Маха Шиваратри – Великая Ночь Шивы. Индийские праздники

Сегодня, 25 февраля 2017, один из величайших праздников индуизма - Маха Шиваратри, проводится в новолуние февраля-марта. "Маха" на Санскрите означает Великий, «Ратри» - «ночь», Маха Шиваратри – это Великая ночь Шивы.

Всю ночь в этот праздник проводится ягья (церемония) в честь Шивы и его жены Парвати. Также по традиции весь предыдущий день и всю ночь (в 2017 году с 24 на 25 февраля) соблюдается пост, а на следующий день разрешена только саттвическая еда. Всю ночь поются мантры Шиве, проводятся различные пуджи, а утром совершается омовение, по возможности в священных водах Ганги. Пожалуй, это самый медитативный день в году, когда утоньшается ткань бытия и мы приближаемся с Чистому сознанию (что символизирует брак Шивы и Парвати). Однако, потенциал этого праздника способен повлиять на обе сферы жизни: и на духовный, и на материальный ее аспекты.

Пураны следующим образом раскрывают значимость данного праздника: однажды, когда все миры были поглощены Шивой, и в этой темноте ничего не присутствовало, Парвати стала почитать Господа Шиву с великой преданностью и Шива, довольный её молитвой, решил наградить Парвати и исполнить любое ее желание. Она же попросила лишь о пользе для всех существ во всех мирах: чтобы в будущем, любой, с преданностью почитающий Господа в день Шиваратри, должен быть награжден Мокшей (просветлением).

Существует четыре вида пуджи, каждая из которых совершается в эту ночь по очереди, с перерывом в 3 часа:

Линга-пуджа в Маха Шиваратри

В процессе этой пуджи происходит длительное возлияние на Шивалингам воды. Каждый желающий может подойти к алтарю, сложить над Шивалингамом руки в дхена-мудру, напоминающую вымя коровы, и сосредоточиться на своих желаниях. Тем временем, священник льет через пальцы верующего воду. Необходимо привести свое сознание в медитативное состояние. Надо понять, чем вы вы готовы пожертвовать, чтобы получить от Шивы что-то важное взамен.

Раджасика-пуджа в Маха Шиваратри

Ближе к полуночи начинают 2-ую пуджу, раджасическую. Раджас означает «страстный, динамичный». Эта пуджа наполнена мантрами из Пуран и Тантры «правой руки» и сопровождается пышным богослуженим с обилием различных подношений, экстатическим пением и весельем. Во время этой пуджи принято молиться о богатстве, карьере, славе. Либо можно просто славить Шиву и наслаждаться процессом поклонения ему.

Тамасическая пуджа в Маха Шиваратри

Здесь совершается почитание грозных аспектов Шивы и вместе с ним почитается его зловещая супруга Махакали. До сих пор в некоторых районах Индии эта пуджа начинается с жертвоприношения животного и возлияния жертвенной крови на Шивалингам. Душа животного, получив благословение, перерождается в более совершенных формах, а его мясо будет приготовлено и роздано в качестве причастия. Подношения в эту пуджу так же тамасические: вино, рыба, мясо и т. п. Здесь произносятся молитвы и мантры из Тантр «левой руки», а так же дозволяется чёрная магия, заклинания, молитвы о расправе над врагами, завистниками, демонами и злыми духами. Однако врагом может быть не только конкретное лицо, но и собственные пороки и недостатки. Также практикуется раскалываение кокоса перед алтарём. Этот фрукт символизирует разбиение собственного эго (ахамкары). Как и у кокоса, у эго прочная скорлупа, но пустота внутри. Гордыня, чувство собственной важности так же лживы, как и кокос.

Четвёртая пуджа в Маха Шиваратри

Это почитанием Шивы как Абсолюта, пребывающего за пределами всех качеств, имён и форм. В процессе этой пуджи происходит глубокая медитация и поиск внутреннего единства с Шивой. Происходит она в час Брахма-мухурты (примерно с 3 до 5 утра) - то предрассветное время, когда удивительная тишина царит в природе, что идеально способствует медитации,
которая даёт возможность осознать Шиву как собственное Высшее Я. Так же в эту пуджу по традиции совершают хому или агнихотру (огненное жертвоприношение). На бумаге пишут молитвы и сжигают их в огне.

Махашиваратри (ратри — санск. ночь) это ночь поста и молитвы. Священное время праздника открывает нам возможности для духовного «ускорения» так как во вселенной подобно нектару распространяется уникальное сочетание энергии. Вибрации этой ночи подобны прохладному лунному свету, озаряющему наш внутренний мир, успокаивающие и охлаждающие наш ум. Проведя хотя бы часть этой ночи в медитации и молитве мы можем получить ответы на вопрос: как и что нужно сделать для того чтобы достичь желаемого освобождения.

Эту ночь проводят в размышлении о Господе Шиве, разрушителе препятствий и иллюзий. Верующие читают истории про Шиву, поют гимны в честь Шивы. Пураны рекомендуют поститься и бодрствовать в ночь Махашиваратри.

Махашиваратри не относится исключительно к праздникам Индии. Этот праздник можно назвать интернациональным и не привязанным к религиозному культу какой-либо страны. В эту ночь уникальное расположения орбит Луны, Солнца и Земли на 12 часов освобождает нас от оков, позволяя взлезть ввысь… туда к бесконечным горизонтам духа и бесконечному небу преданности, любви и блаженства.

Считается, что в эту ночь наш ум, поддерживающий наши иллюзии, генерирующий практически бесконечный поток желаний, обретает успокоение — таковы благословения Шивы. И в этой тишине мы получаем уникальный шанс осознать свою природу, прикоснуться к своему существу.

Вселенная дарует нам уникальный шанс устранить со своего пути препятствия мешающие нам жить счастливой и полноценной жизнь, пребывая в мире с собой и другими людьми. И не важно, что это за препятствия — материальные трудности или неумение строить отношения с другими людьми. У якорей, держащих нас в мире собственных иллюзий, могут быть разные названия, но суть одна. они не дают нам быть свободными и счастливыми. Так что не теряйте времени.

Махашиваратри и астрология

Шива считается покровителем и сигнификатором Луны. Если в ваше гороскопе Луна имеет неблагоприятное расположение или сейчас идет период Луны в вашей карте рождения, эта ночь дает вам возможность обрести особые благословения и гармонизировать влияние Чандры (Луны).

Пост и бодрствование в эту ночь, рекомендуется представителям лунных Весов так как в вашей астрологической карте сейчас действует вторая стадия «Саде — сати» и Луна будет соединена с Сатурном. Ваша аскеза в эту ночь поможет решить проблемы со здоровьем, уменьшить количество препятствий на вашем пути и помочь обрести новое понимание себя.

Благословение Махашиваратри

В эту святую ночь почитают Шиву, совершая каждые два — три часа пуджу (богослужение).

Приблизительно с 19.00−22.00 (время московское) произносятся молитвы, с благими намерениями, без эгоистических желаний и мелочных материальных просьб. «Господи! Даруй мне Веру и Любовь к тебе, даруй мне истинное Знание и Гуру!». Вы можете использовать это время для совершение своей повседневной садханы или молитвы.

С 0:00—3:00 (время московское) вторая пуджа, в это время просят о процветании, богатстве, славе, карьере.

С 4:00—6:00 (время московское) совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах, разрушителя негатива. Молят о приобретении добродетельных качеств и об избавлении от негативных. Если у вас есть проблемы которые вы не можете решить своими силами, то это время подходит для того чтобы попросить о помощи. Только помните об экологичности, исполнение вашего желания не должно причинять вред другим людям.

Последняя пуджа связана с почитанием Шивы как Абсолюта, находящегося за пределами всех качеств, имён и форм. Время Брахма-мухурты (06:19 — 07:07 по московскому времени) предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием. Четвёртая, заключительная пуджа, даёт нам возможность — ощутить Шиву как своё Высшее Я.

Пуджу (священнослужение) можно заменить молитвой.

Для женщин эта ночь также особенно благоприятна. Незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постят и молят Шиву дать им хороших мужей. Замужние — молят о семейном благополучии и процветании в новом году. Ведь Парвати, супругу Шивы, считают дарующей семейное счастье и счастливую семейную жизнь.

Как соблюдать пост

Для исполнения желаемого или освобождения от желаний (кому что больше нравится) в период Махашиваратри постятся, не едят и не пьют (телевизор так же смотреть нельзя, этот день можно провести без компьютера, это хороший пост для современного человека).

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОСТ. Постятся с захода солнца 10 марта до восхода солнца 11 марта. (С 10.03.2013 . начало поста 19:15 окончить пост 11.03.2013 . в 8:05 по московскому времени)

СТРОГИЙ ПОСТ. Если позволяет здоровье, вы можете держать строгий пост (без воды и пищи). Он длиться с 10.03.2013 . начало поста 2:35 окончание поста 11.03.2013 . в 1:00. Если вы можете, держите строгий пост до рассвета 11 марта. Если здоровье не позволяет, то вы можете выпить воды или фруктового сока после 1:00, но от пищи лучше отказаться.

ПРОСТОЙ ПОСТ. Самый простой пост с 10.03.2013 . начало 18:00 - выход из поста 11.03.2013 6 часов утра

Шива покровитель аскетов, поэтому эта ночь предполагает, что вы отказываетесь от любой привязанности пусть и на время. Если вы не можете отказаться от еды, вы можете дать обет молчания и молчать в течении указанных промежутков времени. Или отказаться от курения и употребления алкоголя. Возможно, вы подвержены приступам гнева и грубите другим людям, откажитесь в этот день от агрессии и проведите день в покое.

Выход из поста это вкушение прасада, пищи которую вы предлагали Высшим силам как дар. Как приготовить Прасад читайте ниже.

Простой ритуал Махашиваратри

Помимо соблюдения поста вы можете провести небольшой ритуал в эту ночь.

Вам понадобится:

  • Цветок красного цвета
  • Молоко (молоко из тетрапака не используйте, лучше из пакета или от бабушки).
  • Новая кружка без рисунка, выберите в магазине самую красивую. Главное требование кружка должна быть новой и без рисунка. Потом вы сможете ею пользоваться, и она станет вашим амулетом на этот год.
  • Фрукты
  • Свеча
  • Благовония
  • Место для алтаря, если у вас нет постоянного.

Место для алтаря найдите заранее. Если у вас нет постоянного алтаря, вы можете соорудить его на окне или в любом другом удобном месте, во время сна ваши ноги не должны быть направлены к алтарю.

Вечером 10 марта, после того как вы завершили все свои дела, примите омовение и оденьте чистую одежду желтого или белого цвета.

Положите на алтарь цветы, мед, фрукты. Зажгите благовония и свечи. Откройте пакетик с молоком и, наливая его в кружку, прочтите 3 раза мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ». Поставьте кружку на алтарь. В течении этой священный ночи молоко приобретет целебные свойства амриты (напиток бессмертия), а кружка станет вашим амулетом. В течении года, кружка будет работать как аккумулятор, наполняя вас энергией и покоем. Если у вас возникнут сложности или проблемы со здоровьем вы можете пить чай из кружки.

Итак, после того как вы подготовили алтарь в зависимости от ваших предпочтений проведите описанные ниже ритуалы.

Если у вас имеются четки и вам нравятся мантры, вы можете читать мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ».

Минимальное количество повторение мантры 108 раз. Если получится, прочтите 1008, ведь это особенная ночь, можно один раз в году победить свою лень.

Если вы не поклонник чтения мантр и не сторонник медитации, проведи простой ритуал избавления от препятствий. Разложив все на алтаре, сядьте как вам удобно и подумайте о своей жизни. Куда вы идете и чего вы хотели бы достичь в жизни? Что вам мешает это сделать, напишите об этом. Обратитесь в молитве к Высшим силам с просьбой помочь вам избавиться от собственных иллюзий, мешающих вам увидеть верное решение или не позволяющих разрешить проблемы в отношениях. Затем выйдите на балкон и сожгите этот листок. Пепел обязательно нужно развеять по воздуху, так как священный пепел или вибхути один из атрибутов Шивы.

Обязательно минимум 30 минут побудьте в тишине и покое. Затем можно потушить свечи и лечь спать. Утром разделите фрукты между членами семьи. Прасад обладает чудодейственной силой.

Выйдя на балкон и читая мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» разбрызгайте несколько капель молока по воздуху (прикасайтесь к молоку только правой рукой). Остальное молоко выпейте сами или разделите между членами семьи, оно дарует исцеление и заряд бодрости.

Вы можете проводить свой маленький ритуал, выбрав промежуток времени в соответствие с теми намерениями, которые вы хотите реализовать. В Индии принято бодрствовать всю ночь.

Пусть божественная вибрация этой ночи поможет всем нам обрести благосостояние, найти свой путь, даст силы пройти этим путем к бесконечному сиянию божественности.

С 13-го на 14-е февраля 2018 г. состоится главный в году праздник Маха Шива Ра Три – праздник в честь Бога Шивы (Сивы- Сивого Перуна)) и его супруги – Богини Парвати (Перуницы). Он отмечается несколько раз в году, но этот считается самым главным, поэтому носит приставку «Маха» - Великий, Главный.

Ведические Сказания о происхождения праздника.

Существуют различные Ведические Сказания, связанные с праздником Махашиваратри. Согласно одному из них, Шиваратри знаменует ночь свадьбы Бога Сивы (Шивы) и Богини Парвати. В соответствии с другим Сказанием, в эту ночь Бог Сива (Шива) исполнил Тандаву танец создания, сохранения и уничтожения Вселенной

По Ведическому Сказанию «Линга Пурана», именно в эту ночь Бог Сива (Шива) возник перед Сварогомъ (Брахмой) и Вышенемъ (Вишну) в виде Безначального и Безконечного Света в форме лингама и прекратил их спор о главенстве.

Что такое Махашиваратри и кто такой Бог Шива (Сива) с точки зрения Славяно-Ариев.

Начнём с рассмотрения образов Древлесловенской Речи:

Маха – Распростёртый, Безграничный, Всеобъемлющий (ныне вытеснен искажённым словом «Мега»),

Шива – Сива (Сивый, Седой, Белоглавый, Изначальный) – эпитеты Перуна

Ра – Изначальный Свет Прародителя, проявляющийся в материальном мире как Ра Свет, Ра Дость (Достаток), Ра Дение (Деяние), Ра Дуга,

Три – цифра, означающая 3 мира: Явь (материальный), Навь (энерго-информационный) и Правь (Духовный).

Маха Шива Ра Три – Всеобъемлящего Рода-Прародителя Изначальный Свет в трех мирах: Яви, Нави и Прави. Звучит – очень даже по нашему.

Бог Сива (Шива) – проявление Рода-Прародителя в мирах Яви, Нави и Прави. Богиня Парвати (Парва – Первая - Перуница) – это проявление женской энергии в мирах Яви, Нави и Прави. Есть ли этому подтверждения в Славянской Ведической Культуре? Да, есть.

Все Староверы и Родноверы славят, в первую очередь, Рода-Прародителя и Богиню Рожану (Сиву и Парвати), а во вторую и третью – всех Богов и Богинь, являющихся их проявлениями в Мироздании.

Поскольку Славянская Ведическая Культура со времён насильственной христианизации Руси искоренялась 2.000 лет огнём и мечом, подробных сведений о Боге Сиве (Шиве) найти ныне трудно. Но остались неискоренимые образы: трезуб и фаллос – символы Бога Рода в лике Бога Шивы (Сивы).



Кроме того – гидронимы и топонимы, сохранившиеся на Славянских землях:

В соответствии со сведениями, изложенными в книге Ведамана Ведагора Трехлебова "Кощуны Финиста – Ясна Сокола", ранее в нашей Всемирной Славянской Ведической Державе существовал град Сивы, переименованный в Фивы. Кроме того, в Пермском крае (ранее – части Тартарии) благополучно существует город Сива.


В Карпатах (западной Украине) сохранился Куммир в честь супруги Бога Сивы (Шивы) - лика Рода-Прародителя под названием «Богиня Рожана (Богородица - Парвати)». Куммир изготовлен из тщательно пригнанных друг с другу скальных плит, установлен Карпатскими Русинами-Ведунами (Мальфарами) ещё в дохристианские времена и сохранён до наших дней.

На Кубани в Апшеронском районе, в предгорьях Большого Кавказского хребта есть станица Шиванская (ныне переименованная в Ширванскую),

В Волго-Окском междуречье - это река Шивская. Подробности - в статье: Реки – хранилища памяти ,


Подробности вы найдёте на сайте Родобожие в статье Тандава - танец Бога Сивы (Шивы) ».

Тогда как праздники почитания Бога Сивы с наших необъятных просторов попало на полуостров Индостан? Испокон веков в Дравидии (на полуострове Индостан) жили наши Славянские Предки, а ныне живут их потомки, наши братья по крови. Внешний вид большинства современных Индусов это результат ассимиляции наших Предков чернокожими аборигенами Индостана. Но даже до сих пор среди них, особенно Брахманов, избегающих ассимиляции, можно встретить нынешних потомков наших Древних Предков.


Слово «Инде» означает «Далеко». Соответственно - «Индостан» означает «Далёкий Стан». Подробности об этом вы узнаете из статьи « Махабхарата – величайший летописный памятник Культурного Наследия Древней Руси ».

Но почему из такого обилия проявлений ликов Бога Рода-Прародителя и Богини Рожаны в Славянском пантеоне Богов и Богинь мира Прави (и ещё более обширном – в мире Нави), наши Предки разъяснили местным чернокожим аборигенам только три лика – Сивы (Шивы), Вышеня (Вишну) и Сварога (Брахмы) с их женскими ипостасями – Парвати (Шакти), Лады (Лакшми) и Царицы Света – Матери Сва (Царасвати)?

Это легко будет понять, если представить, что экспедиция учёных (профессоров, академиков и докторов наук), прибыв в какую-нибудь деревню, попыталась бы передать свои знания обычным сельским жителям. Максимум, чего бы они добились – это научить их знаниям, примерно соответствующим объёму программы средней школы.

В Ведах сказано о том, что миллионы людей могут услышать Ведическую Мудрость, но лишь один из тысячи – заинтересуется. Один из тысячи заинтересовавшихся – захочет учиться. Один из тысячи учеников – поймёт её Суть в полноте. Один из тысячи понявших Суть – захочет её применить в своей жизни. И лишь один из тысячи применивших – получит Божественную Самореализацию и вознесётся в Обитель Всевышнего.

Какие же Лики Бога Сивы (Шивы) и Богини Парвати сохранились до наших дней в мировоззрении современных Староверов и Родноверов.

Если сказать кратко (поскольку тема эта – очень обширна), то в первую очередь – это Бог Родъ и Богиня Рожана, а также, их проявления – Бог Перунъ и Богиня Перуница (Дива Додола). Подробности об этом читайте и смотрите в разделе « Песни птицы Гамаюн » .

Если вы, уважаемые читатели, еще не являетесь последователями Родобожия и пока не принадлежите к общинам Родноверов и Староверов, а значит – не знаете, как провести или отметить праздник Бога Сивы (Перуна), но хотите приобщиться к нему, постараюсь вам помочь в этом по мере сил.

Правила проведения праздника у Родноверов и Староверов заметно отличаются, а писать целый трактат об этом – нет времени. Схожи они в главном: огненные жертвоприношения Свещенной Пищи и Сурицы Богу Перуну, пение гимнов и славлений, вождение хороводов, прыжки через костёр и хождение по углям, народные игрища и гуляния.

Как праздник Маха Шива Ра Три проводится в Индии.

Праздник Махашиваратри в Индии - это день преданности и поклонения Богу Шиве (Перуну) и Богине Парвати (Перунице), отмечаемый всеми шиваитами и индуистами в ночь перед новолунием в весеннем месяце пхалгун (дата смещается в соответствии с лунным календарём от конца февраля до середины марта - по григорианскому календарю).

Шиваиты и Индуисты читают «катха» - истории про Бога Шиву, и поют гимны в Его честь. После праздника, который длится сутки, начинается ярмарка на берегах рек и водоёмов.

Тем, кто бодрствует во время Шиваратри, в Ведических Текстах – Пуранах обещано материальное процветание и место в раю. Считается, что любая молитва и медитация в эту ночь – в 100 раз сильнее обычной. Это связано с благоприятным положением Солнца и Луны в это время. Символом этого праздника является Лингам Бога Шивы.

Праздник начинается с восходом Солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь в Храмах и у домашних Алтарей. Этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве.

Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют. Даже прасад (пищу, освещённую на Алтаре) едят только на следующий день. Многие Индусы участвуют во всенощном бдении, в различных Храмах Шивы по всей стране. Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение богослужения всю ночь Шиваратри - освобождает их от всех грехов и даёт милость Шивы в виде освобождения от цикла рождений и смертей в материальном мире.

После ритуального омовения в свещенных водах Ганги или другой светой реки, Шиваиты надевают новые одежды и должны посетить ближайший храм Бога Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, огонь масляных ламп и т. д. К концу Шиваратри от Храмов в разные стороны текут «молочные реки».

В этот день в Храмы люди приходят семьями, садятся вокруг Храмов или выстраиваются в очереди в ожидании возможности совершить Богослужение. Люди поют гимны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола и караталы, чтобы очистить атмосферу от демонических существ и сделать её наиболее благочестивой. В Храмах Шивы и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных Храмах играют оркестры на духовых и ударных инструментах.

С чем обращаются в этот праздник к Богу Шиве и Богине Парвати.

В этот день женщины просят у Богини Парвати (ведь Её супруг - Бог Шива является идеальным мужем) даровать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году. Мужчины просят об исполнении своей мечты, связанной с из духовными и материальными чаяниями. Йоги и Аскеты, также, считают Махашиваратри своим праздником, ведь Бог Шива - Отец Йоги и Покровитель Аскетов. Они пьют во славу Бога Шивы напиток из молока, каннабиса и миндаля, чтобы увеличить свои мистические способности и прозревать иномирье.

Особенности проведения праздника.

В эту Свещенную ночь почитают и славят Бога Шиву, совершая каждые три часа Богослужение. Оно начинается со вступительного обряда - молитвы и поклонения Богу Ганеше (слоноголовому сыну Бога Шивы и Богини Парвати).

Бог Ганеша - устранитель препятствий, Бог Мудрости, помогающий развить и одухотворить ум, разум и интеллект, податель успеха и даритель благословений в любом добром начинании. Вслед за этим начинается Богослужение Шиве.

Индусы помнят, что Древние Арии главным считали не поклонение Мурти (Светым Образам), а почитание Свещенного Огня, поскольку Бог Агни - это представитель Всевышнего Прародителя в материальном мире.

Поэтому Богослужение начинается с возжигания Свещенного Огня и Огненного Жертвоприношения (возлияния в огонь жертвенного топлёного масла и ветвей Свещенных Растений). В ходе этого Богослужения поются мантры из Вед и предлагаются Богу Шиве саттвичные (обладающие качеством благости) подношения.

Гимны и молвления в этот промежуток времени (приблизительно с 19:00-22:00), произносятся только с благими намерениями (никакой магии, никаких эгоистических желаний и мелочных материальных просьб). Например: «О, Бог Шива! Даруй мне Веру, даруй мне спасительное Знание и Истинного Гуру»! В это же время молятся и о других: «О, Благой Шива! Исцели всех больных, накорми всех голодных, установи мир, процветание и благополучие в нашем городе, селение, стране, повсеместно…».

После этого проводят следующие Богослужения, согласно установленным Ведическим Правилам - до самого окончания праздника. Подробности проведения этих Богослужений и сведения об их Духовном предназначении вы можете самостоятельно найти в интернете.

Поздравляю вас, уважаемые читатели, с праздниками в честь Божеств Велеса и Йоги, Сивы (Шивы) и Парвати – Маха Шива Ра Три. Желаю вам успехов в духовном росте и всего самого наилучшего.

Слава Богам Родным – Роду и Рожане, Велесу и Йоге, Сиве (Шиве) и Парвати!

Ом намах Шивая – О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Бога Сивы (Шивы), прими мой почтительный поклон.

Ом Тат Сат – О, Всевышний Прародитель, Ты есть Тот (Небесный) Свет.

«Ратри» на санскрите означает «ночь»; Шиваратри – это ночь Шивы.

Махашиваратри – один из самых значимых Ведических праздников. Вообще праздник «Шиваратри» отмечается несколько раз в году, но этот считается самым главным, отчего носит приставку «маха» - великий, главный. Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей. Этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве. Каждые три часа в ночь на Махашиваратри совершается большая полная пуджа почитания Шивы. П о традиции в течение всей ночи - каждые 3 часа - проводится огненная церемония (ягья) в честь Шивы. Кроме огненной пуджи в эту ночь проводится также и абхишека, водная пуджа. Лингам Шивы обливается различными нектарами и напитками, в том числе обязательно вином, маслом, молоком и водой. Их соединение символизирует блаженство и очищение души от грехов.

Это день, когда в Чистом сознании больше всего оживлена связь с относительной стороной существования, что символизируется браком Шивы и Парвати.



Говорится, что этот праздник – это очень хорошее время, чтобы оживить связь относительного с Абсолютом. Импульс этого дня может улучшить обе сферы жизни: и духовное развитие, и материальную жизнь, особенно в отношении тех устремлений в жизни, которые направлены на важные свершения и которые трудно достичь. Шива – это такой аспект Природного Закона, который преодолевает сопротивление эволюции и развитию и разрушает невежество на пути к чистому знанию.

Пураны раскрывают историю и значимость этого праздника.

Однажды, когда всё во всех мирах было поглощено Шивой, в той темноте ничего не присутствовало, Парвати почитала Господа Шиву с большой преданностью. Парамешвара (Шива), удовлетворенный Её молитвой, решил наградить Её. Она попросила о пользе для всех созданий: о том, что в будущем, кто бы ни почитал Господа в день Шиваратри с преданностью, - все должны быть награждены Мокшей – окончательным освобождением, просветлением. Когда Брахма и Вишну спорили между собой: «кто самый великий», Шива появился перед ними как столб огня. Они не смогли найти начало и конец этого столба. Тогда Брахма и Махавишну раскаялись за свою ошибку и просили Шиву простить их, и стали почитать Шива-Лингам, который является одной из форм пламени. В ночь праздника Шиваратри перед ними появился Шива и благословил их. Поэтому преданные Шиве обращаются к нему в течение всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие святые действия.

Существует много историй, говорящих о величии этого дня. Согласно одной из наиболее популярных легенд, Шиваратри знаменует день свадьбы Шивы и Парвати. Есть версия, что в эту ночь Шива исполнил свой Космический танец Тандаву – танец, который породил во вселенной цикл «создание-охранение-разрушение». Бог Шива в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение. Этим танцем Шива поддерживает нужный ритм для процесса творения жизни.


Во время этого танца Шива представляется с 4 руками и с поднятой до половины своего тела левой ногой. Правая нога Шивы, которую он держит полусогнутой, попирает карлика Апасмару, демона невежества. В руках Шивы находятся барабанчик-дамару и пламя. Голову бога украшают перья павлинов, полумесяц, череп, а в волосах Шивы течёт Ганг.

А вот другая легенда о Шиваратри из Линга Пурана.

Однжды человек в джунглях очень устал. Когда наступил вечер, тигр начал преследовать его. Убегая от тигра, человек взобрался на дерево. Это было дерево Билва. Тигр сидел под деревом, ожидая, когда человек спустится. А человек сидел на ветке дерева и старался не заснуть. И чтобы отогнать сон и что-то делать, он щипал листья дерева и бросал их вниз; внизу под деревом находился Шива-Лингам. Так прошла целая ночь. Шива был доволен постом и пуджей, которые человек и тигр совершили, даже не зная этого. Он стал очень благосклонен: Шива дал человеку и тигру Мокшу – просветление.

В храме Шивы в день Махашиваратри лампа, находящаяся на алтаре, стала гореть очень тускло. В это время мышь, которая пришла найти свою добычу, коснулась лампы. Благодаря этому лампа разожглась и алтарь хорошо осветился. Довольный этим Шива сделал мышь Махабали известным королём асуров.

В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу. Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой.


В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных.

Все подношения в эту ночь доставляют Шиве удовольствие, и он благословляет каждого, кто принимает участие в пуджах и духовных практиках.

В 9-ом столетия кашмирский святой поэт Утпалдева описывая Шиваратри написал: "Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звёзды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая её собственное сияние". Кашмирские пандиты обычно празднуют Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводятся в молитвах. Один день дарят подарки; затем два дня почитают Бхаиравов. Один день предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делает подарки всем членам семьи. Затем снова – день почитания Шивы. На следующий день раздаётся прасад из орехов и рисовых пирогов. Праздник часто продолжается до Аштами . Последний день, кроме того, отмечает конец зимы; люди надевают новую и лучшую одежду, семьи собираются вместе.

Что просят в этот день у Шивы

Но особое значение Махашиваратри имеет для женщин и садху. Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году. Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai)

Махашиваратри , или «великая ночь Шивы», – праздник в честь индуистского божества Шивы. Отмечается ежегодно в феврале-марте (по григорианскому календарю), в ночь перед новолунием в последнем зимнем лунном цикле (месяц пхалгун). Считается, что в эту ночь Шива совершил тандава (танец первичного творения, разрушения и созидания).

Приставка «маха» означает великий, главный. В году несколько раз отмечается праздник «Шиваратри», но Махашиваратри – самый важный. Так, в индуистских писаниях (особенно в Сканда-Пурана), можно встретить 4 вида Шиваратри:

  • Нитйа Шиваратри (каждую ночь)
  • Маса Шиваратри – в 14-й лунный день (Чатурдаши) убывающей Луны (Кришна-Пакши) каждый месяц
  • Магха-Пратхам-Ади Шиваратри (в течение первых 13-ти лунных дней месяца Мага).
  • Махашиваратри
  • Верующие в этот день читают «катха»-истории и поют гимны в честь Шивы, совершают Абишеку (длительное, непрерывное возлияние на Шивалингам воды), повторяют мантры и многое другое.

    После окончания празднования, которое длится обычно около суток, начинается ярмарка на берегах у водоемов.

    Если человек бодрствует во время Шиваратри, то ему обещаны материальный достаток и место в раю. Медитация в праздничную ночь в 100 раз сильнее обычной, что связывают с положением Солнца и Луны.

    Лингам – символ праздника, основная и самая важная форма Шивы. Чаще всего это вертикально стоящий цилиндр с полусферой на вершине. В основании – квадрат (круг), который означает йони («чрево, место рождения»).

    Дата праздника

    В 2015 году праздник отмечается в ночь с 17 февраля. Празднества начинаются сразу после захода солнца.

    Как проводится в Индии?

    Махашиваратри в Индии – день поклонения Шиве и Парвати. Празднование начинается в день Шиваратри после восхода солнца и не прекращается всю ночь. Весь день шиваиты проводят у алтарей, неустанно повторяя молитвы, мантры, гимны.

    Верующие соблюдают пост, запрещены еда и питье, даже прасад Махашиваратри. Вся пища предназначена для следующего дня. Индусы принимают участие во всенощном бдении – джагран (jaagran). Считается, что Шива освободит от всех грехов и от цикла перерождения, если все ритуалы будут соблюдены.

    Шиваиты проводят ритуальное омовение в священной реке Ганг, надевают новую одежду и посещают ближайший храм Шивы. Там они преподносят ему молоко, воду, фрукты, благовония и пр. К концу праздника около храмов появляются настоящие молочные реки.

    В храмы часто приходят целыми семьями, долго стоят в очереди, чтобы совершить пуджу. Люди создают религиозную и благочестивую атмосферу, с помощью пения бхаджан и мантры «Ом намах Шивая». В храмах Шивы звенят колокола, и зажигается множество гирлянд и светильников, в крупных храмах выступают оркестры (духовые и ударные).

    Легенда о происхождении праздника

    О том, как появился этот праздник, ходит множество легенд. Одна из наиболее популярных гласит, что Шиваратри не что иное, как свадьба Шивы и Парвати.

    Легенда из Линга Пурана гласит, что в эту ночь Шива возник перед Вишну и Брахмой в форме Лингама – не антропоморфного символа, безначального и бесконечного.

    Что просят у Шивы в этот день?

    Женщины и садху с особым трепетом относятся к этому празднику. Индианки просят Парвати об удачном замужестве и красивых детях (так как супруг Парвати Шива – идеальный муж), а также о семейном благополучии и процветании.

    Поскольку Шива покровительствует аскетам, садху (переводится как «добродетельный человек», чаще всего аскеты, святые или йогины) считают Махашиваратри своим праздником. Во имя Шивы садху пьют тхандаи (thandai) – коктейль-бханг, приготовленный из молока, с добавлением каннабиса и миндаля.

    Технические аспекты проведения

    В этот день обязательно совершают 4 пуджи (богослужения), посвященных различным проявлениям Шивы, стараясь охватить и ведические, и тантрические методы и настроения. Такое почитание также символизирует различные переходы из одной ачары в другую, этапы духовного роста.

    Обряды несколько отличаются в различных областях Индии. Особенно этот праздник отмечают в Варанаси (Каши) – священном городе Шивы, и в Кашмире, так как там очень развито почитание этого божества.

    В IX веке Кашмирский святой поэт Утпалдева так описал Шиваратри: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

    Пандиты из Кашмира праздновали Махашиваратри в течение 23 дней. Сначала 6 дней очищали дом и покупали предметы для Пуджи. Затем 2-3 дня молились. Один день дарили подарки, еще 2 дня почитались Бхаиравы. Один день почитали Шиву. На следующий день самый старший в семье дарил подарки всем остальным членам семьи. Затем – еще один день почитания Шивы.

    Прасад, чаще всего приготовленный из грецких орехов или рисовых пирогов, раздавался на следующий день. Раньше праздник продолжался до 8-го лунного дня (Аштами). В последний день отмечают конец зимы, сжигая кангри. Эти дни были полны веселья и радости, люди облачались в новую и самую лучшую одежду, семьи вместе играли с морскими раковинами.

    Современные Шиваратри проводят несколько иначе. Каждые 3 часа совершают большую, полную пуджу. Начинают богослужение со вступительного обряда – обращения к мудрому слоноголовому сыну Шивы и Правати – Ганеше. У него просят ясности ума, мудрости, удачи в новых начинаниях, успехов, а также процветания.

    Открывает праздник вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве. Считается, что древние арии поклонялись не идолам, не святым образам (мурти), а священному огню. Поэтому эта пуджа начинается с разжигания священного огня и с небольшой агнихотры (огненного жертвоприношения, наливания в огонь жертвенного масла). В огонь, как правило, наливают именно топленое масло, подбрасывают веточки определенного дерева.

    Раньше считали, что агнихору нельзя совершать молодым девушкам, глупым или несведущим людям, а также больным и непосвященным. Сейчас этот ритуал проводят представители обоих полов.

    Далее предлагаются саттвичные (то есть обладающие качеством благости) подношения, повторяются мантры из Вед. Молитвы во время 1-ой пуджи (с 19:00 до 22:00) должны произноситься только с благими намерениями. Не рекомендуется высказывать эгоистические желания и мелочные материальные просьбы, а также заниматься черной магией. Советуется посвятить это время заботе о себе и о ближнем: «Господи! Даруй мне веру, спасительное знание и истинного гуру!» – обычно за такими молитвами проводят первые несколько часов. Рекомендуется молиться и о других: «Боже! Сделай всех больных здоровыми, голодных – сытыми, принеси в наш мир процветание и благополучие…»

    Линга-пуджа
    Начинается с абхишека, при этом желающие могут подойти к алтарю и сделать дхена-мудру (положение кистей рук похожее на вымя коровы) и сконцентрироваться на тех желаниях, в которых нуждаются. Жрец (священник) в это время льет через пальцы непрерывной струей воду. При этом мысленно необходимо обращаться к Шиве и размышлять о равновесии в мире.

    Раджасика-пуджа
    Ближе к середине ночи линга-пуджа переходит в раджасика (в переводе означает «страстная, активная, динамичная») пуджу, сопровождаемая мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Сопровождается пышным богослужением, подносятся всевозможные дары в сопровождении экстатического пения, радости и веселья. Людям уже разрешено просить о материальном: о процветании, богатстве, славе, карьере, с личными мотивациями в гуне раджаса (страсти). Если не о чем просить Шиву, можно просто наслаждаться поклонением ему.

    Тамасическая пуджа
    Здесь Шива и Его супруга Махакали почитаются в грозных аспектах. Пуджа начинается жертвоприношением, после чего на Шивалингам наливается жертвенная кровь. Подношения тяжелые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба. Читаются молитвы и мантры Тантр «левой руки».
    Это время черных магов и заклинателей, они вовсю применяют свои чары. Шиву просят об расправе над демонами, злыми духами, врагами и завистниками. В состоянии медитации призывают шиваганов (преданных воинов Шивы) поквитаться со всеми недоброжелателями. Все молитвы как бы натравливают демонов на жертв.

    Многие ритуалы метафоричны, поэтому бороться можно и с врагами внутри нас самих: с пороками и недостатками. Раскалывание кокоса перед алтарем означает разбитие своего эго (ахамкары) и медитацию направляют на то, чтобы искоренить все нежелательные качества в себе самом. У эго, как и у кокоса, прочная, толстая скорлупа, но пустота внутри. Гордыня и чувство собственной значимости, как и кокосы, твердые снаружи, но пустые и жидкие внутри.

    Медитируют и во время жертвоприношения животного. Считается, что в это время уничтожается пашу-бхава (скотская природа) в нас самих, а убитое животное – лишь только символ. Благословленная душа животного перерождается в лучших формах, а приготовленное жертвенное мясо утром раздают в качестве причащения.

    В современном мире лишь некоторые закрытые группы проводят этот обряд, большинство предпочитают более гуманные имитации. В прошлом жертвоприношениям отводили более значимую роль. Например, ашвамедха (описанная в древнем эпосе Рамаяна), проводилась царем Дашаратхой для того, чтобы у него родились дети.

    Четвертая пуджа
    Во время последней пуджи Шива почитается как Абсолют, находящийся за пределами всех качеств, имен и форм. Во время пуджи важны глубокая медитация и чувство единства с Шивой. Тишина и покой в это предрассветное время Брахма-мухурты (мухурта – время примерно с 3 до 5 утра) только способствует такой медитации.

    Человек погружается в глубокую медитацию, попадает в промежуток между сном и явью. Считается, что в это время можно войти в высшее состояние сознания – турию. Турия – это область чистого сознания, которая является основой для 3-х остальных (свапна, джаграта, сушупти) и при этом считается наивысшей. При продолжительной медитации можно перенестись в турьятиту – состояние выше турии, мысли и ума, туда, где проявленное сознание связано с Абсолютным, Божественным.

    Шива ощущается как Высшее Я, как Душа. Здесь совершается хома (агнихотра, огненное жертвоприношение), во время которой будут сжигаться письменные молитвы. Их пишут заранее или по ходу службы. Очень важна вежливая форма написания. Человек должен сначала представиться Шиве и только потом озвучить свою просьбу.

    Заключение
    Закончив продолжительные медитации, неустанные молитвы и сложные обряды, индусы говорят, что чувствуют очищение ума от мирских мыслей. Эта ночь дает уникальную возможность расслабиться, набраться духовного опыта, забыть о потребностях плоти. В мыслях надо оставить только имя Шивы и постоянно повторять молитвы.