День Арафа — один из лучших дней в году. Достоинство стояния на Арафате

Описание праздника

День Арафа – девятый день двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа. Этот праздник один из самых памятных дней Аллаха, когда совершение благих поступков вознаграждается многократно, равно как и весомость грехов увеличивается в разы. За любое благочестивое деяние человека, совершенное в стремлении к Всевышнему, в Судный день обязательное воздастся каждому. Самый важный из поступков, приближающих верующих к Аллаху, это пост в день Арафат. Таким образом происходит очищение грехов за прошедший и последующий годы.

Паломники учиняют намаз у подножия горы Арафат возле Мекки, где, согласно легенде, произошла встреча Евы и Адама после изгнания грешников из рая. Участники Хаджа совершают массовый ритуал: они стоят до заката солнца и молят о прощении своих грехов. Во время чтения дуа не ограничиваются исключительно собой, а упоминают родных, друзей и всех мусульман.

Совершение хаджа требует соблюдения ряда условий:

  • достижения совершеннолетия;
  • психического здоровья;
  • исповедования Ислама;
  • достаточного количества средств для обеспечения паломничества и содержания семьи, оставшейся дома;
  • осознание обязательности хаджа;
  • заблаговременного выезда в дорогу, дабы не пропустить начало хаджа.

Кроме обязательных условий имеются и некоторые другие требования для выполнения хаджа. Верующий должен иметь хорошее здоровье, у него должны отсутствовать препятствий для совершения паломничества (к примеру, нахождение под уголовным следствием), женщина обязана иметь сопровождающего.

Традиции празднования

В этот великий день нельзя кричать на просящих и видеть кого-то униженным. Нужно как можно больше раздавать милостыню, совершая благочестивые поступки. Предписанный элемент хаджа - это стояние на Арафате в определенное время,пусть даже обряд будет недолгим. Период для стояния начинается сразу после полудня в девятый день Зуль-хиджа и оканчивается с появлением утренней зари десятого дня этого месяца. Если человек не участвует в обряде стояния, это означает, что он не совершил хадж.

Во время совершения хаджа мусульманин должен выполнить следующие обряды:

  • облачиться в одеяния паломника, знаменующие состояние чистоты, духовной и физической;
  • сотворить первый обход вокруг священной Каабы, в сторону которой мусульмане обращаются во время чтения молитвы;
  • совершить стояние в долине Арафат, вознося молитвы Аллаху;
  • после стояния в долине Арафат сотворить прощальный обход вокруг Каабы.

После облачения в ритуальные одежды мусульманин входит в состояние ритуальной чистоты, поэтому ему запрещаются некоторые действия, делающие хадж недействительным. К ним относятся занятия торговлей, курение, супружеские отношения и другие.

Сегодня 31.08.2017, девятое Зуль-Хиджа, мусульмане всего мира радуются наступлению дня Арафа. Паломники, совершающие Хадж, выполняют главный рукн Хаджа – выстаивание на горе Арафат, они читают дуа, просят Господа о прощении и о всеобщем благе. Тем же, кто сегодня не совершает паломничество, желательно держать пост и усилить свое поклонение и поминание Всевышнего. Если человек в день Арафа совершает хорошие поступки и полезные дела, то Аллах увеличивает вознаграждение для такого человека во множество раз. Но и величина воздаяния за грехи, совершённые в этот день, увеличивается в несколько раз.

День Арафа–это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились, ведь каждый может мусульманин может просить своего Господа и поклоняться Ему.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил об этом дне: «Нет дня, сравнимого с днём ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Богом от адского наказания». (ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 533, хадис № 436–(1348).)

Пост в день Арафа очень важен для мусульман, так как этот вид поклонения приближает к Господу, а также очищает душу человека.

«Пост в день ‘Арафа [в 9-й день месяца Зуль-хиджа] способствует прощению грехов за два года, прошедший и будущий» , - сказал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). (ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162))

Имам ан-Навави комментировал: «В первую очередь компенсируются малые прегрешения. Если таковых нет, тогда - большие грехи. Если и их нет, тогда человек будет поднят на более высокие уровни (праведности и благочестия пред Богом, а после Судного Дня - на более высокие уровни в Раю)» . (См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255.)

Милость Творца безгранична, но от нас требуется ежедневная самоотдача и самодисциплина в благом и праведном, на пользу себе, близким и всему человеческому обществу.

Также стоит вспомнить о истории дня Арафа. В этот день Посланник Аллаха (мир ему и благословение) провёл свою последнюю проповедь. И Господь ниспослал аят « Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран 5:3)

Поэтому в день Арафа мы должны стараться побольше проводить время в поклонении, а также помнить о том сложном времени, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) боролся со злом и проповедовал истину.

Прощальную проповедь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) можно прочитать, перейдя по ссылке.

Они радуются за паломников и надеются вскоре сами оказаться на их месте. Как бы там ни было, день Арафата («яумуль-Арафа» по-арабски) - желанен и долгожданен во всем мусульманском мире . Но почему?

Древний свидетель

Гора Арафат (Джабаль ар-Рахма, Гора Милости) расположена в Саудовской Аравии. Это небольшая 70-метровая возвышенность в 20 км от Мекки. Именно на ней состоялось счастливое воссоединение Адама и Хаввы после их низвержения из Рая и долгой разлуки на Земле.

Здесь пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) произнес свою прощальную проповедь. Тогда тысячи верующих подтвердили, что он выполнил возложенную на него миссию и донес послание Всевышнего.

И, наконец, гора Арафат - это место, стояние на котором 9 числа месяца Зуль-хиджа является кульминацией хаджа.

Достоинства «яумуль-Арафа»

Согласно изречению пророка (мир ему и благословение Аллаха), день Арафата - один из лучших, в который восходит солнце. В этот день Аллах «усовершенствовал Свою религию и довел до конца Свою милость» (5:3). В «яумуль-Арафа» Он освобождает намного больше Своих рабов от огня, чем в другое время. Любое благое дело приумножается многократно и мольба в день Арафата считается лучшей.

Для тех, кто в хадже

«Гостям Аллаха» следует помнить, что стояние на горе Арафат относится к основным столпам большого паломничества. Если по невнимательности, ошибке или забывчивости человек оказался вне указанной территории, он считается не совершившим хадж. Как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Хадж - это стояние на горе Арафат». Поэтому необходимо быть бдительным и обращать внимание на специальные пометки вокруг зоны Арафата.

Паломники прибывают на Гору Милости в обеденное время и соединяют зухр с асром. После молитвы вплоть до самого заката они обращаются ко Всевышнему с покорными мольбами. Их лица сосредоточены, на глазах слезы. Богатые и бедные, белые и черные, молодые и старые - все в простом белом одеянии ихрама, с устремленными вверх руками, запыленные и смиренные. Они на время забыли о мирском, обращаясь к Создателю каждый на своем языке, о своем деле… И гордится ими Аллах, говоря ангелам: «Посмотрите на Моих рабов с растрепанными волосами и покрытыми пылью». Не зря унижен и слаб шайтан в этот день, как никогда: от безграничной милости и прощения Аллаха к мусульманам.

Тем, кто дома

В «яумуль-Арафа» у всех верующих есть возможность заслужить довольство Господа. Ведь всего один день добровольного поста в день Арафата для не совершающих хадж служит искуплением грехов за два года: прошлого и будущего (Муслим). Доброе слово, милостыня, поминание Аллаха, чтение Корана , даже улыбка - будет приумножено любое благодеяние. Не упускайте же такую возможность, отнеситесь ко дню поклонения и прощения со всем вниманием!

Если лучшей из ночей, созданной Аллахом, является ночь Предопределения, которая лучше тысячи месяцев, то лучшими днями перед Всевышним являются первые десять дней месяца Зуль-хиджа. Среди них день Арафа, про который Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет (другого такого) дня, когда Аллах освобождал бы от Огня больше рабов, чем в день Арафа, и, поистине, Он приближается к ним и с гордостью говорит ангелам: «Что они хотят?» («Сахих» Муслима).

Именно в этот день, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял на горе Арафа, был ниспослан великий аят: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас ислам в качестве религии» (сура «Трапеза», аят 3).

По этой причине даже иудеи во времена праведного халифа Умара бин аль-Хаттаба обратили внимание на значимость этого дня. Один из последователей Писания, обратившись к Умару, сказал о том, что если бы им (иудеям) был ниспослан такой аят, то они непременно отмечали его как праздник.

В Коране этот день назван «засвидетельствованным» днем. День Арафа приходится на девятое число Зуль-хиджа. Ему предшествуют столь же значимые первые восемь дней Зуль-хиджа, а после него следует праздник Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения, или Г1урбан ди) и три праздничных дня ташрика (11-ое, 12-ое и 13-ое Зуль-хиджа).

Является желательным соблюдение поста в этот день. И за это верующим обещано прощение грехов за два года - прошлого и будущего. Единственно, не постятся паломники во время совершения хаджа. День Арафа является заключительным этапом в паломничестве к священной Каабе в Мекке. И в этот день паломники читают дуа к Аллаху, стоя на горе Арафа.

Наши благодеяния в день Арафа, как и в целом в течение остальных первых десяти дней Зуль-хиджа, приобретают перед Всевышним особое значение. От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нам известно, что больше всего Аллах любит праведные дела, совершенные именно в эти дни. Предпочтительно побольше читать слова восхваления Всевышнему. Награда за такие виды поклонения, как молитва, пост, милостыня, чтение Корана и др. преумножается.

В день Арафа следует уделить большое внимание дуа, памятуя то, что именно в этот день Аллах больше всего освобождает людей от того, чтобы быть брошенными в ад. У дуа мусульман есть свой этикет, согласно Корану и Сунне.

При вознесении дуа имеет значение не только наше внутреннее состояние. Даже пища может встать на пути нашей мольбы. Если мы поели что-то, не соответствующее исламу (сюда входит не только свинина, но и мясо животного, заколотого не по исламу, опьяняющие средства, еда, приобретенная на запретный заработок), или одеты в одежду, купленную на деньги, добытые нечестным путем, то всё это препятствует принятию нашего дуа.

Что кается нашего внутреннего миропорядка, то если хотим, чтобы Всевышний ответил на нашу мольбу, мы должны совершать ее в первую очередь со смирением. К этому нас призвал сам Аллах: «Взывайте к Господу своему со смирением и втайне» (Сура «Преграды», 55 аят). Также мы должны стремиться обратиться к Нему «втайне», ища уединения от людей.

Лучше всего перед началом обращения к Господу, восхвалить Его, признать Его безграничную милость к нам и искренне покаяться в грехах. Особое внимание нужно обратить на покаяние, так как может быть так, что нашему дуа будет препятствовать совершение ранее чего-то из запретного, в чем не было принесено покаяние.

Только искренние дуа принимаются Аллахом, поэтому в момент своего обращения следует взывать к Нему, представляя то, что мы видим Его, или же хотя бы представляя то, что Он видит нас. Это есть ихсан (чистосердечие), одна из основ ислама, про которую Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал самому ангелу Джибрилю, мир ему, когда последний явился к Пророку в обличье мужчины.

Также наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал нас быть настойчивыми в дуа. Пример наибольшей настойчивости явил он сам, когда перед одним из знаковых для мусульман сражений так долго молил Аллаха, что затем один из его сподвижников признался, что хотел даже одернуть Пророка, считая это чрезмерностью перед Всевышним. Настойчивость подразумевает то, что мы уверены в том, что Аллах нам ответит. Здесь очень важно помнить о могуществе Аллаха, ведь иногда люди отказываются от просьбы к нему, считая что-то трудным к свершению.

Очень поучительный пример Аллах привел в Своем Коране в суре «Семейство Имрона», где повествуется о Марьям, матери Пророка Исы, мир ему: «Каждый раз, когда Закарийя (Захария) входил к ней в молельню, он находил возле нее пропитание. Он сказал: «О, Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это - от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счета, кому пожелает».

Это история про Марьям, опекаемую Пророком Закарийей, который в один из дней обнаружил у нее еду, ниспосылаемую ей чудесным образом, не зависимым от людей. А ее слова: «Это - от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счета, кому пожелает», подвигли его на то, чтобы в дряхлом возрасте попросить у Аллаха потомства, чего он не делал до этих пор. И Всевышний после этого даровал ему сына - Пророка Яхью (Иоанн). Поэтому мы не должны забывать, что у Аллаха нет ограничения в возможностях и могуществе, подчас мы сами для себя ограничиваем Его милость. А впереди нас ждет день, который заключает в себе несметные блага.

День Арафа – девятый день месяца зуль-хиджа

День Арафа –самый дорогой из дней. День Арафа приходится на 20-е августа, а праздник Курбан-байрам в этом году выпадает на вторник, 21 августа. За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает его истинную величину.

Что касается горы Арафат, то это место, которым Аллах почтил паломников, а День Арафа –это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя по причине, что ему не удалось совершить хадж, посетить дом Аллаха и побывать на горе Арафат, должен воспользоваться этим днём.

Какое бы благочестивое деяние ни совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный день он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И одним из самых важных поступков, которые приближают нас к Аллаху,–это пост в день Арафа.

Пост в День Арафа

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы ». Мать правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку (да будет доволен им Аллах): «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней? » (Байхаки, Табарани).

Имам Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафат.

Достоинство стояния на Арафате

Все паломники, совершающие хадж, в этот день собираются на горе Арафат. Стояние на Арафате является самой основной частью хаджа. Без этого хадж недействителен.

Стоянием на Арафате считается нахождение на горе Арафат хоть одинмиг девятого дня зуль-хиджа, т.е. дня Арафата, в промежутке отполудня до рассвета следующего дня.

Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире.

Здесь собираются разнообразные приближённые любимцы Аллаха, будалаи, кутбу, автады, сиддикины, мукаррибуны, алимы, имамы, мударрисы, захиды, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение) мусульмане.

Здесь ниспосылаются блага и милости Аллаха, которые нигде в другом месте и никогда не ниспосылаются.

В хадисе говорится: «Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в День Арафа и в день битвы при Бадре. И это из-за того, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего и смываются их грехи » (Малик).

Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте никогда не смоются. Есть хадис:«Самый большой грешник – тот, который, находясь на Арафате, думает, что его грехи не смыты» (Хатиб, Дайлами).

В этот день поминают Аллаха так, как никогда и нигде не поминают. Больше Ему поклоняются, больше молят Его мусульмане, проливают много слёз, много читают Коран, поминают Аллаха, восхваляют Его.

В этот день мольба (дуа), в которой содержится просьба о хороших людях, принимается даже у тех людей, которые имели грехи. Благодать (баракат) и хорошеедуа праведников также получают имевшие грехи мусульмане. В хадисе говорится, что Всевышний сказал: «Это ваше собрание (маджлис) наделён баракатом, и плохой человек подарен хорошему (т.е. ради хорошего принят и плохой), и вашему хорошему дано, что он просил, теперь вы возвращайтесь» (Ибн Мажах).

Некоторые хадисы о достоинстве пребывания на Арафате

1. «Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает столько Своих рабов и рабынь, как в день Арафата. Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает, чего же они хотят » (Муслим, Насаи).

2. «Всевышний к вечеру дня Арафата гордится теми, кто здесь присутствует, и говорит ангелам: "Вы посмотрите на Моих рабов, которые,нерасчёсанные и запылённые в дороге, пришли ко мне "» (Ахмад, Табарани).

3. «Тому, кто в день Арафата убережёт от греховного свой язык, уши и глаза, смоются грехи, в том числе те, которые он совершит до наступления следующего Арафата » (Байхаки).

4. «Тот, кто будет бдеть в ночи таврията, Арафата, Курбана (8-я, 9-я, 10-я ночи зуль-хиджа) и в ночи разговенья, заслужит Рай » (Ибн Асакар).

5. «Самое лучшее дуа–это дуа в день Арафата » (Тирмизи).

6. «Поистине Всевышний в день Арафата смотрит на рабов взором милости и не оставит, не смыв грехи, того, у кого в сердце есть хоть капля веры » (Дайлами).

7. «Всевышний ниспосылает на рабов, находящихся на Арафате, блага, гордится ими и говорит ангелам: "Вы посмотрите на рабов, как они, нерасчесанные и запылённые, издалека пришли ко Мне. Вы – Мои свидетели в том, что Я принимаю их молитвы, исполняю их надежды, что Я их плохое меняю на хорошее, и что хорошим дано всё, что попросят, кроме тех долгов, которые они имеют между собой". Затем, когда соберутся на Арафате и в долине Муздалифа, Всевышний говорит: "ОМои ангелы, Мои рабы в ночь вернулись, чтобы просить Меня. Вы – Мои свидетели в принятии Мной их дуа (мольбы) об исполнении их желаний и надежд, что их плохому отдаю бесплатно хорошего человека, что их хорошему Я даю всё, что просят, и то, что Я их долги беру на Себя"» (Хатиб).

8. «К вечеру дня Арафата блага Всевышнего нисходят на нижние небеса. Затем Он смотрит на них взором милости и, гордясь ими, скажет: "Вы посмотрите, Мои рабы, запылённые и нерасчёсанные, пришли. Я Посланника отправил к ним, и они приняли Моего Посланника. Я к ним отправил Книгу, и они поверили в Мою Книгу. Я вас беру в свидетели того, что Я простил им их грехи"» (Это же Всевышний говорит, когда паломники перейдут на Муздалифу.) (Абу Шайх).

9. «К вечеру дня Арафата блага Всевышнего нисходят на нижние небеса, и, гордясь, Творецговорит ангелам: "Это Мои рабы, не расчесав волосы и надеясь на мою милость, пришли ко мне. О Мои рабы, если у вас столько грехов, сколько песчинок или капель дождя, Я их смою. Вы возвращайтесь, очистившись от грехов своих и за тех, за которых просите"» (Хаким).

10. «Если бы люди, собравшиеся на Арафате, знали, с кем они там находятся, они бы обрадовались благам Всевышнего, ниспосылаемым после смывания их грехов » (Табарани).

Один из салафунов сказал: «Если день Арафат и пятничный день совпадут, то смоются грехи всех, кто находятся на Арафате. Этот день является самым достойным днём в мире ».

В этот день Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил прощальный хадж. В этот день был ниспослан аят (смысл): «Ваша религия усовершенствовалась, Я доволен тем, что Ислам –ваша религия. Я вам благо тоже завершил ».

Ахлулькитабы (люди Писания) (те, к которым ниспосланы книги, т.е. христиане, иудеи) говорят, что если этот аят был бы ниспослан им, то они этот день сделали бы постоянным праздником. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я свидетельствую, что этот аят ниспослан в двойной праздничный день – в пятницу и в день Арафат ».

Смыслы всех хадисов взяты из книги «Канзульумаль», т. 5, стр. 25–29.

Значение стояния на Арафате

Когда увидишь множество людей на Арафате и услышишь, как они следуют своим предводителям, нужно вспомнить Арасат (место, где все соберутся в Судный день). Представить, как там будут толпиться люди, и как они группами пойдут за своими пророками, и как одних примут, других отвергнут. Помня об этом, постоянно держи сердце в кротости, боязни, в надежде и мольбе. Это очень ценно,ведьэто день, когда сердца любимцев Аллаха направлены к Аллаху. Если ты так будешь молиться Аллаху, есть надежда на то, что Аллах смилуется и поднимет тебя в Судный день счастливым. Всевышним ниспосылаются блага через сердца праведников, валиев, будалаев, автадов и т.д.

Когда мысли их будут направлены к Аллаху, когда в мольбе и просьбе сердца всех будут направлены к Аллаху, когда все с возведёнными руками, благоговея и пьянея от любви к Аллаху, обратят свои взоры к небесам, когда в надежде на милость их шеи вытянутся, когда раздадутся плачущие голоса, когда все вместе будут просить о милости Аллаха, – ты никогда не думай, что милостивый Аллах оставит их надежду несбывшейся, что их дуа будет безответным и их просьбы будут отклонены, труд окажется бесполезным и что Всевышний на них не ниспошлёт блага и милости, в которых они будут погружаться.

В хадисе говорится: «Самый большой грех – стоять на Арафате и думать, что его грехи не смыты». Там, когда люди соберутся со всеми праведниками вместе, прошение о ниспослании благ является самой большой мудростью, тайной и смыслом хаджа. («Ихя», т.1, стр. 401)

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Хадж –это стояние на Арафате » (Ахмад, Хаким, Байхаки).

Нет человека глупее и несчастнее, чем проводящий этот день безалаберно –в поисках еды, в разговорах или за другими ненужными и вредными делами. Подумайте только, это самое большое собрание людей в мире; время, когда от Ада освобождаются заслуживающие его; пора, когда паломниками гордится Аллах; пора, когда сатане сломят спину; когда ниспосылаются самые большие милости и блага Аллаха.

Также мудростью Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, царь, раб, араб, не араб, белый, чёрный –не различая никого, одевшись в одинаковые белые ихрамы с непокрытыми головами, выражая бедность, нужду и потребность в милости и жалости Аллаха, протягиваявперёд руки, они будут просить Аллаха об отпущении грехов.Нет другого равноправия в истории человечества. Такой соблюдающей равенство народов религией является Ислам.

ИНФОГРАФИКА

1. В день выхода из долины Мины вАрафат желательно совершать полное омовение (купание) на Арафате. Это лучше делать в местности Намрат. Но так как ныне это трудно, можно искупаться,ещё будучи в Мине. Можно также искупаться по прибытии наАрафат. Если с утра до обеда искупаться, то суннат считается выполненным. («Хашиятульжамаль», т. 4, стр. 70.)

2. По возможности желательно с МинынаАрафат идти пешком. Если это затруднительно, то нет никакой проблемы отправиться на транспорте. Это касается не только Арафата, но и Мины и Муздалифа. Т.е. всюду желательно отправиться пешком.

3. По пути наАрафат читают «Лаббайка», зикру-тасбих.

Смысл: «О мой Аллах! Сделай этот выход самым хорошим утренним выходом, приближающим меня к Твоему довольству, самым отдаляющим меня от Твоего гнева. О мой Аллах! Я с утра вышел к Тебе в путь. На одного Тебя я полагаюсь. Я захотел Твоего довольства. Ты сделай меня тем, кем Ты будешь гордиться перед ангелами.

О мой Аллах! Я повернулся к Тебе. Я захотелТвоегодовольства мной. Ты сделай мой грех смывшимся, сделай принятым мой хадж, мой труд тоже сделай заслуживающим вознаграждение. Не оставляй меня без ничего».

Затем читают «Лаббайка» и салават:

«АллахуммасаллигIаланабийинаМухIаммадинвагIалаалиhивасахбиhива салим» («Ифсах», стр. 270.).

4. В день отправления на Арафат как можно больше нужно защититься от греховного и сомнительного. Нужно есть халяль и надевать халяль. Ибо дуа, прочитанное после того как съедено запретное, трудно будет приниматься. Если нет другой еды, чем харам и сомнительное, то есть нужно очень мало, плача и жалея, и прося пощады у Всевышнего. В день Арафата паломнику не предписано поститься –это для сохранения сил в поклонении. Из этого тоже становитсяпонятно, что на Арафате огромное значение имеют мольбы и славословия, ибо желательный для других пост в день Арафата для паломниковявляется нежелательным.

5. В этот день нужно мало есть (и халяльное тоже), употреблять лёгкую пищу, дабы не затруднить себя в ибадате.

6. Вэтот день не надо откладывать всякие дела на послеобеденное время (еда, питьё–всё готовится до обеда). После обеда полностью занимаемся поклонением (ибадатом).

7. При ибадате на Арафате садятся лицом к Каабе. Нужно избегать бесполезных и лишних разговоров, особенно споров.

9. При чтении дуа не ограничиваются только собой. Нужно упомянуть родителей, родных, близких, друзей и всех мусульман.

10. Не надо пытаться подняться на гору ДжабалулРахмат. В этом нет никакой необходимости. Поднятие на неё является новшеством. Более того, порицательно подниматься на неё: зря уходит время, устаёт тело, солнечная жара ослабляет человека и даром тратится самое драгоценное время для поминания Аллаха.

11. Желательно сидеть, повернувшись лицом к Кибле.

12. Пребывание на Арафате должно пройти в поклонении Аллаху. Человеку следует проситьВсевышнего, не привязывая сердце к мирскому, плача (если не удаётся, то делая вид, что плачешь).

14. Говоря вкратце, в этот день, начиная с обеда, нужно, уберегая тело от всего противоречащего Шариату, очистив сердце от мирских забот, привязав тело и сердце к поклонению Аллаху, читать тасбих (субханаллах), тахмид (альхамдулиллях), зикру, такбир (Аллаху акбар), «Лаббайка», Коран, салават Пророку (мир ему и благословение), прося смывание грехов, всего себя отдавать этим деяниям. Арафат –очень восхвалённое место. Не всем достаётся благо находиться там. Возможность пребывания на Арафате является величайшим благом, за которое и нужно воздать хвалу (хотя в полной мере мы никогда не сможем этого сделать). Каждый миг, который здесь упускается зря, для разумного ценнее всего мира и всего, что в нём есть. Упущение одного мига равноценно потеревсего мира.

15. На Арафате нужно надеяться на жалость, прощение и милость Аллаха, на то, что Всевышний смоет грехи наши.

Фузайл ибн Ияз посмотрел на плачущих в день Арафа и сказал:

– Скажите, если эти люди отправились бы к щедрому благоразумному царю и просили бы монету, то отправил бы он их ни с чем обратно?

– Нет, не отправил бы, – ответили ему.

Тогда он сказал:

– Клянусь Аллахом, Всевышнему дать всем просящим на Арафате всё, что они просят, легче, чем тому человеку дать монету.

16. Очень желательно в день Арафа давать милостыню, хотя бы немного.

В книге «Умдатульабрар» пишется, что желательно стоять на том месте, где стоял Пророк (мир ему и благословение). Это у подножья горы Джабалу Рахмат, где большие камни. Стоять следует так, чтобы между человеком и Киблой оказалась гора Джабалу Рахмат.

Не стойте на проходе. Много читайте дуа родителям, своим устазам и другим мусульманам. Следует воздеть руки к небу (направив ладони к небу или к груди), если просите добро или отвести грядущие беды. Но если просите об освобождении от уже наступившей беды, руки следует держать ладонями вниз. Тысячу раз читайте суру «аль-Ихляс» и один раз – суру «аль-Хиджр», увеличивайте чтение Корана и других дуа. От всей души просите прощения грехов, сто или тысячу раз читайте «вахдаху…». Много плачьте, усердно просите Творца, надеясь на то, что примутся мольбы, просите, стоя под солнцем, а если это затруднительно, то просите в тени.

17. По наидостоверному слову имама Шафии, желательно объединить этот день и ночь на Арафате. Есть учёные (алимы), которые говорят, что это фарз. После захода солнца до полного исчезновения зарева лучше оставаться на Арафате.

18.При возвращении сАрафата вечером нужно быть очень вежливыми, и в ожидании транспорта тоже не надо отвлекаться на мирские разговоры, а нужно читать «Лаббайка», салават, Коран или дуа.

Многие спрашивают, чем заниматься и что лучше делать на Арафате, поэтому ниже мы приводим пояснения о добродетели в этот день.

Имам Навави в книге «Изах» пишет,что на Арафате после намаза сразу переходят на вукуф, т.е. стояние. Если возможно, можно постараться встать на том месте, где стоял Посланник (мир ему и благословение). Это место у подножия горы ДжабалуРахмат возле больших камней. Говорят, если встать здесь лицом к Каабе так, чтобы ДжабалуРахмат оказалась между тобой и Каабой, то можно встать на место, где стоял Пророк (мир ему и благословение). Можно и в другом месте стоять. Необязательно находящемуся вдалеке человеку туда идти. В этот день не надо поститься, даже если это не ослабляет тело. Надо держать себя в чистоте и стоять лицом в сторону Киблы, будучи в омовении. Нужно всегда думать об Аллахе. Не надо отвлекаться на мирские темы. Много читайте дуа, зикру, Коран. Стояние на Арафате является основной частью хаджа. И тот, кто упускает зря время в этот день, потеряет очень многое. Дуа читается стоя и сидя. Руки тоже не возносятся выше головы. Нужно увеличить прошения, плакать перед Аллахом, выражая перед Ним свою бедность, слабость, низость и нищету. Не надо ожидать немедленного ответа на дуа. Надо просить Аллаха усердно. Должна быть очень большая надежда напринятиедуа.

Обращайте ко Всевышнему ваши просьбы, повторяя их три раза. Дуа начинают с воздаяния хвалы Всевышнему, чтения салавата Пророку (мир ему и благословение), этим и завершают. В конце дуа говорится «Амин». В этот день надо остерегаться от употребления в пищу греховного и сомнительного, а также отоблаченияв такую одежду. Следует часто читать«Субханаллах», «Альхамдулиллях», «Ла иляхаиллялла», «Аллаху акбар». («Изах», стр. 283–285)

сайт