни. Уменьшаясь под влиянием упражнения, проявляясь менее заметно при занятиях в знакомых областях, утомляемость в то же время - как показали новейшие исследования, - имеет, подобно памяти и вниманию, резко индивидуальный характер и входит в характеристику интеллектуальной индивидуальности в качестве одного из существенных её признаков. Особый вид утомляемости мы имеем в тех случаях, когда она стоит в прямой связи с повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновению теории, отождествляющей гений с психозом , так как гениальность часто сопровождается резко выраженной нервно- и психастенией. Завися от усиленной впечатлительности и находя в последней себе поправку, эта утомляемость не исключает - при благоприятных условиях - возможности крупной по своему объёму работы.

способность понимать, умение схватывать отношения. Понимание может быть более или менее быстрым и более или менее глубоким: как правило, быстрое понимание будет поверхностным, а неспешное - глубоким. Одним словом, существует не некий единый ум, а различные формы ума. Задача «профессиональной ориентации» - раскрыть умственные способности каждого, дать им возможность преуспеть в выбранной специальности. Успешность, как правило, является доказательством ума (Spearmann). С практической точки зрения, ум можно определить как способность к адаптации (Клапаред); умение быстро приспособиться к новым ситуациям или проблемам. Умственные способности определяются при помощи тестов (направленных, например, на механические сочетания, элементарный счет, решение головоломок за определенный промежуток времени). Ум животного ограничивается его способностью к уверткам («поведение уверток») ради достижения определенного результата (например, обезьяна иногда способна достать фрукты при помощи палки). У ребенка развитие умственных способностей связано с развитием языка: в 10 месяцев его ум соответствует умственному развитию макаки, но затем он быстро превышает данную степень развития. Не следует путать человеческий ум с памятью или судить о нем в связи с развитостью или мощью страстей индивида, или с силой его воли. Каждый может развивать свой ум путем самообразования, а также учась рассуждать и судить.

Для того чтобы понять, чем ум отличается от разума, необходимо разобраться с определениями этих понятий. Ум – это индивидуальные свойства к аналитическим и познавательным способностям. Разум – это нечто большее, он является наивысшим типом мышления человека. Разум подразумевает под собой все сферы жизни, включая духовную сферу.

Разница между умом и разумом

Разум является более высоким явлением, нежели ум. Их функции похожи. Свойства ума таковы, что человек принимает приятные для него вещи и отвергает неприятные. Разум тоже способен отвергать и принимать, но его критерии выбора сводятся не к тому, что приятно, а что нет, а к тому, что для человека хорошо, а что может быть плохо или опасно. Таким образом, разум более дальновидный. Он определяет пользу и вред для человека, не основываясь на его желаниях.

Получается, что ум является как бы рабом чувств. Ум подсказывает человеку, что поступив определенным образом, он будет счастлив. Достижение счастья – это высшее благо. Для разума истина стоит выше . Отличия ума и разума заключаются также в том, что принимать, накапливать и анализировать информацию извне разуму, в отличие от ума, помогает и духовное начало.

Еще одной разницей между умом и разумом является то, что умным человек может быть в одном направлении или в нескольких, а разум распространяется на все сферы жизни. Умный человек может быть прекрасным специалистом в определенной области или нескольких областях, но при этом он необязательно будет разумным человеком.

Разум связан с сердцем. Их связь рождает мудрость. Одним из важных проявлений разума можно назвать интуицию. Она подсказывает, как стоит поступить, основываясь не на сиюминутных желаниях, а на истинных потребностях человека. В то время как ум, наоборот, старается всячески подавить внутренний голос человека, не прислушиваясь к его интуиции.

Ум - одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же... что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

Определение

Вообще, ум - это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект - это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей - вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других - в умении очень хорошо запоминать, у третьих - в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Виды

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума - это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума - все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет - кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед... Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

Стивен Хокинг - невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта - 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд - Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ - 230.

А вот Кристофер Хирата - астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

Как развить ум, будучи взрослым?

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:


Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Полезные книги

Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.


Вместо заключения

Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.