Библейские всадники апокалипсиса. Четыре всадника апокалипсиса

В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, - самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие.

О десяти наиболее известных из них «Фома» попросил рассказать Антона Небольсина, профессора ПСТГУ, уже много лет занимающегося изучением текста Апокалипсиса.

24 старца

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые вен цы (Откр 4 :4).

На сегодняшний день в библеистике существует два основных подхода к истолкованию этого образа. Одни понимают старцев как представителей всей полноты Церкви - ветхозаветной и новозаветной. Другие же настаивают на том, что эти старцы представляют только ветхозаветное человечество.

Первые толкователи опираются на то, что в Апокалипсисе говорится и о двенадцати коленах Израилевых, и о двенадцати апостолах (например, Откр 21 :12–14), и таким образом число 24 можно понимать как двенадцать, помноженное на два (таково толкование святителя Андрея Кесарийского - автора классического для византийской традиции толкования на Апокалипсис (VI–VII вв.)).

Представители же второй группы настаивают на том, что 24 старца символизируют ветхозаветное человечество, будучи образами авторов священных книг Израиля, которых, согласно одной из иудейских традиций, было как раз 24. Это толкование представлено у автора древнейшего дошедшего до нас полностью толкования на Апокалипсис Викторина Петавийского (умер в нач. IV в.). Кроме того, некоторые комментаторы усматривают в образе 24 старцев 24 чреды священников и храмовых музыкантов, установленных царем Давидом (1 Пар 24 , 25 ), и, соответственно, 24 старца символизируют Израиль в его богослужебном предстоянии перед Богом в ожидании прихода Мессии.

Старцы. Анжерский гобелен, XIV век

Четыре животных

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4 :6–8).

Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов - шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу.

Книга, запечатанная семью печатями

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5 :1)

Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной.

В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.

Понимание запечатанной книги в смысле Библии представлено, в частности, у Викторина Петавийского. Суть этого толкования заключается в том, что Христос - Единственный, Кто может снять печати с Божественного Писания, то есть открыть его подлинный смысл, тогда как без обращения к Нему смысл священных книг остается скрытым и непознанным. Понимание книги как замысла Бога о мире подчеркивает, что без жертвенного служения Христа этот замысел не может быть реализован. В толковании же Андрея Кесарийского совмещаются оба этих взгляда. По его словам, «книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о сем (этом) божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб», а также «под книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию исполнились в Евангелии (Лк 24 :44), но совершенно исполнятся в последние дни».

Агнец, открывающий книгу с семью печатями. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 21)

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5 :6)

Агнец - основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5 :9).

С этим связано и неоднократное подчёркивание значения пролитой Агнцем крови (Откр 5 :9; 7 :14; 12 :11). Разные мнения высказываются лишь о том, каковы истоки самого образа Агнца. Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного, подлежащего закланию, указывают на пасхального агнца из книги Исход (гл. 12), кровь которого, будучи нанесенной на косяки дверей, избавляла евреев от гибели во время десятой казни египетской (в Евангелии от Иоанна пасхальный агнец напрямую сопоставляется с распятым Христом - Ин 19 :36), а также на сравнение с агнцем невинно страдающего и несущего на себе грехи человечества Раба-Отрока Господня (образ, однозначно относимый в христианской традиции к Иисусу) из книги пророка Исайи (Ис 53 :7).

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале

Четыре всадника

Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6 :2). И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6 :4). Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей (Откр 6 :5). И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6 :8).

Вслед за снятием Агнцем первых четырех печатей с запечатанной книги перед нами последовательно появляются четыре всадника: на белом, огненно-рыжем, вороном, то есть черном, и «бледном» коне. Последние три очевидным образом обладают негативной символикой, указывая на такие бедствия, как война, голод и мор. Интересно, что в оригинальном греческом тексте о цвете четвертого коня сказано «зеленый». Как правило, такой цвет понимается метафорически, как указание на нездоровый цвет лица смертельно больного человека. Отсюда и традиционный перевод «бледный».

Первый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000-1020)

Что касается первого всадника, то с пониманием этого образа дело обстоит гораздо сложнее. Белый цвет коня и характеристика сидящего на нем как «побеждающего» указывает на то, что этот всадник - носитель спасения. Это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Таким и было доминирующее в святоотеческую эпоху толкование: первый всадник понимался либо как образ Самого Христа (Ириней Лионский), либо как образ торжествующей евангельской проповеди (Андрей Кесарийский).

Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.

Такое восприятие четырех всадников отражено в знаменитой гравюре Дюрера.

Два свидетеля

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11 :3).

Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром.

Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников - Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви - от эпохи апостолов до конца мира.

Притча о двух свидетелях. Миниатюры из Апокалипсиса. Нач. XIV в. (Cantabr. Corp. Chirst. 20. Fol. 25v)

Жена, облеченная в солнце

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12 :1–2).

С древности и до наших дней жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. Такое понимание имеет глубокие библейские корни. В пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения Бога Израилева и Его народа представлялись как супружеские, отсюда и многочисленные образы Израиля как жены. Эта традиция продолжается в новозаветных писаниях с той только разницей, что в роли Жениха или Мужа предстает Христос (Мф 9 :14–15; 25 :1–13; Ин 3 :29; Еф 5 :22–33; 2 Кор 11 :2; Откр 19 :7–9; 21 :2, 9).

Различия между древним и современным пониманием символа жены, облеченной в солнце, касаются интерпретации образа ее сына. Если для священномученика Мефодия Олимпийского и святителя Андрея Кесарийского сын - это обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, то для большинства современных библеистов он символизирует Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.

Видение ап. Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.)

Дракон

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12 :3–4).

Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12 :9). Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей.

Видение апостола Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.).

Два зверя

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13 :1).

И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13 :11).

В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой - из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя - это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество.

Зверь, выходящий из моря.

Первый зверь - воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача - обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16 :13; 19 :20; 20 :10).

Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго - символ института жречества императорского культа.

Зверь из земли.

Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр 17 :1–3).

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21 :9–10).

Два этих безусловно грандиозных образа противопоставлены друг другу. Новый Иерусалим - символ совершенного единения христиан с Богом в будущем веке, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить. В описании города доминирует символика числа 12 (Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21 :12), традиционно связанного с образом Церкви (12 колен Израилевых, 12 апостолов).

Напротив, Вавилон - образ богоборческого единения людей во грехе, образ, если угодно, «анти-Церкви». Неслучайно блудница показана сидящей на багряном звере, в котором можно узнать зверя, вышедшего из моря, хотя некоторые толкователи видели в нем самого дракона-диавола. Это сатанинское единение грешников показано как жизнь, сосредоточенная на удовлетворении своих греховных страстей. Кроме того, образ великой блудницы Вавилона демонстрирует обольстительную силу зла.

Вавилонская блудница на звере. Миниатюра из Апокалипсиса. До 1072 г. (Paris. Lat. 8878. Fol. 52v)

Послесловие, или Почему текст Апокалипсиса такой запутанный

У неподготовленного читателя Апокалипсиса может возникнуть вопрос: почему этот текст написан так запутанно и зачем нужно было наполнять его таким огромным количеством символов, вместо того чтобы рассказать о будущем конце мира четко и недвусмысленно? Да, Апокалипсис написан сложно, но ни в коем случае не запутанно.

Книга отличается стройной и до мелочей продуманной композицией, внимательное изучение которой позволит увидеть последовательно разворачивающуюся перед нами повествовательную и драматургическую логику текста. Мир символов Апокалипсиса действительно очень многообразен и может создать впечатление беспорядочной калейдоскопической пестроты. Однако большинство образов книги имеет очевидные ветхозаветные истоки, и создаваемый библейскими повествованиями контекст позволяет преодолеть большинство возникающих при толковании Апокалипсиса затруднений. А писать четко и недвусмысленно в житейском смысле о вещах божественных невозможно. Ни одна из библейских книг не является простой для понимания.

Нужно иметь в виду, что речь в Священном Писании идет о Боге и Его деяниях, а человек в силу своей ограниченности и греховности не в состоянии понимать Божественный мир с той же степенью очевидности, что и дела житейские. Сложный язык Писания вообще и Апокалипсиса в частности свидетельствует о том, что от человека для постижения Божественной реальности требуется серьезный труд - как духовный в самом общем смысле слова, так и специфически читательский.

При этом нужно помнить, что всё Священное Писание богодухновенно и, соответственно, его смысловое содержание никогда не может считаться исчерпанным имеющимися толкованиями. Многообразие интерпретаций отражает бездонность Божественной мудрости, которая априори несоизмерима с человеческой ограниченностью. Любое наше нынешнее знание несовершенно, и узнать, что есть «на самом деле», мы сможем лишь в будущем веке, как об этом пишет апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор 13 :12). Потому можно сказать, что и текст Апокалипсиса будет понят нами до конца, когда свершатся все события, символически описанные в этой книге.

Вообще, специфической особенностью Откровения Иоанна Богослова является огромное количество перекличек с другими библейскими книгами, в силу чего Апокалипсис оказывается своего рода резюме всей Библии. Читая его, христианин погружается в мир Слова Божия во всем многообразии его проявлений в священных книгах и как бы заново проходит через всю Библию.

Однако для того, чтобы, читая текст Откровения, не навредить себе, напридумав в своей голове различных нелепиц, не имеющих ничего общего с учением Церкви, нужно соблюдать определенную «технику безопасности». Она проста: в процессе чтения Апокалипсиса необходимо обращаться к литературе, которая способна помочь его корректному пониманию.

Во-первых, это Священное Писание . Апокалипсис нужно читать в контексте всей Библии, ни в коем случае не воспринимая его свидетельство изолированно. Во-вторых, это святоотеческие книги , так или иначе связанные с толкованием Откровения Иоанна Богослова. И, в-третьих, это посвященные ему труды серьезных современных ученых-библеистов. Обращение к указанной литературе способно обезопасить читателя Апокалипсиса от духовного вреда.

Из библейских книг для понимания Апокалипсиса особенно важны тексты великих пророков, прежде всего Иезекииля и Даниила, книга пророка Захарии, а также книга Исход и второй псалом. Из святоотеческих трудов, наряду с классическим толкованием Андрея Кесарийского, следует отметить труд о «Христе и антихристе» священномученика Ипполита Римского, относящиеся к Апокалипсису фрагменты «Пира десяти дев» священномученика Мефодия Олимпийского (Патарского), а также двадцатую книгу «О граде Божьем» блаженного Августина.

Что касается современной литературы, посвященной Апокалипсису, можно указать на комментарии священника Николая Орлова (Апокалипсис св. Ионна Богослова. Опыт толкования. М. 1904; переиздано: СПб., 1999), Н. Н. Глубоковского (Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова. Джорданвилль, 1966; переиздано: СПб., 2002), протоиерея Сергия Булгакова (Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948; переиздано: М., 1991) и архимандрита Ианнуария (Ивлиева) (И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. М., 2015).

Замечательным примером современного русскоязычного научного исследования, посвященного Апокалипсису, является монография В. А. Андросовой «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» (М., 2013). Хорошим введением в связанную с Откровением Иоанна Богослова проблематику может служить статья в Православной энциклопедии «Иоанна Богослова Откровение» (т. 24, с. 705–745).

Первый из всадников должен появиться после снятия Агнцем первой из семи печатей, в руках его лук, а на голове его венец. В книге Откровений говорится, что всадник этот выглядит «победоносно» и «придет, чтобы победить». Толкователи по-разному трактуют эти слова, одни уверены, что вид и белый цвет его коня символизируют правду и победу правды над ложью, другие считают, что он, напротив, символизирует приход на землю Отца Лжи – Антихриста, Сатаны. Однако слова его и вид люди будут принимать за правду и поклонятся ему, таким образом, он победит и принесет много горя вероотступникам.
Первого всадника Апокалипсиса еще называют «Чумой», что тоже весьма символично с точки зрения теологии. Это может трактоваться как какое-либо лже-учение, которое по масштабам сравнимо с чумной пандемией.

Всадник на рыжем коне

Когда Агнец снимет вторую печать, на землю ступит второй всадник , он будет восседать на рыжем коне с большим мечом в руках. Этому всаднику суждено «взять мир с земли», чтобы люди убивали друг друга. Второй всадник традиционно символизирует , настолько масштабную и разрушительную, что она должна затронуть все уголки мира.

Конь рыжего цвета олицетворяет пролитую кровь, а т.к. ему предшествовало появление первого всадника, это, по мнению исследователей, должно означать, что начнется война и прольется много крови вскоре после его прихода. Скорее всего, имеется ввиду пришествие на землю Антихриста и, вероятно, он ее и развяжет.

Всадник на вороном коне

Третий всадник Апокалипсиса появится вслед за Войной. Иоанн в своем видении слышал голос, который говорил: «хиникс пшеницы за динарий и три хиникса ячменя за динарий». Эти слова говорят о глобальном неурожае и последующем голоде, когда цены на зерно будут немыслимо высоки. В то же время всаднику было сказано, чтобы елей и вино он не , виноградники и оливковые деревья в меньшей степени пострадают от засухи. Вороной цвет традиционно считается , с этим термином отождествляются понятия тотальный или глобальный.
Так, например, бубонную чуму, разразившуюся в средневековье, назвали «Черной смертью» за то, что она выкосила треть населения Европы.

Одни толкователи склонны полагать, что второй всадник символизирует мировой голод, другие считают, что здесь Иоанн Богослов в аллегоричной форме говорит о богатых , тех кто покупает хиникс пшеницы за динарий и о тех, кто употребляет елей и вино, т.е. тех кто ходит в храм и соблюдает таинства и миропомазания. Т.е. всадник причинит зло только богатым и развращенным и не тронет верующих христиан.

Всадник на бледном коне

Четвертого всадника Иоанн Богослов называет «Смертью», он должен будет иметь власть над четвертой частью человечества, уничтоженной войной и голодом. Бледный цвет коня олицетворяет цвет кожи или человека, находящегося в предсмертной агонии. Из Откровения неизвестно, есть ли у четвертого всадника в руках какой-либо предмет. На гравюре XVI века, выполненной Альбрехтом Дюрером, в руках последний всадник несет трезубец, однако на других картинах, рисунках и иллюстрациях его изображают с косой в руках.

Последние слова, посвященные четвертому всаднику повествуют о том, что «за ним следует ад». Это может означать, что четвертый всадник будет последним, и после него начнется такой кошмар, который его современникам будет казаться адом, ведь после всадников Апокалипсиса начинают трубить , возвещая о колоссальных катаклизмах, каких еще не было на Земле.

Почти все пророки, начиная с «Апокалипсиса» святого Иоанна Богослова, среди характерных признаков апокалиптического времени указали не только социальные и , но и духовно-нравственное падение человечества, повсеместную вражду и взаимное отчуждение людей. Многие из известных пророков говорили о невероятно быстрой моральной деградации множества людей в предапокалиптические времена.

Ванга

1971 год – еще тогда Ванга говорила о резких и драматичных переменах, которые в скором времени станут происходить в жизни общества:

«В скором будущем в жизни людей произойдут большие перемены. Люди изменятся до неузнаваемости. Новые времена отмечены множеством знамений… Города и села станут рушиться от землетрясений и наводнений, от природных катаклизмов будет сотрясаться земля, плохие люди станут одерживать верх, а воров, доносчиков и блудниц будет не счесть» - сказала Ванга.

Вуди Сепп

«…Люди будут становиться все более низменными и безбожными. В конце Европа станет такой, как была 100 лет назад. Я даже вижу больше, но не могу понять это и не могу сказать это. С упадком веры все катится под гору и все становится спутанным. Никто ясно не видит. Элита уже ни во что не верит, массы сделаются безумными. В церкви они играют танцевальную музыку, и весь приход будет петь под нее. Затем они также танцуют, но снаружи будет небесный знак, который возвестит о приходе великой беды. На севере будет видно сияние, подобное никогда никто не видел, и затем огненный подымется круг…»

Григорий Распутин

«Когда время приблизится к бездне, любовь к человеку превратится в сухое растение. В пустыне того времени будут расти только два растения - растение выгоды и растение себялюбия. Но цветы этих растений возможно будет принять за цветы любви. Все человечество будет поглощено равнодушием… »

«Родятся чудовища, которые будут ни людьми, ни животными. А многие из людей, которые не будут иметь отметины на теле, будут иметь отметины в душе. А после наступит время, когда вы найдете в колыбели чудовище из чудовищ - человека без души…»

«…С созреванием времени человек станет богат языком, но не сердцем…»

Святой Мефодий Патарский

«В последние дни мира христиане не будут ценить великую благодать Божию, которая предоставлена людям, это длительный мир, великолепное плодородие земли. Они будут очень неблагодарны. Тягость греховной жизни, гордыня, тщеславие, блуд, легкомыслие, ненависть, алчность, чревоугодие и многие другие пороки будут вонючими язвами перед Богом. Многие будут сомневаться в том, что католическая вера является истинно, возможно, евреи правы, потому что они ждут Мессию. У многих из них будут ложные учения, и как следствие, непонимание. В результате Бог допустит Люцифера, и все его черты власти придут на Землю и соблазнят ее безбожных существ…»

Пророк Малахия

Малахия (около 400 года до н. э.) – Малый библейский пророк, последний из ветхозаветных пророков. «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Кн. Малах. 4,1).

Пророк Осия

Осия (IV столетие до н. э.) – библейский пророк. Жил и пророчествовал в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II. «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространилось, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все живущие на ней со зверями полевыми и птицами небесными, даже рыбы морские погибнут» (Ос. 4:2,3).

В Евангелие

Признаки апокалипсиса есть и в Евангелие от апостолов, которые предсказывают надвигающийся апокалипсис по изменившимся нравам людей. Так, у Петра описывается, как в «последние времена» люди отказываются принимать «здравый смысл», «отвращают слух» от истинных учений, становятся горды, надменны и самолюбивы. Дети перестают слушаться родителей, появляется много неблагодарных, льстецов и клеветников. В послании к Тимофею возросшее по всему миру недружелюбие, несдержанность, жестокость, похоть, потерянная «любовь к господу» предшествует грядущему концу света и Второму пришествию Христа.

Иеромонах Порфирий, старец Глинской пустыни (1868)

«Со временем падет вера в России, блеск земной (западной) славы ослепит разум, слово Истины будет в поношении. Но за Веру восстанут из Народа неизвестные миру - и восстановят попранное».

Многие православные священнослужители России, имевшие дар пророчества, уже в дореволюционные времена отметили нравственную деградацию современников и появление негативных тенденций в духовной и интеллектуальной сферах жизни общества.

Святитель Феофан Затворник (1894)

«Современное русское общество превратилось в умственную пустыню. Серьезные отношения к мысли исчезли, всякий живой источник вдохновения иссяк… Самые крайние выводы самых односторонних западных мыслителей смело выдаются за последнее слово просвещения…

Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а мы все в толк не возьмем. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня…

Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство…».

Предсказания Митара Тарабича

«…Видите ли, крестный, мир и изобилие, в которых все станут жить после второй большой войны, будут не более чем горькой иллюзией, потому что многие забудут о Боге и станут поклоняться лишь собственному человеческому разуму… А знаете, крестный, что такое человеческий разум по сравнению с Божьей волей и Божьим знанием? Меньше капли воды в океане…».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн

«Отечество наше, народ переживают сегодня лютые, тяжелейшие времена смуты и безначалия. Святыни попраны и оплеваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестных и алчных стяжателей, жрецов новой, официальной религии - культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы - любой ценой. Процесс апостасии, разложения живого и цельного христианского мироощущения, предсказанный Иисусом Христом два тысячелетия назад, близок к завершению. По всему видно, Бог судил нам стать современниками «последних времен». как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнений».

Видение Пия X

«Я видел одного из моих преемников, с тем же именем, который будет убегать по трупам своих братьев. Он будет искать убежище в некоторых тайных местах, но после короткой передышки он умрет жестокой смертью. Уважение к Богу исчезнет из человеческих сердец. Люди захотят, чтобы стерлась даже память о Боге. Это извращение не что иное, как начало последних дней мира».

Видение Вероники Люкен

Предупреждение Иисуса Христа: «Я уверяю вас, мои дети, работы на небесах прибавится, когда сотрясения начнутся на земле. Предупреждаю вас, что удар снесет дома словно ветер. При ударе кожа забудет, что была на костях человека, и слетит, словно ее никогда не было! Многие увидят это, дети мои, и не поверят, что это рука Бога поднялась на человека, потому что сердца людей затвердели в грехе, потому что грех стал образом жизни среди вас» (1977 год).

Пророчества Космы:

1. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать».
2. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».
3. «Беда придет к вам от образованных».
4. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».
5. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».
6. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».
7. «Наступит время, когда брат поднимется на брата».
8. «Придет время, когда брат будет убивать своего брата, а сын отца».
9. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».
10. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».
11. «Чтобы спастись, вы пойдете жить в другое место, а другие придут на ваше».
12. «Многие погибнут от голода; горсть золота за горсть муки; богатые станут бедными, а бедные умрут; животных не останется, съедите».
13. «Желтая раса будет править миром».

Св. Иоанн Кронштадтский (1906-1908)

«Богоматерь спасала Россию много раз. Если Россия стояла до сих пор, то лишь благодаря Царице Небесной. А теперь какие тяжелые времена мы переживаем!…

Интеллигенция наша - попросту глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу, забыла все Его благодеяния, отпала от него, сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного, дикого произвола. (…)

Но Всеблагое Провидение не оставит Россию в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказывает и ведет к возрождению. Судьбы Божие праведные совершаются над Россией. Ее куют беды и напасти. Не напрасно Тот, кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на Свою наковальню подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами перед твоим небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!.. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле..

Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники-сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и погибель их не дремлет (…). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем потому предаваться унынию, видя все ныне происходящее в мире…

Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верой во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

«Не мир, но меч»

Авторы Агни Йоги полагали, что в наши времена в мире происходит особенная, духовная фаза мировой , названной в Библии Армагеддоном. Согласно учению Живой Этики, Армагеддон происходит не только «на небесах», то есть на высших, духовных планах бытия, между высшими силами Добра и зла, но и в душах всего человечества.

В письмах Е.Рерих об этом явлении написано:

«Приведу полезную по времени Беседу: «Вы знаете, что могут быть времена хуже войны. Достаточно знаете, что мы считаем войну позором человечества. Как же тогда назвать время, которое будет хуже войны? Разве (что) назвать его гниением человечества… Некоторые считают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие! Они не замечают, что горшая война у них в недрах дома». (Из письма РерихЕ.И.)

«Армагеддон нельзя понимать как лишь физическую войну. Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди потеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, научатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате». (Из письма Рерих Е.И.)

Такого рода явления, конечно, происходят отнюдь не только в России, но и во всем мире. Просто в России, в силу исторических, политических и культурных особенностей, моральное расслоение общества происходит с особенной силой и яркостью.

В чем же причина такого явления - не только в России, но и по всему миру?

Апокалипсис начнется с процесса морального расслоения всего человеческого общества. Точней, это будет разделение людей по полюсам Света и тьмы, Добра и зла. Зачем надо такое разделение и в силу каких причин оно будет происходить?

Приход на нашу планету новых пространственных энергий, окажет мощное воздействие на духовное, психическое и физическое состояние всех людей.

Первый этап изменения биоэнергетики выразится в усиленном выявлении истинных духовно-нравственных качеств всех людей.

Под влиянием мощных космических лучей энергетическая напряженность биополя (ауры) каждого человека резко усилится. А это, в свою очередь, заставит моральную сущность человека проявиться с особенной силой в его поведении. Говоря по другому, весь духовно-этический потенциал человека отразится в его образе жизни и в его конкретных делах по отношению к другим людям.

Высший Суд над человечеством, который «обещают» все религии, фактически представляет собой разделение общества по полюсам Света и тьмы.

Как уже было сказано, во время воздействия на нашу планету новых космических энергий напряженность биополя-ауры каждого человека усилится, а вместе с тем усилятся в своих проявлениях и все моральные человеческие качества. И если негативных мыслей и чувств (а как следствие - и энергий!) в его ауре окажется больше, чем позитивных, биополе человека окажется буквально заполненным разрушительными энергиями. Оно не выдержит переизбытка негативной энергетики и «перегорит», разрушив тем самым и физическое тело.

Таким образом, «апокалиптическое» проявление, которое произойдет под влиянием новых природных условий, станет временем своеобразного морального» экзамена, предложенного Космосом человечеству. А в конечном счете - и «естественного отбора», производимого природой среди человечества. Как результат такого отбора люди, избравшие путь добра, использующие в своей жизнедеятельности позитивную энергию, при наступлении новой эпохи получат творческий импульс из Космоса - поддержку самой природы. Они смогут не только продолжать свое существование в изменившихся природных условиях, но и развить, усилить свой творческий потенциал. Но та часть человечества, избравшая своей моральной ориентацией путь эгоизма и зла, наработавшая на протяжении своей жизни только отрицательную карму, не смогут продолжить своего существования в условиях изменившейся энергетики.

Такое явление выявит истинную моральную сущность каждого человека и силы зла будут обречены на самоуничтожение.

Об этом драматическом эпизоде апокалиптических перемен говорят и евангелия:

«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов…»(От Матфея 25: 32)

«Когда тьма будет таким образом выявлена и соберется на полюсе тьмы и тем будет отделена от Света, силы разрушения превратятся в силы саморазрушения, и тьма начнет пожирать сама себя и своих отпрысков. Именно самопожирание тьмы приведет ее к своему конечному уничтожению. Она еще существует, пока питается за счет других, за чужой счет. Но конечное разделение прекратит это беззаконие, и тогда тьма пожрет сама себя. Прошло время господства тьмы. Все ближе и ближе ее конец. Усмотрите в событиях мира грозные знаки ускоряющегося разложения тьмы» («Грани Агни Йоги»).

Как было написано Откровение Иоанна и какую символическую роль в нем играет появление четырех всадников Апокалипсиса? Что олицетворяет собой каждый из четырех апокалиптических всадников? Какое развитие символика всадников Апокалипсиса получила в живописи Средневековья и Нового времени?

Что означают четыре всадника Апокалипсиса?
(Всадник апокалипсиса как символ смерти)

Самую таинственную библейскую книгу под названием Апокалипсис написал, по всеобщему признанию, один из любимейших учеников Иисуса - . Откровения пришли к нему в период его ссылки на остров Патмос в Эгейском море. Некоторые апокрифические легенды утверждают, что Иоанн увидел ключевые сцены Апокалипсиса тогда, когда по приказу императора Домицана его подвергли пытке в кипящем масле. Иоанн вышел из котла невредимым, но во время испытания к нему пришли необычные видения, которые после вернулись и были зафиксированы апостолом во всех подробностях.

Откровение Иоанна восходит в развитой апокалиптической традиции, которая была разработана многими авторами. Конец света рисовался ими в ярких символических образах, которые можно было расшифровывать по-разному. Большинство из них имели устоявшуюся мифологическую основу. Истолковывая сюжеты и образы Апокалипсиса Иоанна, всегда нужно иметь в виду, что этот священный текст также не является простым описанием каких-то конкретных событий. Скорее, в нем представлены некие знаки, по которым можно определить приближение конца света. Понять их представляется реальным лишь в контексте всего Священного Писания и сложившейся аллегорической традиции. При этом необходимо учесть, что символика образов Откровения очень многозначна.

"Спаситель и Иоанн Богослов" (написание "Апокалипсиса")

Иоанн Богослов сразу разделяет весь мир и его представителей на две противостоящие сферы.

Высшая сфера - Ангельского Мира ; Церкви, которая торжествует на Небесах; Церкви, гонимой на Земле. Главой этой сферы является Спаситель Иисус - Сын Божий.

Низшая - это сфера зла . Она представлена неверующим миром, грешниками, лжеучителями, сознательными богоборцами и бесами всех мастей. Власть над ними имеет падший ангел в образе дракона.

На протяжение большей части своего Апокалипсиса Иоанн показывает историю постоянной войны между представителями двух данных сфер бытия. Она будет длиться все время, отпущенное на существование человечества. В своих прозрениях апостол мало-помалу раскрывает разные грани борьбы добра и зла. Он рассказывает о том, как совершается самоопределение людей. Одни из них становятся на сторону добра, вторые выбирают зло. В течение всего этого вселенского конфликта поэтапно вершится Божий Суд над земными народами и отдельными людьми. Перед самым же концом мира земная Церковь будет крайне ослаблена, зато зло очень усилит свои позиции.

Семь печатей и четыре всадника

Повествование о них начинается в 6-й главе Откровения, в которой раскрываются судьбы человечества. Агнец-Христос по очереди снимает с Книги Жизни семь печатей . Это - начало последних времен, которые знаменуются обострением борьбы между Церковью и дьяволом. После того, как вскрыты первые четыре печати и тетраморфы (крылатые создания с лицами человека, орла, льва и быка) крикнули свое "Иди и смотри!", в Откровении появляются всадники Апокалипсиса . Каббалистическая трактовка числа 4 (хезед) означает величие, власть, стихийное начало и одновременно - милосердие. В Откровении всадники являются Божьими орудиями, несущими в том числе гнев и наказание. Кроме того, в Святом Писании всадники обозначают земную царскую власть. Являясь перед миром по очереди, они определяют смену исторических формаций, которые наполняются теми или иными событиями.

Первая печать - это всадник на белом коне . Он коронован ангелом и держит в руках лук. Ему даются разные имена: Победоносный, Завоеватель, Мор (Чума, Болезнь). Многие считают, что он принесет с собой в мир различные природные и социальные катаклизмы, раздоры и страшные заболевания . Однако многие толкователи Библии указывают на то, что основное значение белого цвета в Святом Писании связано с понятиями чистоты и святости. В частности, на белом коне иногда появляется сам Иисус .

Этот факт породил мнения, что всадник на белом коне ознаменует собой эпоху духовности и торжества христианства . Это будут времена не материального, а духовного изобилия, когда земная Церковь засияет в своей полной славе, почти как в первые века распространения веры. Таким, с точки зрения некоторых христианских мистиков, будет первый этап разрушения тысячелетнего Христова Царства (которое началось в день смерти Спасителя на кресте). По мнению святого Иринея Лионского, жившего во II веке, белый всадник - один из образов самого Христа. По другому предположению, он - Святой Дух, несущий учение веры людям .

Существует и противоположная трактовка: этот всадник является лжеправедником , который послан смутить слабых духом и ознаменовать приход в мир антихриста. Некоторые толкователи Откровения даже олицетворяют сошедшего на белом коне с самим антихристом.

Вторая печать - всадник с большим мечом на рыжем коне . Его называют Войной (Бранью), он послан "взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга" (Откровение 6:4). Цвет его коня и меча (их еще называют красными и "пламенными") традиционно символизируют кровь, пожирающий огонь, эгоизм, невоздержанность, жестокость, различные мощные животные инстинкты в человеке. Рыжий в мифологии - это характеристика чудовища Тифона, который выступил в битву с силами света со стороны тьмы. Второй всадник принесет с собой ужасные кровопролитные войны, всяческое насилие и разрушение . Люди, отвергнувшие Христово учение, погрузятся в пучину душевной и социальной смуты, которые будут сопровождаться продолжением природных катастроф. Начнется эпоха ересей и гонений на Церковь. Тогда же прольется кровь мучеников, которые будут ревностно бороться с врагами веры. Кроме того, меч в руке воина говорит о том, что он будет вершить суд над падшими людьми от имени Бога.

Третья печать - всадник на вороном коне . В руке он держит меру (весы), и имя ему - Голод. После длительных войн на Земле начнется период голодного прозябания, который принесет с собой этот всадник. Считается, что он знаменует собой засуху и неурожаи, отсутствие пищи и многочисленные голодные смерти . Черный цвет его коня символизирует именно смерть, зло, опасность и разложение. А мера в его руках - это цена за длящиеся грехи людей. Во времена Иоанна Богослова мера была очень высокой платой за что-либо (с тех пор осталось и известное выражение "расплатиться в полной мере"). Толкующие Библию считают, что еще одно значение черного в ней - это бездуховность. Значит, времена, которые откроет третий всадник, будут лишены благодати и наполнены духовным голодом безверия. Возможно, символика черного всадника прежде всего именно такова: он обозначит начало животного существования большинства людей, которые перестанут заботиться о собственном духе.

Четвертая печать - всадник на бледном коне - имеет нарицательное имя "Смерть". Он едет с пустыми руками, так как главным его предназначением станет открытие врат ада. Однако на многих древних рисунках авторы дают ему в руки косу как известнейший средневековый атрибут смерти. Бледный цвет коня (чаще всего считается, что визуально он - бледно-зеленый) имитирует трупную бесцветность. Этот всадник единственный, чье имя прямо называется в Книге книг, но разные переводы предлагают именовать его в том числе Чумой или Мором (очевидно, руководствуясь словами Иоанна о том, что он будет "умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" (Откровение 6:8)) . Судя по данной цитате, четвертый всадник представляет собой сочетание первых трех: он ведет за собой на Землю болезни, войны, голод, окончательную духовную гибель огромного количества людей. Ряд толкователей Библии утверждают, что именно четвертый всадник известит своим прибытием эру царствования антихриста, который на огромном пространстве - четверти Земли - сможет учредить новую ложную веру в самого себя.

Самым страшным в этой части Апокалипсиса о четырех печатях становится то, что времена всадников с бесчисленными горестями и страданиями человечества - это только предвестия настоящих бед, которые придут в последующие годы и будут гораздо более ужасными (их-то Иоанн и называет Бедствиями).

Иллюстрация Библии "Апокалипсис". Нидерланды

"Всадник на белом коне". Бамбергский Апокалипсис (1000-1020 гг)

"Всадник на белом коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на рыжем коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на вороном коне". Анжерский апокалипсис (1372-82 гг)

"Всадник на бледном коне". Уильям Блейк

Образы всадников Апокалипсиса в живописи

Они стали появляться и развиваться еще в эпоху раннего Средневековья, в первую очередь в искусстве литографии и гравюры. Изображениями такого рода снабжались библейские тексты. Наиболее полный иллюстративный материал к Библии впервые создал А. Дюрер , который уделил Откровению Иоанна большое внимание. На его знаменитой гравюре "Четыре всадника Апокалипсиса" первый написан в виде сановной особы в царской шапке с жалеющим людей взглядом. Второй полон ярости и стремительно скачет вперед. Третий - с непокрытой головой и равнодушными глазами - рассеянно глядит поверх изнемогающих толп куда-то вдаль. Четвертый выглядит истощенным старцем, восседающим на такой же худой лошади без подков и с веревкой вместо узды. В руках старик держит трезубец. За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам ад в виде ужасного зубастого зверя. Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи. Никто из них не избежит положенного наказания.