Ограничение на размеры судна в керченском проливе. Керченский мост пугает Украину

Чем ближе активная фаза строительных работ по возведению Россией мостового перехода через Керченский пролив, тем сильнее интерес к возможным экономическим рискам и последствиям проекта. Киев утверждает, что только из-за временного ограничения судоходства в Керченском проливе украинские порты потеряют полмиллиарда гривен. Об этом в интервью DW заявил замминистра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк.

"Те параметры осадки, которые самостоятельно устанавливает Россия, могут нанести значительный ущерб нашим Бердянскому и Мариупольскому торговым портам на Азовском море", - уверен Лавренюк. Интервью с ним вызвало широкий отклик, в том числе, критические оценки аргументов замминистра, поэтому DW решила вернуться к теме судоходства на Азовском море и в Керченском проливе.

Ограничения габаритов и их последствия

Как известно, министерство транспорта РФ в августе и сентябре на 23 суток суммарно хочет запретить судоходство через пролив в период установки на штатные опоры арок пролетного строения мостового перехода через Керченский пролив.

"В целях обеспечения безопасности строительства транспортного перехода через Керченский пролив приказываю установить 3-6, 8-10, 14-21, 28-31 августа и 1-4 сентября 2017 года с 00.00 до 24.00 местного времени запретный для плавания кораблей и судов район в акватории Керченского пролива", - сказано в проекте приказа министерства, размещенном на Федеральном портале проектов нормативных актов.

В письме и.о. капитана морского порта Керчь к морским агентам уточняется, что для обеспечения безопасности во время действия этих ограничений габариты судов, которые смогут пройти под арками, не должны превышает 160 метров, ширина - 31 метр, надводный габарит - 33 метра. А осадка судна должна быть не больше 8 метров.

Большие судна заходят в порты Азовского моря

Обеспечением безопасности мореплавания и поддержание паспортных глубин акваторий украинских портов занимается госпредприятие Администрация морских портов Украины (АМПУ). DW обратилась к нему с просьбой объяснить, какие суда заходят в Бердянский и Мариупольский порты , и повлияют ли габаритные ограничения, вводимые РФ, на работу этих портов. В ответе АМПУ сообщается, что средние габариты судов, обрабатываемых в украинских морских портах Азовского региона, таковы: длина - 175 метров, ширина - 27 метров, осадка - 9,6 метров.

Кроме того, часто в морской порт Мариуполь заходят суда типа "Панамакс" со следующими габаритами: длина - 225 метров, ширина - 32,5 метра, максимальная осадка - 14 метров, надводный габарит - 37,5 метров. "Самое большое судно, которое было обработано в морском порту Мариуполь, имело полную грузоподъемность 94 тысячи тонн, длину 235 метров, ширину 38 метров, максимальную осадку 14,5 метров, высоту 49 метров", - указывается в ответе АМПУ на запрос DW.

Кроме этого, в нем говорится, что движение судов в акватории Азовского моря и через судоходные каналы, в частности, Керчь-Еникальский канал в Керченском проливе, связывающий Азовское и Чёрное моря, регулируется Международной конвенцией по морскому праву от 1982 года.

Достаточно ли глубины?

Согласно "Океанографическому атласу Черного и Азовского морей", который подготовлен "Укрморкартографией", филиалом гидрографической службы Украины "Госгидрография", Азовское море относится к типу внутренне-материковых шельфовых морей. Учитывая морфологические признаки - к плоским морям. Это самое мелкое море в мире, средняя глубина его составляет 7 метров, максимальная - 15 метров, находится она в центре моря. Это следует из карт морских глубин, предоставленных на запрос DW "Укрморкартографией". Там сообщили, что на основных судоходных маршрутах периодических ведутся работы по углублению, и глубина там может меняться.

Особенностью Азовского моря является ежегодное образование льда в его акватории, даже в относительно мягкие зимы. Поэтому Украина опасается, что если Россия начнет строительство по судоходному ходу, то лед на мостовых сваях будет задерживаться и будут образовываться ледовые пробки. По словам замминистра инфраструктуры Юрия Лавренюка, из-за этого зимой движение по Керчь-Еникальскому каналу, единственному пути для прохождения Керченским проливом больших кораблей, будет закрыто вообще.

Политическая составляющая проекта

В связи с этим украинская сторона напоминает, что не давала России разрешения на строительство моста через Керченский пролив. Об этом говорится в ответе МИД Украины на запрос DW относительно реакции Киева на введение РФ временных ограничений судоходства через Керченский пролив августе и сентябре 2017 года.

Контекст

В МИД подчеркнули, что считают односторонние действия Москвы в данном случае нарушающими международное право и суверенные права и юрисдикцию Украины над ее внутренними водами, территориальным морем, исключительной экономической зоны и континентальным шельфом в Черном и Азовском морях.

"Односторонние действия российской стороны вызывают и приводят к физическим изменениям морской среды, которое входит в морскую зону Украины", - отмечает МИД и добавляет, что Киев имеет право требовать от России возмещения причиненного такими действиями ущерба.

Украина еще в 2016 году инициировала арбитражное производство против России в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, намереваясь подтвердить в суде свои права как прибрежного государства, обязать Москву прекратить противоправные деяния в соответствующих морских акваториях, получить заверения и гарантии их неповторения, а также добиться возмещения нанесенных Россией убытков, сообщили в МИД Украины. И заверили, что сейчас ежедневно собирают доказательства неправомерных действий РФ, в частности, нарушений Конвенции ООН по морскому праву.

Смотрите также:

    Операция по захвату

    Бравый Путин на граффити и плакатах, а также российские флаги вместо украинских появились в Крыму после 27 февраля 2014 года, когда люди в военной форме без знаков отличия заняли здания Совмина и Верховного совета в Симферополе, а потом ключевые объекты и украинские воинские части. Операция РФ по захвату автономной республики Крым, находящейся в составе Украины, прошла всего за несколько дней.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    Под контролем российских военных

    Нелегитимный референдум 16 марта 2014 года изменил жизнь крымчан. Несмотря на протесты, в обход Конституции Украины на голосование был вынесен вопрос об изменении статуса Крыма. Новые власти назвали незаконной передачу Крымской области из РСФСР в состав УССР в 1954 году и подписали договор о вхождении в состав РФ. Большинство жителей Крыма ликовало, а на протестующих обрушились репрессии.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    Крымские татары вне закона

    От аннексии Крыма больше всех пострадали крымские татары. Репрессии коснулись всех, кто считает действия России незаконными. В 2016 году меджлис крымскотатарского народа признан экстремистской организацией. Его лидеров преследуют, в домах татар не прекращаются обыски и аресты. Так было в 1944 году, когда их как врагов народа депортировал с полуострова советский НКВД.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    "А дышать в Крыму можно?"

    Вместо украинских телеканалов, отключенных в Крыму с весны 2014 года, работает аналоговое телевидение России. Независимый канал крымских татар ATR, выступивший за целостность Украины, вещает теперь из Киева, так как на полуострове его деятельность запрещена. Под запрет попали и другие крымские СМИ - "15 минут", "Lâle", "Крым. Реалии". "А дышать в Крыму можно?", - спрашивают местные журналисты.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    Как легально попасть в Крым

    Киев не признает бесконтрольный въезд в аннексированный Крым из России. Иностранцы должны сначала въехать на территорию Украины и только потом следовать на полуостров, иначе можно угодить в украинские списки невъездных. Попасть в Крым можно через КПП на административной границе с материковой Украиной - пешком или на машине, другой транспорт тут не ходит. Для украинцев проезд и проход свободный.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    Санкции за аннексию

    Евросоюз и США, не признавшие аннексию Крыма, не рекомендуют своим компаниям приобретать бизнес, недвижимость и торговать с полуостровом. А предприятия Крыма не могут продавать свою продукцию в ЕС и Америку. Из-за санкций у крымчан не работают карты Visa и MasterCard и подорожали кредиты, потому что в Крым не спешат приходить крупные банки России.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    Обещанного три года ждут

    Те, кто проголосовал за Крым в составе России, ждут от Путина выполнения обещаний: постройки Керченского моста, газопровода, электростанций и решения социальных проблем. Пока же доходы крымчан не успевают за ростом цен и увеличением стоимости "коммуналки". Но информация о недовольных уровнем жизни и о локальных протестах появляется только в соцсетях и независимых СМИ.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    Мост от друга Путина

    Стройка моста через Керченский пролив, который соединит материковую часть РФ и Крым, ведется в авральном режиме. Подряд на строительство стоимостью в 228 млрд рублей получила компания "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга - российского олигарха и друга Путина. К декабрю 2018 года планируется возвести 4 автомобильных полосы, а к декабрю 2019-го - 2 полосы железной дороги и подъездные пути к ним.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    Черный передел

    За 3 года малый бизнес крымчан сильно пострадал от передела собственности в пользу бизнесменов РФ. По данным сайта "Крым. Реалии", число малых предприятий в 2016 году по сравнению с 2014-м сократилось с 15 до 1 тысячи. Проблемы могут возникнуть у владельцев земельных участков и домов в прибрежной зоне. Они лишатся земли, если крымские суды не признают документы, выданные до аннексии полуострова.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    Турбизнес несет убытки

    В сезон в Крыму работают все пляжи, Россия разрешила ввозить сюда продукты с Украины. Жители, занятые в инфраструктуре обслуживания, надеются, что жизнь войдет в привычное русло. Но поток туристов за 3 года сократился почти на треть. Железнодорожное сообщение прервано, а летать на отдых без особого комфорта - дорого. Из-за санкций ЕС в порты Крыма не заходят круизные пароходы с иностранцами.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    Золото крымских скифов переедет в Киев

    Не вернутся в Крым сокровища местных музеев - сотни золотых украшений и оружие. В декабре 2016-го суд в Нидерландах постановил передать Киеву эту уникальную коллекцию из 550 артефактов, которая в дни аннексии Крыма путешествовала по выставкам Европы. В судебном постановлении сказано, что дальнейшую судьбу экспонатов выставки "Крым. Золото и тайны Черного моря" решит украинский суд.

    Крым через 3 года после российской аннексии

    С паспортом России

    Со времени аннексии Крыма местные жители могут покупать SIM-карты для мобильников только с паспортом РФ. Но с выданным на полуострове документом не дают визу в посольствах стран ЕС и США. В выигрыше оказались получившие паспорта России крымские пенсионеры. Пенсия у них выросла до уровня российской, а пенсионный возраст для женщин снизился с 60 до 55 лет.


С момента установки железнодорожной арки Крымского моста — с 29 августа по 6 сентября — через переход по Керченскому проливу прошли более 550 судов, следующих транзитом по Керчь-Еникальскому каналу из Черного моря в Азовское и обратно. Такие данные обнародовало Служба управления движением судов.

Сегодня же, 6 августа, под мостом впервые прошел большой десантный корабль Черноморского флота «Азов». Судно длиной более 100 м и водоизмещением 4080 тонн следует в направлении Азова, где экипаж примет участие в торжествах по случаю 950-летия основания города.

«Военные моряки и мостостроители поприветствовали друг друга. Для этого экипаж из 87 человек выстроился на палубе, а сотрудники мостоотрядов поднялись на арку. Она расположена на двух мощных опорах на высоте 35 метров от зеркала воды», — говорится в сообщении инфоцентра «Крымский мост».

Морская операция по установке железнодорожной арки прошла с 27 по 29 августа в условиях ограниченного судоходства с временным «окном» на 72 часа. В связи с досрочным выполнением операции Керчь-Еникальский канал открыли на шесть часов ранее запланированного срока.

Конструкцию весом более 6 тыс. тонн поднимали с помощью грузоподъемного оборудования под контролем ведущих инженеров проекта. Вся операция заняла около 12 часов. После этого в течение дня мостостроители закрепляли арку.

Арку подняли на 700 тросах мощными домкратами, закрепленными на опорах. Для монтажа габаритной конструкции понадобилось 16 устройств грузоподъемностью 650 тонн каждое. Это позволило повысить запас прочности по подъемным механизмам на 40%.

Чтобы доставить арку к месту установки, под нее были заведены две плавопоры, после чего строители, убедившись в благоприятном метеопрогнозе и спокойном состоянии моря в ближайшие 72 часа, начали ее транспортировку. В этой части операции участвовали более десяти буксиров, катеров и других судов. Команда самой операции составила более 100 человек.

Арочный пролет железнодорожной части Крымского моста — это комбинация из пролетного строения со сквозными главными фермами и аркой. Движение поездов идет по элементам фермы, при этом арка в условиях такого протяженного пролета выполняет поддерживающую функцию. Элементы фермы и арки соединены подвесками. Длина пролета — 227 м. Высота в высшей точке — 45 м. Ширина по осям арок — 20 м по затяжке, 5 м в замке (верхняя точка).

Движение поездов предусмотрено по двум путям. Конструкция предусматривает смотровые ходы, кабеленесущие системы, водоотводные лотки, молниезащиту и заземление, систему мониторинга инженерных конструкций, аэронавигационную и судовую сигнализации, систему централизации и блокировки (СЦБ), связь и опоры освещения, архитектурную подсветку.

Сухогруз «Святитель Алексей», следующий из Азовского моря в Черное, стал первым судном, прошедшим под аркой после возобновления движения по каналу.

«Святитель Алексий» стал передовым судном в караване, к проводке которого приступили лоцманы по Керчь-Еникальскому каналу после ограничения движения на период морской операции по проекту Крымского моста. В караване, идущем со стороны Азовского моря на юг, около 50 пароходов. Следом по Керчь-Еникальскому каналу будет отправлен караван судов из Черного моря в Азовское», — сообщили в инфоцентре.

Находясь под аркой, судно дало приветственный сигнал.

«Очень почетно для нас, бывалых моряков, неожиданно оказаться теми, кто первый пройдет под новым мостом, который соединит Крым с материком. Такой ответственный момент, чувство гордости переполняет. В мореходстве я более 40 лет, из них десяток работаю на юге России. Регулярно ходим по Керчь-Еникальскому каналу. Конечно, мы наблюдаем, как строится мост. Безусловно, это грандиозная стройка!» — сказал капитан сухогруза Юрий Силаев.

Днем ранее Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, согласно результатам которого большинство россиян назвали мост через Керченский пролив в числе самых узнаваемых крупных инфраструктурных проектов в стране. Более 90% опрошенных граждан России рассказали, что они хорошо знают или слышали о проекте по строительству моста через Керченский пролив в Крым.

На Украине в последнее время применяется довольно интересная технология информирования населения. Сначала со ссылкой на официальных лиц заявляется о неких новых кознях России, будь то экономическая сфера, сфера безопасности или что-то иное. Затем появляются многочисленные эксперты, сообщающие о том, что угроза реальна и надо немедленно бить во все колокола и взывать к мировому сообществу.

Затем тема как-то незаметно исчезает со страниц СМИ. Исчезает, как правило, потому, что происходит «сеанс разоблачения» и выясняется, что угроза оказалась выдумкой. «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!» — цитату из классического произведения Михаила Булгакова можно применять к украинским официальным лицам, экспертам и прочим ежедневно.

«Российская Федерация устанавливает ограничения»: как мост в Крым превратился в «разорителя Украины»

Целое направление «страшилок» и «пугалок» связано со строительством моста в Крым. В последнее время на Украине только ленивый не писал о трагической участи портов Мариуполь и Бердянск, которые из-за строительства моста потеряют почти половину грузооборота.

Напомним, так называемое Министерство Украины по вопросам временно оккупированных территорий 21 августа сообщило о том, что 23% украинских судов не смогут теперь заходить в Азовское море и морской порт Мариуполя потеряет около 43% своей грузопереработки. Причиной названы ограничения габаритов судов, проходящих под аркой Крымского моста.

«Российская Федерация, вопреки Конвенции ООН по морскому праву, устанавливает ограничения для прохождения судов через Керченский пролив. Так, высота арки будет ограничена 33 м над уровнем моря. Кроме того, если раньше проход Керченского пролива был разрешён судам длиной до 200 м, то теперь Российская Федерация заявляет об ограничении разрешённой длины в 160 м», — говорилось в заявлении украинского министерства.

А вот свежий материал на эту тему. 18 сентября информационное агентство УНИАН приводит статью журналиста Владимира Кравченко, который, в частности, пишет: «Дело в том, что российские порты Азовского моря преимущественно мелководны, а вот украинские — Мариуполь и Бердянск — более глубоководны по сравнению с российскими портами Азовского моря. По данным Министерства инфраструктуры Украины, соблюдение новых правил значительно ухудшит состояние зерновой логистики украинского Приазовья, поскольку, во-первых, значительно уменьшит количество судов, заходящих в порты Мариуполь и Бердянск. Во-вторых, приведёт к существенному удорожанию фрахта морских судов, соответствующих новым требованиям пропуска через Керченский пролив. Ограничение по габаритам не только повлияет на стоимость агропродукции, но и приведёт к значительному уменьшению загрузки зерновых терминалов и портов Бердянск и Мариуполь. Кроме того, в Мининфраструктуре говорят об угрозе прекращения перевалки известняка и угля, а грузопереработка экспортной металлопродукции и чугуна на таких направлениях, как Азия, Америка, Ближний Восток будет полностью переориентирована на порты Чёрного моря. В дальнейшем это повлечёт падение примерно на 30% грузопотока портов Азовского моря».

Порт Мариуполь: «Нет повода для паники»

Ужасные перспективы, не правда ли? Эгоистичная Россия ради своих интересов не только захватила Крым, но и экономически душит украинское Приазовье.

Но, помимо эмоций, есть ещё и факты. И они весьма неожиданные.

Так, ещё в июне 2017 года агентство «Крыминформ» со ссылкой на мариупольский ресурс «0629», сообщило, что администрация порта Мариуполь не видит угрозы для судоходства в строительстве Крымского моста и установке его пролётов над фарватером Керчь-Еникальского канала.

«В вопросе габаритных ограничений судов при проходе Керченского пролива для нашего порта и остальных украинских участников транспортного рынка нет повода для паники, — заявили в пресс-службе Мариупольского морского торгового порта. — Сегодня фрахтователи активно ищут флот, который будет свободно вписываться в указанные габаритные ограничения. На самом деле конструкций таких судов множество, среди них есть крупнотоннажные».

Таким образом, люди, которые непосредственно работают в Мариупольском порту, видят ситуацию совсем иначе. Более того, за два месяца до панических сообщений украинского министерства в Мариуполе говорили, что Крымский мост на грузопотоке порта не скажется никак.

Но, может, это просто хорошая мина при плохой игре?

Как двухсотметровый балкер «просочился» под аркой моста

19 сентября агентство «Крыминформ» сообщило, что с момента установки фарватерной арки Крымского моста, по данным Росморречфлота, транзитом по Керчь-Еникальскому каналу прошло 1508 судов, в том числе в порты Украины в Азовском море и в обратном направлении — 79 судов.

Кому-то число 79 может оказаться очень маленьким. Но тут важнее, что за суда прошли через Керчь-Еникальский канал в Мариуполь и Бердянск.

По данным навигационного портала Marinetraffic, 19 сентября, преодолев Керчь-Еникальский канал, на подходе к порту Мариуполь находился американский балкер Federal Elbe, следующий под флагом Маршалловых островов.

Балкер, он же навалочник — это разновидность сухогруза, специализированное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких, как зерно, уголь, руда, цемент и другие. Сегодня балкеры составляют 40% мирового торгового флота и варьируются в размерах от минибалкеров-однотрюмников до рудовозов дедвейтом свыше 360 000 т.

Например, балкеры класса Panamax названы так, потому что их габариты ограничены возможностями прохода через Панамский канал. Балкеры же класса Capesize настолько велики, что не могут по габаритам проходить ни через Суэцкий, ни через Панамский каналы.

Понятно, что подобного рода суда никогда не поплывут в мелководное Азовское море. Но что из себя представляет балкер Federal Elbe?

Нет никаких проблем в том, чтобы найти технические характеристики судна. Итак, его наибольшая длина составляет 199,89 м, ширина — 24,05, грузоподъёмность — 22 600 тонн.

Позвольте, но ведь Министерство Украины по вопросам временно оккупированных территорий прямо заявило, что такие суда под Крымским мостом пройти не смогут. Однако, вопреки этим утверждениям, балкер плывёт. Больше того, украинские чиновники уверяли, что из-за моста в Мариуполь не смогут заходить суда грузоподъёмностью свыше 10 000 тонн. Federal Elbe имеет грузоподъёмность в два с лишним раза больше.

Чугун Ахметова плывёт в Италию, несмотря на «российские габариты»?

А ещё 8 сентября агентство EADaily опубликовало информацию о том, что под аркой Керченского моста прошёл балкер Esra. Судно под панамским флагом следовало из итальянского Триеста в Мариуполь. Esra имеет длину 175 метров, а грузоподъёмность 20 000 тонн.

По данным Marinetraffic, балкер Esra загрузился в Мариуполе чугуном, вновь успешно миновал арку Крымского моста и благополучно убыл в Италию, где расположены несколько предприятий украинского олигарха Рината Ахметова.

Кстати, в порту Мариуполя явно работает российская агентура. А как иначе прикажете понимать вот такое сообщение на официальной странице Мариупольского порта в Facebook: «Теплоходом, который первым прошёл под аркой так называемого Керченского моста, стало судно „Копан“. Загрузившись в Мариупольском порту 14,5 тысячами тонн чугуна, оно направилось в Италию. Зная о габаритных ограничениях при проходе через Керченский пролив в связи со строительством моста, судовладельцы укоротили мачту „Копана“, что позволило ему благополучно пройти под сооружением». Выясняется, что даже те корабли, у которых возникают проблемы с габаритами по высоте, легко их решают. И опять-таки ясно сказано, что «Копан» загрузил 14,5 тысячи тонн чугуна. Но ведь чиновники украинского министерства говорили, что теперь из-за моста в Бердянск и Мариуполь не попадут суда грузоподъёмностью свыше 10 тысяч тонн.

Обратите внимание: о том, что габаритные суда успешно следуют в Мариуполь и обратно, было известно ещё в начале сентября. Но агентство УНИАН кормит украинцев страшилкой про экономическую погибель украинского Приазовья 18 сентября!

252 «российских» метра против 215 «украинских»

Ещё в конце августа 2017 года Министерство транспорта России заявило, что геометрические габариты Керчь-Еникальского канала, его навигационно-гидрографическое обеспечение и глубины остаются неизменными вне зависимости от строительства моста через Керченский пролив.

«Возможность прохода по Керчь-Еникальскому каналу обуславливается его гидрологическими особенностями, в том числе лимитирующими участками с физической глубиной до 8 метров. Поэтому на протяжении всей истории с момента создания канала в XIX веке допустимая осадка (глубина погружения судна при его максимальной загрузке) для прохода по каналу не превышает 8 метров. Какие-либо ограничения по осадке судов не вводились, не вводятся и не планируются к введению, — говорилось в сообщении Минтранса. — Высота подмостового габарита — 35 метров — принята на основании тщательно проведённого анализа материалов о судоходстве в Азово-Черноморском бассейне и с привлечением структур и ведомств, обеспечивающих судоходство в Керчь-Еникальском канале. Учтены все морские суда, осуществляющие плавание в течение последних десятилетий на судоходных путях Керченского пролива. По результатам проведённой работы принято максимально выверенное техническое решение».

Служба капитана морского порта Керчь даёт ещё более интересную информацию: «До 2014 года плавание судов по Керчь-Еникальскому каналу регулировалось соответствующими правилами плавания, утверждёнными приказом министра транспорта Украины. В соответствии с указанными правилами и на основании паспорта КЕК, плавание по нему было доступно для судов длиной до 215 метров с осадкой до 8 метров. После 2014 года плавание судов по КЕК осуществляется в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту Керчь, утверждёнными приказом Минтранса России, согласно которым, для плавания по КЕК допускаются суда длиной до 252 метров и с осадкой не более 8 метров».

В Мариуполь и Бердянск приходит меньше кораблей. Но Россия здесь ни при чём

То есть фактически пропускные возможности канала в последние годы увеличились, а не уменьшились. А вот количество судов, заходящих в украинские порты, действительно уменьшается. Вот только тут ни присоединение Крыма, ни строительство моста не виноваты.

Агентство «Крыминформ» приводит данные службы капитана Керченского морского порта: «Изменения в структуре судоходства в Азово-Черноморском бассейне носят исключительно конъюнктурный характер и никак не связаны со строительством Крымского моста. В 2010 году зафиксировано 5 110 судопроходов по КЕК в украинские порты, а в 2013 году — 3762 (сокращение на 27%)». Если в 2013 году количество судопроходов по КЕК из украинских портов и в обратном направлении составляло всего 13,3% от общего количества судов, прошедших по каналу, то в 2016 году этот показатель составил 11,4%.

Как видите, проблемы начались задолго до «Евромайдана», и вызваны они не политическими, а экономическими причинами. Развитие и портов, и предприятий требует долгосрочных вложений, а украинские олигархи хотят получить всё здесь и сейчас.

Сегодня власть имущие на Украине не горят желанием заниматься реальным государственным строительством и подъёмом экономики. Многим куда проще на фоне антироссийской истерики и гражданской войны в Донбассе продолжать разворовывать то, что ещё осталось от некогда могучей Украинской ССР.

А наивным слушателям в вышиванках можно до бесконечности скармливать байки о том, что всё зло от Крымского моста.

В пятницу, 16 июня, на керченском берегу строители завершили укрупнительную сборку железнодорожного арочного пролета нового Крымского моста. О соответствующем факте заявила пресс-служба проекта. Сообщается, что конструкция была собрана менее, чем за год.

«В железнодорожной арке — более 400 крупных элементов: блоки нижнего и верхнего пояса, арочные своды, раскосы, подвески и прочее. Общий вес арочного пролета сейчас превышает 5,8 тысяч тонн», — отметил начальник ФКУ Упрдор Тамань Роман Новиков.

Кроме того, он рассказал, что в скором времени будут завершены работы по обустройству арки элементами эксплуатации, конструкция будет покрыта антикоррозийной краской, а также подготовлены к перевозке фарватерные опоры.

Стоит отметить, что железнодорожные арки являются самыми крупными элементами моста, их протяжность около 227 метров. После того, как они будут установлены на фарватерные опоры, сможет осуществляться беспрепятственный пропуск судов через пространство в 185 метров шириной и 35 метров высотой.

РФ в Крыму грубо нарушили нормы международного права – Украина начинает реагировать

Не так давно на строительстве Керченского моста завершили сборку масштабной конструкции – арки железнодорожного моста. Это самая габаритная конструкция сооружения. Однако, в своих победных рапортах о завершении важной работы Российская сторона забыла рассказать о проблемах, которые возникнут в судоходстве в данном регионе. На них указал советник руководителя Одесского управления НПУ Руслан Форостяк.

В частности, он отметил, что мост через Керченский пролив ограничивает движение судов. И уже буквально через несколько недель судовладельцам придется учитывать этот аргумент при планировании рейсов в Черном море. В качестве подтверждения он привел документ № 842 от 24 мая 2017 мая, подписанный капитаном морского керченского порта С. Белых. В нем, в частности, говорится, что надводный габарит судов, которые будут проходить здесь уже в августе, не должен быть выше 33 м.

Руслан Форостяк делает вывод, что морские суда высотой более 33 м не смогут зайти, например, в Одессу. Кроме того, он указывает на то, что строительные работы подобного рода должны были быть согласованы со всеми странами, которых коснутся последствия строительства. В случае с сооружением Керченского моста этого не было сделано. Решение принималось лично российским президентом.

По данному поводу в министерстве инфраструктуры Украины готовят обращение к руководству нашей страны с предложением отреагировать на ситуацию.

Вводимые РФ ограничения на прохождение Керченского пролива удорожат фрахт судов – мнение

Ограничения на прохождение Керченского пролива из-за строительства здесь моста, которые намерена ввести Россия, могут негативно сказаться на судоходстве и логистике в Азовском море. В частности, может повыситься стоимость фрахта судов, которые заходят в украинские порты.

«Введение ограничений может повлечь за собой сокращение количества судов, способных проходить в Азовское море. Так, большегрузные суда, которые заходят в порты Мариуполь и Бердянск и брали на борт от 10 тыс. тонн груза и более, могут не вписаться в новые ограничения. Прогнозируемый в связи с этим повышенный спрос на суда с подходящими характеристиками может отразиться на увеличении стоимости фрахта, что повлечет повышение общей стоимости логистики зерна», — такое мнение высказал директор мариупольской компании ООО «Маритайм Логистикс» Антон Шапран в комментарии АПК-Информ .

Антон Шапран

По словам А. Шапрана, строительство Россией моста в аннексированный Крым через Керченский пролив значительно занизит здесь ограничения по размерам проходящих судов. Кроме того, есть неподтвержденная пока информация о том, что может увеличиться стоимость прохода Керченского пролива.

«На данный момент для прохода Керченского пролива обязательными являются только уплата сборов и наличие лоцмана на борту судна во время проводки. Но для безопасного движения между опорами моста и по каналу в целом судовладельцев могут обязать брать буксиры в сопровождение судну, что в итоге также может привести к росту стоимости морской логистики в общих затратах на логистику зерна. И это может произойти в условиях уже существующих достаточно больших портовых сборов в портах Украины», — пояснил А.Шапран.

Отметим, что ранее была обнародована информация, согласно которой в районе строящегося транспортного перехода в Крым письмом капитана морского порта Керчь от 24 мая вводятся следующие ограничения по габаритам для судов, проходящих через морской участок под арками пролетных строений объекта «Строительство транспортного перехода через Керченский пролив»: длина судна — 160 м, ширина — 31 м, осадка – 8 м, надводный габарит (расстояние от действующей ватерлинии до наружной точки мачты) – 33 м.

Кроме того, как информировал ЦТС , Минтранс России приступил к разработке решения, на основании которого будет вводиться запрет на движение судов в Керченском проливе. Предлагается ввести запрет на движение кораблей и судов на такие даты: 3-6, 8-10, 14-21 и 28-31 августа, а также 1-4 сентября 2017 года. Запретный район будет включать акваторию Керченского пролива, ограниченную береговой линией Крыма и отрезками прямых линий, соединяющих точки с нижеприведенными координатами:

45°20’46″N 36°36’03″E — мыс Еникале, север Керчи;

45°19’30″N 36°39’33″E — примерно на 3 километра южнее по острову Лысый от порта Кавказ;

45°14’58″N 36°34’41″E — южная оконечность острова Тузла;

45°15’06″N 36°25’44″E — городской пляж, юг Керчи.

«В запретном районе плавание всех судов и кораблей, за исключением кораблей и судов Военно-Морского Флота, кораблей и судов федеральных органов безопасности, а также судов, участвующих в технологическом процессе строительства объекта «Транспортный переход через Керченский пролив», запрещается», — говорится в проекте приказа Минтранса РФ.

Капитан морского порта Керчь будет запрещать/разрешать движение судов после получения соответствующей информации от дорожного агентства. При этом она должна быть предоставлена в порт не менее чем за 24 часа до начала или окончания строительных работ, препятствующих движению судов, по сооружению транспортного перехода через пролив.

Подмостовой габарит судоходного арочного пролета строящегося Керченского моста, который соединит аннексированный Россией Крым с российским Краснодарским краем, обеспечивает беспрепятственный проход всех судов, формирующих судооборот, исторически сложившийся в портах Азово-Черноморского бассейна с учетом гидрологии Керченского пролива. Об этом говорится в комментарии Министерства транспорта РФ, передает PortNews .

«Высота подмостового габарита - 35 м - принята на основании тщательно проведенного анализа материалов о судоходстве в Азово-Черноморском бассейне и с привлечением структур и ведомств, обеспечивающих судоходство в Керчь-Еникальском канале (КЕК). Учтены все морские суда, осуществляющие плавание в течении последних десятилетий на установленных судоходных путях Керченского пролива. По результатам проведенной работы принято максимально выверенное техническое решение. Геометрические габариты участка акватории, его навигационно-гидрографическое обеспечение и глубины остаются неизменными вне зависимости от строительства моста», — говорится в публикации.

Отмечается, что возможность прохода по Керчь-Еникальскому каналу обуславливается его гидрологическими особенностями, в том числе лимитирующими участками с физической глубиной до 8 м. Поэтому на протяжении всей истории с момента создания канала в XIX веке допустимая осадка (глубина погружения судна при его максимальной загрузке) для прохода по КЕК не превышает 8 м. Какие-либо ограничения по осадке судов не вводились, не вводятся и не планируются к введению.

При этом, утверждают в минтрансе РФ, дополнительное оснащение служб, обеспечивающих безопасность судоходства в Керчь-Еникальском канале, позволило даже ослабить существовавшие до 2014 года ограничения по такому параметру как допустимая длина судна. Согласно Обязательными постановлениями в морском порту Керчь, утвержденными приказом Минтранса России от 21 октября 2015 года №313, для плавания по КЕК допускаются суда длиной до 252 м (до 2014 года допускались суда длиной до 215 м).

Лоцманская проводка в канале обязательна. Право осуществлять плавание без лоцмана по КЕК за прошедшие два года получили почти 50 капитанов судов.

Ранее инженер по развитию грузопотоков и маркетингу ГП «Бердянский морской торговый порт» Александр Глущенко заявил, что установка арочных пролетных конструкций транспортного перехода через Керченский пролив проход судов типа Panamax и ограничит проход 50-70% судов среднего класса, перевозящих судовые партии до 15 тыс. тонн.

После аннексии Крыма в 2014 году Россия реализует проект строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Мост проходит между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла. Длина моста — 19 километров. Проект перехода предусматривает железнодорожный и автодорожный проезды. Расчетная суточная пропускная способность четырехполосной автотрассы моста составит 40 тыс. автомобилей, двухколейного железнодорожного полотна — 47 пар поездов. Подрядчиком строительства является компания «Стройгазмонтаж». Госконтракт на строительство должен быть выполнен до 30 июня 2019 года.

Проект транспортного перехода предусматривает беспрепятственный пропуск судов. Ширина судового хода под арочным пролетом моста составляет 185 метров (длина арочного пролета моста — 227 метров), высота подмостового судоходного габарита — 35 метров (высота арок в высшей точке — 45 метров), глубина судоходного канала — 10 метров.