Получается придумывать что то интересное. «Охота» на идеи

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поделимся мыслями по поводу того, как создать что-то новое, также проанализируем интересный момент из аниме Меланхолия Харухи Судзумии.

Порой мы сталкиваемся с трудностями в жизни. Чувствуем себя из-за этих трудностей совершенно одинокими. Возможно мы не так общительны как все остальные или у нас возможно какое-то заболевание. Что-то, что делает нас "отличающимися" от остальных.

И нигде, кажется, нет места где нас все бы устраивало, где нас приняли бы. Так можно упасть духом, думая, что "меня жизнь просто обделила чем-то и все тут".

Но, что если наше отличие, кажущееся "наказанием" - это на самом деле дар ? Что если это проблема, которую как раз нам надо решить (а значит это вполне нормально, что мы такие) и возможно помочь в этом другим? То есть если у нас депрессия, значит надо задаться целью найти выход из депрессии, если у нас не получается заводить отношения с противоположным полом, то значит надо научиться и тогда как говорят:

Cпаси себя сам и вокруг тебя спасутся тысячи.

Похожая ситуация, на мой взгляд, показана в аниме "Меланхолия Харухи Судзумии", в котором главную героиню (Харухи) все не устраивало, мир казался ей скучным и однообразным. Давайте приведем диалог главных героев:

Харухи: Я думала в старшей школе с кружками будет чуть получше, но тут все то же самое, что и в системе обязательного образования - наверное я просто ошиблась школой... Тут есть клуб детективных расследований. Кён (одноклассник Харухи): Ну и как он тебе? Харухи (разочарованно): а - смешные люди. Они до сих пор не расследовали ни одного настоящего дела. Члены кружка - рядовые фанаты детективов и среди них - ни одного сыщика, они даже не ищут такого. Кён: Обычное дело... Харухи: Я так наделась на кружок изучения сверхестественных явлений, но там собираются одни только психи, помешанные на оккультизме - кошмар да? Кён: Что тут скажешь? Харухи: АААА! - скукота какая! Если даже в таких кружках сидят придурки - что говорить об остальных? Кён: Ну тут уж совсем ничего не поделаешь - все таки люди должны довольствоваться тем, что есть и говорить спасибо за то, что есть хотя бы это... Что до недовольных, то именно они совершают открытия - что-то изобретают и всячески способствуют прогрессу цивилизаций. Кто любит путешествовать придумывает автомобили и поезда. Кто хочет летать конструирует самолеты и космические корабли... И все это у нас появилось благодаря горстке людей с острым рациональным умом. Иначе говоря, всем что у нас есть мы обязаны этим гениям, этим вечно недовольным...

Итак, получается Харухи было интересно что-то, но она не могла найти поддержку от окружающих в этом, поэтому оставалась одна.

Но после слов Кёна она как раз задумала открыть что-то свое (свой кружок), где могла бы воплотить свои задумки . Интересно, на мой взгляд.

Забавно какое выражение лица было у Харухи до создания ей "Команды Sos":

рис. 1

И какое стало после, когда она была захвачена идеей создания своего собственного кружка:

рис. 2

Люди занятые творческим трудом знают, что такая деятельность требует новых идей, однако бывает так, что все прошлые озарения уже исчерпаны, ничего нового в голову в упор не приходит, а творческая муза почему-то не спешит нас посещать. К счастью, такую ситуацию можно исправить, ведь кому как не творческим людям придумывать методы борьбы с творческим кризисом? Их опыт и наработки мы предлагаем вам.

Мозговой штурм

Автор метода - Алекс Особорн. Этот метод предполагает групповую работу. Во время мозгового штурма группа предлагает разные идеи, вместе с тем участники процесса стараются развить предложенные идеи, анализируя их и выявляя преимущества и недостатки той или иной идеи.

Шесть шляп

Автор метода – Эдвард де Боно. Во время творческого процесса вы по очереди одеваете шесть шляп разных цветов. шляпа – анализ точной информации, вроде цифр и фактов, шляпа – поиск отрицательных моментов, шляпа – анализ положительных моментов, – генерация новых идей, ну и наконец, шляпа одевается, чтобы позволить себе эмоциональные реакции. шляпа одевается, когда нужно подвести итоги.

Ментальные карты

Автор метода – Тони Бьюзен. Теоретическая основа метода – взаимосвязь памяти и творческого процесса, поэтому здесь делается упор именно на памяти. Тони предлагает вписать в центр листа ключевое слово, а все возникающие ассоциации, вписывать на ветвях, которые идут от главного ключевого слова. Ассоциации также необходимо и запомнинать. Допускается, что фиксирование ассоциаций любым удобным образом, в том числе можно рисовать различные пиктограммы или просто рисунки. Такая карта помогает создавать новые ассоциации, а ее образ хорошо запоминается.

Метод фокальных объектов

Автор метола – Чарльз Вайтинг. Используя этот метод мы объединяем признаки различных предметов в одном. Например у нас есть свеча и Новый год. Новый год – это праздник, огонь это ярко, соединяем и получаем бенгальские огни, порошок бенгальского огня можно добавить в свечной воск и получить искрящуюся свечу и так далее. Суть вы поняли.

Морфологический анализ

Авто метода - Фрицем Цвики. Исследуемый объект раскладывается на компоненты, среди которых выбирают наиболее значимые характеристики. Эти характеристики изменяют, а потом собирают вместе. В итоге мы получаем новый объект. Например, берем любой вдохновения и концентрируемся на любом объекте из окружающего мира. Меняем географическую характеристику и уже получаем нечто, что находится в другом месте. Меняем различные признаки дальше и получаем со временем абсолютно новый объект. В общем, суть вы поняли.

Непрямые стратегии

Авторы метода - Питер Шмидт и Брайан Эно. Здесь используется колода с картами, которую необходимо предварительно изготовить. На картах изображаются различные команды, к примеру «найди решение за углом», «освободи свою злость», «посмотри в окно» и все в таком .

Автобус, кровать, ванна

Основа метода – убеждение в том, что новые идеи не только нужно доставать из глубин бессознательного, но и давать им возможность самим вырваться наружу, то есть не мешать их появлению. Идеи обычно не очень считаются с тем, чем мы заняты, мы же можем не очень сильно считаться с идеями, когда чем-то заняты. Нужно сделать выбор в пользу идей и начать замечать их в самые «неподходящие» моменты.

Расшифровка

Берем любую непонятную надпись или же любой и начинаем его разгадывать. В процессе погружения в или надпись у вас начнут появляться самые разные идеи и ассоциации.

ФОТО Getty Images

Давайте сразу проверим, насколько творчески вы мыслите.

Не задумываясь и быстро назовите поэта, часть тела и фрукт. Только после читайте дальше.

Большинство россиян вспомнят Пушкина или Есенина, нос или губы, яблоко или апельсин. Это происходит из-за общего культурного кода. Если вы не упомянули ни один из ответов, поздравляю: вы творческий человек. Если ответы совпали, отчаиваться не стоит – творческие способности можно развить.

Ловушки творчества

Чтобы сделать открытие, нужно много учиться: разбираться в предмете и не изобретать велосипед. Парадокс в том, что именно знания мешают совершать открытия.

Образование основано на штампах «как надо» и на списке запретов «как нельзя». Эти оковы мешают творить. Придумать новое – взглянуть на известный предмет под необычным углом, без запретов и ограничений.

Однажды студент Калифорнийского университета Джордж Данциг опоздал на лекцию. На доске было уравнение. Джордж решил, что это домашнее задание. Он ломал над ним голову несколько дней и очень волновался, что сдал решение с опозданием.

Через пару дней в дверь Джорджа постучал взволнованный профессор университета. Оказалось, Джордж случайно доказал теоремы, над решением которых бились десятки математиков, начиная с Эйнштейна.

Преподаватель записал теоремы на доске как пример нерешаемых задач. Другие студенты были уверены, что ответа нет, и даже не пытались его найти.

Альберт Эйнштейн говорил: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие».

«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие»

В 1951 году психолог Соломон Аш попросил студентов Гарварда «проверить зрение». Группе из семи человек он демонстрировал карточки, а потом задавал по ним вопросы. Правильные ответы были очевидны.

Из семи человек только один был участником эксперимента. Шесть других работали «подсадными утками». Они специально выбирали неправильные ответы.

Настоящий участник всегда отвечал последним. Он был уверен, что остальные ошибаются. Но когда очередь доходила до него, он подчинялся мнению большинства и отвечал неправильно.

Мы выбираем готовые ответы не потому, что слабохарактерны или глупы. На решение задачи мозг расходует много энергии, а все рефлексы организма направлены на то, чтобы ее сохранять. Готовые ответы экономят ресурсы.

Мы на автомате водим машину, наливаем кофе, закрываем квартиру, выбираем одни и те же бренды. Если бы мы обдумывали каждое действие, уставали бы быстрее. Но для выхода из нестандартной ситуации придется сражаться с ленивым мозгом.

Стандартные ответы не продвинут вперед. Мир постоянно развивается, и мы ждем новинок.

Марк Цукерберг не создал бы Facebook, если бы был уверен, что форумов людям достаточно для общения.

Приготовить шоколад в форме яйца или налить молоко в пакет вместо бутылки – значит сломать стереотипы у себя в голове. Именно это умение комбинировать несовместимое помогает придумывать новые, более удобные и полезные вещи.

Коллективный креатив

По исследованиям Северо-Западного университета США, за последние 50 лет уровень открытий, совершенных группами ученых, увеличился на 95%.

Причина – усложнение процессов и увеличение объема информации. Если изобретатели первого самолета братья Уилбур (Wilbur Wright) и Орвилл Райт (Orville Wright) собирали летающий аппарат вдвоем, сегодня только для одного двигателя Боинга нужны сотни рабочих. Если раньше бизнес состоял из одной-двух торговых лавок, сегодня компании владеют точками по всему миру.

Когда люди высказывают идеи, нельзя критиковать, высмеивать и запугивать властью

Метод мозгового штурма

В книге «Управляемое воображение» Алекс Осборн (Alex Osbourne) описал метод мозгового штурма .

Во время Второй мировой войны Алекс Осборн служил офицером на корабле, перевозившем военные грузы в Европу. Корабли были беззащитны перед торпедными атаками противника. В один из рейсов Алекс предложил морякам высказать самые безумные идеи, как уберечь судно от торпед.

Один из матросов пошутил, что все моряки должны встать по борту и дуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Благодаря этой фантастической идее по бокам судна установили подводные вентиляторы. При приближении торпеды они создавали мощную струю, которая «отдувала» опасность в сторону.

Мы наверняка слышали о мозговом штурме, возможно, даже применяли. Но точно забывали о главном правиле мозгового штурма: когда люди высказывают идеи, нельзя критиковать, высмеивать и запугивать властью. Если бы матросы боялись офицера, никто бы не стал шутить, – решение так и не нашли бы. Страх мешает творить.

Правильный мозговой штурм проводят в три этапа.

Подготовка: обозначить проблему.

Креатив: запретить критику, собрать как можно больше идей.

Отбор: проанализировать результаты, выбрать 2–3 идеи и применить их.

Мозговой штурм работает, когда в обсуждении участвуют сотрудники разного уровня. Не один руководитель и подчиненные, а несколько руководителей отделов и подчиненные. Страхи выглядеть глупо перед лицом начальства и осуждения от вышестоящего мешают высказывать свежие идеи.

Нельзя говорить, что идея плохая. Нельзя отвергать идею, потому что «это смешно», «так никто не делает» и «как ты собираешься это воплотить». Пользу приносит только конструктивная критика.

В 2003 году Харлан Немет (Charlan Nemeth), профессор психологии из Университета Калифорнии, провела эксперимент.

265 студенток разбили на три группы и предложили решить проблему пробок в Сан-Франциско.

Первая группа работала по системе мозгового штурма – никакой критики на этапе креатива. Второй группе разрешили спорить. Третья группа не получила условий.

Группа, где участники вели дебаты во время обсуждения, высказала на 20% больше идей, чем ее противники. После окончания каждую участницу спросили, не хочет ли она добавить еще пару идей. Члены первой и третьей предложили по 2–3 идеи. Девушки из группы спорщиков назвали по семь идей.

Оценивать идеи друг друга должны не коллеги, а третье, незаинтересованное лицо – тогда мозговой штурм сработает

Критика-спор помогает увидеть недостатки идеи и найти зацепки для воплощения новых идей. Мозговой штурм не работает, если в обсуждении допускается субъективная оценка: вам не нравится идея, но нравится человек, который ее высказал. И наоборот. Оценивать идеи друг друга должны не коллеги, а третье, незаинтересованное лицо. Проблема – найти его.

Техника «трех стульев»

Решение придумал Уолт Дисней – он разработал технику «трех стульев» . Великий мультипликатор проводил мозговые штурмы так:

Есть нестандартная задача. Представьте три стула. Один участник мысленно занимает первый стул и становится «мечтателем». Он придумывает самые фантастические методы решения задачи.

Второй садится на стул «реалиста» и описывает, как бы он воплощал идеи «мечтателя» в жизнь. Участник примеряет эту роль независимо от того, как сам относится к идее. Его задача – оценить трудности и возможности.

Последний стул занимает «критик» . Он оценивает предложения «реалиста». Решает, какие ресурсы можно использовать в воплощении. Отсеивает идеи, которые не подходят по условиям, и выбирает оптимальную.

Применение этого метода занимает 15 минут рабочего времени. Главное в любом коллективном методе – выслушать участника группы. Каждая мысль – ступенька на пути к решению задачи.

Рецепт гения

Креативность – законы, а не таланты. Это не умение увидеть таблицу химических элементов во сне. Это конкретные методики, которые помогают расшевелить сознание.

Если вам кажется, что вы не умеете мыслить творчески, значит, ваше воображение спит. Его можно разбудить. Методов, схем и теорий по творческому развитию много. Неважно, какую именно методику вы выберете для себя. Есть общие правила, которые помогут в любом креативном поиске.

Четко формулировать. Правильно заданный вопрос содержит большую часть ответа. Не стоит спрашивать себя: «Что делать?» Представьте результат, который вы хотите получить, и подумайте, какими способами его можно добиться. Зная, что нужно получить в финале, намного проще искать ответ.

Бороться с запретами. Не верьте на слово. Задача не решаема, если вы попробовали и не получилось. Не используйте готовые ответы: они как полуфабрикаты – решат проблему голода, но сделают это с меньшей пользой для здоровья.

Совмещать несовместимое. Выдумывайте что-то новое каждый день: меняйте маршрут до работы, находите общее между вороном и письменным столом, считайте количество красных пальто по дороге к метро. Эти странные задачи тренируют мозг быстрее выходить за рамки привычного и искать подходящие решения.

Уважать коллег. Выслушивайте мнение тех, кто работает над задачей рядом с вами. Даже если их идеи кажутся абсурдными. Они могут стать толчком для ваших открытий и помогут продвинуться в нужном направлении.

Воплощать идею. Нереализованные идеи не стоят ничего. Придумать интересный ход не так сложно, как применить его на практике. Если ход уникален, под него нет ни инструментов, ни исследований. Воплотить его возможно только на свой страх и риск. Творческие решения требуют смелости, но приносят самые желанные плоды.

Подробнее см. на сайте «Большие планы».

Аркадий и Борис Стругацкие придумали дублей еще в середине шестидесятых годов прошлого века. Помнишь« Понедельник начинается в субботу»? Цитируем: «Дубль — это очень интересная штука: как правило, это очень точная копия своего творца. Не хватает, скажем, человеку рук, он создает себе дубля: безмозглого, безответного, только и умеющего, что паять контакты или таскать тяжести, или писать под диктовку, но зато уж умеющего это делать хорошо». Ровно 50 лет прошло со дня выхода повести, а дублей до сих пор не изобрели. Это возмутительно! Ты только представь себе: ты укатила отдыхать, а дубль в это время бегает по распродажам, меряет платьюшки и шлет тебе селфи. И ему не лень искать нужный размер и гонять продавцов за таким же платьем, но с перламутровыми пуговицами. Красота же!

Мейкап-принтер


Принтер для маникюра уже есть, пора двигаться дальше! Почему бы не придумать штуковину, которая напечатает на наших лицах любой макияж за пять минут? Во‑первых, мы каждое утро тратим массу времени на то, чтобы нарисовать на лице желаемое. Во‑вторых, это самое желаемое все время разное: то сезон поменяется, то тенденции, и нужно заново учиться или привыкать. В-третьих, стрелки: стрелки никогда не получаются одинаковыми!

Популярное

Лампа для снятия макияжа


Все эти мицеллярные воды, гидрофильные масла и салфетки для снятия макияжа — прошлый век! Давно пора изобрести какую-нибудь волшебную лампу. Не ту, что надо тереть, чтобы вылетел джинн(хотя такая тоже нужна), а что-то типа рефлектора Минина, он же «синяя лампа». Помнишь, когда ты была маленькой и болела, тебе полагалось открывать рот и направлять на лицо свет синей лампочки? Так вот, давно пора изобрести какую-нибудь« зеленую лампу»: подносишь ее к лицу на секунду, включаешь, вспышка, и — хоп! — макияж отвалился. Весь. Неужели убивать болезнетворные бактерии проще, чем заставить тушь осыпаться? Не верим!

Портативный индикатор степени опьянения


Не путать с «трубочкой», в которую предлагают подышать сотрудники дорожно-постовой службы. Нам совершенно неинтересно знать, сколько у нас в крови этих самых промилле. Нам нужно, чтобы эта штука начинала вибрировать, когда норма уже выпита и пора остановиться. И самостоятельно высчитывать эту норму мы тоже не очень-то и хотим. Мы просто будем задавать условия: «завтра утром мама приедет», «добираться домой в метро» или« главное — не писать бывшему смс». Вот пусть умное устройство и определяет, сколько алкоголя можно выпить — в соответствии с задачей. И пусть утро будет добрым, да.

Робот-таксист


Ты только представь себе: он не пристает с дурацкими разговорами и вообще не пристает, потому что он не человек. Он не курит в машине, не пахнет одеколоном« Саша»(который, видимо, накануне выпивал), не кричит в окно« Куда ты прешь, обезьяна, сын осла?!» и не говорит, что у него нет сдачи. А еще не лихачит и не везет тебя в промзону, потому что« так быстрее, пробку объедем», а ты, соответственно, не вжимаешься в сиденье от страха: то ли он тебя в аварии покалечит, то ли чего похуже сделает. А, вот еще что: он не включает радио« Шансон». Изобретите же его уже!

Кнопка PrintScreen на зеркалах


Электронную начинку уже засунули, кажется, во все предметы ежедневного пользования: в рамки для фотографий, в разделочные доски, в детские кроссовки и в кошачьи лотки. А мы до сих пор вынуждены извиваться перед зеркалами, пытаясь снять приличное селфи. Доколе?! Посмотрела в зеркало, нажала кнопку, и отражение мигом попадает прямиком в Instagram. С фильтром, естественно. Это же элементарно!

Таблетки, уменьшающие время сна


Дубли, конечно, прекрасное изобретение, но на вечеринке мы хотим отрываться самолично. А утром, может, хотим на совещании фонтанировать креативными идеями, а не зевать украдкой в ежедневник. Когда уже придумают волшебные таблетки, способные превратить двухчасовой сон в полноценный отдых, а?

Защитная капсула


Пусть это будет полупрозрачный тугой кокон в форме яйца, например. Нажимаешь кнопочку на каком-нибудь умном гаджете — и вокруг тебя образуется полупрозрачное поле, которое движется вместе с тобой. И пусть это самое поле ничего не пропускает внутрь, кроме приглушенных звуков и очищенного воздуха. И вот оно, счастье: не страшна непогода, тебе не мешают сальные взгляды, а самое главное — вонючки и хамы в общественном транспорте будто бы перестают существовать. Прекрасно же, правда?

Регенерирующие колготки


Порвались? Пусть самозашиваются. В смысле пусть заращивают стрелки, будто и не было ничего. Как? Ну, как-нибудь. Придумайте!

Регулятор возраста


Лучшие умы человечества сотни лет бились над созданием эликсира молодости. И до сих пор, между прочим, продолжают. А мы вот уверены, что это сизифов труд, потому что кому он нафиг сдался, эликсир этот? Наши годы — наше богатство между прочим! Даже больше: отпечаток прожитых лет на лице бесценен, когда нужно поставить на место назойливого ужажера, заставить работать нового подчиненного с жизненным кредо« за-а-ажарится как-нибудь!» или учительницу начальных классов, которая вдруг решила, что лучше тебя знает, как воспитывать твоего ребенка. В таких ситуациях каждая морщинка работает на результат. А вот на свидании они, ясное дело, лишние, и на встрече выпускников тоже. Так что придумайте нам, пожалуйста, регулятор возраста. Намазалась кремом — и, как булгаковская Маргарита, стала молода и прекрасна. Намазалась из другой баночки — и можно одним взглядом сгонять юнцов с сидений в метро. Вот это мы понимаем — это полезный, нужный эликсир. Необходимый!

Мы расскажем, как подстегнуть вдохновение и родить не одну гениальную идею.

Неважно, кем ты работаешь: копирайтером, укротительницей тигров или бухгалтером, свежие идеи и нестандартный подход всегда пригодятся. Иногда оригинальные решения просто переполняют тебя, а порой ты не можешь придумать, в чем идти на свидание, хотя шкаф уже не закрывается . Спокойно! Мы расскажем, как подстегнуть вдохновение и придумать не одну гениальную идею.

Что такое идея, даже самая простая? Это связь, ассоциация между новым и старым. Наш мозг формирует такие связи постоянно и чаще всего самопроизвольно. Хватит это терпеть!

Верь в себя

Для начала создай благоприятную почву для рождения гениального. Банально, но факт: нужно верить в себя. Не воспринимаешь собственную персону как творческую личность, способную родить гениальную мысль, продолжай упиваться собственной беспомощностью и жаловаться подругам изо дня в день. Хочешь изменить ситуацию - подойди к зеркалу и вспомни мантру из советского фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Каждое утро, независимо от того, надо ли тебе придумать блестящую идею или нет, напоминай себе, что ты красивая и гениальная, в общем, лучше всех! Хуже точно не будет.

Придумывай

Для того чтобы на свет появилась хотя бы одна гениальная идея, их должно быть много. Не ограничивай полет фантазии - с количеством придет и качество. И, если ты думаешь, что великие ученые и мыслители мира каждый раз изобретали что-нибудь уникальное, ты ошибаешься. Помимо теории относительности Энштейн издал 248 других работ, в копилке у Моцарта - более 600 сочинений, а Томас Эдисон получил 1093 патента. Так что можно написать хоть 200 романов , а прославиться благодаря одному единственному. Кто-то родился гением, а кому-то придется потренироваться. Поэтому работай над собой и регулярно упражняйся. План действий такой: придумай за неделю семь идей. Хочешь - больше, но никак не меньше! Бах, например, писал по кантате каждую неделю, невзирая на погоду и плохое самочувствие .

Играй словами

Возьми десять слов, которые первыми пришли на ум, и составь из них предложение . И пусть это будет не абракадабра, а понятное и логичное повествование. Думаешь, из набора слов «пингвин», «любовник», «индийский муссон» и «котлетка» невозможно придумать ничего путного? Попробуй! Или возьми любую книгу , открой и наугад выбери два слова. Попробуй связать их вместе, сравни, придумай на их основе. Чтобы «раскачать» мозг, играй в ассоциации. Возьми, например, блокнот и напиши пять прилагательных, которые его характеризуют: бумажный, квадратный, толстый, желтый, новый. А затем придумай еще пять характеристик, совершенно не подходящих к объекту: железный, трубчатый, грибной, махровый, водоотталкивающий. Это позволит взглянуть на привычные вещи под другим углом.

Пробуй новое

Не думай о том, хороша идея или плоха, найдет ли практическое применение или нет. Просто откройся для новых впечатлений, ведь именно они фундамент для новых идей. Новые места, знакомства, впечатления - чем их больше, тем больше шансов придумать что-то новое и, кто знает, гениальное. Выставки, фильмы , телепередачи и ролики на Youtube, книги, на которые раньше не обратила бы внимания, необычная музыка - тебе в помощь. Путешествуй, пробуй новые блюда, ешь палочками, а не вилкой, танцуй румбу с пылесосом : не бойся делать привычные вещи иначе. Погрузись в безграничный мир идей и фантазий. Еще можно читать вывески задом наперед, рисовать вымышленных животных и давать им имена, стать левшой (или правшой) хотя бы на один день.