Вознесение когда празднуют. Вознесение Господне

На 40-й день после Пасхи православная церковь празднует один из главных 12 праздников года (двунадесятых праздников, - УНИАН.) - Вознесение Господне.

Полное название праздника - Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

История праздника

Вознесение Господне - день, когда Христос вознесся на небо и сел "справа от Отца". После своего воскресения он являлся своим ученикам, разговаривал с ними и поучал их, велел ждать пришествия Святого Духа. Он поднялся с учениками на гору Елеонскую, где в последний раз благословил их и вознесся на небо.

Дата Вознесения в 2018 году

Традиции, приметы и гадания:

Согласно славянской народной традиции, с этого дня весна заканчивается и начинается переход к лету, поэтому уже можно не бояться похолоданий.

Считается, что если на Вознесение хорошая погода, то она продержится до 21 ноября, Михайлова дня. А дождливый день, согласно приметам, предвещает неурожай и болезни у скота.

Если искупаться на Вознесение в реке – здоровье будет крепким.

Если курица снесла в этот день яйцо, его нужно подвесить под крышей дома, чтобы оно защищало жильцов от несчастий.

Услышать карканье вороны в это день – добрый знак.

В этот день умывались росой: считалось, что на Вознесение Господне она становится целебной.

Принято молиться о благополучии и здравии: в этот день, перед тем, как взойти на небеса, Господь, как принято считать, выслушивает все просьбы людей и исполняет их.

Также в этот праздник стоит попросить прощения у всех, с кем вы в ссоре.

На Вознесение существует обычай "ходить на распутье" - в гости к родным и знакомым и дарить им испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарными узорами "лесенки", символизирующие путь на небо.

На Вознесение принято накрывать стол и готовить символическую выпечку - хлеб в форме "лесенки" / фото angelvalentina.livejournal.com

Чтобы узнать судьбу заболевшего человека, на Вознесение плели ветки березы, несколько из которых заплетали в косу. Считается, что если за 10 дней до Троицы ветки не вянут, то загаданный человек поправится. Таким же способом девушки гадали на будущее замужество.

Если в течение 40 дней (от Пасхи и до Вознесения) помогать обездоленным и кормить нищих, год будет удачным во всех отношениях.

Что нельзя делать на Вознесение:

Ругаться, сквернословить;

Заниматься чревоугодием и веселиться;

Выносить мусор;

Плевать на землю (Иисус в праздничный день продолжает свой земной путь по дорогам);

Отказывать странникам;

Заниматься сексом;

В этот день не отпевают усопших;

Заниматься тяжелой работой по дому (считается, что это отвлекает от размышлений о Господе);

Нельзя произносить слова "Христос Воскрес", поскольку в этот день из храмов выносят плащаницу.

Праздник Вознесения Господнего отмечается на сороковой день после Пасхи, в четверг, и является важным религиозным праздником. В некоторых странах Вознесение объявляется выходным днем. Праздник превозносит вознесение Христа на небо и важность этого события для всех нас.

Вознесение Господне: история праздника

После своего воскресения Христос пребывал на земле ещё в течение сорока дней. Неоднократно он являлся апостолам, чтобы открыть им тайну Царства Небесного. Затем он собрал апостолов в Иерусалиме и сказал, чтобы они не расходились, и что через несколько дней они будут крещены Святым Духом. После этого Иисус вознесся на небеса.
Число сорок – не случайное, оно несет в себе особый смысл. Это время было окончанием великих подвигов во всей Священной истории. По закону Моисееву, в сороковой день родители должны были приносить младенцев в храм. А Иисус в сороковой день после своего Воскресения должен был подняться на небеса, как Спаситель всего человечества.

Вознесения: обычаи и традиции

В этот праздник важно помнить, что Христос вознесся на небо со следами страданий за наши грехи. По традиции, этот день считается полным расцветом весны, её окончанием и наступлением лета.
Наши предки вечером разжигали большой костер, символизирующий расцвет природы.
С праздником Вознесения Господнего связано много традиций и обычаев:
Наши предки на праздник пекли «особые» блины. Делали их «Христу на дорожку». Эти блинчики имели много названий: «Онучки», «Божья окутка», «Христовы лапотки».
Считается, что со дня Пасхи и до Вознесения Господнего врата рая и ада открыты. До самого праздника грешники в аду не мучаются, а могут веселиться и радоваться с праведниками. Поэтому Вознесение считается поминальным днем.

В старину существовал обычай печь пироги с зеленым луком и готовить особое кушанье – ржаные «лесенки». Делали их с семью ступеньками. Число семь соответствовало семи небесам Апокалипсиса.
Лесенки и пироги освещали в церкви, несли на колокольню и там бросали их на землю. Гадали о том, на какое из небес попадет человек после своей смерти:

  • если все семь ступенек оставались целыми, то гадающий должен будет попасть прямо на небеса;
  • если же «лесенка» разлетелась на мелкие кусочки, то это указывало, что этот человек – страшный грешник, и ни на одно из небес он не попадет.

Позже процесс гадания упростили – «лесенки» бросали прямо на пол возле печи, где их испекли.
Ещё существовало поверье, что если эти «лесенки» вынести на ниву и по одной поставить в каждом углу загона, то рожь будет очень хорошо расти, и может вырасти выше человеческого роста. Только делать это нужно было втайне от всех, читая при этом специальную молитву.
Также «лесенки» относили на кладбище, поминая тем самым усопших. Считалось, что такие «лесенки» помогут душам умерших быстрее попасть на небеса.

Существовал обычай на Вознесение Господне ходить в гости к родным и близким. Называлось это «ходить на перепутье». Гости приносили хозяевам «лесенки», сделанные из пшеничного теста с медом и с сахаром.
Со дня Пасхи и до Вознесения отказывать нищим и убогим в милостыне считалось большим грехом.
В старой Москве в этот день проводилось веселое весеннее гулянье. Народ выходил на площади, ходили к церкви.
В этот день молодежь водила хороводы. Парни и девушки, берясь за руки, становились лицом друг к другу, таким образом делая «живой мост». По этому «мосту» проходила девочка, на голове которой был надет венок. После чего она становилась в конец хоровода, а её сменяла другая. Таким образом, хоровод двигался от околицы к полю.

Вознесение Господне: что за праздник?

После завершения своего земного пути Иисус Христос не умер так, как умирают люди. Если мы вспомним события Воскресения Господа, Он какое-то время еще оставался со своими учениками. И оставался в физическом смысле, потому что в раны Спасителя можно было вложить персты, что и сделал ученик Христа Фома. Иисус не умер, но вознесся в Царство Своего Небесного Отца. Вознесение Господне – это день, в который мы празднуем, по сути, разлуку с Богом. Почему же мы радуемся этому дню? Какой смысл для христиан открывается в Вознесении Господнем?

Мы еще находимся в переживаниях Воскресения Христова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами, возлюбленные други мои, находимся еще в переживаниях величайшего события преславного Воскресения Христова.

Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о на Небо Господа нашего Иисуса Христа.

“Возшед на небеса отонудуже и сошел еси…” – поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа.

Он был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий.

Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное служение, Он опять возвращается к Своему Отцу – туда, где пребывал и раньше.

“Отонудуже и сошел еси…” Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения. Даровать людям избавление от вечной смерти.

И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо…

Радость разлуки

Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и радость разлуки.

После искупительных страданий Учителя смерть разлучила апостолов с Ним. В скорби находились они. Но, как мы знаем, после славного Воскресения Своего Господь много раз в течение сорока дней (от Пасхи до Вознесения) являлся им, беседовал с ними, наставлял их. Каждая такая встреча учеников со своим Божественным Учителем, несомненно, была радостью для них.

Но вот наступила последняя встреча. Последняя беседа Учителя с учениками. И за ней последовала разлука на долгие, долгие времена. До самого Его второго пришествия на землю.

Надо бы печалиться… А апостолы и ближайшие ученики Христовы, еще маленькая Церковь, которая уже создалась на земле, находятся в радости…

Евангелист Лука повествует нам, что по Вознесении апостолы с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24, 52). К этой радости они были подготовлены Самим Господом.

Мы знаем, что ближайшие ученики Спасителя были неразлучны с Ним во все дни Его земной жизни. Наслаждались беседой с Ним. Слушали Его поучения. Видели чудеса, творимые Им…

Правда, тогда они еще не все полностью и правильно понимали, так как еще не были просвещены Святым Духом. Но им было радостно видеть своего Божественного Учителя, исполнять Его повеления. И потому, когда Он на Тайной вечери говорил им о том, что Ему надлежит и пострадать, и умереть, и в третий день воскреснуть, и затем совсем уйти от них, Он, конечно, заметил, что они опечалились.

Ученики Христовы были готовы к разлуке

Утешая их, Спаситель сказал им: “Если бы вы Меня, действительно, любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу Моему. Для вас же лучше, чтобы Я пошел к Отцу. Потому что Я приготовлю вам место, чтобы и вы были, где Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую истину” (ср.: Ин. 14, 28).

Как видите, ученики Христовы были подготовлены к предстоящей разлуке, и потому они радуются.

Радуются они за своего Господа и Учителя, так как знают, что Он возвращается в ту славу, которая Ему принадлежит. Радуются и за себя, и за весь род человеческий.

Что для нас значит Вознесение Господне?

Что значит для нас с вами, возлюбленные други мои, Вознесение Господне?

Господь вознесся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей.

“Иду уготовать место вам,- говорил Он апостолам, а в их лице и всем нам,- и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете” (Ин. 14, 2-3).

Разве это не радость для учеников?

Вдумайтесь хорошенько в эти слова Спасителя! Сколько в них любви и попечительной заботы о людях!..

Он оставил на земле Свое Божественное учение, указал путь, идя по которому мы можем достигнуть вечной блаженной жизни в неизреченном Царстве Божием. Для искупления наших грехов принял человеческую плоть. Освятил ее Своей Божественной силой и с этой преображенной плотью вознесся на небо. На то высшее небо, где особенно пребывает Бог, куда не проникает ни грех, ни смерть, где пребывают только святость и правда, где Бог открывает Свою славу в неприступном блеске. И вот там, в этом месте постоянного присутствия Божия, наш Господь Спаситель пошел приготовить место всем истинным последователям Его. Своим Вознесением на небо Господь с очевидностью засвидетельствовал, что Он воистину Сын Божий и истинный Бог. Ведь возносился Он на небо Сам, Своей собственной силой, показав при этом Свое Божественное величие.

Святой Григорий Богослов говорит: “Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века…”

Величие Спасителя

И святой Иоанн Златоуст говорит о том же величии Спасителя, о Его Божественной силе: “Не при помощи кого-либо, ведущего Его, вознесся Господь на небо, но Сам шел этим путем”.

Небо, на которое вознесся Господь,- конечно, это не то звездное небо, которое мы с вами видим над собой. И не бесконечное мировое пространство, но высшее небо – место вечного пребывания Превечного Бога.

Вознесшись на небо и седе одесную Отца, Господь Спаситель показал тем самым, что как Сын Божий Он и раньше имел власть единую со Отцем. Но теперь получил ее еще и как Богочеловек, ибо Он вознесся в том самом теле, в котором пострадал и воскрес из мертвых.

Как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте. А вот теперь Свое человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, Он вознес к Небесному Престолу Божию.

Это ли не причина радоваться, несмотря на то, что для этого необходимо расставание с Божественным Учителем.

Радость учеников и апостолов еще большая, чем наша.

Они осознали величие Того, с Кем они находились в близком общении как друзья. “Вы други мои…” – так называл Господь Своих учеников (Ин. 15, 14).

Но и для нас, живущих на земле, великая радость. Вознесся Господь, плотию Своею вошел в славу Отчую – и теперь мы, как говорит святой Иоанн Златоуст, с ужасом и удивлением смотрим и видим, что в самых глубинах тайны Святой Троицы находится человек! Человек Иисус Христос!

Да, Он Сын Божий, но и нам Он родной – Человек…

Мы сказали вначале, что Вознесение – это праздник разлуки… Но какая разлука!.. Восходит Господь на небо и с Собою в тайну Божественной Жизни вносит всю тайну человека. Вот что теперь человек представляет собой! И понятна теперь нам радость апостолов.

У них теперь было уже все: было небо на земле, была вечность в них самих и они были в вечности.

Вот и нам, возлюбленные, надо стремиться иметь такое же сознание.

Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас.

В разлуке с Господом во время Его вознесения мы видим проявление любви Божией к людям, указывающей нам наше человеческое призвание.

Как поучает апостол Павел: “…вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная” (Кол. 3, 1-2).

Для осуществления этого высокого призвания верный помощник нам Сам Господь. Телом уходя из земного мира, Он не слагает с Себя попечения о Своей Церкви. Он обещал апостолам: “И се Аз с вами… во вся дни, до скончания века…” (Мф. 28, 20).

Все великие наши праздники – это, други мои, не только воспоминание о том или ином евангельском событии или событии церковной истории.

Но это светочи, указывающие нам верный путь к вечной жизни, пути совершенствования наших душ.

Господь все сделал для нашего спасения. Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге – зависит от нас.

Как уже было сказано, по Вознесении Господа на небо теперь одесную Бога Отца находится Сын Человеческий, облеченный нашей человеческой плотию. И Он облекся в нее не на краткое время, а навсегда, явив этим дивную силу и дивные свойства сотворенного Им мира. А именно: все Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.

И здесь становится очевидным и величие человека, и то высокое назначение, которое уготовал человеку Бог.

Трудно постичь это нам, простым людям. Трудно подняться до высоты богословия. Но мы веруем! А вера выше знаний, потому что она всесильна, и именно там, где знания бессильны.

Мы обрели возможность быть с Богом всегда

Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.

Путь, которым можно достигнуть и нам высоты святой славы, – тот же самый путь, которым восшел в славу Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.

Проверим, возлюбленные други мои, себя, идем ли мы на небо путем Христовым? Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно пострадал Господь наш. Для всех равно отверсто и небо!.. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу, и поступает сообразно своему предназначению.

Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?

Вспомните, когда Господь возносился, апостолы по любви к своему Учителю долго стояли, взирая на небо, принявшее их Господа и Учителя. И за это Ангелы, явившись, сказали им: “Что стоите зряще на небо?”

Но так как мы в большинстве своем склонны к земному и временному, то нам надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю? Обратите очи свои к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий…

Когда Христос говорит нам: “Отвергнись себя, возми крест свой и последуй за Мной” , – Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним.

Он говорит нам о большем, – о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24).

Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.

Апостол Павел в Послании к солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусех.

Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя.

Вот что Господь совершил ради нас!

Нам ясен наш земной путь

Утешая своих апостолов, Спаситель обещал им послать Святого Духа, Который будет наставлять их без Него. И, как мы знаем, в день Пятидесятницы сошел на апостолов Дух Святой. Но не только на апостолов, а и на всех верующих. И с тех пор непрестанно пребывает и будет пребывать до скончания века в Церкви Христовой, приготовляя людей для обителей Отца Небесного. Радуясь тому, что сделал для нас Господь, сделаем себе и назидание. Устремим наш дух на небо за вознесшимся Господом. В своем духовном совершенствовании станем выше наших страстей и пороков, взнесемся на высоту добродетелей и чистоты. Пусть не устрашает нас узкий и тернистый путь к Отечеству Небесному. Этот путь уже не нов! Им прошел Сам Господь и Спаситель наш.

Итак, возлюбленные мои други, во свете Вознесения Христова нам ясен наш земной путь и наше назначение – быть соучастниками славы Божией. Обратим свой взор к небу, – туда, куда вознесся Христос. Святая Церковь зовет нас всегда, а особенно в этот день напоминает нам, что там, куда вошел Господь, вечные обители праведных. Там радость постоянного лицезрения Бога! Там вечная жизнь!

Как было сказано вначале, в день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками надолго – до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие – Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в памяти учеников. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил. Аминь.

Вознесение Господне. Миниатюра в Евангелии Рабулы. 586 г. Флоренция, библиотека Лауренциана. Вознесение Господне. Миниатюра в Евангелии Рабулы. 586 г. Флоренция, библиотека Лауренциана. Вознесение Господне один из двунадесятых праздников в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Вознесение Господне - На сороковой день после Светлого Воскресения Христова (Пасхи), в этом году 9 июня, Русская православная церковь празднует великий праздник Вознесения Господня. Как повествуют Евангелия, после Воскресения Иисус Христос пробыл на земле еще сорок… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Современная энциклопедия

Один из двунадесятых праздников в православии. Установлен в честь возвращения Иисуса Христа по завершении им земной жизни в божественную сферу бытия на Небо. Согласно Новому Завету, Вознесение произошло через 40 дней после Воскресения, в… … Исторический словарь

Вознесение Господне - ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ, один из двунадесятых праздников, установленный в честь возвращения Иисуса Христа по завершении им земной жизни в божественную сферу бытия на Небо. Согласно новозаветному повествованию, вознесение произошло через 40 дней после … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 праздник (133) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - [греч. ᾿Ανάληψις τοῦ Κυρίου; лат. Ascensio Domini], Вознесение Иисуса Христа на небо одно из главных событий Свящ. истории. После В. Г. видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции В. Г … Православная энциклопедия

Вознесение Господне - один из христианских двунадесятых праздников, совершаемый в 40 ой день после Пасхи. Именно 40 дней пробыл на земле Христос воскресший. В этот день Иисус Христос вместе со своими учениками поднялся на гору Елеонскую, дал им благословение и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Вознесение Господне - (см. Лк. 24, 50 53; Деян. 1, 9 12) двунадесятый праздник, отмечаемый на 40 й день после Пасхи. Согласно новозаветному повествованию, вознесение Господа Иисуса Христа произошло через 40 дней после Его воскресения (см. Деян. 1, 3) в окрестностях … Православие. Словарь-справочник

Вознесение Господне - двунадесятый господский праздник подвижного годового цикла православного церк. календаря, совершаемый в четверг шестой недели, в сороковой день от Пасхи. Название праздника (в западной традиции Ascensio, Восшествие) выражает одно из важнейших… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Вознесение Господне. Служба на праздник , . Москва, 1911 год. Синодальная типография. Издание с 1 цветной литографией. Текст украшен виньетками, заставками, буквицами. Типографский переплет с золотым тиснением. Сохранность хорошая. В…
  • Вознесение Господне , . Вознесение Иисуса Христа - загадочное событие. После Своего Воскресения Он собрал ближайших учеников на Елеонской горе и на глазах у них покинул землю, скрывшись воблаке. Что же произошло?…

Вознесение Господне, на латинском «ascensio», является событием истории Нового Завета. В этот день Иисус Христос вознесся во плоти на небо, завершив свое земное служение. В память об этом событии, а также обещании о втором пришествии, был установлен переходящий христианский праздник.

Праздник Вознесения Господня отмечается не в определенный день, а привязан к другому христианскому празднику - Пасхе, после которой отмечается на сороковой день. Однако он всегда приходится на четверг (шестая неделя после Пасхи). Во многих странах этот день является выходным, а праздник - официальным государственным.

Вознесение Господне - один из двенадцати двунадесятых праздников в православном христианстве.

Истоки праздника

В Евангелии говорится, что после чудесного Воскресения Иисус Христос еще сорок дней оставался с учениками. Он рассказывал им про Царствие Божие, напутствовал о том, как им дальше проповедовать христианскую веру.

И вот на сороковой день Он явился своим апостолам в Иерусалиме, и они вместе взошли на Елеонскую гору. Там Христос дал своим ученикам последние наставления, а потом вознесся на небо на их глазах. Поклонившись Ему, ученики вернулись в Иерусалим с огромной радостью, потому что этот день не является днем утраты Бога или разрыва с Ним, а призывает к преображению и восхождению в Его Царствие.

Священное Писание говорит, что Иисус занял место у правой руки Бога и с тех пор постоянно незримо присутствует на Земле.

После того, как свершилось Его Вознесение, на десятый день Святой Дух явился апостолам, дал им силы проповедовать учение среди людей. В этот день празднуется Пятидесятница (пятидесятый день после Пасхи).

Празднование

Поскольку праздник посвящен Господу, во время богослужения священники надевают белые одежды, символизирующие Божественный свет. Празднование имеет один день предпраздненства и еще восемь дней попразднства.

Накануне, за день до праздника (это 39-й день после Пасхи, среда), в храмах проводится чин «отдания» Пасхи. Это последний день попразднства многодневного праздника. В четверг, на Вознесение Господне, совершается торжественная литургия, после которой, пока колокола продолжают звонить, проходит чтение той части Евангелия, которая посвящается Вознесению Христову.

В пятницу следующей, седьмой после Пасхи, недели, отмечается отдание, то есть окончание праздника. В этот день проходит богослужение с теми же молитвами и песнопениями, которые проходили в самый первый день праздника.

Народные традиции

Не разрешается в этот день делать трудные и черные дела, включая уборку. Самым лучшим времяпрепровождением в праздник Вознесения считается сбор в кругу семьи.

В России с этого дня считалось, что весна полностью расцвела и перешла в лето. Под вечер разжигались костры - символы пролетья и цветущей природы. В эти дни было принято водить хороводы - «колоски». Кроме того, начинались первые «кумления». Обряд кумления символизировал инициацию, а также являлся формой молодежных союзов.

На этот праздник пекутся пироги с зеленым луком и хлебные «лесенки». Их делали обязательно с семью перекладинами, символизирующими ступеньки по числу семи небес апокалипсиса. Их освящали в церкви, а потом несли на колокольню и оттуда сбрасывали на землю. При этом гадали, на какое из небес суждено будет попасть. Если все ступеньки целы - гадальщику открыт прямой путь на небо, а если лесенка разбилась на мелкие куски - гадающий грешен. Со временем эта традиция была упрощена: лесенки бросали на пол около печи после выпекания.

Кроме того, с лесенками ходили в поле и после молитвы бросали их возле своих нив в небо, чтобы рожь росла столь же высоко. Затем лесенки съедали.

На межах полей ставили украшенные березки, которые оставались там до конца жатвы. Возле них проходили веселья, кидали вареные яйца, катались и уговаривали рожь родиться чистой и высокой.

В поля также отправлялись с вареными яйцами или яичницей и блинами и просили Христа помочь в росте ржи.

Кроме того, на праздник Вознесения проводился обряд «крещения и похорон кукушки». Он длился 1-3 дня. Это был исключительно девичий обряд. Кукушку делали из пучка кукушкиных слез (трава), придавали человекообразный вид. Иногда брали ветку, букет, куклу. Ее крестили под березой, проводили между собой кумление, а после «кукушку» хоронили в тайном месте (в тот же или на следующий день). Устраивали пир, пели песни и расходились по домам.

В народном календаре этот день - день памяти умерших родителей и предков. Чтобы их и полевых духов умилостивить, пекли блины, варили яйца и жарили яичницу. Все это съедали дома и в поле.

Приметы на праздник

  • С Вознесеньева дня «колос идет на ниву», то есть озимая рожь начинает колоситься.
  • Если яйцо, которое было снесено в этот день, подвесить под крышей, то дом будет предохранен от всякого вреда.
  • Обильный дождь в этот день - к неурожаю и болезням, особенно у скота.
  • Если на Вознесение стоит жара - можно начинать купаться.

Гадание

Девушки в этот праздник устраивали заговоры и гадания. В косу заплетали несколько веточек обычной березы, чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж. Если за десять дней до праздника Троицы веточки оставались незавявшими, то в этом году девушку ожидает свадьба.