Пантеон всех богов в риме. Пантеон, «Храм всех Богов» в Риме

Пантеон является уникальным архитектурным памятником. Это одно из немногих строений, времен античности, которое сохранилось полностью. Еще одной особенностью был наибольший диаметр купола, среди все сооружений мировой архитектуры. Эти позиции Пантеон сохранял вплоть до XIX века.

История создания

Пантеон является величайшим памятником центрическо-купольного стиля в архитектуре. Его название переводится с греческого языка, как “Храм, посвященный всем богам”. Он был построено во II в. н.э. по приказу императора Адриана. На этом месте ранее располагался храм, воздвигнутый консулом Марком Агрипой. Тем не менее, по императорскому указу, на его месте появилось новое сооружение. Причины этого заключаются в пожаре, который почти разрушил это строение. Тем не менее, первоначальный замысел его создателя был увековечен тем, что на фронтоне храма была сделана надпись, указывающая на его возведение Марком Агриппой.

Очевидно, при Адриане имели место веские причины для перестройки этого колоссального сооружения. Его личный биограф упоминает, что при Адриане проводились масштабные реставрационно-восстановительные работы. При этом, имена первоначальных создателей сохранялись. Спустя 80 лет Пантеон подвергся реставрации и некоторым незначительным дополнениям, при императоре Септимии Севере. Была обновлена мраморная отделка, облицовка, а так же некоторые мелкие детали.

Особенности конструкции

Пантеон существенно отличается от классических прямоугольных храмов, которые мы можем наблюдать в Риме и Греции. В его архитектурных формах чувствуется явное преобладание центризма, которым отличались древние хижины и святилища Рима. Раскрывает сооружение себя во всей своей красоте именно изнутри.

Ротонда и колоссальный купол являются живыми доказательствами архитектурного гения зодчих Рима. Купол создан из цельного бетона и лишь у основания укреплен кирпичными вставками. Ротонда поделена на восемь ниш, что было сделано для придания конструкции легкости. Одной из главных чудес Пантеона является окулус. Специальный, обрамленный бронзой иллюминатор, 9 м. в диаметре создан для пропуска солнечного света. В полдень луч света проникает под прямым углом и выглядит как гигантский столб. Это восхитительно красивое зрелище и поныне приводит в восторг посетителей. Будучи в Риме, обязательно посетите храм в полдень.

Ротонда Пантеона в основе состоит из кирпича, с мраморной облицовкой. В символической форме, ее геометрия отражает представления об астрологическом строении вселенной, которые господствовали в эпоху Древнего Рима. Окулус в центре символизирует солнечный диск. Он является единственным источником, благодаря которому внутрь сооружения поступает свет. Храмовый комплекс воздвигнут на 16 колоннах из гранита, которые принадлежат к коринфскому ордену. Они состоят из гранита, а их капители построены из белого мрамора.

Удивительно, но архитекторы Древнего Рима достигли значительных высот в подборе материала. Состав бетона, из которого сделан купол неравномерный и меняется в зависимости от его высоты. Нижние уровни заполнены твердой травертиновой крошкой, в то время как верхние состоят из пемзы и туфы. Возвышается купол над ротондой на 22 м. Высота сооружения составляет почти 50 м. Пол, а так же облицовка стен выполнена из разноцветного мрамора, ввиду чего внутренний интерьер поражает своей роскошью.

Внутренний интерьер

Вход в здание осуществляет через колоссальные ворота из бронзы, которые достигают более 7 метров в высоту. При входе, посетитель сразу же попадает в вестибюль, который соединяется с ротондой в северной части. Наружные части стен выполнены либо целиком из мрамора, либо покрыты облицовочным мрамором. Ранее купол храма покрывала позолоченная бронза.

Отличительной чертой внутреннего убранства Пантеона, является характерная для архитектуры Древнего Рима целостность, строгость и ясность композиции, которая сочетается с роскошью и большим вниманием к мелким деталям. Благодаря превращению в 609 году н.э. в христианский храм святой Марии, он сохранился в отличном состоянии.

Пантеон как культурный элемент

Отличительной особенностью данного сооружения является его превосходная сохранность. Это одно из немногочисленных строений, доставшееся нам со времен Древнего Рима, которое в наши дни не только не подверглось разрушению, но и сохранило в прекрасном состоянии даже самые мельчайшие элементы. Несомненно, это один из славнейших памятников этой знаменитой эпохи.

За все время своего существования, это колоссальное сооружение являлось объектом пристального внимания жителей Рима и туристов. Естественно, он манил и людей искусства. Во времена эпохи Возрождения, которое в целом характеризуется воскрешением интереса к античному наследию, он стал объектом для восхищения художников, архитекторов и скульпторов. Микеланджело называл его не иначе как ангельским творением. Рафаэль мечтал, чтобы быть похороненным в этом храме. Его современники воплотили мечту гениального творца в жизнь. С тех пор, Пантеон стал местом захоронения, честь погребения в котором принадлежала великим людям, оставившим свой след в истории.

Здесь так же были погребены Рафаэль, король Умберто I, а так же первый король объединенного королевства Эммануил II. Одним словом, не было того, кто остался бы равнодушен к этому, вне всякого сомнения, гениальному сооружению.

Посещение Пантеона

Как бы удивительно это не звучало, но бесплатно эту величайшую достопримечательность можно обозревать не только снаружи, но и внутри. Вход абсолютно бесплатный, а открыто для посещения оно каждый день. Время его работы с 9 до 19 часов. В утренние часы здесь наблюдается наименьшее число посетителей. Поэтому, тем кто хочет наиболее подробно ознакомиться с Пантеоном, без лишней суеты рекомендуется его посещения с 9 утра до 11.

Первого числа января и мая место закрыто для посещения. Это единственные праздничные дни, когда эта достопримечательность недоступна.

Какую бы цель не ставил перед собой турист, выбравший Рим в качестве главного объекта для посещения, ему не миновать Пантеон по нескольким причинам:

  • это архитектурный шедевр, подобного которому нет нигде в мире;
  • это единственная античная постройка, которая избежала разрушения и перестройки, а значит по-настоящему передающая атмосферу древности;
  • это легко найти на туристической карте;
  • это совершенно бесплатно и работает без выходных;
  • это впечатляюще.

Мы постараемся, чтобы попали вы туда подготовленными, поэтому расскажем об истории этого храма, о том, что там обязательно нужно увидеть, как лучше сюда добраться, где на месте получить необходимую информацию. Отзывы бывалых туристов о Пантеоне, приведенные в конце статьи, помогут вам принять окончательное решение о посещении храма всех богов в Риме.

Чуток истории

Впервые идея создать храм, посвященный сразу всем главным богам римлян, созрела в голове консула Агриппы, родственника и соратника первого императора Октавиана Августа. Агриппа создал удивительное сооружение не столько внешне, сколько по содержанию. В отличие от других храмов, посвященных одному, максимум двум богам, первый Пантеон вместил в себя алтари всех главных божеств римлян. Юпитер, Юнона, Сатурн, Венера, Марс - здесь можно было принести жертву каждому в отдельности или всем вместе. Но даже это революционное новшество не является главным.

В античные храмы входить имели право только жрецы, все ритуалы проводились на площадях перед святилищами. Агриппа ломает эту традицию. Приказав построить вход в храм в виде триумфальной арки, он добился, что всякий входящий сюда символически становится «триумфатором», а значит «равным богам». Теперь горожане могли смело вступать туда, куда раньше им не позволяла это делать «непосвященность». Жрецы не были в восторге от подобной вольности, но спорить с влиятельным строителем не решились.

Первый храм всех богов простоял чуть больше века (27 год до н.э. — 80 год н. э.), два пожара, случившиеся с перерывом в тридцать лет, практически уничтожили первый Пантеон. На месте демократичного храма расположился банный бассейн. Так было до прихода к власти императора Адриана, человека образованного и деятельного.

Император Адриан любил строить храмы и не любил христиан. В историю он вошел, как создатель Пантеона в Риме и как мучитель, убивший сразу четырех христианских святых (Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью). Второй поступок историками не доказан, а первый подтвержден документально.

К созданию проекта и строительным работам был привлечен гений архитектуры Аполлодор Дамасский . Гигантский купол, накрывающий цилиндрическое «тело» храма, стал чудом уже во время строительства. Расположенные по кругу алтари главных богов отвечали главной идее храма - общедоступности.

Когда христианство было провозглашено единственной религией Рима, с фронтона у входа в Пантеон сбили все скульптуры, вынесли языческие статуи из храма и закрыли тяжелые медные двери. Более двухсот лет здание просто пустовало. Почему его не разрушили или не превратили в христианскую церковь сразу? Ответы пока не найдены. Можно предположить, что это место, долгое время служившее языческим идолам, не считалось пригодным для христианского храма.

Новую жизнь Пантеон получил в начале VII века , когда был подарен византийским императором папе римскому. Новое имя храма - Церковь святой Марии и мучеников.

С XIV по XVI век Пантеон выполнял роль крепости, его стены могли выдержать самый мощный штурм, а время было неспокойное. Когда воцарился мир, Пантеон получил третью жизнь. В порыве всеобщего обновления и разгула Барокко один известный архитектор пристроил над входом в храм всех богов две нелепые башенки. Римляне тут же прозвали их «ослиными ушами» и скоро убрали. Так он и стоит до сих пор, лишенный внешних украшений, но грандиозный и монументальный.

Что посмотреть?

Перед входом в Пантеон:

  • Обелиск и фонтан - обелиск самый настоящий египетский и древний. Долгое время просто валялся в кустах, поваленный варварами. Установлен во время Возрождения, а фонтаном украшен в XVI веке.

  • Колоннада и фронтон над входом - колонны сохранились античные, а на фронтоне (треугольник под крышей) можно увидеть отверстия, в которые были вставлены крепления для скульптурной группы «Битва Титанов» (уничтожено как языческое украшение). Надпись гласит, что «это построил Агриппа». Обычное дело для храмов. Император Адриан себя не указал, считая главным в Пантеоне идею Агриппы.
  • - тяжелые, толстые. Были установлены в тот период, когда храм играл роль укрепления.

  • Скульптуры у входа - Агриппа и Адриан - отцы-основатели;

Внутри Пантеона:

  • Купол - разглядывать можно бесконечно. В храме всех богов нет окон, свет попадает через отверстие на макушке. Есть несколько легенд, связанных с этим «глазом»: христианская - когда в Пантеоне была проведена первая месса, языческие духи или демоны вырвались отсюда через вершину храма (не очень-то верится, но впечатляет многих); народная - Коперник окончательно склонился к мысли, что Земля вращается вокруг Солнца, разглядывая купол Пантеона.
  • Захоронения - здесь можно найти место упокоения Рафаэля (самое популярное место), а также могилы первых королей единой Италии.

  • Скульптуры в нишах - некоторые сохранились с древних времен и были «приспособлены» для нужд христиан.
  • Икона главного алтаря - список с главной чудотворной иконы Польши (Честноховская Божья Матерь). Утверждают, что чудесные исцеления и исполнение желаний здесь не редкость.

При входе в храм можно взять аудиогид на русском языке, заполнив форму заявки и оставив документ в залог (паспорт, кредитку и т.д.). Сама услуга стоит 5 евро. Вход и фото - бесплатно.

Время работы: с 9 утра до 19:30. В воскресенье - до 6 часов вечера. В праздники - только до часу дня.

Как добраться?

Ближайшая - Barberini (А линия). От нее нужно пройти метров 700.

Автобусная остановка «Argentina» есть у маршрутов 40, 64, 87, 492. Пройти придется метров 400.

Трамвай номер 8 - не самый удобный транспорт, разве что по дороге из Ватикана.

Осмотрев Пантеон, пора отправляться дальше, изучать и осматривать другие исторические объекты, галереи, музеи и фонтаны. Рим в буквальном смысле переполнен достопримечательностями, которые хочется увидеть. Чтобы успеть как можно больше, желательно, иметь перед собой четкий маршрут. Мы расскажем, как и ничего не упустить.

Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.

Пантеон - что это и где находится?

«Ангельский, а не человеческий дизайн”… эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен, Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия он остается таким же величественным, каким он был в начале своей жизни.

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda в Риме (Италия). Сегодня все указатели говорят «Базилика Санта-Мария-Мартир» или «Базилика Святой Марии и мучеников».

У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие.
Другое значение слова — монументальное здание, в котором захоронены великие личности.

Римский Пантеон и его нераскрытая тайна

Здание Пантеона до сих пор окутано тайной. В чём первоначальное назначение храма? Нам говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура храма сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.


Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно (здание) получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Очень вероятно, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным.

Что сделал византийский император с Пантеоном?

Сегодня Пантеон - это католическая церковь. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию (Вонифатию) IV. С тех пор он использовался как христианский храм. Начиная с 609 г. каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Чего мы уже никогда не увидим в храме?

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием . Фронтон (треугольная секция над надписью) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отметил самый большой в мире цельный блок Лукулланского черно-красного мрамора. Входя в Пантеон впервые, посетитель не предполагал, что попадёт в просторное круглое помещение. Его форму скрывают здания вокруг, а вход — прямоугольный.

Контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством поражает и сегодня. Но в древности он был еще более впечатляющим: внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии, этого драгоценного металла было в избытке. Золото, должно быть, символизировало высшие уровни земной атмосферы. Считалось, что они состоят из чистого огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид. Теодор Моммзен (1817-1903 гг) предположил, что в них должны были стоять статуи семи планет. Также была статуя Юлия Цезаря, признанного после смерти небесным Богом.

Порядок их не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Таким образом, семь апсид символизировали Вселенную.

Фактически вы можете храм созерцать таким же, каким видели его древние римляне, только разграбленным. Конечно, здесь появился христианский алтарь, фрески святых, но размеры здания, его форма наряду со значительной частью его украшений, остались прежними.

Купол Пантеона и философия Платона

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире. Он больше купола Св. Петра в Ватикане , построенного в 16 веке.

Самым поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании. Это - непревзойдённая жемчужина архитектуры Древнего Рима!


Столб света из окулуса открывает путь в Вечность. By Владимир Шеляпин — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Философские идеи Платона быстро набирали популярность во II веке. Они объясняют функцию купола с отверстием в космологическом дизайне Пантеона. Боги могут перемещаться из нашего мира за его пределы. В то же время они являются проявлением единого Всебожественного начала - Пантеона. Теперь понятно, о чём говорил Кассий Дион?

Поток воздушного света через 6-метровое отверстие открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по позолоченному куполу. Своеобразный планетарий.

В единственный день года луч свет падает прямо перед входом. Кто-то утверждает, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, кто-то — в день весеннего солнцестояния (23 марта), другие — в день летнего равноденствия (23 июня). Где правда?

Купол римского Пантеона (125 г.) в диаметре больше, чем купол собора Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 году).

Сколько было Пантеонов?

Этот Пантеон … не оригинал! Не пугайтесь — это все еще единственный античный храм, не разрушенный и не испорченный в период средневековья. Но третья его версия.

  • Первый был построен примерно в 27 г. до н.э. (более 2000 лет назад), но сгорел.
  • Второй, построенный в I веке н.э., был также сожжен.
  • То, что мы видим сегодня построили (или восстановили) в 125 г. во времена правления императора Адриана.

Что за странная надпись над входом?

Это, кстати, объясняет надпись над крыльцом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры …. так как это возможно?

Известно, что на всех архитектурных сооружениях, которые император Адриан создавал во время своего правления, он никогда не писал своего имени, за исключением храма своего отца Траяна.

Может потому, что римский Пантеон был восстановлен, он имеет надпись своего основателя Марка Агриппы?

Кто построил Пантеон в Риме?

Предположительно зодчим, соорудившим Пантеон, считается Апполодор родом из Дамасска. Он был архитектором моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и других сооружений и любимцем Траяна.

Но и сам Адриан, как архитектор, тоже мог принимать участие в работе. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Обиженный император сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Архитектурные «фишки» Пантеона в Риме


Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg : , CC BY-SA 3.0 , Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Также он знал о природе своих строительных материалов. Поэтому более легкие материалы находятся в верхней части купола. На самом низком уровне использовал травертин, самый тяжелый. Затем применил смесь травертина и туфа, после туф и кирпич. И, наконец, пемза — самый легкий и самый пористый из материалов на потолке купола.

Кто захоронен в римском Пантеоне?

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных фигур в итальянской истории. Прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитого художника эпохи Возрождения Рафаэля и его невесты покоятся здесь.

Трагичная история преданной любви

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0 , Link

В чём совершенство архитектуры Пантеона в Риме?

Здесь каждый может ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно знать никаких религиозных догм - преображение совершает архитектура.

Это - храм всему миру, всей бессмертной существующей природе. Он объединил в себе всё: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное.

Римский Пантеон открывает человеку его духовные тайны. Может в этом и кроется причина его столь долгой жизни?

Последние изменения: Октябрь 26, 2018

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная достопримечательность Рима и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Оживший из глубины веков, воплощая в себе элегантность и гармонию, он на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, привлекая миллионы посетителей.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Немного истории

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон богов на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса в разгар религиозной церемонии.

Второй Пантеон появился там же. Он был возведен Марком Випсанием Агриппой, приходившимся зятем императору Октавиану Августу, между 25 и 27 гг. до н.э. в честь триады богов, в которую входили Марс, Юпитер и Квирин. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, Пантеон представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовав почти целое столетие, второй Пантеон получил значительные разрушения во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.

Пришедший к власти император Адриан славился своей образованностью и неуемной деятельностью. В период 120-124 г. он полностью перестроил здание. Проект Пантеона был поручен Аполлодору из Дамаска – тогдашнему гению архитектуры сирийского происхождения, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в Римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и древних памятников, таких как Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии, Вилла в Арчинаццо-Романо. Между 103 и 105 н. э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов . Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы Domus Aurea, возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке совпадала бы с диаметром опорной кладки кольца и имела размер около 43,44 метров.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608г . Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Знаете ли вы, что…

Пантеон богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол Пантеона первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. Только в 733 папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • Пантеон украшала колокольня – возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, Бернини возвел две колокольные башни в стиле барокко. Названные остряками «ослиные уши Бернини» были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • бронзовые скульптуры фронтона и элементы крыши над крыльцом Пантеона пошли на создание величественного полога над алтарем в соборе Святого Петра. Во времена папства Урбана VIII, в 1625 году, Барберини в поисках нужного количества бронзы переплавил фигуры мучеников, украшавших верх внешнего фасада здания;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Вечного города – Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Пантеон Богов: что посмотреть и как добраться

Начиная с 15 века, стены Пантеона стали украшать фресками. Самой известной среди них является «Благовещение», выполненная Мелоццо да Форли. Она расположена в первой от входа правой капелле. Церковь в тот период была выбрана штаб-квартирой для профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca.

Начиная с эпохи Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронения, в частности – выдающихся художников. Сегодня здесь, среди прочего, размещены гробницы великого Рафаэля, а также Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци и не менее знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме того, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии. Это – Виктор Эммануил II, а также его сын и преемник Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне Пантеона находится гробница короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.


Пантеон (Рantheon) — знаменитый храм всех богов в Риме, один из знаковых памятников Вечного города, имеющий всемирное значение, и одно из самых загадочных сооружений на нашей Планете. Это наилучшим образом сохранившееся архитектурное творение Древнего Рима, символ величия Римской империи.

Точно неизвестно, когда и как был построен Пантеон. Принято считать, что его строительство было закончено к 126 году н.э. Такой вывод был сделан на основании изучения сохранившихся документов путем логических рассуждений. Точных дат в документах нет. 2 век нашей эры считается периодом расцвета архитектуры Древнего Рима, а Пантеон — венцом творения архитекторов того времени.

До начала VII века Пантеон являлся языческим храмом Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Нептуна, Сатурна и Меркурия. То есть, был посвящен все-таки не всем богам, а только 7 избранным. В 608 году языческий храм спасло от уничтожения его превращение в христианский. Церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires) была освящена папой Бонифацием. Название храм получил в честь мощей христианских мучеников, которые были перенесены сюда из катакомб Рима. Иногда Пантеон называют ротондой Святой Марии (Santa Maria Rotonda).

Храм сооружен во время правления императора Адриана на месте разрушившегося первого Пантеона. Первый храм был построен в 27–25 годах до нашей эры при императоре Марке Випсании Агриппе и неоднократно страдал при пожарах, возникавших от ударов молнии. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму.

Строители нового Пантеона сохранили имя основателя на фронтоне здания. Латинская надпись гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это).

Нынешний Пантеон ориентирован на север, а его размеры значительно превосходят существовавший до него храм. Первоначально сооружение стояло на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Но за множество веков существования храма уровень грунта вокруг повысился, в результате в наши дни храм расположен в неглубокой впадине. Вдобавок, Пантеон стоит в самой низкой точке Рима, которая периодически подтопляется, но даже это не уменьшило прочности конструкции сооружения…

В 202 году, во времена правления Септимия Севера и его сына Каракаллы, римский Пантеон был отреставрирован. На архитраве была высечена надпись: «Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс Аравийский, Адиабенский, Парфянский, величайший, Великий понтифик, 10 раз трибун, 11 раз император, 3 раза консул, Отец отечества, проконсул, и Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, 5 раз трибун, консул, проконсул, Пантеон, повреждённый временем, со всем тщанием восстановили».

Конструкция Пантеона уникальна. Купол со стенами кирпично-бетонной ротонды образует единую оболочку. Центрическая форма здания характерна для языческих храмов древней Италии. Стены ротонды имеют толщину более 6 метров и установлены на массивном фундаменте. Размеры диаметра купола и высоты ротонды одинаковы, поэтому внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу - идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. Бетонный полусферический купол Пантеона имеет диаметр 43,5 метра и весит около 5000 тонн. Купол покрыт пластинами из позолоченной бронзы.

Доподлинно имя архитектора, построившего Пантеон, неизвестно. Предположительно в строительстве храма принимал участие Аполлодор из Дамаска - инженер, архитектор, конструктор и скульптор II века н.э.

Секрет бетона, из которого сделан купол Пантеона, утерян. Купол состоит из окружностей, которые хорошо просматриваются на кессонированном потолке. Ранее потолок был позолочен. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом - Солнцем.

Еще один невероятный факт о Пантеоне — его купол неармирован!!! А толщина купола составляет 1,2 метра!

Состав бетона разнится на разных уровнях. На нижних поясах наполнителем является травертиновая крошка, а на верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Однако, бетон переменной твёрдости и плотности в начале нашей эры? Находятся исследователи, считающие, что купол отливали инопланетяне, а сам Пантеон — не иначе, как мощнейший супермагнетрон. А римляне рассказывают, что купол храма отливали на огромной куче мусора, насыпанного внутри строящегося здания. Затем, мусор мгновенно растащили убрали жители города, ведь для скорости уборки в него подмешали золотые монеты.

Современная наука заявляет, что срок жизни бетона максимум 600 лет, а кирпичной кладки — и того меньше. Нет никакого разумного объяснения тому, как Пантеон стоит уже 2000 лет. Немало исследователей считают, что Пантеону намного меньше лет, так как сведения в сохранившихся документах отрывочны, не прослеживается четкая линия существования этого памятника в веках…

В центре купола находится «Глаз Пантеона» (окулюс) — круглое отверстие диаметром 9 метров. Через окулюс в храм проникает дневной свет. Легенда гласит, что отверстие (Oculus) образовалось, когда в храме началась церковная месса. Злые силы не выдержали звуков божественной литургии и срочно покинули Священное место, разрушив верхнюю часть купола. Вообще, о легендах, которые окутывают Пантеон, можно написать не одну статью! А если учесть, сколько легенд придумано римлянами для привлечения туристов, то хватит и на книгу.

Есть предположение, что храм Пантеон являлся солнечными часами и одновременно астрономической обсерваторией. Каждый год в день летнего солнцестояния 21 июня в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Между прочим, в древних летописях применительно к Пантеону никогда не использовалось слово «aedes» (храм), а только просто «Пантеум». Также ориентация здания на север крайне необычна для храма. Был ли Пантеон храмом на самом деле?

В Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система для отвода дождевой воды. Пол сделан слегка выпуклым под окулюсом, вода стекает в сточные отверстия, и далее уходит в систему подземных стоков.

Вход в Пантеон оформлен массивным портиком, украшенным двумя рядами высоких коринфских колонн. Высота колонн 14 м, диаметр 1,5 метра, вес каждой — 60 тонн. Колонны и фронтон Пантеона сложены из крупных каменных блоков, которые вырубили в карьерах Египта. Доставка таких колонн к месту строительства даже сегодня, при наличии мощнейшей техники — невероятно сложная задача.

Фронтон Пантеона ранее был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно работы Диогена Афинского. В 17 веке все бронзовые украшения с фасада были сняты и использованы архитектором Бернини при строительстве базилики Святого Петра по приказу Папы Урбана VIII. Был демонтирован даже бронзовый кессонный потолок портика, который затем переплавили.

В то же время Бернини по указу Папы, чтобы придать храму более христианский вид, построил наверху две несуразные колокольни, прозванные римлянами «ослиные уши Бернини». Уши Колокольни уродовали украшали Пантеон 200 лет, потом их снесли. Ранее, в 1270 году предпринималась попытка пристроить небольшую колокольню слева над портиком, но она позже тоже была разрушена. Не терпит Пантеон дополнительных украшений…

В пространстве под треугольным фронтоном можно заметить отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился символ власти — бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, с дубовым венком в клюве.

Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась. Пол и облицовка стен ротонды выполнены разноцветным мрамором. Невозможно поверить, что это оригинальная отделка… Многие исследователи и не верят!

Прямо под отверстием купола располагался алтарь, на котором жертвенных животных предавали огню. Едкий дым выходил через отверстие в куполе.

Семь больших ниш, поочередно трапециевидных и закругленных, были посвящены пяти планетам, известным древним римлянам, а также светилам - Солнцу и Луне.

Ниши отделены от центрального зала коринфскими колоннами.

Ранее в Пантеоне находились статуи семи самых почитаемых богов римской мифологии. После превращения языческого храма в христианскую церковь все предметы, связанные с язычеством, уничтожили.

Сегодня в Пантеоне установлены статуи Святого Анастасио, Святой Агнес, Мадонны дель Какко, Святого Эрасио, Святого Николая, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура Святой Анны и Пресвятой Богородицы. По приказу папы Климента XI в Пантеоне были сооружены алтарь и апсида. В 1840 году добавили хор, спроектированный Луиджи Полетти. В 1926 году во время реставрационных работ Пантеон получил орган. Его установили за статуей Святого Разия, слева от главного алтаря.

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками.

В эпоху Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения известных людей. Здесь в том числе находится могила гения Возрождения Рафаэля Санти. На его гробнице установлена статуя Мадонны и высечена надпись: «Природа позаботилась о том, чтобы забрать его из жизни, поскольку боялась, что он превзойдет ее своим искусством». Рядом с могилой Рафаэля — захоронена его невеста Мария Биббиена.

Пантеон стал первым древнеримским храмом, внутрь которого могли входить не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

Храм Пантеон расположен в самом центре Рима на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza-della-Rotonda). На противоположной стороне площади когда-то находился Храм Нептуна. Размеры площади Пьяцца-делла-Ротонда составляют около 60 метров с севера на юг и 40 метров с запада на восток. Здесь всегда многолюдно, по периметру площади расположены уютные (и дорогущие) ресторанчики.

В центре площади Пьяцца-делла-Ротонда находится фонтан Пантеона и египетский обелиск из розового мрамора, покрытый иероглифами. Это один из двух обелисков, созданных при фараоне Рамзесе II для храма бога Ра в Гелиополе. Вершину обелиска украшает бронзовая звезда – один из символов гербового щита Папы Климента XI.

Фонтан Пантеона красив и имеет очень длинную историю изменений по указам различных Пап. Я обязательно напишу об этом и подробней сфотографирую детали фонтана в следующий раз.

На протяжении всего своего существования Пантеон никогда не закрывался и всегда выполнял функции храма. Посещение было бесплатным 2000 лет, но с декабря этого года планируется введение входной платы в размере 3 евро.

По образу и подобию Римского Пантеона было построено несколько храмов в разных местах мира. Одна из таких копий находится на Мальте в городе Моста. — один из самых больших соборов мира.