Главной формой сельскохозяйственного предприятия являлись колхозы. Старт в науке

Коллективные хозяйства в деревне в Советской России стали возникать начиная с 1918 года. При этом встречались три формы таких хозяйств:

  • · Сельскохозяйственная коммуна (унитарное предприятие), в которой обобществлялись все средства производства (постройки, мелкий инвентарь, скот) и землепользование. Потребление и бытовое обслуживание членов коммуны полностью базировались на общественном хозяйстве; распределение было уравнительное: не по труду, а по едокам. Члены коммуны не имели своего личного подсобного хозяйства. Коммуны организовывались главным образом на бывших помещичьих и монастырских землях.
  • · Сельскохозяйственная артель (производственный кооператив), в которой обобществлялись землепользование, труд и основные средства производства -- рабочий скот, техника, оборудование, продуктивный скот, хозяйственные постройки и т. д. В личной собственности крестьян оставались жилой дом и подсобное хозяйство (в том числе продуктивный скот), размеры которого ограничивались уставом артели. Доходы распределялись по количеству и качеству труда (по трудодням).
  • · Товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ), в котором обобществлялись землепользование и труд. Скот, машины, инвентарь, постройки оставались в частной собственности крестьян. Доходы распределялись не только по количеству труда, но и в зависимости от размеров паевых взносов и ценности средств производства, предоставленных товариществу каждым его членом.

По данным на июнь 1929 год, коммуны составляли 6,2 % всех колхозов в стране, ТОЗы -- 60,2 %, сельскохозяйственные артели -- 33,6 %.

Параллельно с колхозами с 1918 года на базе специализированных хозяйств (например, конезаводов) создавались совхозы. Работникам совхозов начислялись заработная плата по нормативам и в денежной форме, они являлись наёмными работниками, а не совладельцами.

Как жили колхозники в 30-х годах?

Для начала надо разделить о каком именно периоде «сталинских колхозов» ведётся речь. Первые годы молодых колхозов разительно отличаются от зрелых колхозов конца 30-х годов, не говоря уже о послевоенных колхозах начала 50-х. Даже колхозы середины 30-х годов ХХ века уже качественно отличаются от колхозов буквально 2-3 летней давности.


Колхоз 30-е

Подпись к фото Ю. Долгушина: Колхоз — это коллективное хозяйствование. Он работает хорошо, когда люди в нем трудятся, но всё работает плохо, когда люди бездельничают.

Период организации любого нового дела «с нуля» обязательно проходит весьма трудный период, который не всем удаётся успешно пройти. Но так везде и всегда. Точно так же повсеместно происходит и при капитализме. Сколько угодно жизненных историй о том, что, например, фермер сначала жил плохо и впроголодь, а потом обустроился и стал быстро богатеть. Или предприниматель, который жил с семьёй в убогой квартирке с клопами и тараканами, но все деньги и силы вкладывал в развитие своего дела. Эта тема постоянно обсасывается в книгах и фильмах - вон как жил плохо вначале, потом разбогател, значит работать надо лучше, правильно себя вести и всё наладится. Было бы более чем странно устроить истерику насчёт того как плохо они жили «тогда» и на основании этого обвинять, например, Америку и капитализм. Такого пропагандиста справедливо приняли бы за идиота. С колхозами происходило то же самое, а пропаганда без устали истерит на протяжении десятков лет, насчёт трудностей организационного периода. То, что со щенячьим восторгом принимается «в странах с рыночной экономикой» как образец разумного и хозяйского поведения при капитализме.

Колхозы не были государственными предприятиями, а были ассоциациями частных лиц. Как в любых подобных организациях, очень многое зависело от трудолюбия и умений самих работников-собственников и, ясное дело, от выбранного ими же руководства. Очевидно, что если такая организация будет состоять из пропойц, бездельников и неумех, а во главе её будет никуда не годный руководитель, то работники-акционеры будут жить очень плохо в любой стране. Но опять же, то, что в странах со «столбовой дороги цивилизации» принимается с восторгом как образец справедливости, по отношению у СССР выставляется образцом кошмара, хотя причины провала такой организации те же самые. К Советскому Союзу предъявляются какие-то безумные требования, выдуманные из мутных голов антисоветчиков, подразумевается, что абсолютно во всех колхозах должен быть обеспечен просто рай вне зависимости от усилий самих работников, а все колхозники по их представлениям жить не просто лучше фермеров в самых теплых, плодородных и развитых странах, а жить лучше самых лучших фермеров.

Для того, чтобы сравнивать жизнь колхозника, надо иметь некий образец для сравнения и параметры, по которым такое сравнение идёт. Антисоветчики всегда сравнивают некого умозрительно работника непонятных качеств из худшего колхоза с дореволюционным кулаком или, в крайнем случае, очень зажиточным крестьянином, а вовсе не с безинвентарным бедняком царской России, что было бы справедливо - сравниваются низшие по доходам страты. Или же идёт сравнение самых бедных колхозников с состоятельными потомственными фермерами из США, а не полубанкротами, ферма которых заложена за долги. Причины этого дешёвого мошенничества понятны - ведь тогда надо будет у самого низшего слоя крестьян учитывать блага, которые тогда в странах со «столбовой дороги» они и близко не имели, такие как бесплатное медицинское обеспечение, образование, ясли, детские сады, доступ к культуре и т.д. Надо будет принять во внимание природные условия и отсутствие войн и разрухи и другие факторы. Если же сравнивать зажиточных крестьян из капиталистических стран, то следует сравнивать их жизнь с богатыми колхозниками из колхозов-миллионеров. Но тогда станет сразу ясно, что сравнение даже в неблагоприятных для нас исторических условиях окажется не в пользу врагов СССР. То есть тут, как и везде, антисоветчики - обыкновенные мошенники. Подчеркну ещё раз, что советский социализм никому никогда не обещал райской жизни, всё, что он обещал - это максимально достижимое при данном равзитии общества равенство возможностей и справедливую оплату по труду и способностям. Остальное - бредовые фантазии неадекватных граждан или манипулятивная пропаганда осознанных врагов.


2. Советские женщины-колхозницы колхоза Клишева (Московская область)


Сельзозартель в начале 30-х стала основной, а вскоре и единственной формой колхозов в сельском хозяйстве - до этого колхозами часто называли все формы совместного хозяйствования. Первый Устав сель-скохозяйственной артели был принят в 1930 г, а его новая редакция - в 1935 на Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Земля закреплялась за артелью в бессрочное пользование, не подлежала ни продаже, ни сдаче в аренду. Членами артели могли стать все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста, кроме бывших эксплуататоров (кулаков, помещиков и др.), но в определённых случаях принятие «бывших» в колхозы допускалось. Председатель и правление избирались общим голосованием членов артели. Для того, чтобы понять каким образом существовала артель, надо понимать, как она распоряжалась своей продукцией. Продукция, произведённая сельхозартелью распределялась следующим образом:

«Из получаемых артелью урожая и продуктов животноводства артель:

а) выполняет свои обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплачивается натурой с машинно-тракторной станцией за работу МТС в соответствии с заключенным договором, имеющим силу закона, и выполняет договоры о контрактации;

б) засыпает семена для посева и фураж для прокорма скота на всю годовую потребность, а также для страховки от неурожая и бескормицы, создает неприкосновенные, возобновляемые ежегодно семенной и кормовой фонды в размере 10—15 процентов годовой потребности;

в) создает, по решению общего собрания, фонды помощи инвалидам, старикам, временно потерявшим трудоспособность, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот — все это в размере не свыше 2 процентов валовой продукции;

г) выделяет в размерах, определяемых общим собранием членов артели, часть продуктов для продажи государству или на рынок;

д) всю остальную массу урожая артели и продуктов ее животноводства артель распределяет между членами артели по трудодням.»

Заметим, всё совершенно справедливо и точно такой же механизм работает в предприятих всех стран - сначала обязательства по контрактам, налоги, фонды, направленные на поддержание фунционирования организации, фонды развития, социальной помощи, а остальное уже можно разделить между акционерами. Показательный факт - забота об инвалидах, сиротах, стариках и т.д. лежала на сельхозартели, деревня воспринимала это совершенно нормально - заботиться о слабых «всем миром» (то есть общиной) полностью соответствовало менталитету русского крестьянина. Именно на замалчивании того, что об иждивенцах заботилась артель (как, например, о яслях) основывалась поднятая в перестройку истерия о том, что «колхозники в сталинском СССР не получали пенсии». Они не получали государственной пенсии, потому что о них обязан был заботиться родной колхоз, который их отлично знал, а не выдавались абстрактые выплаты из пенсионных фондов. Колхозы во времена Сталина обладали очень большой хозяйственной и управленческой автономией, сильно урезанной во времена Хрущёва. Вот тогда и пришлось вводить пенсии для колхозников, потому что подорванные административным диктатом колхозы стали испытывать финансовые трудности.

Из истории моей семьи - в селе, откуда была родом моя бабка на Южном Урале в середине 20-х годов был организован один из первых колхозов, если ещё точнее, исходно это была коммуна, потом преобразованная в колхоз. Там жил ослепший к началу 20-х после ранения, полученной в Русско-Японской войне мой прадед. Оба его сына и зять (мой дед) воевали в Белой Армии. Один сын погиб, дочь с семьёй и другой сын уехали из села (к слову, никто им за войну на стороне белых ничего не сделал), а прадед был весьма зажиточный (но не кулак). Колхоз поступил так - дом прадеда и его участок были решением «мира» переданы двум бедным семьям (да, дом был такого размера), лишившихся кормильцев в Первую Мировую и Гражданскую, а прадед был взят коммуной (колхозом) на полное пожизненное содержание. В доме ему выделили комнату, каждый день к нему приходила готовить и ухаживать за ним девочка-колхозница, семье которой за это засчитывали трудодни, когда те появились (до этого продукты в сельхозкоммуне распределялись поровну). Он так и жил, пока не умер от последствий ранения в начале 30-х годов.

Принцип трудодней был очень простой и справедливый. Средний трудодень рассматривался как результат работы не среднего, а слабого работника. Чтобы стандартизировать условия оплаты в 1933 г. Наркомзем СССР издал постановления , которые признавали уже сложившуюся в колхозах практику трудодней официальной формой расчёта оплаты труда. Ещё раз - трудодни были именно народным изобретением, уже сложившейся в реальности практикой, а не схемой, придуманной «сталинскими людоедами», чтобы «истязать крестьян к колхозном гулаге». Сельхозработы были разбиты на 7 уровней с коэффициэнтами от 0,5 до 1,5. Более квалифицированная или тяжёлая работа могла оплачиваться по максимуму в три раза больше самой лёгкой и неквалифицированной. Больше всего трудодней зарабатывали кузнецы, механизаторы, руководящий состав колхозной администрации. Меньше всего зарабатывали колхозники на вспомогательных неквалифицированных работах, что вполне справедливо. За работу от «зари до зари» и повышенную выработку записывали дополнительные трудодни.



3. Выдача хлеба на трудодни. Украина, с.Удачное, 1932


Вокруг трудодней в последние годы было нагорожено огромное количество лжи. Количество обязательных трудодней для «бесправных рабов» составляло 60(!)-100 (в зависимости от района) в 30-х годах. Только в Войну количество обязательных трудодней было повышено до 100-150. Но это обязательная норма, а сколько крестьяне работали в реальности? А вот сколько: средняя выработка на один колхозный двор в 1936 году составла 393 дня, 1937 г.— 438 (197 трудодней на работника), в 1939 средний колхозный двор зарабатывал 488 трудодней.

Для того, чтобы полагать, что «на трудодни ничего не давали», надо быть слабоумным в клиническом смысле - средний крестьянин работал в 2-3 раза больше, чем требовалось по норме, следовательно оплата зависела от количества и качества труда и это было достаточной мотивацией, чтобы давать кратную выработку. Если бы на трудодни действительно ничего бы не давали, то никто работать больше положенной нормы бы не стал.

Показательно, что с началом уничтожения Сталинской Системы Хрущевым в 1956 году количество обязательных трудодней было увеличено до 300-350. Результаты не заставили себя долго ждать - появлились первые проблемы с продуктами.

Что делали в «сталинских колхозах» с невыполняющими норму по трудодням? Наверное сразу направляли в ГУЛАГ или прямиком на расстрельный полигон? Всё ещё страшнее - дело разбиралось колхозной комиссией и если не находили уважительных причин (например, человек болел), то их стыдили на колхозном собрании и при систематическом нарушении нормативов (обычно более 2 лет подряд) решением собрания их могли исключить из колхоза с изъятием приусадебного участка. Жилья колхозника не мог лишить никто. Право человека на жилище гарантировалось Конституцией СССР. Естественно, в реальности, человек, отторгнутый сельской общиной, покидал деревню, как это происходит везде в мире. Это только в головах оторванных от реальности граждан жизнь в деревенской общине - лубочная пастораль, на самом деле она весьма жёсткая с очень чёткими неписанными правилами, которые лучше не нарушать.


4. Товарищеский суд над симулянтков в колхозе. Украина, Киевская обл. 1933


Сколько же зарабатывали колхозники на трудодни, а то уже четверть века всякие жулики в СМИ заходятся в истериках, рассказывая про «голодающих колхозников», а когда жуликов прижимают фактами, то в качестве аргумента вытаскиваются рассказы неназванных бабушек которые «помнят» что «на трудодни ничего не давали». Даже если исключить полностью придуманных персонажей, то для того, более-менее реально оценивать окружающую реальность и самому непосредственно зарабатывать трудодни (16 лет) в самый трудный для колхозов период начала 30-х годов, средняя бабушка-сказительница должна была быть, самое позднее 1918-1920 годов рождения. Как кого ни послушаешь, так у всех них до Революции было по две коровы, огромный дом, крытый железом, две лошади, самый современный инвентарь и пара десятин земли. Интересно откуда взялись все эти граждане, если до Революции в деревне было 65% бедняков, почти в 100% случаев пахавших сохой и 20% малоземельных середняков, у которых и речи не могло быть даже о двух коровах? Зажиточные середняки составляли только 10% населения, а кулаки 5%. Так откуда взялись эти «бабушкины сказки»? Если предположить её честность (хотя не счесть ложной информации, выданной «бабушками») и честность пересказывающего её рассказы даже в 90-е годы, то адекватность описываемой картины вряд ли можно называть высокой. Невыясненными останутся очень много вопросов - в какой семье жил человек, насколько хорошо семья работала, сколько было работников, насколько успешным был сам колхоз, про какие годы конкретно идёт речь и так далее. Очевидно, все хотят представить свою семью в выгодном свете, ведь мало кто скажет «папа был безруким лентяем, да и вся семья такая, вот нам и не платили ни хрена», а «председатель, которого выбрали мои родители был разявой и пропойцей, но человек был душевный, папа и мама с ним выпить любили», «он сам подворовывал и другим давал, только потому с голоду и не умерли». В таком случае очевидно, что причины материальных трудностей в семье не имеют отношения к колхозной организации труда. Хотя у таких граждан, ясное дело, во всём виновата Советская Власть. К слову, в чём её «вина», так в том, что такие граждане вообще выжили, выросли и зачастую выучились. В богоспасаемой-которую-мы-потеряли судьба семей неумех и лентяев складывалась, как правило, весьма печальным образом. Но в царской России это с восторгом принимается в качестве образца справедливости, а намного лучшая жизнь для таких же граждан в сталинских колхозах вызывает припадки ненависти.

Но есть множество свидетельств рассказов, рисующих совершенно другую картину, как из семейных рассказов, так и свидетельств колхозников тех лет, собранных учёными как полагается. Вот пример таких свидетельских показаний о том, как жили колхозы начала-середины 30-х:

«Большинство харламовских крестьян считало колхоз ячейкой справедливого общественного устройства. Ощущение единения, совместного труда и перспективы повышения культуры земледелия, культуры быта в условиях колхозного строя вдохновляли. Колхозники по вечерам ходили в избу-читальню, где избач читал газеты. Идеям Ленина верили. В революционные праздники улицы украшались кумачом; в дни 1 Мая и 7 Ноября многолюдные колонны демонстрантов со всей Вочкомы с красными флагами шли из деревни в деревню и пели... На колхозных собраниях выступали страстно, откровенно, собрания заканчивались пением "Интернационала". С песнями шли на работу и с работы.»

Что показательно - приведен отрывок не из «сталинской пропаганды» - а это воспоминания колхозников, собранные честными и независимыми исследователями, весьма неприязненно относящимся к сталинскому периоду в целом. Могу добавить, что мои родственники говорили то же самое. Сейчас покажется удивительным - но люди шли на работу в колхоз или на фабрику с радостью и по дороге пели.


5. Колхозная молодёжь. 1932, Шагин


Но все личные воспоминания, даже записанные как полагается, имеют своё ограничение - на них могут наложиться воспоминания последующих, эмоции, наложившаяся интерпретация, селективное восприятие, пропаганда времён «перестройки», стремление рассказать то, что не выходит за рамки общественного мнения и так далее. А можно ли объективно оценить как в реальности жили колхозники? Да, вполне, статистических данных и серьёзных научных исследований более, чем достаточно, чтобы говорить об этом как об установленном факте.


6. Самодеятельный крестьянский духовой оркестр в небогатом еврейском колхозе. Украина 1936, Панин


Градация колхозов по состоятельности и, соответственно, средний уровень жизни в них подчиняется, в среднем, знаменитому гауссковому распределению, в чём нет ничего удивительного, это отлично знали ещё в сталинские времена. Усреднённо по годам 5% колхозов составляли богатые успешные колхозы, к ним примыкали примерно 15% крепких состоятельных колхозов, с другой стороны - 5% бедных колхозов, к которым примыкают несколько более успешных 15% бедолаг, а около 60% были колхозы-середняки. Наверное, даже средней смышлёности ежу очевидно, что уровень доходов и жизни крестьян богатых колхозов был намного выше уровня жизни крестьян бедных колхозов и говорить о том, как жили в колхозе в среднем - значительно искажать картину, как в выражении «средняя температура по больнице». Усредненные данные покажут уровень жизни среднего колхозника примерно в 60% колхозов и не более того. Посмотрим, насколько выше был уровень жизни крестьян в различных колхозах, чем до Революции и почему. Ведь нас же уверяют, что в СССР была уравниловка и люди были «совершенно незаинтересованы работать». Ага, «совершенно незаинтересованы», но тем не менее, в среднем по стране норму по трудодням (50-100) перевыполняли в 3-5 раз.

Средний колхозный двор к 1940 году составлял 3,5 чел, против 6 в царской России - дробление хозяйств началось сразу после Гражданской после раздела помещичьих и царских земель. , а в 1932 году средняя крестьянская семья состояла примерно из 3,6-3,7 человек. Критическая грань голода в царской России составляла примерно 245 кг на человека (15,3 пуда) - без учёта фуражного зерна для скота и птицы, но она по царским меркам даже не считалась голодной гранью, этого уровня царская Россия достигала только в считаные годы в конце своего существования. Грань массового голода по меркам царской России была 160 кг на человека, это когда от недоедания начинали умирать дети. То есть в среднем на колхозный крестьянин в СССР получал хлеба на трудодни в 1932 году примерно столько, сколько было достаточно в прямом смысле не умереть с голоду (162 кг). Однако, царский крестьянин кроме зерна в зерноводческих районах выращивал мало чего ещё - под зерно шла почти вся доступная для посева зерна земля, энергетическая ценность пшеницы в нашем климате - самая высокая по отношению к урожайности. Так вот, картофеля средний крестьянин в царской России самых благоприятных лет 1910-1913 потреблял 130 кг на душу в год, овощей и фруктов 51,4 кг.

А что советский колхозник? В наихудшем 1932-1933 годах среднее крестьянское хозяйство получило от колхоза 230 кг картофеля и 50 кг овощей, то есть 62 и 13,7 кг на человека.

Однако, продукция, полученная крестьянином, вовсе не исчерпывается заработанным за трудодни. Второй, а в некоторых случаях, первый по степени важности доход колхозного крестьянина - продукт личного подворья. Однако, мы говорим пока о «среднем крестьянине» среднего колхоза. От личного хозяйства в 1932-1933 году колхозные крестьяне получили на душу в среднем примерно17 кг зерновых, картофеля - 197 кг, овощей - 54 кг, мяса и сала - 7 кг, молока - 141 л. (там же)

То есть если сравнить Россию самых благополучных лет и СССР самых неблагополучных 1932-1933 гг, то картина среднего потребления продовольствия на селе будет следующей:


Первая колонка - данные Клепикова по лучшим годам царской России, последняя колонка - царская Россия ХХ века в среднем по данным Данные по России до 1910 года в 212 кг на душу привёл на заседании Госдумы князь Святополк-Мирский.

То есть крестьяне СССР 1932-1933 гг. стали есть намного больше картофеля, но меньше хлеба, по сравнению с царской Россией. Средняя калорийность сортов пшеницы тех лет - около 3100 кКал/кг, картофеля 770 кКал/кг, то есть примерно 1 к 4. Если взять разницу СССР 1932 года и лучших лет царской России в потреблении картофеля и пересчитать в эффективные калории на зерно, то такого условного зерна средний колхозник потребил бы как раз 212 кг - ровно столько, сколько ел царский крестьянин начала ХХ века.

Плюс к этому советский крестьянин получал от колхоза другие продукты и продукцию сельского хозяйства - молоко, сено и т.д, но данных об этом за 1932-33 гг мне найти не удалось. Также советский колхозник получал на трудодни за год дополнительно 108 руб., что чуть превышало среднемесячную зарплату в промышленности 1932 года. На отхожих промыслах и в иных кооперативах средний советский колхозник 1933 года (по 1932 нет данных) получил 280 руб. за год. То есть всего средний крестьянин зарабатывал за год около 290 руб - почти четверть годового дохода среднего рабочего, а царский крестьянин, чтобы получить деньги, должен был продать часть урожая.

Как мы видим из приведённых данных, никакой вселенской катастрофы на селе в первые годы колхозов не былои близко. Было тяжело, это да. Но тяжело жила после Гражданской и «умелого» царского правления вся страна. В целом, ситуация с продовольствием в 1932-1933 годах в колхозах была примерно такой же, как в среднем по царской России, но заметно хуже, чем в России 1913 года или СССР времён лучших лет позднего НЭПа.

То есть, в среднем никакого катастрофического голода не вырисовывается, несмотря на «рассказы бабушек» и истерики всяких мошенников от истории. Также неправы фанаты СССР сталинского периода, утверждающие, что всё было отлично и серьёзные проблемы на селе - поклёпы врагов. Это не так. В средних колхозах 1932-1933 годов жили впроголодь в течение двух лет, это действительно подтверждается несложным анализом. Увы, жизнь впроголодь была обыденна для России последние пару столетий. Хорошей жизнью в материальном смысле 1932-1933 годы назвать нельзя, кошмаром и нищетой - то же. Совершенно нельзя забывать, что советский крестьянин получал бесплатное медицинское обеспечение и образование, детские сады и ясли, о чем в царские времена не могли мечтать даже весьма зажиточные крестьяне, также нельзя забывать и о резко выросшем уровене культуры на селе. В моральном и духовном плане, в плане социального обеспечение село 1932-1933 годов стало жить просто несравненно лучше и царской деревнии намного лучшесоветской деревни времён позднего НЭПа.


7. Собрание колхозников, Донецкая обл., середина 30-х


Нетрудно догадаться, что учителям в школах, профессорам в институтах, врачам в больницах, библиотекарям в библиотеках и всем прочим работникам надо было платить и более того - их обучить, причём не только забесплатно, но и ещё платя стипендию, как это было в СССР. Просто Советское государство перераспределяло полученные налоги, прибавочную стоимость и другие средства не среди узкой кучки богатеев, а возвращало их народу в том или ином виде, а для желающих присвоить народное добро были GULAG и NKVD. Мы упустили ещё одну»маленькую» деталь - «ограбленные» Советской Властью крестьяне впервые в истории получили абсолютно такие же права как другие сословия или, если более правильно, социальные группы - не счесть крестьянских детей, сделавших не просто головокружительную, а фантастическую карьеру при Советской Власти. Некоторые добились того, что в любом государстве за гранью фантастики - молодые крестьяне доросли до уровня государственной элиту самого высшего уровня. Для советского крестьянина были открыты абсолютно все дороги - крестьяне становились врачами, инженерами, профессорами, академиками, военноначальниками, космонавтами, писателями, артистами, художниками, певцами, музыкантами, министрами... К слову, Хрущёв, Брежнев, Черненко, Горбачёв, Ельцин - выходцы из крестьян.

Если учесть резко выросший уровень механизации и намного более разумную организацию труда, жить на селе стало несколько легче, чем до коллективизации, учитывая как намного более разумную колхозную организацию труда, а также услуги, полученных в колхозе за те же трудодни, например, подвоз стройматериалов или вспашку приусадебного участка. Полагающим, что это мелочь, настоятельно рекомендую лично вскопать лопатой полгектара пахотной земли для более адекватного восприятия реальности. Фальсификаторы, описывающие «ужасы колхозного гулага» и «колхозного рабства» пытаются представить дело так, будто получаемое на трудодни было единственным источником продовольствия для колхозников. Это сильно не так. Мы уже показывали большой вклад личного хозяйства, которое было неотъемлемой частью колхозной жизни. Но даже это не всё. Было ещё несколько довольно заметных источников продовольствия, которых не существовало до этого. Практически повсеместно в колхозах в период полевых работ было организовано питание за счёт колхоза всех трудоспособных работников - колхозные столовые для бригад, работающих в поле. Это было очень разумно - средние трудозатраты на приготовление еды на 50 человек во много раз меньше, чем если каждый будет готовить по отдельности. В школах были льготные или бесплатные обеды, питание в детских садах и яслях было практически бесплатным и шло из колхозных фондов, а в случае их отсутствия - из районных, областных, республиканских и, далее, государственных.


8. Комсомолец и трудящийся колхоза охраняют семенные и страховые фонды, с. Ольшана, Харьковская область, 1933


Также совершенно не учитываются фонды помощи, которые вводились в действие, когда ситуация с продовольствием становилась опасной. Колхозу выдавались хлебные ссуды или безвозмездная помощь, как, кстати, и единоличникам, кроме того, выдавалось продовольствие в колхозные столовые, школы, ясли и детские сады. Однако в самом начале формирования эта система в ряде мест неэффективна, например, на Украине в начале 30-х, где местные власти скрыли реальное катастрофическое положение дел и помощь из госрезерва стала выделяться слишком поздно. Именно к этим фондам и относятся знаменитые истеричные «воспоминания бабушек» на тему, «ничего не выдавали», но на вопрос, а как вы остались живы, отвечают на вопрос «как-то выжили». Это «как-то» относится к государственной и межколхозной помощи, которую организовывала Советская Власть, что недостойными людьми не замечается в упор.


9. Колхоз "Новая Жизнь". 1931. Шагин


В целом, если учесть резко выросший уровень механизации и намного более разумную организацию труда (столовые, детские сады, коллективная вспашка участков и т.д.), то жить на селе стало заметно легче, чем до коллективизации, даже в 1932-1933 годах.

Дискуссии о с/х земле опять подняли вопрос о том, кто же может быть эффективным собственником. В суете споров вспомнили и о советских методах хозяйствования в сельском хозяйстве. И как часто бывает в пылу спора, перепутали все и вся, поэтому стоит напомнить одним и рассказать другим.

По многочисленным просьбам читателей, редакция дока продолжает публикацию на тему сельского хозяйства СССР.

Головоломка на экзамене истории

Преподаватели истории КПСС любили нерадивым студентам задавать вопрос на засыпку: "Когда появились совхозы?" Многие студенты вспоминали фильм "Поднятая целина" и начинали угадывать, что совхозы появились или в конце 20-х или в начале 30-х годов. Но, ответ оказывается прост. Первые совхозы появились в 1918 году, как первые социалистические хозяйства, которые должны были по задумке их создателей, показать, как хорошо умеют социалисты вести сельское хозяйство, чтобы из зависти все крестьяне побежали работать в эти совхозы. Но, не получилось. И оказалось, что в середине 20-х годов, самыми эффективными собственниками были кулаки. Так что появление колхозов было неспроста. Просто таким способом коммунисты решили в очередной раз поправить свое материальное состояние за чужой счет. Как проходила коллективизация можете прочитать или в диссидентской литературе, или, если хотите, в статье товарища Сталина в газете "Правда" "Головокружение от успехов". И там и там показано, что именно коллективизация уничтожила зачатки частного бизнеса в сельском хозяйстве и вернула времена крепостного права.

К вопросу о формах собственности

Для советских людей слова о существовании коллективной собственности в условиях СССР это был пустой звук. Формально колхоз считался коллективным хозяйством, к удивлению самых колхозников. Считалось, что совхозом руководит директор, которого назначают представители государственных местных органов власти, по согласованию с райкомом партии, а вот председателя колхоза избирают сами колхозники на собрании. На практике, все выглядело по-другому. На собрание приезжал представитель райкома партии и указывал, кто может быть председателем колхоза. Само голосование было сплошная фикция, и крестьяне прекрасно знали, что "голосуй не голосуй, все равно все по (вырезано цензурой)". По факту и директор совхоза, и председатель колхоза зависел от доброй воли райкома партии. При этом он знал, что снять его с работы или назначить могут только с одобрения того же райкома партии. Мало того, в случае совершения им уголовного преступления, он мог ничего не бояться, если за него заступился райком партии и его не исключили из партии. Так как существовало неписаное правило, члена КПСС осудить было нельзя, только общественное порицание. Не удивительно, что те же директора совхозов и председатели колхозов в своих хозяйствах вели себя, как помещики в своих имениях. Крестьяне, хотя и материли на чем свет своих руководителей, но и боялись, так как очень сильно от них зависели и понимали, что при желании, тот же председатель колхоза может запросто упечь бунтаря на пару годков лес в тайге рубить.

Кто управлял сельским хозяйством

В СССР была плановая экономика, а это значит, что все жили по планам, которые им давали вышестоящие организации. Первоначально Госплан СССР и Госснаб СССР разрабатывали план по народному хозяйству, а в том числе и по сельскому хозяйству. Несмотря на наличие громадных НИИ при Госплане и Госснабе, которые были обязаны объективно подсчитать, сколько и какой сельхозпродукции надо произвести для того, чтобы хватало всему народу, в реальности при планировании использовали проверенный метод "стеля". Это когда брали цифры прошлых лет, смотрели на потолок (стеля) и придумывали новые задания на новый год и следующую пятилетку. В результате, планы были не сбалансированы, и реально их выполнить было невозможно, так как эти планы не учитывали ни природно-климатические условия, ни наличие техники и посадочного материала, а тем более специфики проведения аграрных работ.

Планы, разработанные в Москве, спускались в республики. Потом уже Госплан УССР распределял плановые задания по облпланам, а они уже по райпланам, они в свою очередь уже доводили планы до конкретного совхоза и колхоза. Причем этот процесс был вечный. Весь предыдущий год плановые задания согласовывали и перераспределяли между совхозами и колхозами, но только начинался новый год, как в план начинали вносить бесконечные коррективы, которые вносились весь календарный год. В конце года, когда надо было отчитываться о выполнении плана, очень тяжело было понять, какой же план был первоначальный. В результате, все дружно занимались приписками и очковтирательством, начиная от председателя колхоза заканчивая секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Все это знали и дружно играли в эту игру.

Умный председатель колхоза или директор совхоза, так грамотно умел организовать поездку партийного и советского начальства на рыбалку или охоту, что в результате в стране появлялись колхозы и совхозы рекордсмены. Им просто безбожно занижали плановые задания и в результате руководители этих хозяйств и отдельные доярки с комбайнерами получали Героя Социалистического труда. Но продуктов питания, как не было на прилавках магазинов, так и не было дальше.

О сельскохозяйственном производстве в условиях СССР

Проблема сельского хозяйства заключалась в том, что оно не имело реального собственника. Как результат, руководитель колхоза или совхоза воровал машинами, а рядовые колхозники мешками. Причем, это воровство не считалось чем-то преступным, так как система оплаты труда в советском сельском хозяйстве, как бы подсказывала "тебе мало зарплаты, так пойди, укради". Официально заработная плата в сельском хозяйстве была на 30-40% ниже, чем в промышленности.

Произведенная продукция колхозов и совхозов выкупалась только государством. Соответственно, так как был один покупатель, то он устанавливал заведомо заниженные цены на с/х продукцию. Был момент, когда литр молока стоил дешевле литра столовой минеральной воды. Но даже заниженные цены на сельхозпродукцию во времена СССР были не проблема. Самая большая проблема, что на совхозы и колхозы наряды на товары распределяли в последнюю очередь. В СССР деньги на счету мало имели значение. Отдельные колхозы на счету в банке имели миллионы рублей, но это ничего не значило. Так как получить технику, топливо, другие промышленные товары и бытовые можно было только при наличии наряда на получение товара, который выдавался местным отделом Госснаба. В первую очередь Госснаб наряды выдавались предприятиям ВПК, промышленным и строительным предприятиям и только уже напоследок совхозам и колхозам. Поэтому достать самые элементарные промышленные товары для сельских предприятий была проблема.

Вот так и соревновались колхозы с заводами. Колхозы норовили, как можно меньше работать и как можно меньше сдать государству продуктов питания, а заводы норовили, как можно меньше производить продукцию и жаловались на нехватку продуктов питания.

Но, кроме производства продуктов питания, в СССР была самой большой проблемой это хранение и переработка продукции сельского хозяйства. Согласно советским гостам потери овощей и фруктов при хранении допускались в размере 30-40%. На практике больше половины выращенного урожая овощей и фруктов погибало. Не хватало элеваторов, складов и самих предприятий пищевой промышленности. На каждом съезде КПСС призывали больше строить заводов и фабрик пищевой промышленности. И строили, но все как-то мешало, и в результате уже в начале 1980 года начался товарный голод, который уже в конце 80-х и похоронил СССР с его методами хозяйствования.

Очень кратко о кредитовании сельского хозяйства в СССР

Экономика плановая, поэтому был план по выдаче кредитов сельскому хозяйству на календарный год с разбивкой по месяцам. Директора совхозов и колхозов всеми руками и ногами упирались, чтобы не брать эти кредиты. Время от времени, за недобор кредитов согласно плану, они получали взбучку в бюро райкома партии. И приходилось им через не хочу брать эти кредиты. Ставки были ничтожные 3-4%, были даже кредиты под 0,5% годовых. Но и эти кредиты они очень часто не возвращали и проценты не платили. Во-первых, им просто не нужны были деньги, им нужны были наряды Госснаба. Во-вторых, они знали, что время от времени эти кредиты аннулируют и все остаются довольными. Госбанк по этим кредитам не имел возможности взыскать залог, а тем более каким-то образом наказать должника. Зато на каждом съезде КПСС очень любили рассказывать, сколько денег было инвестировано в сельское хозяйства и сколько было выдано кредитов для его развития.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве

1. Правовая характеристика понятий «с/х организация», «АПК» и «производитель с/х продукции»

С/х организации:

Правоспособность носит комплексный характер

Обладает особым правовым статусом как пользователи земель с/х назначения

Уставная деятельность направлена на обеспечение продовольственной безопасности страны, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, промышленности - в соответствующем сырье.

☻ С/х организация - это юридическое лицо, основным видом деятельности которого является выращивание (производство или производство и переработка) с/х продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% от общей суммы выручки

Производитель с/х продукции (более широкое понятие):

С/х организации

Другие ЮЛ, если один из видов их деятельности будет связан с производством с/х продукции

ФЛ, занятые производством с/х продукции (например, ведущие ЛПК)

Состав АПК (три сферы):

1. отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также занятые производственно и материально-техническим обслуживанием с/х

2. с/х (растениеводство и животноводство)

3. отрасли, обеспечивающие доведение с/х продукции до потребителя: заготовка, переработка, хранение, транспортировка и реализация.

АПК - организационно и экономически взаимосвязанная система гос. органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в сфере агропромышленного производства

Постановление Кабинета Министров от 03.02.1996 №4 «О структуре АПК РБ»

Государственные с/х унитарные предприятия.

УП признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество УП является неделимым и не может быть разделено по вкладам (долям, паям) в т.ч. между работниками предприятия.

Положение о порядке создания УП, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утв. Постановлением СМ от 29.07.2004 №913

Постановление Мингосимущества от 21.03.2001 №2 - Примерные уставы республиканского УП…

Перечень государственных организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия утвержден Постановлением СМ от 29.06.2001 №867

Государственные объединения (ГК, параграф 6 глава 4)

Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления.


Являются некоммерческими организациями, за исключением случаев принятия решения о признании их коммерческими организациями

Белсемена, Белагросервис

Производственные кооперативы

С/ х ПК - Колхозы (Примерный устав колхоза, утв. Указом Президента от 02.02.2001 №49)

Потребительские кооперативы Закон РБ «О потребительской кооперации (потр обществах, их союзах) в РБ» 25.02.2002г. Положение об обществах взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства утв. Пост СМ №1911.

Садоводческие товарищества, Положение о садоводческом товариществе утв. Указом.

Граждане вед ЛПХ, Закон «О ЛПХ».

Создание кооперативно-интеграционных структур а АПК. Приоритетное развитие агр политики гос – крупнотоварное агропромышленное производство --- предполагает создание многоотраслевых или узкоспециализированных кооперативно-интеграционные структур районного, обл, респ и межгосударственного уровня в целом, повышение конкурентоспособности.

Указ През № 482 «О создании и деятельности в республики хоз групп», Закон «О фин пром группах», Указ №660 «О некоторых вопросах создания и д-ти холдингов в РБ».

Правовое положение сельхоз производственных кооперативов (колхозов)

Примерный устав колхоза утв. Указом №49 «О некоторых вопросах орг-прав обеспечения д-ти колхозов».

Черты общие для СПК и ПК:

1) Статус ком орг

3) В основе институт членства

4) Личное трудовое участие

ВАЖНО! Определить орг-прав форму колхоза --- сельхоз произв кооператив, это написано в примерном уставе колхоза!!! Тест!!!

Различия:

· Членство в колхозе не требует внесения вступительного взноса

· Имущество колхоза неделимо, тогда как им-во ПК разделено на паи его членов

· Члены колхоза не несут субсидиарную ответственность по его долгам

Органы управления

§ Общее собрание

§ Правление

§ Председатель

§ Ревизионная комиссия

§ Наблюдательный совет

§ Общее собрание

§ Правление

§ председатель

Итоговый тест!!! Эти особенности будут на нём, ВАЖНО!!!

Колхоз – это коммерческая орг, созд гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельхоз продукции (определение в примерном уставе колхоза).

Членство: гр РБ (это положение критикуют), дост 16 лет, признающие устав РБ, принимающие личное трудовое участие в его деятельности.

Сохранение членства : прохождение срочной военной службе, направл на учёбу, направл на работу, пенсия по возрасту или инвалидности и др. случаи (перечень не является исчерпывающим).

Член колхоза имеет право : на пол работы в колхозе с гарантированной оплатой труда в соответствии с уровнем квалификации, образованием, способностями, личными качествами и потребностями колхоза.

Док, характеризующие прав статус членства:

ü членская книжка

ü трудовой договор

ü трудовая книжка

Прекращение членства : выход, смерть, реорганизация и ликвидация колхоза, исключение из членов колхоза. Никто не вправе отк в выходе члена колхоза в данной организацией, 1 месяц со дня подачи заявления. Вопрос об искл рассм правление колхоза, решение к направл на рассм общему собранию членов колхоза, он м.б. иск по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов колхоза, и это решение м.б. обжаловано в суд.

Органы управления колхоза: форм из членов колхоза посредством их избрания на 3 года .

Высший орган управления: Общее собрание членов колхоза --- созывается не реже 2 раз в год, правомочно принимать решения принал не менее 2/3 всех членов (ТЕСТ!!!).

«Кто прин решение о приёме в члены колхоза?» – решение принимается правлением , а общее собрание только утв решение правления!!! ТЕСТ!!!

Собрание уполномоченных членов колхоза --- как особый орган. Оно приравнено к общему собранию членов. Вызвано необ, т.к. колхоз это кр орг, и проблематично было бы часто собирать общее собрание. Количество уполномоченных не м.б. меньше 100. Если колхоз небольшой, то и нет необ создавать таковой орган.

Правление колхоза:

Это чисто исп орган, созывается не реже 1 раза в месяц (ТЕСТ!!!), правомочны решать вопросы принал не менее ¾ членов правления, решает вопросы зал т.д., наложения дисц отв.

Председатель колхоза:

Избирается общим собранием, из числа членов колхоза на 3года, согласование кандидатуры с райиспораво распоряжатся им принадлежит самому колхозу в лице его органов управлениямом , и именно с избранным лицом общим собранием --- председатель райисполкома закл т.д. (контракт). Контракт д.б. согласование председателем исполкома первичного уровня на территории сельсовета которого находится колхоз.

Пост СМ №791 Положение о порядке и об усл закл контрактов с руководителями сельхоз производственных кооперативов.

Освобождение от должности председателя колхоза по решению общего собрании, данное решения явл основание расторжения контракта с райисполкомом.

Ревизионная комиссия:

Проверка фин-хоз деятельности --- основное.

Прав режим имущества:

Колхоз – это орг частной формы собственности, собственником имущества выступает сам колхоз как ЮЛ.!!! ТЕСТ!!! Про форму собственности!

Право распоряжаться им, производственной продукцией и денежными средствами принадлежит только колхозу в лице его органов управления. Колхозу предоставлено право (но не робязанность): 1) по решению общего собрания членов привл на добровольной основе денежные и имущественные взносы членов колхоза, ЮЛ и ФЛ и распределять часть доходов или продукции пропорционально размерам этих взносов; 2) создавать долевой фонд членов колхоза.

Особенности создания колхоза: создание организационного комитета, проект устава, приём заявлений, проведение: --- общего организационного собрания, утв Устава, приём в члены.

Особенности ликвидации колхоза: п. 136 Устава примерного

Правовое положение КФХ

Ст. в ГК и Закон см. определение.

Основные признаки КФХ:

1) СТАТУС юл

2) Ком организация

3) Институт членства

4) Семейных х-р деятельности

5) Личное трудовое участие

6) Нал земельного участка

7) Специальная правоспособность

Членство:

· Дееспособность (с 18 лет!!! ТЕСТ)

· Постоянное проживание на территории РБ

· Статус члена семьи

· Внесение вклада в уставной фонд

· Личное трудовое участие

Порядок создания КФХ (специфика разобраться):

Право на создание КФХ имеют дееспособные граждане РБ, ин граждане и лица без гражданства, пост проживающие на территории РБ. При этом не требуется специальных знаний.

Преимущественное право: члены (работники) ликв или реорг сельхоз организаций, и также лица зарегистрированные по месту ж-ва см. есть в законодательстве.

Основные этапы:

1) Принятие решения о создании

2) Утв устава

3) Гос регистрация

4) Предоставление земельного участка

Решение о создании КФХ ---- Оформляется протокол решения, утв устава --- утв решением собрания или главой КФХ ст. 5 Закона, формирование уставного фонда --- формируется исходя из стоимости вкладов учредителей (членов) и делится на доли. Он д.б. сформирован в течении 12 месяцев с даты государственной регистрации. Гос регистрации --- Декрет През №2 в редакции 2013 года.

До подачи док требуется:

Согласовать с регистрирующим органом наименование КФХ, принять решение о создании КФХ и подготовить устав, определить предполагаемое место размещение КФХ.

Место нахождение.

Документы:

· Заявление о гос регистрации

· Устав КФХ в двух экземплярах без нотариального засвид или его электронная копия

· Оригинал или копия платёжного док, подтв уплату гос пошлины (0.8 б.в.)

· Копия документа местного исполкома с подтверждением возможности размещения КФХ и предполагаемом месте такого размещения

Представление зем участка: последний этап --- заявление в соответствующий исполком о подтверждении возможности размещения КФХ и предпологаемом месте размещения.

По выбору: !!! ТЕСТ

Главе КФХ --- право п.н.в. до 100 га, и на праве аренды.

КФХ --- п.п., в.п., аренда.

К заявлению о предоставлении земельного участка --- программа ведения КФХ Указ №667 --- если созд несколькими гражданами, то и программу собрания его учредителей.

Гос поддержка КФХ: см. в лекциях по земельному праву.

За счёт средств бюджета:

1) Уст границ зем участка

2) Разработка проектов внутрихоз землеустройство

3) Первичное обустройство

Тест!! С каким суб пред закл договора о развитии сельхоз производств --- ответ с КФХ! И соотв райисполкомом Указ №193 1998г.

Постановление СМ №689 1998г. типовой договор о развитии сельхоз производства и порядок его заключения. Постановление СМ № 293 1998г. «Об отнесении ряда КФХ к опытным и их государственной поддержке».

Уст упрощённых порядок ведения бухучёта постановление Минфина №24.

Пост СМ №645 2011 дублирует нормы Закона «О КФХ» --- местные исполкомам рекомендовано оказывать помощь (поддержку) КФХ.

КОЛХОЗЫ (коллективные хозяйства, сельскохозяйственные артели), в СССР крупные полугосударственные сельскохозяйственные предприятия, в которых обобществлялись труд крестьян и все основные средства производства (инвентарь, хозяйственные постройки, товарно-продуктовый и рабочий скот и др.); земля, занимаемая колхозом, являлась государственной собственностью, закреплялась за колхозом в бессрочное (вечное) пользование. Созданы главным образом в 1929-37 годах в процессе коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств с целью установления государственного контроля за производством и распределением сельскохозяйственной продукции, замены натурального и мелкотоварного укладов крупным обобществлённым товарным производством сельскохозяйственной продукции. Наряду с совхозами оставались основной формой аграрного производства в социалистической экономике. В 1917-29 термин «колхоз» нередко употреблялся применительно к любым формам коллективного хозяйства - коммунам сельскохозяйственным, товариществам по совместной обработке земли, сельскохозяйственным, рыболовецким, охотничьим и другим артелям.

Основной формой колхозов постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (январь 1930) была признана сельскохозяйственная артель с высокой степенью обобществления труда и средств производства, что фактически исключало возможность добровольного объединения товарных хозяйств (в отличие от кооперативов, основанных на добровольном объединении производства, сбыта или кредитных операций). С созданием колхозов в личной собственности крестьян оставались жилые и хозяйственные постройки на крестьянском дворе, мелкий инвентарь, скот в количестве, предусмотренном Примерным уставом сельскохозяйственной артели (принят в марте 1930, в новой редакции - в феврале 1935), а в пользовании - небольшой приусадебный участок земли для ведения личного подсобного хозяйства. В колхозы принимались крестьяне с 16-летнего возраста, кроме тех, кто был причислен к кулакам, а также лиц, не имевших избирательных прав (исключение при определённых условиях могло быть сделано для их детей).

Обычный колхоз начала 1930-х годов представлял собой предприятие, организованное на базе инвентаря и тягловых лошадей крестьян, которое, как правило, охватывало одно село и имело среднюю пахотную площадь около 400 га. Основной формой организации труда в колхозе являлась постоянная производственная бригада - коллектив колхозников, за которым на длительный срок закреплялись земельный участок и необходимые средства производства. Механизированная обработка земли в колхозе осуществлялась с помощью государственных предприятий - машинно-тракторных станций (МТС; создавались с 1929). Формально высшим органом управления в колхозе было общее собрание колхозников, которое избирало председателя, правление и ревизионную комиссию. Фактически все важные решения принимались под жёстким административным давлением и контролем партийных и государственных органов. На должность председателя колхоза избирались люди по рекомендации или по прямому указанию райкомов партии, часто - городские жители, мало понимавшие в аграрном производстве. С введением паспортной системы в СССР (постановление ЦИК и СНК СССР от 27.12.1932) колхозники были исключены из числа лиц, получавших паспорта, что затрудняло их свободное перемещение и трудоустройство вне колхоза.

Взаимоотношения колхозов с государством первоначально строились на основе контрактационных договоров. Размеры хлебосдачи определялись государственным планом, который составлялся летом в соответствии с видами на урожай и часто менялся в сторону увеличения. В январе 1933 были введены обязательные, имевшие силу налога, поставки колхозов государству (заготовки) зерновых, риса, подсолнечника, картофеля, мяса, молока, шерсти, а также погектарное (с 1936 - подоходное) обложение. Учитывался не амбарный урожай, а биологический (был на 20-30% выше фактических обмолотов). Государственные заготовительные цены, как правило, не превышали затраты колхоза. Оставшуюся после обязательных поставок основную продукцию или некоторые второстепенные виды сельскохозяйственной продукции (пух, перо, щетину и пр.) колхозы могли продать государству по твёрдым (более высоким, чем заготовительные) ценам. Продажа сельскохозяйственной продукции именно государству поощрялась предоставлением колхозу и колхозникам права покупать дефицитные промышленные товары по ценам закупочного фонда. Ещё одним каналом перераспределения сельскохозяйственной продукции в пользу государства являлась обязанность колхозов оплачивать работу МТС зерном, по мере роста численности МТС размеры оплаты росли (к 1937 - около 1/3 урожая).

Между членами колхоза продукция распределялась по трудодням на основе остаточного принципа: после расчёта с государством по заготовкам, возвращения семенных ссуд, оплаты МТС, обновления семенного и фуражного фондов и продажи части продукции государству или на колхозном рынке. По такому же принципу распределялся и денежный доход колхоза. Средняя оплата по колхозному трудодню составляла до середины 1950-х годов около 36% средней дневной оплаты промышленного рабочего, а годовой заработок был в 3 раза меньше, чем в совхозах, и в 4 раза меньше, чем в промышленности.

Большую часть потребляемых самими колхозниками продуктов питания, за исключением хлеба, давали личные приусадебные хозяйства (становились единственным источником поступления продуктов для крестьян в неурожайные годы, когда трудодни практически не оплачивались). Часть произведённой в них животноводческой продукции поступала в государственный фонд через натуральные сельскохозяйственные налоги и сборы или реализовывалась крестьянами на рынке. Поэтому государство, с одной стороны, было заинтересовано в развитии приусадебных хозяйств, с другой стороны, опасалось этого развития, видя в приусадебных хозяйствах угрозу возрождения частной собственности и главную причину отвлечения крестьян от работы в колхозах. Постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» и «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах» (оба 1939) предписывалось отрезать от приусадебных участков «излишки» сверх установленных норм (в том же году было отрезано 2,5 миллиона га земли) и было активизировано изъятие у колхозников «лишнего» скота. Действенной формой ограничения размеров личных приусадебных хозяйств являлось налогообложение.

Великая Отечественная война нанесла тяжёлый удар по колхозам. Посевные площади в 1941-1945 годах уменьшились на 20%, а обеспеченность колхозов основными производственными фондами снизилась на четверть. Поголовье крупного рогатого скота составляло менее 80% от довоенного, свиней - около половины. Основной рабочей силой в колхозах стали женщины и подростки. В помощь колхозникам для сбора урожая стали посылать бригады, сформированные из городских жителей. Несмотря на уход большей части мужского населения колхозов на фронт, трудности военного времени, снижение валовых сборов хлеба и потерю хлебных районов, занятых германскими войсками, колхозы в 1941-44 заготовили около 70 миллионов тонн зерна (в 1-ю мировую войну было заготовлено и закуплено около 23 миллионов тонн).

В конце 1940-х - начале 1950-х годов благодаря начавшейся реализации масштабных государственных программ, направленных на укрепление материально-технической базы и совершенствование организации колхозного хозяйства, удалось восстановить сельскохозяйственное производство. В 1952 оно составило 101% к уровню 1940. Однако сельская экономика ещё далеко не оправилась от ущерба, нанесённого войной и мобилизационными мероприятиями государства в первые послевоенные годы. Неурожай 1953 года и угроза нового голода вынудили правительство для покрытия продовольственных нужд разбронировать значительную часть государственного резерва.

После смерти И. В. Сталина в 1953 и отмены репрессивных мер, направленных на принуждение крестьян к работе, новое советское руководство по инициативе председателя СМ СССР Г. М. Маленкова сделало попытку для преодоления кризиса сельскохозяйственного производства повысить заинтересованность колхозников в результатах своего труда путём ослабления нажима на колхозы, усиления их экономической самостоятельности, поддержки приусадебных хозяйств. В сентябре 1953 пленум ЦК КПСС впервые поставил вопрос о необходимости повышения уровня жизни колхозников, призвал местные органы прекратить практику ущемления их интересов в отношении подсобного хозяйства. С хозяйств колхозников списывались все недоимки по обязательным поставкам животноводческой продукции государству. Были значительно снижены нормы государственных поставок сельскохозяйственных продуктов, существенно повышены заготовительные и закупочные цены. Вместо подоходного налога с личных приусадебных хозяйств, в результате действия которого в убытке оказывались самые рачительные крестьяне, был введён налог с площади приусадебной земли по твёрдой ставке независимо от размера общей суммы доходов. Суммы налога были снижены в 1953 на 50% и в 1954 на 30% с хозяйств, не имевших коров. В то же время для семей колхозников, в которых отдельные члены не выработали в истекшем году установленного минимума трудодней, налог увеличивался вполовину. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» (9.3.1955) обязывало местные органы власти доводить до колхозов только общие показатели по объёму заготовок, колхозы получили право осуществлять конкретное планирование производства по своему усмотрению. Новый Устав сельхозартели 1956 предоставил колхозам право самим определять размеры приусадебных участков крестьян, количество скота, находившегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, вносить изменения в Устав сельхозартели применительно к местным условиям. В колхозах вводилось ежемесячное авансирование труда и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам. Летом 1957 ЦК КПСС и СМ СССР приняли совместное постановление «Об отмене обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих» (вступало в действие с 1 января 1958). Поставка сельскохозяйственной продукции стала осуществляться в форме государственных закупок на основе долгосрочных планов с распределением плановых заданий по годам. Устанавливалась выдача беспроцентных денежных авансов. Одновременно руководители государства и КПСС, главным образом Н. С. Хрущёв (продолжил реформирование сельского хозяйства после освобождения Маленкова с поста председателя СМ в январе 1955), сделали ставку на достижение резкого подъёма сельского хозяйства путём создания крупных хозяйств и расширения производства: зернового - за счёт целинных земель освоения (с 1954), животноводческого - за счёт повсеместного распространения посевов кормовой кукурузы (с 1955). Укрупнение колхозов и их преобразование в совхозы сопровождались централизацией руководства, агротехнической, инженерной служб, строительством центральных усадеб; сотни тысяч деревень объявлялись «неперспективными». Колхозам продавалась сельскохозяйственная техника упраздняемых МТС (согласно закону «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31.3.1958). Эта оправданная, но поспешная и плохо подготовленная мера привела к непомерным финансовым издержкам, подрыву ремонтной базы колхозов, массовой «утечке» механизаторов из деревни.

«Полевые работы не ждут!». Плакат. Художник В. И. Говорков. 1954.

За 1953-58 годы валовая продукция сельского хозяйства возросла почти в 1,5 раза, животноводческая - вдвое, объём товарной сельхозпродукции увеличился в 1,8 раза (в 1953-1958 денежные и натуральные доходы колхозников возросли в 1,6 раза, выдача денег на трудодень увеличилась втрое), однако в 1959 началось падение сбора зерновых, в том числе и на целинных землях. Расход зерна впервые превысил государственные заготовки (в 1963 руководство вынуждено было закупить его за рубежом, такая практика приняла систематический характер). Чтобы выполнить завышенные планы по мясомолочной продукции (в 1957 поставлена задача догнать в ближайшие 3-4 года США по производству мяса, масла и молока на душу населения), колхозы стали прибегать к припискам, а также насильственному выкупу коров у крестьян, угрожая не выделять им корма и пастбища. В свою очередь, крестьяне начали резать скот. Кормовая проблема обострилась: «кукурузная кампания» провалилась (осуществлялась повсеместно, в том числе и в климатически непригодных зонах), а традиционные многолетние кормовые травы были перепаханы. В 1956-60 поголовье скота в личных приусадебных хозяйствах заметно сократилось (с 35,3% по отношению к общему поголовью продуктивного скота в стране до 23,3%), в колхозах - незначительно выросло (с 45,7% до 49,8%). Выкупая технику у МТС (часто принудительно), колхозы попадали в долги. Всё это привело к ухудшению продовольственного положения в стране. В 1961 в СССР возникла серьёзная нехватка мяса, молока, масла, хлеба. Пытаясь решить продовольственную проблему, правительство в 1962 увеличило закупочные цены на мясо и птицу в среднем на 35% и соответственно повысило розничные цены на мясомолочную продукцию на 25-30%, что привело к волнениям в ряде городов, в том числе Новочеркасске (смотри Новочеркасские события 1962).

Потребовались меры, направленные на интенсификацию сельскохозяйственного производства на основе широкого применения удобрений, развития орошения, комплексной механизации и внедрения достижений науки и передового опыта для быстрейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Им было уделено серьёзное внимание на пленумах ЦК (в декабре 1963, феврале 1964, марте 1965). С середины 1960-х годов вновь предпринимались попытки повысить производительность колхозного производства путём усиления материальной заинтересованности колхозников и расширения хозяйственной самостоятельности колхозов. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышены в 1,5-2 раза. Предусматривались 50%-ные надбавки за сверхплановую продукцию, снижены цены на технику и запчасти. С колхозов списали все долги. Количество отчётных показателей, спускаемых сверху, было уменьшено. Колхозам предоставлялось право самостоятельного планирования в пределах государственных заданий. Это привело к увеличению производства сельскохозяйственных продуктов и положительно сказалось на торговле колхозных рынков. Увеличилось поступление мяса, молочных продуктов, овощей, фруктов, заметно снизились цены. В 1964 колхозники получили право на государственное пенсионное обеспечение по старости (мужчины в 65 лет, женщины в 60 лет), инвалидности и в случае потери кормильца. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 16.5.1966 «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства» колхозы стали переходить на гарантированную ежемесячную оплату труда, исходя из тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов (в 1969 перешло более 95% колхозов). Для обеспечения гарантии в оплате труда Госбанку было разрешено предоставлять кредиты (при недостатке собственных средств у колхозов) сроком на 5 лет с началом погашения их через 3 года. Новый Примерный устав (1969) предусматривал установление в колхозах нормированного рабочего дня, введение оплачиваемых отпусков, пособий по нетрудоспособности и другие меры по расширению прав колхозников. Были оптимизированы сроки проведения сельскохозяйственных работ, резко увеличилась поставка минеральных удобрений. Однако в целом реформы 1960-х годов не привели к ожидаемому повышению эффективности колхозной системы, так как оплата труда колхозников не была связана с увеличением объёмов аграрной продукции и снижением её себестоимости.

Стремясь стимулировать производительность труда колхозников, государство в конце 1970-х годов стало поощрять коллективный подряд, создание коллективов интенсивных технологий, в которых оплата труда зависела от конечного результата. С 1976 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР» (1974) колхозникам, как и всем советским гражданам, выдавались паспорта (с 1959 колхозникам, уезжавшим на работу в город, выдавались временные паспорта). Неуклонный рост государственных инвестиций в развитие колхозов и сельского хозяйства в целом (3,5 миллиарда рублей в середине 1960-х годов, 55 миллиардов рублей в середине 1980-х годов) сопровождался уменьшением отдачи от них. Денежные средства и поставляемая в село техника использовались в форме неделимых фондов, экономически не связанных с материальными интересами колхозников. А наращивание объёмов финансирования сопровождалось усилением централизации и, как следствие, бюрократизацией в сфере регулирования сельскохозяйственного производства. Ежегодные темпы роста сельскохозяйственной продукции постепенно снижались: 4,3% в 1966-70, 2,9% в 1971-75, 1,8% в 1976-80, 1,1% в 1981-85. К 1980 уровень рентабельности в колхозах составил 0,4%, производство 7 из 13 главных видов сельскохозяйственной продукции являлось убыточным. Ежегодное привлечение рабочей силы из городов на помощь колхозам помогало в уборке урожая, но не могло вывести колхозный строй из кризиса. Продовольственная программа 1982 предусматривала оздоровление аграрного сектора на основе индустриальной модернизации сельскохозяйственного производства, но не предполагала качественного преобразования колхозно-совхозной системы. Поэтому она имела лишь временный эффект благодаря крупным финансовым вливаниям в агропромышленный комплекс.

Во 2-й половине 1980-х годов был взят курс на масштабное и повсеместное внедрение коллективного, семейного и индивидуального арендного подряда, однако процесс «раскрестьянивания» деревни зашёл слишком далеко и эти меры не помогали. В ходе осуществления радикальных рыночных реформ 1990-х годов стоимость сельскохозяйственной техники, горючего, электроэнергии постоянно росла, цена на готовую продукцию колхозов падала; в связи с курсом правительства на развитие фермерских хозяйств прекратилась государственная поддержка колхозов. В начале 1990-х годов многие колхозы и совхозы были реорганизованы в паевые товарищества (акционерные общества) с полной или ограниченной ответственностью, часть из них распалась, 2,9 тысяч (8,8% всех сельскохозяйственных предприятий) преобразовались в сельскохозяйственные кооперативы с сохранением названия «колхоз».

Источн.: Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 г. М., 1996; Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939: Документы и материалы. М., 1999-2006. Т. 1-5.

Лит.: Венжер В. Г. Колхозный строй на современном этапе. М., 1966; Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство. М., 2001; Рогалина Н. Л. Колхозы в системе государственного социализма в СССР (1930-е - 1970-е годы) // Экономическая история. Ежегодник. 2003. М., 2004.