Литературная викторина «По дороге зимних сказок» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему. Литературная викторина по зимним сказкам для старшего дошкольного возраста план-конспект занятия (старшая группа) на тем

Клягина Дарья
Сценарий итоговой викторины по проекту «Зимние сказки» в подготовительной группе

Сценарий викторины по литературному проекту "Зимние сказки" в подготовительной группе

Предварительно дети делятся на две команды, придумывают названия.

Ведущий:

Ребята! Почти всю зиму мы читали с вами сказки, делали работы по ним, смотрели мультфильмы. Мы узнали много нового. А что же такое «сказка»? (Ответы детей). Итак, сказка – это литературное произведение, в котором всегда происходит волшебство. А для чего люди читают сказки? (Ответы детей). Помните, А. С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка всегда нас чему-то учит.

А сейчас мы с вами начинаем викторину по любимым сказкам.

Задание № 1 «Отгадай загадку».

Ведущий:

Начнем с разминки. Отгадываем загадки про героев сказок. За каждую разгаданную загадку – 1 балл.

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Ответ: Емеля

В стужу в лес ее отправили

И замерзать там оставили.

Но Мороз ее не погубил,

За доброту и старание ее он наградил.

Ответ: падчерица из сказки «Морозко».

Красивая эта волшебница,но злая.

Есть страна у нее ледяная.

Колдовством мальчика в плен она захватила.

Но верная дружба зло победила.

Ответ: Снежная королева

Войско солдатиков в бой он ведёт:

"Эй, моё войско! Вперёд, смелей!

Будет повержен король мышей!"

Ответ: Щелкунчик

Королева Снежная

Сердце заморозила,

Но девочка смелая

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу?

Ответ: Герда

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

Ответ: Снегурочка

Топнет раз-одна драгоценность,

А начнет бить копытцем по земле

– целая гора драгоценных камней появится.

Ответ: Серебряное копытце

На снежных санях Королева

По зимнему небу летела.

Коснулась мальчика невзначай -

Холодным, недобрым стал …

Ответ: Кай

Подведение итогов.

Задание № 2 «Отгадай сказку».

1. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок. Те братья работают, а дурачок целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. («По щучьему велению»).

2. Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя.

Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей - не знают ли кого.

(«Серебряное копытце»).

3. Была у одной вдовы дочь, была у нее еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и все ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

Каждое утро должна была падчерица садиться у колодца и прясть пряжу.

Однажды сидела она так, пряла и запачкала кровью веретено. Наклонилась девушка к колодцу, чтобы обмыть веретено, и вдруг выскользнуло у нее веретено из рук и упало в колодец. («Госпожа Метелица»).

4. Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита. А родная дочь что ни сделает - всегда умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету. Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. («Морозко»).

5. Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. («Снегурочка»).

6. В большом дремучем лесу, далеко на севере Финляндии, росли рядом две огромные сосны. Они были такие старые, такие старые, что никто, даже седой мох, не мог припомнить, были ли они когда-нибудь молодыми, тонкими сосенками. Отовсюду были видны их тёмные вершины, высоко поднимавшиеся над чащей леса. («Зимняя сказка»).

7. Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. («Щелкунчик и мышиный король»).

8. Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. («Двенадцать месяцев»).

9. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. («Снежная королева»).

10. Когда-то давным-давно наша планета была бесцветной. И жили-были на свете четыре сестры: Зима, Весна, Лето и Осень. Старшая сестра Зима была самой мудрой и рассудительной. Весна – веселая непоседа. Сестра Лето была прекрасна и умна, а Осень тиха и грустна. («Почему снег белый»).

Подведение итогов.

Задание № 3 «Расшифруй название сказки».

(На столы выложить картинки. Для первой команды – «Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Емеля», «Щелкунчик и мышиный король», «Зимняя сказка».

Для второй команды – «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Почему снег белый», «Госпожа Метелица»).

Ведущий:

Сейчас перед вами на столах мы разложили рисунки. С помощью этих рисунков мы зашифровали названия сказок, которые мы только что с вами вспомнили. Подумайте все вместе и расшифруйте рисунки. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.

Подведение итогов.

Задание № 4 «Лучшие знатоки сказок».

(Презентация по заданию).

Ведущий:

А теперь мы проверим, какая команда лучше помнит содержание сказок. Мы вам будем читать вопросы и предлагать несколько вариантов ответов. Выслушав вопрос, вы посовещаетесь и выберете правильный ответ. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы по презентации:

1. Русская народная сказка «По щучьему велению».

С помощью чего Емеля поймал щуку? (варианты: удочкой, ведром, половником, рукой).

На чем Емеля поехал во дворец? (варианты: на машине, на санях, пошел пешком, на печи).

2. Русская народная сказка «Морозко».

Чем Морозко укутал падчерицу? (варианты: снегом, шубой, платком, ватой).

Что делала старухина дочь в лесу под высокой елью? (варианты: зубами от

холода стучала, ворон считала, крепко спала, делала зарядку).

3. Русская народная сказка «Снегурочка».

Куда позвали подружки Снегурочку? (варианты: в кинотеатр, к себе домой, в лес, в кафе).

Во что превратилась Снегурочка? (варианты: в облако, в лужу, в привидение, в одуванчик).

4. Словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев».

За какими цветами девочка пошла в лес зимой? (варианты: за тюльпанами, за подснежниками, за ромашками, за ландышами).

Какой месяц помог девочке набрать цветов? (варианты: февраль, март, апрель,

5. П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Как звали девочку-сиротку, которую взял к себе Кокованя? (варианты: Малаша, Дуняша, Мурёнка, Дарёнка).

Что выбивал козлик своим копытцем? (варианты: драгоценные камни, серебряные монеты, уголь, золото).

6. Братья Гримм «Госпожа Метелица».

Что делала Метелица для того, чтобы на улице пошел снег? (варианты: она варила

кашу; она сердилась; она смеялась; она взбивала свою перину).

Где находился дом Метелицы? (варианты: в лесу, в колодце, в Москве, в пещере).

7. Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

Сколько голов было у мышиного короля? (варианты: одна, ни одной, семь, три).

Что сделала Мари, чтобы победить мышиного короля? (варианты: поставила мышеловку, принесла кота, угостила мышиного короля сыром, бросила в него

свою туфлю).

8. Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

Кого вместе с Гердой отпустила Маленькая разбойница? (варианты: голубей, северного оленя, лису, Кая).

Кто провел Герду во дворец принца и принцессы? (варианты: ворон, Снежная королева, кошка, мышка).

9. С. Топелиус «Зимняя сказка».

Какие имена были у двух старых сосен? (варианты: Подопригору и Зацепиоблако,

Поймайтучу и Проткнинебо, Подопринебо и Зацепитучу, Подопритучу и

Зацепинебо).

За какое доброе дело тучи наградили детей? (варианты: они полили деревья; они

отпустили зверей из силков; они помогли отцу срубить деревья; они убрали

мусор в лесу).

10. А. Лукьянова «Почему снег белый».

Какая из четырех сестер была самой умной? (варианты: Осень, Зима, Весна, Лето).

Почему у Зимы закончились краски? (варианты: она их пролила; она их забыла;

она отдала свои краски сестрам; у нее их не было).

Подведение итогов.

Задание № 5 «Выложи слово» (эстафета).

(Буквы, 2 обруча, образец слова). Команды строятся колоннами за линией старта.

Ведущий:

Этот конкурс на быстроту и на внимательность. Каждый игрок добегает до обруча, выбирает нужную букву, бежит с ней до обозначенного места, кладет и возвращается обратно. Следующий игрок может бежать только после передачи эстафеты. Победит команда, которая быстрее и правильно выложит нужное слово. Это слово написано перед вами («вечность»). Победители получат 1 балл.

Подведение итогов.

Задание № 6 «Помогите найти сказку».

(Для первой команды - «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Зимняя сказка». Для второй команды - «Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Емеля», «Щелкунчик и мышиный король»).

Ведущий:

Перед вами на столах разложены карточки, на которых написаны названия сказок. На других карточках нарисованы герои сказок. Помогите им попасть в свою сказку. Под каждым названием выложите картинки героев этой сказки.

Подведение итогов.

Задание № 7 «Сказки бывают разные».

Ведущий:

На занятии мы с вами говорили, что у сказок бывают разные авторы. Какие бывают сказки? (Авторские и народные).

Вам на стол положили две карточки. Одна из них обозначает авторскую сказку, а другая – народную. Подумайте и разложите названия сказок на два столбика: под карточкой с одним смайликом – авторские, под карточкой, где много смайликов, - народные.

Подведение итогов. 1 балл присуждается за каждый правильный ответ. В этом задании можно заработать дополнительные баллы, если ребята смогут назвать авторов сказок.

Задание № 8. «Расскажите сказку по-новому».

Ведущий:

А сейчас команды превратятся в авторов сказок. Давайте вспомним, чем заканчивается сказка «Снегурочка». У сказки печальный конец. А вы сейчас придумайте необычный, счастливый конец для этой сказки. Чья сказка закончится интереснее, та команда и получит балл.

Подведение итогов.

Награждение команд.

Елена Какинская
Литературная викторина «По дорогам зимних сказок»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, игровая.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о народных сказках и сказках детских писателей на зимнюю тему.

2. Развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать творческое воображение, речь, ассоциативную память, мышление и слуховое внимание.

3. Воспитывать дружелюбие, честность, справедливость. Воспитывать любовь к устному народному творчеству и к авторским сказкам. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего характера.

Материал: иллюстрации к сказкам, книги, предметы (ведерко, корзинка, шапка, волчий хвост, роза, горшок, печь, рукавица, видеоматериалы, маски животных, декорации, фишки.

Предварительная работа:

1. Чтение и слушание в аудиозаписи народных сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза» и авторских сказок В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

2. Беседы по их содержанию.

3. Совместные и самостоятельные игры с настольным театром.

4. Просмотр мультфильма «Мороз Иванович», «Снежная королева».

Ход викторины.

Ребята, мы много читали сказок. А вот хорошо ли вы их помните? Сегодня мы это выясним. Приглашаю вас принять участие в литературной викторине под названием «По дорогам зимних сказок».

При этом надо соблюдать определенные правила викторины:

1. Ведущий задает вопрос каждой команде по очереди.

2. Если игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде соперника.

3. За правильный ответ дается фишка.

4. В конце викторины выявляется команда-победитель, набравшая большее количество фишек.

Все участники разбиваются на 2 команды:

команда девочек – «Марьюшки» и команда мальчиков «Иванушки».

Итак, путь.

Задание № 1 «Назови сказку» .

Внимание на экран. Я показываю иллюстрации к сказкам о зиме, а вам надо правильно назвать сказку (командам предлагаются иллюстрации к сказкам: «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева»).

Задание № 2 «Загадки» .

Вы должны прослушать загадку до конца и дать ответ.

1. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»)

2. В какой сказке домашние животные жили в лесу? («Зимовье зверей»)

3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

4. Кого в сказках величают - батюшка? (медведь)

5. Какой подарок старик хотел сделать старухи из лисьей шкуры? (воротник)

6. Кто из Морозов моложе: Мороз – Синий нос или Мороз – Багровый нос? (Мороз – Синий нос) .

7. Что увидела Рукодельница под периной у Мороза Ивановича? (зеленую траву)

8. Какое слово должен был выложить Кай в замке Снежной Королевы? (вечность)

Задание № 3 «Чей предмет?» .

Ребята, в сказках все время происходят какие-то чудеса. Сегодня я в нашем садике нашла сундучок. Чей он, я не знаю? Давайте с вами откроем и посмотрим, что в нем лежит. (открывает) Смотрите, какой-то конверт. (читает)

«Здравствуйте ребята. Я нашел в лесу какие-то предметы, а вот кому они принадлежат, не знаю. Помогите вернуть вещи хозяевам. Морозко»

Поможем? (Да)

(Дети по очереди вытаскивают из сундучка предмет и называют чей это предмет или из какой сказки) .

Задание № 4 «Собери сказку» .

Каждой команде я даю конверт, в нем лежит разрезанная картинка к сюжету сказки. Вам необходимо собрать ее и определить название сказки.

Задание № 5 «Найди ошибку» .

Вспомните и дайте правильное название сказки.

1. «Зимовье друзей».

2. «Перчатка».

3. Девочка – снежинка».

4. «Заюшкин теремок».

5. «Лисичка-синичка и серый бок».

6. «Песочная королева».

7. «Двенадцать дней».

8. «Мороз Петрович».

9. «Сосулечка».

10. «По щучьему хотению».

Задание № 6 «Третий лишний?» .

Угадайте, что или кто здесь лишний? И почему?

1. Месяцы, подснежники, репка.

2. Снегурочка, журавль, костер.

3. Лиса, ведро, колодец.

4. Волк, Иванушка, рыба.

5. Трава, мужик, барин.

6. Избушка, синичка, заяц.

7. Перина, рукодельница, прорубь.

8. Щука, прорубь, малина.

Задание № 7 «Угадай, кто сказал»

Герой какой сказки говорил следующие фразы:

1. «Ловись, рыбка, больша и велика». («Лисичка-сестричка и серый волк»)

2. «Хочу, чтобы ведра сами домой пошли и вода бы не расплескалась». («По щучьему велению») .

3. «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная». («Заюшкина избушка») .

4. «Я не боюсь злых чар! Пусть она только прилетит, я посажу ее прямо на печь и она растает». («Снежная Королева») .

5. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)

6. «Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела» («Два Мороза»).

Задание № 8 «Найди пару» .

Вам надо правильно составить пару.

* Снежная Королева – ледяной дворец.

* Емеля – щука.

* Заяц – лубяная избушка.

* Девочка – подснежник.

* Звери – домик.

* Снегурочка – облако.

* Морозко – сундук.

* Лиса – рыба.

Русская народная игра «Бабушка Маланья» (см. приложение).

Задание № 9 «Покажи сказку» .

Инсценировка украинской народной сказки «Рукавичка».

Задание № 10 «Кроссворд».

У меня в руках письмо, а от кого оно вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. В клетки нужно вписать по буквам отгадку.

Загадки к кроссворду:

1. Самое хитрое животное в русских народных сказках. (лиса)

2. Она в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. (Ленивица)

3. Хочу - на печке прокачусь,

Хочу - со щукой обнимусь. (Емеля)

4. Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (лягушка)

5. Ходит по двору будильник

Разгребает лапкой сор,

Расправляет с шумом крылья

И садится на забор. (петух)

6. Кто наградил старикову дочку и наказал старухину дочку? (Морозко)

7. Она – царица всех цветов,

Но погибает от мороза

И вот ответ уже готов.

Вы догадались? Это… (роза)

8. Сказочный вид транспорта с трубой. (печь)

9. Четыре копытца,

Пестры все бока,

Похож на корову,

Но нет молока. (бык)

10. Имя мальчика, которого искала Герда. (Кай)

А теперь прочитайте слово (слева – направо, которое «спрятано» в закрашенных клетках. (Снегурочка) Молодцы, с заданием вы справились.

А сейчас волнительный момент, мы узнаем победителя этой викторины.

Награждение (в «письме от Снегурочки» лежат медали за участие в викторине).

Наша викторина подошла к концу, спасибо вам за активное участие. Вы нас очень порадовали тем, что так хорошо знаете сказки. И в конце еще один сюрприз – мультфильм «Снегурочка».

Приложение.

Русская народная игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей. (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.).

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

С такой головой.

С такой бородой,

Ничего не ели,

Целый день сидели, (присаживаются на корточки)

На нее глядели,

Делали вот так (повторяют за ведущим движения)

Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.


Внеурочное занятие в начальной школе на тему: волшебные зимние сказки
Автор: Исакова Лидия Васильевна, воспитатель ГПД МБОУ «Выездновская средняя общеобразовательная школа», Нижегородская область, Арзамасский районНазначение: разнообразные задания и вопросы помогут детям вспомнить и закрепить свои знания о зимних сказках и их героях, а также принесут им положительные эмоции от занятия. Цель: закрепление у детей ранее полученных знаний о любимых сказках. Задачи:1. Организовать досуг учащихся. 2. Привлечь внимание детей к литературному творчеству, воспитывая интерес к чтению.3. Вспомнить и закрепить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок о зиме.Все дети любят сказки. Есть множество сказок, в которых царствует зима. Волшебная, чарующая, задорная. В данной литературной игре по сказкам о зиме вы вновь встретитесь с героями популярных зимних сказок.
1.Что увидела Рукодельница в колодце у Мороза Ивановича, когда взбивала ему перину (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)? (Зеленую травку-озимые хлеба)

Озимые культуры - это однолетние растения (озимые пшеница, рожь, ячмень, рапс, рыжик, вика и др.), высевают на полях осенью; дают они урожай на следующий год. Более урожайны, чем культуры, посеянные весной.2.В какой сказке лишь храброму Петушку удалось выгнать Лису из домика Зайки? (Заюшкина избушка)

3. Каким образом волк из русской народной сказки «Лиса и волк» ловил рыбу в проруби? (Хвостом)
4. Какое транспортное средство в русской народной сказке «По щучьему велению» отправилось домой само по желанию Емели? (Сани:«Ступайте, сани, домой сами…»)

5. Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками? (Зима в Простоквашино)

6. Профессор учит своенравную девочку - Королеву. Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ - тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Кто автор и как называется эта сказка, в которой зимой чудесным образом появились подснежники? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)

7. Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? (Зеркало)

8. Какое слово нужно было собрать Каю из осколков льда в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», чтобы стать «самому себе господином», и чтобы получить от королевы «весь свет и пару новых коньков»? (Вечность)

9. Как звали главную героиню австрийской сказки «Госпожа Метелица»? (Мария)

10. Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу под елью?(«Тепло ли тебе, девица?»)

А сейчас послушайте сказку, о детях Деда Мороза»(р.н.с)У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.Позвал Дед Мороз своих детей и говорит:- Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.Начал рассказывать Ветер:- Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.Лёд сказал:- Я на реках мосты построил.Иней говорит:- Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!Снежинка рассказала:- Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.- Хорошо, дети, - сказал Дед Мороз. - Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.
12. Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»? (Мороз Красный нос и Мороз Синий нос)

13. Какое чудо увидела девочка Даренка в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»?(Она увидела, как Серебряное Копытце ножкой постукивал, и как драгоценные камни-хризолиты сыпались вокруг).

14.В какой сказке и почему уточка осенью не смогла улететь на юг? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», у уточки было сломано крыло)
15. Самый известный новогодний балет был написан П.И. Чайковским по мотивам сказки Т.А. Гофмана. О каком балете идёт речь? (Щелкунчик)

16. Вспомните сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка». Из чего была скатана Снегурочка, чем пригрета?(«Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена»).«Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать… Разбежалась Снегурочка и прыгнула…» Что случилось со Снегурочкой в этой сказке? (Снегурочка растаяла)


Приложенные файлы

Литературная викторина " Путешествие в зимнюю сказку". Задачи: 1. Уточнить и расширить знания детей о русских народных сказках и сказках детских писателей на зимнюю тему. 2. Закрепить умение выразительно отвечать на вопросы полным предложением. 3. Развивать речь, воображение, мышление, слуховое внимание. 4. Воспитывать дружелюбие, честность и справедливость в игре, бережное отношение к книгам. 5. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего характера. Материал: иллюстрации к сказкам, книги, предметы (ведерко, рыбка, саночки, веретено, цветок, колечко), фишки. Предварительная работа: 1) Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок " Заюшкина избушка", " Лисичка-сестричка и серый волк ", " По щучьему веленью", " Снегурочка", " Зимовье зверей". 2) Беседы по их содержанию. 3) Оформление выставки иллюстраций и книг о зиме. 4) Совместные и самостоятельные игры с настольным театром. 5) Просмотр видеофильма "Морозко", "Снежная королева", мультфильма "Мороз Иванович". Работа с родителями: родителям рекомендуется побеседовать с детьми по содержанию сказок Г.Х. Андерсена "Снежная королева". В.Одоевского "Мороз Иванович", "Два Мороза " в обработке М. Михайлова. Ход игры Вступительная часть. - Ребята, а вы любите сказки? Много сказок знаете?Вот мы сейчас и узнаем. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но наше путешествие будет не обычным, а сказочным. Приглашаю вас принять участие в литературной викторине под названием " Путешествие в зимнюю сказку". При этом надо соблюдать определенные правила викторины: 1) Вопрос задается ведущим каждой команде по очереди. 2) Если игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде-сопернице. 3) За правильный ответ дается фишка. 4) В конце викторины выявляется команда - победитель, набравшая большее количество фишек. Все участники разбиваются на 2 команды: команда девочек - "Марьюшки", команда мальчиков - " Иванушки". Итак, в путь! Конкурсы викторины. 1 . " Назови сказку " Ведущий: -Я показываю иллюстрации к сказкам о зиме. Вам нужно дать название сказки и её автора, если он есть. (командам предлагаются иллюстрации к сказкам "Лисичка-сестричка и серый волк ", " Зимовье зверей ", " Снегурочка ", " Заюшкина избушка ", " По щучьему веленью ", королева ", " Снежная " Два Мороза ", " Мороз Иванович ".) 2. " С чего начинается сказка?" Ведущий: -Рассказать, с каких слов начинается сказка. Команде " Марьюшки " предлагаются сказки " Заюшкина избушка", " Зимовье зверей", " Снегурочка". Команде " Иванушки" - " По щучьему веленью", " Два Мороза", " Лисичка-сестричка и серый волк". Ответы. " Заюшкина избушка". Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца - лубяная. " Зимовье зверей". Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно! " Снегурочка". Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь: и корова, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. " По щучьему веленью". Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий- дурачок Емеля. " Два Мороза". Гуляли по чистому полю два Мороза, два родные брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали. " Лисичка-сестричка и серый волк". Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе: " Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой". 3. " Отгадай загадку" Ведущий: -Вы должны прослушать загадку до конца и дать ответ: кто этот сказочный герой? Загадки. 1) Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. 2) Красная девица грустна: Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! 3) Владеет она льдом и стужей И снежной вьюгой злою кружит. На снежных санях по небу летала, Коснулась мальчика, поцеловала. 4) На снежных санях Королева По зимнему небу летала. Коснулась мальчика невзначай. Холодным, недобрым стал... (Кай). Динамическая пауза " Сказка даст нам отдохнуть ". Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем и снова в путь. Нам советует Мальвина: " Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево-вправо 10 раз". Вот Дюймовочки слова: "Чтоб была спина прямая, Поднимайся на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. 1 - 2 - 3 - 4 - 5." Красной Шапочки совет: " Если будешь бегать, прыгать, Проживешь ты много лет. Повтори-ка ты опять, 1 - 2 - 3 - 4 -5." -Дала нам сказка отдохнуть, И пойдем мы дальше в путь. 4. Конкурс капитанов Ведущий: -Я буду говорить словами героев сказок, капитаны должны назвать, кто это сказал и в какой сказке. Задания: 1) " Ловись, рыбка, и мала и велика!" 2) " Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть". 3) " Хочу, чтобы ведра сами домой пошли и вода бы не расплескалась". 4) " Я не боюсь злых чар! Пусть она только прилетит, я посажу её прямо на печь, и она растает". 5) "Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?" 6) Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела". 5. " Вопрос - ответ " Ведущий: -Каждой команде по очереди задается вопрос. 1. У какого месяца из сказки " Двенадцать месяцев" изначально был посох? (у Декабря) 2. Какой подарок старик хотел сделать старухе из лисьей шкуры? (воротник) 3. Назови домашних животных из сказки " Зимовье зверей". (бык, баран, свинья, кот) 4. Кто из Морозов моложе: Мороз- Синий нос или Мороз-Багровый нос? Мороз - Синий нос) 5. Что произошло с Настенькой, когда она коснулась посоха Деда Мороза? 6. На чем разъезжал Емеля? 7. Какое слово должен был выложить Кай в замке Снежной Королевы? ((вечность) 8. Что увидела Рукодельница под периной у Мороза Ивановича? (зеленую травку, цветы) 6. Конкурс " Волшебный мешочек" Ведущий: -В волшебном мешочке находится предмет, имеющий отношение к какой-либо сказке. Назвать эту сказку. (Ведущий по очереди достает саночки). колечко, рыбку, цветок, ведерко, веретено, 7. " Книжкины правила" Детям напоминают правила обращения с книгами: 1. Книги необходимо брать чистыми руками. 2. Книги нельзя рвать, мять. 3. Нельзя рисовать на книгах, загибать углы. 4. Книги любят тишину. 8. Подведение итогов викторины Подсчет количества фишек, набранной каждой командой в ходе игры-викторины. Награждение победителей. Вручение призов участникам.

Литературная викторина по зимним сказкам для старшего дошкольного возраста

Жукова Наталья Алексеевна воспитатель

Цель: Закреплять и уточнять знания детей о зимних сказках.

Задачи :

Развивать у детей творческие способности, речь, память, логическое мышление;

Приобщать детей к народной культуре - знанию сказок;

Воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;

Создать доброжелательную обстановку, веселое настроение, желание побеждать.

Оборудование:

Рисунки с изображением героев зимних сказок: Лисичка - сестричка, Щелкунчик, Снегурочка, Серебряное копытце. ИКТ: фото - сказочные панорамы: «Лисичка – сестричка и серый волк», «Серебряное копытце», «Зимовье», «По щучьему велению» . Музыкальные композиции. Атрибуты: елка, пенек, кушетка с «периной», шарфики для снежинок, сосульки для заданий (для поощрения); сундучок с предметами: лисичка, лапоть, рыбка, снеговик, конверт, Дед мороз, посох, дед, рукавичка, Емеля, печка; книги (подарки);

Предварительная работа:

Чтение зимних сказок: “Морозко”, С.Я. Маршак “Двенадцать месяцев”, “Снегурочка”, “Зимовье зверей”, “Лиса и заяц”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Два Мороза”, “По щучьему велению...”, В.И.Даль “Лиса – лапотница”, “Рукавичка”, Эрнст Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

Драматизация отрывков из сказки.

Рисование вместе с родителями и в группе: «Любимый герой зимней сказки».

Просмотр дома мультфильмов и фильмов по зимним сказкам .

Дидактические игры: «Сказочная фигура замри», «Зимняя фигура», «Найди книгу по зачину», «Загадки и отгадки», «Подбери герою предмет», «Выбери правильный ответ», «Пазлы».

Просмотр выставок панорам по зимним сказкам.

Ход мероприятия –

Дети под музыку вбегают в зал и выполняют движения, садятся на свои места.

Воспитатель . Здравствуйте, дети. Здравствуйте, гости. Меня зовут Сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки ?

Дети . Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. Чем сказка отличается от других жанров? Сказка – это

Дети удивительный, волшебный мир, в сказке происходят самые необыкновенные чудеса, превращения, животные разговаривают, вещи оживают...

Воспитатель. У сказок бывают разные авторы. А кто сочиняет сказки?

Дети . Народ, писатели и поэты.

Воспитатель. Значит, какие бывают сказки?

Воспитатель. Сказки – это древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Народ их передавал из уст в уста, из поколения в поколение. Читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный и таинственный мир. Поможет нам попасть в этот мир музыка П.И.Чайковского «Нянины сказки» . (Звучит музыка «Нянины сказки» Чайковского)

Закрывайте все глаза, Отправляемся, друзья,
В чудо сказку – вы и я!

Воспитатель . А вы много сказок знаете? Есть сказки, в которых царствует зима: волшебная, чарующая, задорная. Вы их, без сомнения, хорошо знаете, и я предлагаю вам провести литературную викторину по зимним сказкам. Давайте поприветствуем друг друга, команду – «Снежинка» и команду – «Снеговик».Ваша задача внимательно слушать задания и правильно их выполнить. За каждый правильный ответ, команда получает сосульку.

1. Разминка. «Быстрый вопрос – быстрый ответ»

1.В какой сказке домашние животные расправились с лесными хищниками? (Р.н.с.«Зимовье зверей») .

2.В какой сказке лапоть помог голодной кумушке наесться досыта? («Лиса – лапотница»В.И.Даля) .

3.В какой сказке описан необычный способ рыбной ловли? (Р.н.с.«Лисичка сестричка и серый волк»).

4.Кто из лесных обитателей спас ворону от собак? (Заяц – хваста).

5.Назовите «волшебные» слова, чтобы рыбалка стала удачной. (Ловись рыбка и мала, и велика) .

6.Какие слова помогли лисе напугать защитников зайца? («Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»).

2.«Живые картинки»

Я предлагаю вам посмотреть театральные этюды и отгадать название сказок.
Этюды из сказок: «Морозко», «Мороз Иванович».

Морозко:

Что за шум в моем лесу? Вижу девицу – красу. Закружусь и засвищу. (Под музыку обегает елку). Холодно ли тебе, девица? Холодно ли тебе, красная?

Настенька:

Тепло Батюшка, тепло родненький.

Этюды из сказки «Метелица», «Бабушка Вьюга»

Поскорей взобью перину, Пух взлетит под облака. Полетят вокруг снежинки, Вся покроется земля.

Танец снежинок.

Воспитатель

Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

Внимание на экран.

« Снежная Королева», «Серебряное копытце».

3.«Узнай по описанию этого героя».

Воспитатель Вы рисовали любимых зимних сказочных героев. А теперь дети одной команды дают описание сказочного героя, не называя его, а другая команда отгадывает, а потом наоборот.

1.«…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)

2.«Этот персонаж рыжий, хитрый, льстивый, лукавый, жадный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться». («Лисичка »)

3. Забавная игрушка для колки орехов, которую подарили на рождество. Большая голова с шапочкой рудокопа, тонкие ножки, добрые глаза, ласковая улыбка (Щелкунчик).

4. У него на правой передней ноге необычное копытце. Летом шерстка буренькая, а зимой серенькая. Всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой, и рожки о пяти ветках. (Серебряное копытце).

Физкультминутка.

Песня - хоровод «Шел по лесу Дед Мороз». (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

4.«Угадай картинку» .

Воспитатель. Внимание на экран. Картинка откроется, если вы определите название сказки, прослушав зачин.

(Дети отгадывают сказку по одной строчке, на экране открывается картинка, фото - панно по сказкам)

1.Жил – был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок Емеля. (По щучьему велению»).

2. Жили себе дед да баба. Как – то раз дед и говорит бабе: »Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.» («Лисичка – сестричка и серый волк»).

3. Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. (Зимовье») .

4.Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. («Серебряное копытце»).

Воспитатель.

Все загадки отгадали и героев всех назвали.

5. «Сундучок». (В нем предметы и герои из сказок).

Воспитатель. А посмотрите, какой сундучок я вам приготовила . В нем лежат сказочные герои и предметы, которые им принадлежат. Подойдите к сундучку и возьмите только один предмет. Я предлагаю вам погулять и найти пару, каждому герою свою вещь.

6. Сказки-перевертыши. (Воспитатель говорит сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки). Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?

Воспитатель. Я вам произнесу название, а вы исправьте ошибки.

​ «Лиса Патрикеевна и зеленый волк»; («Лисичка -сестричка и серый волк»)

​ «По китову веленью»; («По щучьему веленью»)

​ «Дарьюшкина избушка»; («Заюшкина избушка»)

​ «Варежка»; («Рукавичка»)

​ «Одиннадцать месяцев»; («Двенадцать месяцев»)

​ «Три Мороза», («Два Мороза»).

Воспитатель . Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали

7. «Сказочная фигура замри».

Воспитатель Дети, я предлагаю вам поплясать. А как только музыка закончится, вы превращаетесь в зимнего сказочного героя, и замираете. Оживает тот, до кого я дотронусь волшебной снежинкой.

Воспитатель . Время подвести итоги. Давайте посчитаем ваши сосульки Дети, вот и закончилось наше путешествие в мире чудес и волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь и справились со всеми заданиями. А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

И в дар от меня прошу принять эти книги, стоит вам открыть ее и вы снова, отправитесь в сказочный мир. Ну а мне пора, до новых встреч.