Чем отличается бог гефест от гермеса. Гефест - мифы древней греции

Гефест (Hephaistos) – бог огня и металлических изделий, покровитель кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам – сын одной Геры (поэтому называется Apator, т. е. не имеющий отца). Гефест родился хилым и хроменьким. В гневе сбросила его Гера в океан, но морские богини Фетида и Эвринома подхватили несчастного, перенесли в глубокий грот и выходили. Мальчик оказался очень способным ко всякого рода искусствам и ремеслам, особенно полюбилось ему кузнечное дело. По позднейшим греческим преданиям, Гефест был сброшен с Олимпа Зевсом, за помощь матери во время спора ее с Зевсом, и оттого стал хромым на всю жизнь. Он упал на остров Лемнос, где Гефеста ласково приняли местные жители. В честь бога огня в более поздние времена в Афинах были учреждены празднества – гефестии.

Вырос Гефест могучим широкоплечим богатырем, который с утра до ночи трудился в кузнице. Хоть остался он хромым, в руках его была исполинская сила, а все сделанные им вещи были добротными и красивыми. Искусный кузнец, Гефест на Олимпе выстроил себе и другим богам медные чертоги; сделал себе из золота двух умевших говорить и двигаться рабынь; также изготовил скипетр и эгиду Зевса, доспехи Ахиллеса, псов Алкиноя, колесницу Гелиоса, венец и ящик Пандоры, медных быков царя Колхиды Ээта и другие чудесные изделия. Гефест изобрел ювелирное дело и подарил первые украшения из драгоценных камней своим нареченным матерям – Фетиде и Эвриноме. Но таил добрый бог обиду на родную мать Геру и хотел отомстить ей за ее жестокий поступок.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Однажды Гефест изготовил гигантское кресло-трон, который богато украсил резьбой по металлу и диковинными фигурками, и послал его в подарок матери. Боги нашли его очень красивым, и Гера села на трон, но... встать не смогла: какая-то неведомая сила приковала ее к сиденью. Все бросились ей на помощь, но тщетно - трон крепко держал богиню. Тогда Зевс повелел Гермесу отправиться к Гефесту.

Гефест жил на острове Сицилия. С быстротой молнии Гермес преодолел гигантское расстояние и оказался в кузнице Гефеста, которая находилась в жерле вулкана Этна. Пожурил Гермес брата: дескать, как мог ты обидеть собственную мать! Но Гефест был непреклонен и отказался лететь на Олимп. Подумав, Гермес решил прибегнуть к маленькой хитрости. Он срочно призвал к себе их третьего брата – бога виноделия Диониса. Веселый и лучезарный предстал тот перед Гефестом и в честь встречи предложил братьям выпить игристого виноградного вина. Не мог Гефест отказать братьям, но быстро захмелел, а Дионис посадил пьяного брата на осла и доставил его на Олимп.

Конечно, Гера была освобождена от тайных пут: кресло потеряло дурную силу и впредь служило ей любимым троном. Гера на радостях обняла сына и попросила прощения за допущенную в молодости жестокость. С тех пор Гефест остался жить на Олимпе. Он построил прекрасный дворец для Зевса и Геры, а рядом – дворец для себя и своей жены, которой стала первая красавица Олимпа Афродита.

Во дворце Гефеста самым почетным местом была новая просторная кузница. Он – единственный из богов, который много трудился. С большой радостью дарил он подарки богам и героям. Зевсу Гефест выковал скипетр и щит-эгиду, Аполлону – стрелы, Гермесу – жезл примирения – кадуцей, а Ахиллу – доспехи. Но самым замечательным изобретением Гефеста стало колесо, с помощью которого были построены первые движущиеся экипажи. Для Зевса Гефест смастерил быструю боевую колесницу. Еще одну колесницу из золота он построил для бога Гелиоса: въезжает бог на небо – наступает утро, к вечеру он возвращается на Олимп, а люди видят солнечный закат. За колесницы прозвали боги и люди Гефеста возничим и посвятили ему созвездие Возничий.

Культ Гефеста, вероятно, догреческого происхождения. Первоначально он связан с островами Эгеиды: Лемносом, жители которого спасли Гефеста при низвержении с Олимпа – здесь были город Гефестий и здесь в горе Мосихл находилась кузница бога – и Самосом, где были города Гефестополь и Гефестион и где была прикована Гера, носившая эпитет Самосская. Гефесту соответствует римский Вулкан.
На небе в южных широтах сверкает созвездие Южный Крест. Две тысячи лет назад оно называлось Трон Императора. Считалось, что это – царское кресло – изделие Гефеста. Изображение созвездия Южного Креста используется с давних времен в геральдике стран Африки и Австралии: на флагах, корабельных штандартах, в гербах и на монетах.

Гефест в мифах Древней Греции – бог огня, искусный кузнец и строитель, покровитель когорты представителей кузнечного ремесла и изобретателей. Единственный из пантеона, кто работал не покладая рук, а также, в отличие от всех богов, которые по определению уже совершенны, имел физический недостаток.

История появления

Гефест дружил с . Это у него из кузнечного горна сердобольный титан, жалеющий людей, похитил искры огня и даровал человечеству. А один из мифов рассказывает историю ослепшего охотника Ориона, которому кузнец создал механические глаза. Во времена Флегрейской битвы с гигантами Гефест вместе с Гелиосом колесил по миру в колеснице.

Экранизации

Гефест продолжил мастерить волшебные вещицы и на киноэкранах. В вольной экранизации древнегреческих мифов «Битва титанов» (1981) бог огня по велению Афины создал для крылатого коня и Буббо, сову с интеллектом. В картине режиссера Десмонда Дэвиса в роль кузнеца вжился Пэт Роуч.


Гефест в полной красе блистает и в современном кинематографе. Постановка Джонатана Либесмана «Гнев титанов» (2012) вновь повествует о Персее. В образе бога огня предстал актер .

В греческой мифологии бог Гефест - талантливый кузнец, обслуживающий все олимпийское воинство. До наших дней дошло множество преданий, рассказывающих о деяниях этого божества, в которых он предстает то как воплощение огненной стихии, то как объект многочисленных насмешек со стороны других обитателей Олимпа.

Несчастливое детство

Все греческие мифы сходятся на том, что матерью бога Гефеста была Гера. А вот о его отце существуют разные версии. Одни полагали, что Гефест - сын Зевса. Другие же мифы утверждали, что уставшая от бесконечных измен мужа Гера завела роман на стороне и родила сына в отместку.

В любом случае на свет появился нелюбимый ребенок. Все олимпийские божества отличались приятной наружностью и были совершенными. Гефест же родился хромым. Гера, постыдившаяся представить такого ребенка сонму божеств, сбросила его с Олимпа, но Гефест выжил. За это он позже отомстил матери, приковав ее к трону цепью.

Но к Гере он питал все же теплые чувства. Когда она начала выговаривать мужу за очередную измену, и Зевс хотел ударить жену, Гефест вступился за нее. Разъяренный громовержец схватил сына и во второй раз сбросил с Олимпа.

Гефест и Афродита

Кажется странным, что богиня любви и женской красоты стала женой столь безобразного существа, как бог Гефест. Мифы объясняют это следующим образом. Когда Гефест приковал Геру к золотому креслу, все боги просили его освободить мать, но тот не соглашался. Тогда на помощь пришел покровитель виноделов Дионис. Он допьяна напоил Гефеста, а тогда уж уговорил отпустить Геру. За время, проведенное на кресле, мать подумала над своим поведением и решила признать сына. А чтобы искупить вину, она принудила Зевса женить Гефеста на Афродите.

Впрочем, богиню любви брачные обязательства не сильно останавливали. Сохранилось множество мифов, в которых говорится, что она изменяет мужу со многими другими богами и прекрасными смертными юношами.

Божественный ремесленник

Мифы - не только сборник интересных историй, сохранившихся от культурного наследия Древней Греции. Бог Гефест, как можно выяснить при более внимательном их прочтении, имеет негреческое происхождение. Его культ был заимствован у народов, которые были ассимилированы греками еще в древние времена.

На это указывает уже любовь к кузнечному ремеслу Гефеста, богом чего в греческой мифологии он как раз выступает. Если остальные божества занимаются каким-либо физическим трудом, то лишь по принуждению. Гефест же исправно кует доспехи и оружие для своих собратьев и даже прислуживает им за столом.

Трудно сказать, в какое время вошел в сонм греческих богов Гефест. Его явно выраженное физическое несовершенство, а также тесная связь с огнем свидетельствуют о связи персонажа с верой в могущество стихий, характерных для архаической стадии развития религиозных воззрений.

Две матери

Еще одно свидетельство того, что культ бога Гефеста был заимствован, хранится в уже упомянутых мифах о его рождении. Если подробнее рассмотреть первый из них, согласно которому Гера родила сына, чтобы отомстить Зевсу, то обнаружится любопытная подробность: она родила сына... сама от себя. Это уникальный случай во всей греческой мифологии. Обычно, если бог был заимствован у другого народа, его происхождение в мифе связывалось с той областью, в которой прежде был развит его культ. Гефест же рождается на Олимпе и имеет только мать. Следовательно, можно предполагать, что его культ был воспринят греками в очень древнюю эпоху.

Некоторые намеки можно обнаружить во втором мифе. Когда Гера сбрасывает Гефеста с Олимпа, он падает в океан, где его находит богиня Фетида. Областью ее особого почитания были Фессалия и Спарта, где проживали потомки подчинивших на рубеже XIII-XII вв. до н. э. Грецию дорийцев. Тесная связь Фетиды и Гефеста подтверждается и другими мифами. В частности, по ее просьбе божественный кузнец изготавливает щит для ее сына Ахиллеса. Все это косвенно указывает на время возможного появления культа Гефеста в Греции, а также на территории, где его почитали изначально.

Почитание Гефеста

В первую очередь молитвы Гефесту возносили кузнецы и другие ремесленники. Местом особого почитания этого бога был Лемнос: именно там упал Гефест после того, как Зевс сбросил его с Олимпа. Другой областью, где оказывалось особое почтение божественному кузнецу, являлся остров Самос. Согласно греческим мифам, именно на этом острове Гефест воздвиг кресло, к которому позже приковал свою мать.

Помимо кузнечного дела Гефест был известен как покровитель знания. Вместе с Афиной он обучил людей многим ремеслам. Даже в эпоху, когда люди уже могли обходиться без постоянных подсказок со стороны сверхъестественных сил, он неизменно приходит на помощь по первой же просьбе. Так, кроме щита для Ахиллеса, он изготовил оружие для героя римской эпической поэзии Энея.

После утраты Грецией независимости олимпийский культ был воспринят римлянами. В латинской традиции Гефест сохранил свои функции кузнеца и виночерпия богов и получил имя Вулкан.

Бог огня и кузнечного дела, оружейник богов.

Гефест родился хромым, поэтому раздраженная Гера сбросила его с Олимпа. Свалился он прямо в Океан, но не пострадал, так как о нем позаботились морские богини Эвринома и Фетида. В их подводном гроте Гефест вырос и выучился кузнечному ремеслу.

Достигши мастерства, Гефест изготовил великолепный золотой трон и послал его своей матери, но этот подарок был продиктован скорее местью, чем любовью. Как только Гера села на трон, сработали наручники, приковавшие ее к нему. Никто из богов не сумел ее освободить, поэтому им ничего другого не оставалось, как послать за автором этого коварного изобретения.

Приход Гефеста на Олимп имел далеко идущие последствия: он перестроил и переоборудовал все жилища богов. Никому не известно, какими были жилищные условия богов до появления там Гефеста, и только из сообщений о его деятельности мы узнаём, что он соорудил им великолепные дворцы из золота, серебра и бронзы. Естественно, Гефест позаботился и о себе.

Не желая даже здесь отказаться от своего чумазого ремесла, Гефест устроил в своем дворце великолепно оборудованную мастерскую. Гомер с восторгом рассказывает о его кузнечных мехах, которые работали автоматически, подчиняясь мысленным командам Гефеста. Тем не менее Гефест не брезговал и физическим трудом, поэтому его часто видели вспотевшим и усталым, чего не скажешь об остальных богах.

Понятно, что такой мастер на все руки был очень популярен среди богов. В то же время они не очень-то принимали его всерьез и не прочь были подшутить над его хромотой (иногда раздавались не только шутки, но и самый что ни на есть «гомерический смех» богов - например, когда однажды Гефест попытался ), а его жена Афродита без зазрения совести обманывала его с Аресом.

Сочувственно к Гефесту относилась только Гера, осознавшая, по-видимому, что некогда поступила с ним несправедливо. Поэтому в частых спорах Геры с Зевсом Гефест всегда стоял на ее стороне. Иногда это ему дорого обходилось: во время очередного скандала Зевс буквально вышвырнул его с Олимпа.

Гефест летел по огромной дуге (или траектории, выражаясь языком современной баллистики) целый день, пока не приземлился на острове Лемносе. Тамошние жители отнеслись к нему приветливо, и Гефест почувствовал себя на Лемносе как дома: он даже устроил себе кузницу в вулкане Мосихле.

Когда Гефест перешел из греческого пантеона в римский (приняв имя ), он оборудовал себе очередную кузницу на Сицилии, под горой Этной, и еще одну - на расположенных неподалеку Липарских островах. Очевидно, у него там был уже целый кузнечный цех, так как в подмогу пришлось брать нескольких великанов Киклопов.

В жизнь мифических героев Гефест почти не вмешивался. Он ограничивался изготовлением оружия и, как всякий фабрикант-оружейник, сбывал его обеим воюющим сторонам. Например, по просьбе Фетиды он ее сыну Ахиллу, но в то же время, выполняя желание богини Эос, изготовил аналогичное вооружение для Мемнона, противника Ахилла. В войны он не вмешивался, за одним исключением: во время битвы под стенами Трои Гефест по просьбе Геры укротил своим огнем реку Ксанф (Скамандр), бог которой хотел утопить в своих волнах Ахилла. Зато тем старательнее он защищал своих почитателей и собратьев по ремеслу, особенно кузнецов и всех работающих с огнем. И вообще, у людей были все основания испытывать благодарность к нему: если верить «Гомеровским гимнам», именно Гефест с помощью Афины научил людей ремеслам и искусствам, чтобы они жили не в лесах и пещерах, подобно диким зверям, а в благоустроенных домах и городах, где можно легко и покойно проводить свою жизнь от весны до зимы.

В честь Гефеста греки устраивали великолепные празднества. В Афинах были два вида таких праздников: гефестейи и халкейи. Первые праздновались вначале каждый год, а с 329 г. до н. э. - каждый четвертый год, в середине ноября; вторые проходили ежегодно, и отмечали их в первую очередь кузнецы. В Афинах Гефесту был посвящен храм в дорическом стиле, сооруженный в 450-440 гг. до н. э. и впоследствии украшенный культовой статуей работы Алкамена. Храм до сих пор возвышается над развалинами Агоры - он сохранился лучше всех греческих храмов. (Его ошибочно называют Тесейон, так как скульптуры храма изображают подвиги Тесея. Лишь недавнее топографическое исследование Афин показало, что первоначально, до того как античный храм был в 5 в. н. э. преобразован в храм святого Георгия, он был посвящен Гефесту.)

В отличие от вазописи и рельефов, античных статуй Гефеста сохранилось довольно мало, наиболее известен, пожалуй, малый бронзовый «Гефест с кузнечным инструментом». Сохранилось множество монет из малоазийской Греции с изображением Гефеста - свидетельство широкого распространения его культа в тех краях.

Из многочисленных произведений европейских художников назовем лишь самые значительные: картины «Мастерская Вулкана» Ван Хемскерка (ок. 1536, Национальная галерея в Праге) и Тинторетто (после 1577), «Гефест изготавливает доспехи для Ахилла» Романо (1532-1534), «Венера в мастерской Вулкана» Рубенса и Ван Дейка (обе созданы в 1630-1632), «Кузница Вулкана» Веласкеса (1630), «Вулкан застает врасплох Венеру и Марса» Буше (1754), «Вулкан» Домье (1835, Национальная галерея в Праге), «Афродита и Арес, плененные Гефестом» Прохазки; скульптуры «Вулкан» Брауна (1715, Национальная галерея в Праге) и мраморный «Вулкан» Торвальдсена (1838).

Римский Вулкан почти совпадает с Гефестом, но римляне больше подчеркивали его первоначальный древнелатинский характер бога разрушительной силы.

В поэзии используется образ Гефеста как лемносского кузнеца: «Лемносский бог тебя сковал…» - А. С. Пушкин, «Кинжал» (1821).

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.