Обзор Middle-earth: Shadow of War. Что нам стоит крепость взять

Пытаемся разобраться, откуда у игры столько десяток в прессе

Отправить

Кратос — наверное, самый отъявленный антигерой в истории игровой индустрии. Кто вообще мог проникнуться к нему симпатией и сопережеванием? Агрессивный, жестокий и брутальный персонаж знал только один метод достижения своих целей — грубую силу. А порой отрывал конечности и выкалывал глаза просто ради удовольствия. Вот уж удивительно, что этот спартанский Маркиз де Сад каким-то образом смог не только обзавестись дамой сердца, но и даже заделать с ней сына , а не подпирать ей двери, или чем он там раньше занимался.

Да, Кратос-то уже не торт! Теперь он образцовый семьянин, преданно выполняющий последнюю волю жены, и по совместительству заботливый батя, воспитывающий отрока. Это — первое, что бросается в глаза в новой ... Сразу после сеттинга, боевой системы, камеры, зверинца, внимания к деталям, подачи истории, гораздо более глубоких характеров персонажей и еще тысячи изменений, сделавших из нее совершенно другую игру.

Все эти истории о великой и ужасной мести богам Олимпа в прошлом. История стала гораздо более просторной, а игрок получает куда больше свободы, чем раньше. Кратос много времени проводит с сыном на свежем воздухе, плавает на каноэ и приобщается к Скандинавской культуре. Ну знаете, эти скучные будни культуролога: изучение рун, разорение могил, надирание скандинавских задниц и прослушивание справочных лекций от одной отрубленной головы, которую он таскает на поясе как связку ключей.

Размеренный тон сюжетной линии пошел игре на пользу. У сценаристов появилось достаточно места, чтобы вписать в историю необычных и запоминающихся персонажей. Не хочется сильно спойлерить, так что их перечислением мы заниматься не будем, но порой это выливается в огромнейшее количество по-хорошему забавных диалогов.

Хоть Кратос стал более мудрым и опытным, поначалу кажется, что он не оставил свои садистские замашки. К родному сыну он относится как к дворовому псу, и даже по имени почти не называет. Но все не так просто: он хочет воспитать из Атрея настоящего мужчину, лишенного слабостей. Несколько раз спартанец все же пытается дать волю чувствам и неловко приобнять пацана, но затем быстро берет себя в руки и отвешивает ему очередной поджопник за то, что ведет себя как баба. Этот спиногрыз, кстати, ходячая геймплейная механика, выполняющая роль передвижной энциклопедии и персонального переводчика . Ну и с луком он весьма недурно обращается.

Боевая система также была переписана буквально с нуля, и изменения кроются не только в смене оружия. Сражения стали более контактными. Теперь нужно не бездумно настукивать комбинации, но настукивать их рассудительно. Ну, то бишь следить за расположением противников, не давать себя окружить, парировать и уклоняться от атак, и в целом освоить тайминги, ведь бьют враги очень больно. В общем, боевку можно было бы назвать типичной для игр текущего поколения, если бы не одно веское но: невероятные тактильные ощущения отдачи от каждого удара, после которых начинаешь невольно сопереживать изувеченным врагам.

К тому же топор можно неоднократно улучшать по мере прохождения и снабжать различными рунами, позволяющими замораживать врагов, сбивать их с ног или даже превратить в какое-то подобие лазерной пушки, что делает бои немного разнообразнее. Улучшить можно не только оружие но и экипировку, что помимо растущих характеристик порой дает и уникальные способности. К примеру, Атрею можно сшить штаны, в которых он научится прыгать на спины к врагам и душить их луком .

Б езумно красивый мир игры таит в себе много секретов и загадок. Головоломки встречаются часто, и некоторые из них решаемы только с определенным набором умений. Из-за этого не всегда понятно, почему вы, черт возьми, застряли. Это загадка такая сложная, или вам просто не хватает навыков? Пойти дальше и вернуться сюда позже? А вдруг не получится? Вдруг ее можно было решить? ААААААААААААААААА.

Это вызывает тревогу, ведь в очень не хочется пропустить ни каплю контента, настолько кропотливо проработан о окружение . Взять одних крабов, которые суетливо зарываются в песок при виде главного героя. Или вот тех крохотных лягуше че к, которые анимированы лучше некоторых персонажей из других игр. Santa Monica вышла на какой-то запредельный технический уровень, за что ей хочется петь дифирамбы. Но вы тут не особенно любите, когда игры хвалят, да? Тогда поругаемся: не поддерживает 4K-разрешение и 60 кадров в секунду, так что в полной мере насладиться технологиями все же не выйдет.



Подводя итог, нельзя сказать, что игра может предложить вам что-то невероятно инновационное. Все, что вы здесь увидите, в том или ином виде встречалось в других играх этого поколения, но здесь оно доведено до цельности и совершенства. Такого совершенства, что после знакомства с вы серьезно рискуете: многие другие игры на ее фоне выглядят невзрачными сгорбившимися карликами .

Кори Балрог и Sony Santa Monica смогли в буквальном смысле заново изобрести велосипед и подарить игрокам, возможно, не только лучшую часть God of War , но и одну — как бы громко это не звучало — из лучших игр современности .

А у вас есть PS4? Планируете поиграть в God of War? Может, даже купить консоль ради нее? Расскажите, нам интересно!

Перенос из мира древних богов Эллады на обширные просторы северной мифологии вызвал прилив фанатских опасений и невероятных ожиданий. Кто-то испугался, что студия из Санта-Моники попробует грубо скопировать концепцию The Last of Us , других смутила открытость мира со сбором коллекционных предметов и выполнением побочных заданий. Третьи пришли в ужас от смены окружения и появления юного помощника в качестве одного из главных персонажей. Но новый не просто низверг все опасения, но и по праву уже сейчас может считаться главным претендентом на звание лучшей игры 2018 года. Понятно, что впереди нас ждет Red Dead Redemption 2 и, возможно, другие достойные проекты, но американская студия за пять лет усиленной разработки совершила громкую и мощную, как молот Тора, революцию.

События нового происходят в холодном пространстве скандинавских мифов с мировым змеем, суровыми божествами, ведьмами, троллями и ограми. Лишившись возлюбленной, Кратос вместе с неопытным и болезненным сыном Атреем должен выполнить последнюю просьбу супруги – донести ее прах на самую высокую гору Мидгара. Открывающая эмоциональная сцена с объятиями сменяется длинным и полным опасностей странствием, которое все глубже затягивает спартанца в мир северных интриг и надвигающейся опасности. И даже начальное путешествие за деревом для погребального костра сопровождается мельчайшим вниманием к деталям, яркими схватками, обучающими основным боевым механикам и взаимодействию со вторым персонажем.

Как и в случае с Элли, сын Кратоса по мере развития истории из нелепого и запуганного юноши превращается в верного помощника, пронзающего стрелами свирепых оборотней и отвлекающего на себя внимание несокрушимого огра. Иногда он вступает в прямой поединок, запрыгивая противнику на шею и душа тетивой, или оглушая опасных монстров изогнутой рукоятью лука. С появлением волшебных стрел Атрей способен призывать тотемных животных, наносящих противнику дополнительный урон в бою. Ну и, конечно, без участия юноши не обходится решение многочисленных головоломок. Он сбрасывает отцу цепи, заряжает энергией артефакты, проползает в тесные туннели, расчищает проемы и читает важные для понимания истории и выполнения заданий рунические тексты.

Головоломки занимают значительную часть пространства мира . Здесь есть место для поиска и уничтожения рун, твердо запирающих сундуки и сокровищницы с уникальными артефактами. Все это сопровождается реальным исследованием со сложными комбинациями действий, а не простым сбором точек на карте. Выполнение заданий на время, когда нужно точно попадать в развешанные на стойках колокола, или решение многоуровневых головоломок с колесами, энергетическими мостами и смертоносными ловушками могут занять от минуты до получаса вашего времени.

Фанаты особенно порадуются возвращению грандиозных загадок размером с целые локации. Происходят они по сюжету и выглядит невероятно зрелищно. Некоторые из них заскриптованы, а другие требуют усилий для решения со сложными манипуляциями с механизмами, интерактивным окружением и вторым героем.

Отдельно спрятаны различные коллекционные предметы, вроде ключей к испытаниям в одном из девяти миров. Вы также можете выполнять задания по уничтожению определенного типа противников или закрывать пространственные разрывы, бросая вызов сильным и очень опасным созданиям. Разработчики также спрятали тайные комнаты и карты сокровищ, которые требуют от вас еще более тщательного исследования расширяющегося игрового пространства.

При создании мира авторы пошли по самому правильному пути, совместив принципы Metroidvania и динамически изменяющееся окружение. Теперь бэктрекинг больше не выглядит унылым посещением старых локаций, а становится повторным знакомством с изменившимися до неузнаваемости этапами. С появлением дополнительных навыков, вы можете открывать новые области и двери в уже пройденных зонах. Дополнительно по мере развития сюжета вода медленно отступает, открывая вам все новые уровни затопленного мира. Казалось, вы изучили все тайные пещеры, но вот обнаженная суша открывает вам проход в новое место с очередными секретами и заданиями.

Сайды в мире составляют большие куски истории, раскрывающие тайны основных и побочных персонажей, и предлагают порой уникальный опыт, вроде близкого знакомства с магией времени или могучими и очень опасными существами.

Другая часть сюжета подается через диалоги, легенды и истории, которые аккуратно прерываются, если началась боевая сцена или вы убежали далеко вперед, а затем очень плавно возобновляются с прерванного места. Герои вспоминают о разговоре и продолжают с того момента, где остановились.

Сама Нордическая мифология вплетена с необычайной заботой и любовью, подкрепленной вызывающей восторг визуальной реализацией и внешним оформлением окружения.

Игровой бестиарий вселенной с каждым игровым часом или областью постоянно пополняется новыми монстрами, которые со временем будут объединяться в группы с другими тварями, ощутимо увеличивая сложность поединка. Например, похожие на глаза кошмары через некоторое время способны вселяться в сильных противников, восстанавливая их здоровье или даря временную неуязвимость. Огры могут хватать мертвецов и бросать вам в голову, а некоторые призраки полностью неуязвимы, пока Атрей не выстрелит в них меткой стрелой.

Иногда в мире открываются случайные разрывы материи, откуда выскакивают комбинации чудищ, которые усиливают друг друга и доставляют героям множество проблем.

Не стоит забывать и об опасном окружении: на локациях встречаются источники яда, которые можно заблокировать топором, но внезапно появившиеся враги поставят вас в максимально сложное положение. Тут уже придется выбирать: забирать топор и сражаться в ядовитом тумане или оставить оружие у ядовитого источника и использовать против недругов щит и крепкий кулак. В других местах среда может прийти на помощь, особенно если сверхсильные противники попали под электрическое дыхание могучего дракона.

Боевая система и рост характеристик героев предполагает вовлеченность множества условий. Вы можете найти или купить новый вид брони, дающий вам изменение одного или нескольких основных навыков от силы удара до защиты. Эту же броню можно улучшить у кузнеца, обладая специальными компонентами и достаточным количеством золота.

Также можно изменить свойства оружия и повысить его уровень. От последнего зависят доступные на ветвистом дереве прокачки приемы. Каждый купленный навык дает новые техники и улучшает силу боевых связок.

Последним пунктом идут малые и большие руны, которые позволяют вам изменить специальные удары. Их также можно улучшать в обмен на очки опыта, но после применения они требуют времени на перезарядку. Например, одна руна в луке может призвать гигантского волка, а при замене вызвать стаю хищных воронов, парализующих врага на определенное количество времени. При этом вороны будут иметь элементную атаку в зависимости от используемых мальчиком стрел.

Комбинируя руны, улучшая броню и оружие, вы получаете своего уникального Кратоса, который подходит под ваш стиль ведения битв. Ведь кто-то может начать бой со специального удара, подбрасывающего врага в воздух, потом призывать воронов и добивать финальным суперударом.

Отдельно стоит режим ярости, который накапливается по ходу поединка и может быть активирован на короткий период времени. В этом режиме Кратос наносит максимальный урон и может оглушать противника, проводя сочные и очень жестокие добивания. Правда, последние не обязательны с обычными противниками, но зато красиво используются на боссах.

Важно также отметить, что топор в новом становится основным видом оружия, а Атрей иногда дает подсказки во время битв, своевременно предупреждая Кратоса об опасности. Примерно то же самое происходит при исследования окружения: если вы долго не можете найти нужный путь, то сын героя сделает подсказку.

Дополнительно Кратос может получить бонус на временную защиту, если провести определенные действия, а при своевременном уклонении от атаки противника включается замедление времени в стиле Witch Time из Bayonetta . Это зависит от выбранного талисмана.

Кроме спартанской ярости авторы сохранили из прошлых серий и очень яркие и хорошо поставленные поединки с богами и гигантскими монстрами. Я не буду вдаваться в детали, чтобы не портить сюрприз, но поверьте - вас ждет невероятный уровень постановки с разрушающимся окружением и детализацией, ранее так и не достигнутыми ни в одном из проектов текущего поколения. Это действительно новый этап в развитии развлекательной индустрии. Можно тонуть в эпитетах, но по уровню подачи истории и постановке скроен просто невероятно круто и потрясающе. И во многом такое визуальное наслаждение достигается новейшими графическими технологиями. Здесь реализованы самые реалистичные снег и грязь, которые мы когда-либо видели. Снег пересыпается хлопьями, следы имеют глубину в зависимости от массы тела, а снежинки медленно тают на лице. Не говоря об источниках света и эффектах воды и льда. SIE Santa Monica Studio не просто предложила современные решения, но и установила новый стандарт, на который должны будут равняться остальные компании.

Аудио сопровождение сделано ненавязчиво. Музыки в игре практически нет, но иногда можно услышать еле уловимое атмосферное женское хоровое пение. Огромную роль для погружения в геймплей играют объемные фоновые звуки.

Перевод на русский язык выполнен превосходно и литературно. Разработчики хорошо подобрали русских актеров озвучивания и грамотно адаптировали текст.

После окончания сюжета игра продолжается. Можно вернуться и доделать те задания, которые вы не успели выполнить. Кроме того, обновляет карту и начинает показывать все места, где спрятаны секретные боссы.

– это новый уровень почти во всем: от постановки схваток с боссами до структуры мира и подачи истории, которая ни на минуту не отпускает ваше внимание. Даже сбор коллекционных предметов выглядит как увлекательный квест с головоломками, а не унылая рутина. Конечно, авторы, позаимствовали решения и элементы из других известных игр, но при этом добавили собственные идеи. И если вы еще не купили PlayStation 4 Pro с 4K-телевизором, то теперь настал самый правильным момент сделать это, если вы, конечно, хотите увидеть пик того, что может предложить развлекательная индустрия образца 2018 года.

God of War – один из самых успешных эксклюзивов PlayStation . К третьей части история спартанца, который в одиночку выносит весь древнегреческий пантеон, достигла своего апогея по всем фронтам. Затем был очевидный шаг назад в виде GoW: Ascension , и три года тишины. Вряд ли кто сомневался, что Сони вернется к GoW . Но видеть в пятый раз (на домашней консоли) Кратоса, кромсающего все подряд, было бы по меньшей мере странно… В серии нужно было что-то менять: провал Ascension это подтвердил.

Чтобы стать равным богам, а тем более превзойти их, нужно убить в себе человека. На протяжении трех номерных частей Кратос играючи справлялся с этой задачей: он с легкостью пускал в расход всех, кто стоял на его пути, включая невинных людей. В новой части GoW , команда Santa Monica Studio во главе с Кори Барлогом, руководителем разработки God of War II , делают прямо противоположное – очеловечивают антигероя. Причем делают они это очень старательно. Неожиданно? Еще как…

Божественная трагикомедия

Переехать в другую вселенную – отличный вариант для тех, кто хочет начать все с чистого листа. В мире скандинавской мифологии Кратос пытается жить как человек. Мы не знаем, сколь долго существование спартанца оставалось безмятежным, но встречаем героя при не самых приятных обстоятельствах. Не так давно Кратос снова лишился жены, Фэй. Последняя воля усопшей – быть развеянной с самой высокой точки этого мира. И вот, нас снова ждет гора. Снова тернистый путь наверх. Только на этот раз в компании сына, и ведет нас не месть, а мир и любовь.


Символично: потрепанная повязка оголяет старые шрамы героя.
Кратос прячет их от сына. Затягиваем бинт потуже, вдох-выдох и идем дальше.

С первых секунд знакомства с новой GoW ощущаешь легкое смятение. Мозг напрочь отказывается принимать Кратоса, обыденность которого не в вырывании глаза очередному циклопу, а в небольшом домике на опушке, в общении с сыном, в заготовке дров. Сваливая очередную березу энергичными ударами, Кратос борется с воспоминаниями о прошлой жизни. Призрак Спарты устал от войны. Ему теперь есть, что терять, ему снова есть, ради чего жить. Но некоторые шрамы не скрыть, и прошлое настигает нашего героя в минуты его наибольшей уязвимости. Местные жители раскрыли его секрет и совсем не рады чужаку…

Отцы и дети

Смятение бесследно исчезает сразу после первой стычки с врагом. Да, перед нами тот самый Кратос, который разрывает противников голыми руками. Он все так же груб, немногословен и прямолинеен, разве что время сделало его чуть сдержаннее, мудрее. Тем не менее, мы еще ни разу не видели Кратоса таким живым! Разработчики показывают нам человека, который бежит от ошибок прошлого и видит свое спасение в сыне. Даже пепельный «панцирь», покрывающий все тело спартанца, отступает – под непроницаемой белизной проступает кожа.

Раскрыться с новой стороны бывшему антигерою помогает его сын – Атрей. Несмотря на проблемы со здоровьем, мальчик изо всех сил старается произвести впечатление на отца. Папа у него строгий и требовательный, но справедливый. Атрей совершенно умилителен в своей старательности. Первое время маленький полубог почти не участвует в схватках с врагами: он будет наблюдать со стороны и стрелять из лука по вашему указанию. Но со временем мальчуган окрепнет и станет незаменимым помощником.



Кратос старается воспитать Атрея безжалостным воином:
он не видит иного способа выжить в этом мире.

«Закрой свое сердце» – не устает повторять воинственный отец. Но мальчику, который рос на добрых рассказах матери, трудно принять правду, что мир вокруг жесток, а боги – самые злейшие враги. По ходу сюжета мы становимся свидетелями не только боевой закалки Атрея, но и его становления как личности. В этом смысле, главный герой игры именно он.

Все дороги ведут в Мидгард

В согласии с первоисточником, локации в игре представлены различными мирами из скандинавской мифологии. Часть из них вы посещаете по сюжету, часть доступна для самостоятельного изучения, еще одна часть не доступна вообще. В центре находится Мидгард – мир, населенный людьми. Впрочем, сейчас из живых и невраждебных обитателей здесь лишь огромный Змей, опоясывающий всю планету. Именно в Мидгарде вы проведете большую часть времени: здесь проход во все остальные миры, и вам придется возвращаться сюда снова, и снова, и снова. С точки зрения геймплея и мифологии выглядит это логично, но совсем не ждешь, что это будет продиктовано сюжетом: один персонаж что-то забыл, другой персонаж что-то потерял… В один момент от этого бэктрекинга начинаешь дико уставать.

Мидгард – это условно открытая локация, большую часть которой занимает вода. Передвигаемся мы до нужной точки интереса на лодке: в угоду экономии ресурсов, разработчики разучили Кратоса плавать. Но никакой проблемы в этом нет. Во-первых, вам хватит занятий и на суше, а во-вторых – рассказы одного вашего незаурядного спутника во время прогулок по воде точно не дадут заскучать!


Миры в игре разнообразные и проработанные. Даже просто находиться в них приятно, а ведь они еще таят в себе массу секретов. Вот вы помогаете местным духам обрести покой, а затем совершенно без причины ввязываетесь в драку с големом, просто ради самого процесса. Вот вы пересекаете весь остров в поисках сокровищ, а затем испытываете себя на прочность в боях с Валькириями и совершенно не замечаете, что оставили сюжет в стороне – настолько дополнительные занятия удачно вписаны в игру.

Старые шрамы, новые приемы

God of War 2018 года – это экшн от третьего лица с РПГ-элементами. В игре есть все ключевые геймплейные особенности PlayStation-эксклюзивов последних лет. Каждый для себя найдет здесь чуточку Uncharted , The Last of Us и Horizon . Достигается это также общим тоном повествования, качеством постановки, и, конечно, компаньоном – куда же без него. Словом, в Сони продолжают шлифовать паттерн своей идеальной игры. Но есть у GoW и свое собственное лицо – местная боевая система.

За могучими плечами Кратоса ждет своего часа Левиафан – одноручный топор, который возвращается после броска к своему хозяину словно Мьёльнир. Им в равной степени удобно сносить головы в ближнем бою и поражать врагов на расстоянии. Если вы криво метнули сей инструмент, то это не беда – Левиафан может хорошенько пробить затылок какого-нибудь драугра на обратном пути. Во второй руке Кратоса – щит, с помощью которого мы отражаем удары. А еще Бог войны разучился прыгать: в его возрасте – не солидно. Только перекаты, только хардкор!

Битвы немного потеряли в динамике: все-таки годы берут свое, Кратос уже не такой быстрый. Зато теперь бои гораздо сильнее вовлекают игрока в процесс. Просто мэшить геймпад у вас здесь не получится. Кратос стал мудрее, он уже не может позволить себе бросаться на врагов в слепой ярости. «Только дисциплина и холодный расчет», – наставляет Призрак Спарты то ли своего сына, то ли игрока. Сблизиться, отразить атаку, пробить комбинацию, увернуться и повторить. Своевременность бьет скорость. Держим дистанцию – каждый удар здесь может стать для вас роковым, а эта игра ошибок не прощает. Здоровье здесь не восстанавливается автоматически – приходится рыскать по полю боя в поисках камней жизни, повезет, если они выпадут из врагов.



Подобные сцены здесь не редкость и почти все они проходят без участия игрока.
Удивительно, но QuickTime-ивентов в игре меньше, чем хотелось бы.

Новая боевая система заставит попотеть на любой сложности. В игре нет пушечного мяса из прошлых частей, избавиться от которого можно ураганом из Клинков Хаоса. К каждому неприятелю нужен свой подход, и речь не только о боссах, но и о рядовых противниках. Вы будете заучивать связки ударов, планировать атаки и, в конце концов, найдете собственный стиль игры. GoW вынуждает вас играть по ее правилам, но дает вам достаточный простор для маневра. И это, пожалуй, самая большая заслуга местной боевки.

Топор войны

Большое внимание разработчики уделили прокачке героя. Развитие базовых характеристик аналогично оной из предыдущих частей. Собирая три единицы артефакта, мы увеличиваем максимальный уровень здоровья или ярости Кратоса. Правда добыть их теперь сложнее: нужно не только найти сундук, но и решить нехитрую головоломку, чтобы его открыть. На остальные характеристики влияет ваша экипировка. Ее можно крафтить, можно покупать, можно находить по ходу игры. Для каждой части обмундирования доступны свои уровни прокачки. А применяя к экипировке руны, можно добавить различные перки, например, сопротивление огню или урону от определенных противников. Накопив достаточно очков опыта, мы изучаем новые боевые навыки, которых здесь на любой вкус! Причем, мы развиваем не только Кратоса, но и Атрея, да так, что ближе к концу игры этот хилый мальчуган и сам укладывает пару-тройку врагов.

Довольно забавно разработчики обыграли эволюцию топора Кратоса. Есть два гнома оружейника. Оба – мастера своего дела, да к тому же братья. Когда-то они зареклись не иметь друг с другом дел, в общем – семейный разлад. В игре вы встречаете то одного, то другого, и каждый считает делом чести улучшить ваш топор, попутно поругав предшествующую работу родственника. Как говорится – клиент от конкуренции только выигрывает. Да и кто знает, возможно наш топор войны станет для братьев топором мира?

Совокупность уровней вашего оружия и экипировки определяет общий уровень Кратоса. Уровень отображается и у ваших противников, что позволяет сразу определить, стоит ли ввязываться в драку или лучше пройти мимо и вернуться позже. Кастомизация в GoW довольно обширная, любители Ведьмака будут довольны.


Нельзя не сказать несколько слов и о визуальной составляющей. Выглядит игра просто шикарно! И речь здесь даже не о графике: красивой картинкой уже никого не удивишь, хотя и тут разработчики в очередной раз пробивают потолок текущего поколения консолей. Куда большего внимания заслуживает операторская работа. Вся игра отснята одним кадром! Никаких вам экранов загрузки, смены дублей и прочего. С самого начала за спиной у главного героя оператор, который проходит с вами весь путь от начала и до конца. В итоге, каждая сцена выглядит реалистично и естественно, несмотря на обилие чудовищ и нежити.

Годы берут свое, Кратос постарел. Зато новая игра от Santa Monica выглядит очень бодро и свежо. Словно птица Феникс, серия восстает из пепла и берет новую для себя высоту. God of War – это неожиданно личная история о принятии себя. Об ошибках, которые нельзя исправить, и о будущем, которое определяется нашими действиями сегодня. Все мы понимаем, что в Сони нацелены на новую трилогию. По этой причине многие вопросы в игре оставлены не раскрытыми. Даже локальную сюжетную арку разработчики закрывают едва ли. Что-ж, риск себя оправдал, проба пера удалась. С нетерпением ждем развития истории, повзрослевшего Атрея и, возможно, Рагнарек.

И реализовать её в God of War 4. В-третьих, многих смутил факт того, что отныне в серии появятся коллекционные предметы и дополнительные задания. Последние же начали сомневаться в смене окружения и в появлении маленького помощника. К тому же, который вдобавок ко всему должен был играть роль одного из главных персонажей. Однако новый God of War низверг все эти опасения.

Да, God of War 2018 - это абсолютно противоположность все старым играм серии в плане сюжета. Ведь давным-давно главный герой, жестокий и безумный спартанец Кратос, жил войнами. А теперь он кто? Рассудительный человек? Когда-то он жил лишь только благодаря невероятному желанию отомстить. Теперь что? Он пытается стать максимальном хорошим отцом для своего сына Атрея? Тем не менее, игра переполнена легко узнаваемыми деталями, богатой предысторией (которая досталась от семи предыдущих частей серии), знакомыми персонажами - и всё это приносит в игру необычную, но приятную глубину и драматизм. Именно поэтому в сюжетном плане это всё ещё тот самый God of War.

«Релизный трейлер God of War 4 на русском».

Холодный, ветреный пик

God of War 4. Обзор

«Игра просто переполнена самыми разными отсылками к событиям из прошлого».

События God of War 4 разворачиваются в недружелюбном месте. Солнечный край - ушёл на задний план. На смену ему пришла скандинавская глубинка с мировым змеем, суровыми богами, троллями, ведьмами и ограми. По сюжету главный герой лишается возлюбленной. И теперь Кратос вместе с молодым и неопытным сыном Атреем должен отправиться в путешествие, чтобы выполнить последнюю просьбу своей любимой супруги - донести её прах до самой высокой горы Мидгарда.

Если вы ожидали от нового эпичной бойни с Одином, которому можно будет вырвать последний глаз. Или если вы хотели оседлать и прокатиться на великом и ужасном Фенрире, либо вообще желали всей душой проломить Тору череп его же Мъёльниром, тогда придётся вас разочаровать - ничего подобного в игре нет. Наверняка ни один я был глубоко в душе уверен в том, что разработчики в очередной раз не смогут удержаться от невероятной тяги к бессмысленному расчленению богов. На деле же оказалось всё совсем не так.

«Не будь как я, будь лучше» - эти сильные слова Кратос скажет своему сыну в финале. Судя по всему, ему действительно не хватало человека, ради которого он мог бы измениться».

Новая история о Кратосе, Убийце Богов - это такая себе камерная, но невероятно личная история, связанная с искуплением и последствием своих поступков в прошлом. Постаревший главный герой больше не является неуправляемым мальчиком на побегушках у богов. Он больше не пытается истребить целый пантеон богов с целью отомстить. Так что спустя несколько веков после мясорубки на Олимпе, главный герой всё-таки нашёл покой и своё счастье, тем самым целиком и полностью посвятив себя вполне обычной, привычной человеческой жизни.

Но, как и предполагалось, счастье не может длиться вечно, поэтому в определённый момент жена Кратоса (Фэй) умирает. Помимо последней просьбы, которая была описана выше, она дарит убитому горем спартанцу не только мощный топор под названием «Левиафан», но и сына - Атрея.

Эмоциональные сцены с объятиями быстро сменяются на длинное и опасное путешествие, которое с каждым новым шагом и кат-сценой всё глубже затягивают бывшего спартанца в мир северных тайн, интриг и неизвестной надвигающейся угрозы. Даже начало этого долгого путешествия сопровождается маленькими, но важными деталями, яркими сражениями и взаимодействиями с молодым сыном.

«Кратос представлен эдаким строгим, но справедливым и на редкость вполне понимающим отцом. Его спартанскую личность подают не в качестве банального недостатка, а в качестве особенности».

Именно тут и можно проследить почерк разработчиков из Santa Monica. Ведь, как и в случае с Элли из , Атрей (сын Кратоса) по мере прохождения сюжетной линии из запуганного и нелепого мальчишки превращается в самого надёжного помощника, который своими навыками помогает в бою и отвлекает внимание врагов на себя.

Весь сюжет выстроен ради того, чтобы добраться из точки «А» в точку «Б». Поэтому предстоит двигаться по длинной, но невероятно замысловатой тропе, которая в свою очередь пролегает через практически все девять легендарных миров скандинавской мифологии. И всё опять-таки ради того, чтобы выполнить просьбу любимой, которая подарила уставшему от войн герою, надежду. А по пути предстоит, само собой, изучать новые дикие и суровые земли, разгадывать головоломки, вникать в сюжетную линию и прорываться через полчища разного рода и размеров тварей.

В God of War 4 пропал драйв и агрессивный, постоянно подгоняющий саундтрек. Повествование от начала и до конца будет двигаться не только размеренно, но и меланхолично. А вот холодные ветра и заснеженные земли Мидгарда лишь подчёркивают настроение, которое присутствует у героев. Само собой, по мере прохождения игра набирает обороты, появляется размах и накал, но вот до той планки, которая присутствовала в , новая игра не дотягивает.

«Одна из тех самых сильных сцен. Кратос, который держит прах любимой женщины. Именно она ему подарила свою любовь, сына и, в конце концов, надежду».

Да, все эти глобальные изменения в сюжетной линии, в истории героев и вообще в плане настроения могут разочаровать ярых фанатов. Тем не менее, такая подача оправдана. И оправдана она в первую очередь тем, что разработчики работали не вширь, а именно вглубь. В этом нет ничего плохого. Всё-таки это пора было бы уже сделать.

Такой подход к сужению масштабов действия в итоге дал возможность сосредоточиться на деталях. Смена акцента с колоритного сеттинга на персонажей, которые находятся внутри этого колорита пошло только на пользу новой игре. Ведь теперь игрокам предлагают не только бессмысленно кромсать чудищ, глазея на их внутренности, но и просто следить за развитием отношений, за путешествием героев и за душевным состоянием ярого спартанца, который старается изо всех сил быть хорошим отцом.

«Можно сколько угодно шутить про неизменное выражение лица Кратоса. Но один только его грустный взгляд показывает то, насколько тяжёлый груз он молча несёт».

А вот следить в God of War 4 действительно есть зачем. Самая главная похвала, которую заслуживает игра - новая концепция работает так, как надо. В этом плане опять-таки можно увидеть почерк студии Santa Monica, потому что сценарий нового God of War, как и сценарий - это вполне себе простая, но действительно талантливо рассказанная история. К тому же, не стоит ждать от игры детально прописанных персонажей и какой-нибудь закрученный интриги в сюжете. В всё вполне просто, без изысков и главное понятно.

Секреты прошлого

God of War 4. Рецензия

Первый трейлер God of War 4 показал самое главное - внутреннему миру главного героя уделят очень много внимания. Разработчики показали Кратоса более человечным. И в этом нет ничего плохого. На самом деле это ныне выглядит логично. Рано или поздно Кратос должен был найти своё утешение, в связи с которым боялся бы вновь потерять то, что имеет. Разумеется, изначально было тяжело представить Кратоса глубоко трагичным героем, но почему бы и нет? После всех тех событий, которые он пережил - это вполне нормально. К тому же, никто и не догадывался, что суровый спартанец может обладать убийственным чувством юмора.

«На протяжении всей игры думаешь о том, о чём же думает Атрей. Он настолько мал, а уже отправился в столь трудный и долгий поход, чтобы в конце развеять прах своей матери».

Кратос теперь представляет собой статного седовласого воина. Авторы никуда не выбросили и наследие предыдущих игр, а наоборот - вплели всё это в характер и саму личность главного героя. Поэтому теперь чужие смерти, которые были совершенны в молодом возрасте, на герое лежат тяжким, железобетонным грузом. Кратос сознательно решил похоронить неукротимую ярость глубоко внутри себя, поэтому ныне он максимально замкнутый, немногословный, рассудительный, а моментами кажется, будто он даже холоден, как скандинавский климат (который опять-таки подчёркивает состояние главного героя). Новый сеттинг подобран вполне символично.

Но всё-таки самое главное, что пытаются показать в игре - Кратос теперь уязвим. Ему действительно страшно. Он на самом деле переживает. Его пугает прошлое, которое он всеми силами старается скрыть от своего сына, ведь это окончательно может лишить его семьи. Собственно, это и есть самый главный конфликт сюжетной линии: непростые отношения угрюмого отца, который не желает, чтобы сын повторял его ошибки и наивного, но энергичного мальчика. И зная Кратоса в качестве безумного спартанца, интересно наблюдать за тем, как герои постепенно открываются друг другу, ведь главный герой открывается совершенно с другой стороны. А это уже не скучнее, чем махать своим заколдованным топором.

«Очень милая сцена. Ведь Атрею пока что не хватает той ловкости и силы, как у отца, чтобы бесстрашно заниматься акробатикой. Такие моменты заставляют улыбаться, ведь когда ещё можно будет увидеть такого заботливого и сдержанного, при этом ещё и любящего Кратоса?».

К тому же, популярная тема «отцов и детей» касается в не только лишь Кратоса и Атрея. Практически вся игра пронизана этим мотивом. В том числе и большая часть поступков других персонажей. Отработаны они, конечно, не так подробно, но за то правдоподобно. Скорее всего, дело в том, чтобы не размывать фокус и сосредоточить внимание игрока всё-таки на главных героях. Существует даже такая сюжетная ветка, которая настолько драматична, что сможет, пожалуй, переплюнуть ветку Кратоса и Атрея. Собственно, она же и забрасывает крючок для будущих игр этой серии. В конце концов, она же поможет выдавить слезу даже у самых не чувствительных игроков, так что будьте готовы.

Диалоги

God of War 4. Дата выхода

Другая часть сюжетной линии подаётся через многочисленные диалоги, легенды и даже истории. Если начинается, например, боевая сцена или же вы убежали слишком далеко, тогда речь аккуратно перерывается, но затем она вновь возобновляется, причём очень плавно и не теряя общего смысла. Герои неожиданно начинают вспоминать о том, о чём говорили и продолжают диалог, либо историю ровно с того момента, где и остановились.

Вообще очень интересно следить за тем, как Кратос начинает немного надламываться и становится человечным. Особенно это заметно в диалогах. Это такой некий путь от односложных грубых высказываний до невероятно откровенных разговоров о жизни с сыном вплоть до поучительных басен.

«Кратос не владеет местным наречием, но в этом деле ему помогает сын, которого мать в своё время выучила. Именно Атрей будет расшифровывать тексты на алтарях, обелисках и переводить обычные свитки».

В игре будет много диалогов. Они помогают делать живыми не только обстановку, но и героев тоже. Сын с отцом будут обсуждать самые разные вещи. А в определённый момент они познакомятся с Мимиром - самым умным человеком. Именно он послужит источником весёлых шуток и неким таким проводником в мир скандинавской мифологии. В ходе разговора с ним можно будет послушать целую тонну мифов и историй, познакомится с десятками новых персонажей и всё это будет сделано очень интересно.

Избитый скандинавский сеттинг

God of War 4. PS4

Разные мифы и легенды в God of War 4 обыграны не просто аккуратно, а идеально. К тому же, максимально точно к первоисточнику. А вот с миром немного всё сложнее. Авторы далеко не один раз заявляли о том, что в ходе разработки вдохновлялись играми серии Souls и игрой - особенно это касается архитектуры уровней и по части их устройства. Так что небольшое влияние студии From Software чувствуется.

Кругом будет разруха и полное запустение. Люди стараются быстрее покинуть Мидгард, потому что этот мир стал слишком опасен для жизни: чудища, дикие звери, разбойники и застрявшие на своей грани безумия боги. Частично история этих мест подаётся через рассказы старины Мимира, но большая часть, конечно, визуально.

«Игра наполнена коллекционными предметами, метками, заданиями, снаряжением и персонажами. Хорошая новость заключается в том, что все места не только действительно стоит исследовать, но и это не ужасное монотонное занятие. Можно ввязаться в неплохую бойню, выполнить парочку любопытных заданий и напоследок можно будет узнать немного больше о новом мире».

Очень тяжело переключиться на совершенно новый сеттинг, поскольку краски из предыдущих игр серии God of War всё-таки дают о себе знать, когда смотришь на всю эту пустоту и холод. Неудивительно, что некоторые отзываются о новом сеттинге, как депрессивном и скучном. Но так и должно быть. Разработчики должны были показать неуютное место, где чувствуешь некую безысходность. К тому же, этот мир чужд - начиная от картинки и музыки (которая в рамках игры великолепна), заканчивая тем, что Кратос не понимает ни здешних рун, ни здешнего языка. Тем не менее, пусть скандинавский сеттинг - это за последние два года уже очень избитая тема, но всё же в он прекрасно представлен, поэтому и смотрится свежо.

Окружающий мир

God of War 4

«Мировой змей Ёрмунганд на первый взгляд может показаться жестким и коварным, но на самом деле он вежливый, обходительный и невероятно доброжелательный друг. Хотя его громкому голосу этого и не скажешь».

В студии Santa Monica отлично потрудились над построением окружающего мира. Хотя и в целом над ним. Приключения двух героев не только аккуратно переплетаются со скандинавской мифологией, но и что важнее - это происходит лаконично. В ходе прохождения игры постоянно натыкаешься на разнообразные рукописи, сказания и алтари. Благодаря всем этим деталям расширяется постепенно картина окружающего мира. Таким образом, история наполняется смыслом. К тому же, это помогает почувствовать себя частью нового сеттинга, а не просто светилом, вокруг которого всё это вращается.

Франшиза и персонажи открываются с совершенно непривычного угла. Именно в этом опять-таки и кроется минус новой игры. Потому что если вы налюбоваться не могли в буйном и зверском нраве Кратоса, тогда новая часть местами разочарует. Ведь безумный спартанец теперь и голос редко повышает.

«Кроме того, в игре присутствует подобие открытого мира. Несмотря на то, что разработчики обещали, что открытого мира в игре не будет, существует озеро, по которому можно свободно плавать на лодке, отыскивая ранее неисследованные маленькие островки. В ходе прохождения сюжетной линии вода будет опускаться всё ниже и ниже, открывая тем самым не только маленькие кусочки земли, но и полноценные регионы».

В игре существуют определённые проблемы. Первая заключается в открытом мире. Это ещё одна шокирующая новость для тех, кто привык к прошлым играм серии и ожидал в продолжение увидеть нечто подобное. С другое стороны и назвать это открытым миром язык не поворачивается, потому что это, скорее, похоже на большие локации с дополнительными заданиями. Как это было, например, в последних играх серии . При этом сохранился линейный прогресс. Локации, пусть и бесшовные, но по размерам практически не отличаются.

К тому же, к большому сожалению, некоторые локации предстоит посещать несколько раз: сначала нужно пройти её одним путём, потом другим, а потом и третьим. Так что беготни в God of War 4 хватает. Из-за этого может сложиться впечатление, что все эти повторные прогулки были сделаны лишь для того, чтобы сын с отцом наконец-таки поговорили или заняли игрока очередным душещипательным диалогом.

«Как и положено, на высоком уровне сложности даже обычные драугры способны прикончить Кратоса всего лишь парочкой ударов».

Удивительно в этом то, что это можно простить, потому что этот повторяющийся мир не ломает игровой опыт. Другое дело, что, несмотря на свою новизну и отстранения от заветов предыдущих игр серии God of War, новая часть просто парадоксально зависит от классических частей. God of War 4 очень тяжело работать в качестве самостоятельной истории.

На что это влияет? Буквально на всё. Потому что всё эта драма и глубина, которая представлена, держится исключительно на том, что уже известно. На том, что известно, кто же такой на самом деле Кратос и что ему пришлось повидать в прошлом. Из-за этого если новый God of War будет вашим первым знакомством с серией, тогда вы вряд ли поймёте, что тут происходит и откуда идут корни всех бед. Без необходимого знания о прошлом Кратоса, имея то, что получаешь от этой игры, сюжет воспринимаешь в качестве истории о молчаливом отце и его сынишке, которого он пытается растить, преодолевая своих тараканов в голове.


«У местных гномов-кузнецов Синдри и Брока, которые будут снабжать героев новой амуницией, можно будет найти несколько вариантов снаряжений. Материалы для этих вещей в ходе прохождения находятся сами собой. К тому же, именно эти братья в своё время выковали Мъёльнир и цепь, на которой сидит гигантский волк Фенрир».

Это у фанатов будет мелькать образ старого Кратоса. Игрок, который прошёл предыдущие игры серии, будет невольно сравнивать его старый образ с нынешним образом. Именно поэтому человеку, которому даже просто знакома серия God of War понятно, почему Кратос не может вот так просто взять и решиться на откровенный разговор с сыном по душам. Почему он не может его обнять в ответ. В конце концов, почему он со слезами на глазах бежит спасать его, сбиваясь с ног.

Так что можно смело сделать вывод, что авторы явно рассчитывали на то, что игроки уже в курсе того, что происходило раньше. Проще говоря - что вы являетесь фанатом. Только есть ещё одна загвоздка, которая заключается в кардинальном отличии новой игры от серии. В итоге получается, что разработчики и не объяснили новым игрокам, что вообще происходит, но и при этом не дали то, что хотели фанаты. Ожидания, конечно, смелейшие.

И головой подумать нужно

God of War 2018

Вдобавок ко всему, значительную часть пространства нового мира занимают головоломки. В были реализованы самые интересные и не скучные идеи. Например, существуют места, где нужно заниматься поиском рун, которые в свою очередь напрочь запирают сундуки и сокровищницы, хранящие в себе уникальные артефакты. Головоломки сопровождаются реальными исследованиями, где приходится совершать определённые комбинации действий. Так что это не просто сбор глупых точек на карте. Прохождение заданий на время, многоуровневые головоломки с колёсами, необычными энергическими мостами, смертоносные ловушки и многое другое.

«В God of War 4 придумали действительно интересные испытания. Например, в Муспельхейме (во владениях огненных великанов) есть испытание, в котором нужно как можно дольше экспериментировать с боевой системой. А вот в залах Нифльхейма нужно сразиться наперегонки со временем, попутно продвигаясь дальше, пока ядовитый туман не прикончит героев».

В целом, можно сказать, что любой фанат будет рад тому, что тут есть. Ведь в игру вернулись на самом деле грандиозные загадки, которые по своим размерам сопоставимы целым локациям. Правда, проходить их придётся в ходе сюжетной линии, но за то они не дают заскучать и просто выглядят зрелищно. Исходя из этого, разумеется, некоторые из этих головоломок будут заскриптованы, но будут и те, для решения которых необходимо провести парочку довольно сложных манипуляций с механизмами, разнообразным интерактивным окружением и даже взаимодействуя со вторым героем (Атреем).

Отдельного внимания заслуживают разного рода коллекционные предметы. Например, ключи, предоставляющие доступ к испытаниям в одном из девяти миров. Существуют типичные задания по уничтожения определённых врагов. Не обошлось в игре и без секретных комнат, карт сокровищ - всё это требует более детального происхождения и исследования окружающего мира.

Боевая система

Игра God of War 4

«Самые напряжённые моменты в игре - это самые тихие. Спокойный, собранный противник намного страшнее, безумного и одичалого психопата».

Начать, пожалуй, стоит с игрового бестиария, который с каждым часом прохождения только увеличивается, пополняясь новыми чудищами. Чуть позже они начинают объединяться в группы с другими монстрами, ощутимо тем самым увеличивая сложность поединков. Например, глаза, которые похожи на кошмары, через какое-то время получают способность вселяться в особо сильных существ, восстанавливая тем самым их здоровье и делая их временно неуязвимыми. Огры способны брать мертвецов и швыряться ими. Призраки могут быть полностью неуязвимыми, но до тех пор, пока сынок не выстрелит в них своей волшебной стрелой. А парой в ходе путешествий открываются случайным образом некие разрывы, из которых вылезают следом чудища, усиливающие друг друга и предоставляющие главным героям большие проблемы.

Не обошлось и без особо опасного окружения. Например, можно наткнуться на источники с ядами. Их можно заблокировать при помощи топора, но внезапно появившиеся враги могут застать вас врасплох. Поэтому придётся выбирать между тем, чтобы забрать обратно свой топор и сражаться тем самым в ядовитом тумане, либо же сражаться против врагов при помощи кулака и щита. В некоторых случаях окружающая среда может наоборот помочь в бою с врагами.

«Экипировку Атрея тоже лучше стараться прокачивать. В бою мальчишка никогда не будет для вас обузой».

Вообще с боевой системой и ростом характеристик связаны многие условия. Можно найти или прикупить новые комплекты брони, которые в свою очередь меняют один или же несколько основных навыков, начиная от силы удара и заканчивая защитой. Броню также можно улучшить у кузнеца, при условии, что у вас будут на руках специальные компоненты и достаточное количество золота.

Свойства оружия можно будет менять и даже повышать его уровень. Уровень оружия влияет на доступные в древе прокачки приёмы. А вот каждый купленный навык открывает новые виды техники боя и улучшает мощь определённых боевых связок.

Помимо этого всего существуют ещё и руны, которые делятся на малые и большие. Руны дают возможность изменить уникальные удары. Кроме того, их можно улучшить за очки опыта, но после применения этих ударов придётся подождать, пока они перезарядятся. К примеру, руна в луке у Атрея позволяет призывать огромного волка, либо при замене целую стаю хищных воронов, которые способны парализовать противника на строго определённое количество времени. При этом есть ещё один нюанс: вороны могут использовать элементальные атаки, но в зависимости от того, какие Атрей использует стрелы.

«Чтобы надавать оборотню по морде, его для начала предстоит оглушить. Лучший способ это сделать - надавать по кулаками или же подключить Атрея, натиска которого не выдержится даже самый выдержанный противник».

Комбинируя руны, улучшая оружие и броню, можно будет создать уникального главного героя, который больше всего подходит под ваш стиль ведения боя. Кто-то, может быть, начинает битву со специального удара, а кто-то с подбрасывания противника в воздух, после чего начинается призыв воронов. Боевая система достаточно богатая и разнообразная.

Присутствует в и шкала ярости, которая накапливается в ходе битвы и может быть впоследствии активирована за довольно короткий промежуток времени. Как и положено, в этом режиме главный герой будет наносить свой максимальный урон, оглушая противника и заканчивая сочным и жестоким добиванием. Хотя, добивания не обязательны в ходе сражения с обычными, рядовыми врагами, но очень зрелищно смотрятся в бою с боссами.

«Топор нужен ещё для решения разных головоломок. Например, перебить цепи, переключить какой-нибудь рубильник, дёрнуть рычаг или вообще заморозить определённый механизм».

Стоит также отметить и то, что топор «Левиафан» в игре - это основной вид оружия. Помогает в бою ещё и Атрей, который не только сражается, облегчая игровой процесс, но и своевременно предупреждая главного героя об опасности. Впрочем, то же самое он делает и тогда, когда вы заблудились: если вы долгое время не можете найти правильную дорогу, тогда сын обязательно подскажет, куда нужно двигаться дальше.

Кстати, если провести ряд определённых действий, тогда Кратос получит временную защиту, а вот при своевременном уклонении от атаки противника, время замедляется. Однако это ещё зависит и от выбранного талисмана. А вот что касается битв с боссами, пусть они уже не такие эпичные и подаются не в таком количестве, как раньше, но они всё равно остались очень яркими и хорошо поставленными. Постановка боёв потрясающая, потому что в ходе битвы разрушается окружение, при этом присутствует высокий уровень детализации, которого не достиг пока что ни один ныне существующий проект.

«Именно так выглядит новое древо навыков. Разумеется, хочется побольше разнообразия в этом плане, но на самом деле полезных и зрелищных приёмов хватает с головой».

Всё только начинается

God of War 4. На русском

Решение разработчиков сфокусироваться на теме «отцов и детей» - это не только плюс, но и минус игры одновременно. С одной стороны получилась вполне себе цельная история. Она не слишком философская, но за то предельно понятная и, что самое главное, жизненная. В конце концов, многие старенькие фанаты серии игр God of War уже и сами имеют уже детей, так что вполне вероятно то, что игра может зацепить за живое.

С другой стороны - эти игры любят в основном из-за масштаба, за максимально выкрученную эпичность, где главному герою было дозволено рвать на части даже богов. Но в God of War 4 этого очень мало. Всего можно насчитать максимум четыре сцены из категории «вау-моментов». Так что в какой-то степени довольно обидно получилось с боссами, на которых, собственно, серия и сделала своё имя.

«Бывают в God of War 2018 и довольно забавные моменты».

Новая часть не сильно балует такими деталями. В каком-то смысле можно даже сказать, что такого больше нет. Разумеется, такой поступок разработчиков считается непростительным. Визуально примечательных стычек за всю игру всего лишь парочка и то одна из них в самом начале игры. Действительно сложные сражения, где имеет место быть тактике и внимательности, встречаются только за пределами сюжетной линии в больших дополнительных заданиях.

Кроме того, многих истинных фанатов, возможно, разочаруют истории, которые находятся за пределами личных драм. А всё потому, что их тоже практически нет. Как и боссов. Как и масштабных сцен. С одной стороны вся новая история, в ходе которой предстоит пройтись по всем девяти мирам скандинавской мифологии, крутятся вокруг одной единственной цели - необходимо забраться на гору, чтобы выполнить последнюю просьбу любимой.

«Никогда не забывайте об Атрее, потому что он самостоятельно сражается, оглушает врагов, поливает их стрелами, но только после приказа отца».

К тому же, главного героя не сильно любят и местные боги. Непонятно, чего они хотят от смерти Кратоса, зачем ведут охоту. В игре нет конкретных ответов на эти моменты. Причём новый God of War специально старается обходить стороной эти вопросы и отказывается объяснять мотивы, например, Одина или Тора. Не помогут и действующие лица, потому что история разыгрывается между небольшим количеством таких персонажей. Однако стоит отметить, что все они действительно важны для мифологии, но вот для широкой массы они не особо то и известные. Так что не стоит ожидать встречи с богами, так сказать, первого эшелона.

И всё это оправдывается лишь одной деталью, которая вполне подходит для этого. Потому что многое в игре говорит о том, что якобы эта часть задумана в качестве «фундамента» для совершенно новой серии, но с оглядкой назад. Так что вполне возможно, что разработчики готовят игроков к чему-нибудь действительно масштабному. Они банально не хотят раньше времени включать накал и эпик, скрывая в тени очень важных персонажей. В God of War 2018 боги пока что живы, а настоящий масштаб событий начинается после финальных титров, когда прохождение God of War 4 подходит к концу.

«Новый God of War - это скорее житейская мудрость, а не секс и насилие».

В итоге

God of War 4 - это очень глубокая сюжетная игра. Новая часть фокусируется на своих персонажах и их душевной истории намного сильнее, чем это было раньше. Да, в этот раз это не масштабная расправа над каким-нибудь очередным пантеоном богов. История в новом God of War - это нечто большее, чем привычная мясорубка. Это, скорее, меланхоличное путешествие через незнакомый, холодный и чужой мир.

Новый God of War от начала и до конца всё-таки прекрасная игра. Как минимум из-за того, что разработчики пусть и вставили в проект самые популярные механики, которые были у конкурентов, но они их не нагло прикрутили, а использовали их с особым талантом и с максимально точным чувством меры. Тем не менее, по игре видно, как разработчики стараются угодить практически всем, ведь они и от истоков ушли слишком далеко, но при этом и в тихий омут прыгать спокойно не хотят.

А главное, что God of War 4 нужно воспринимать в качестве новой истории, которая только начинает набирать обороты. Нет сомнений в том, что авторы релизом этой игры решили прощупать почву, оценить то, как реагируют на новую историю. Новая формула покажет себя во всей своей красе определённо в следующей части.

Без сомнений, - это новый уровень для серии: начиная от сражений и их постановок, заканчивая историей, которая, несмотря на пробелы, никак не хочет отпускать внимание своего игрока. В конце концов, даже сбор разного рода коллекционных предметов - это не простая и унылая рутина. Остаётся ждать сиквела, который точно уже не за горами. Достойное приключение.

Новый God of War - шедевр на все времена. Да, это звучит до ужаса банально, однако с фактами не поспоришь. Теперь руководителям крупных игровых компаний придётся пересмотреть своё отношение к жизни. Проект без мультиплеера по определению не может быть безумно популярным? Ох, вряд ли. В сырые альфы, где сто человек должны без объяснения причин перебить друг друга, пускай играют китайские читеры. А вам мы советуем ни в коем случае не пропустить настоящую Игру - со смыслом и геймплеем, а не со сплошным рандомом и багами.

Метроидвания с ААА-бюджетом

Метроидвания в последние годы стала весьма распространённым жанром, но специфика в том, что в нём работают только инди-конторы. Новый God of War - абсолютно уникальная metroidvania с бюджетом, достойным нордических великанов. Это мудрое решение позволило Sony одним махом избавиться не только от всех конкурентов, но и свести самоповторение к минимуму. God of War - это Horizon Zero Dawn с Кратосом вместо Элой в главной роли? Нет, вообще ни разу.

Вместо полностью открытого мира, в котором при свирепом долблении кнопки прыжка можно пробраться куда угодно даже по отвесным текстурам гор, в Santa Monica Studio предпочли сделать череду взаимосвязанных локаций, изобилующих тайниками и альтернативными путями. Огромнейший плюс - абсолютная бесшовность: в игре нет ни одного экрана загрузки. Даже порталы переносят вас на километры после секундной вспышки.

Конечно, иногда доходит до смешного: могучий Кратос, который голыми руками ломает скалы в синематиках, не может обойти небольшой валун. Однако это необходимая жертва для такой структуры локаций. В конце концов, это metroidvania, а не Red Faction. То есть вы должны немного поломать голову, а не все стены вокруг.

Соответственно, многие принципы геймплея действуют как в Castlevania: Symphony of The Night, Metroid или даже Guacamelee! (ну а что? по комплекции Кратос вполне себе тянет на мексиканского лучадора). Если вы видите неведомый магический барьер, не пытайтесь применять на него всё подряд: скорее всего, позже по сюжету вам дадут какой-нибудь гаджет, открывающий это ответвление.

От слэшера к Dark Souls

В жаркой Греции Кратос оставил не только пылкие выходки юности, но и свои слэшерные корни. Теперь по боёвке это достаточно медленная и вдумчивая ARPG а-ля Souls. Мобы покрупнее телеграфируют свои мощнейшие атаки, мелочь нужна для отвлечения внимания, присутствует Его Величество Перекат (и принц-регент Блок) - в общем, всё как положено. Разве что стамины нет, ибо она у Кратоса бесконечная.

Впрочем, многое зависит от уровня сложности. На среднем вполне можно вспомнить молодость и поиграть с мобами помельче в “тот самый” God of War: никакого парирования и уклонения, яростный спам лёгкой атаки, изредка тяжёлая - в качестве финишера. И драуги разлетаются, как листья под ногами. На максимальном действо превращается в Bloodborne: один пропущенный удар от, казалось бы, невинной твари - и 3/4 хитпоинтов как не бывало.

И тут на помощь приходят билды, о которых наш несколько постаревший греческий полубог ранее и мечтать не мог. Конечно, оружие у Кратоса только одно - секира, но его можно модифицировать: выбирать лёгкие и тяжёлые суперприёмы, менять рукоятки, и так далее. А уж в плане брони вообще богатство выбора: на атаку, на защиту, на восстановление… всё ограничивается только вашей фантазией и тем, насколько вы готовы отвлечься от фантастического сюжета ради сбора ресурсов.

Модификации подвергается не только сам Кратос. Сына тоже вполне можно приодеть, проапгрейдить лук, научить новым скиллам и даже боевой магии. И всё это - не пустой звук, ибо речь идёт не о безмозглом боте, а о лучшем компаньоне за всю историю игропрома.

Греко-норвежский борец

Да, именно так, без всяких преувеличений. Жеманной Элизабет, способной лишь _изредка_ подкинуть обойму патронов для винтовки или лечилку, теперь место исключительно в NSFW-роликах. Атреус - вот кто настоящий маленький помощник Санты. Никогда не застрянет в камне или в ступеньке, всегда подскажет брутальному бате, что делать, и переведёт ему, безграмотному греку, нордические руны, коим в своё время обучала ещё маман, из местных.

Ну а в бою так вообще незаменим. Электрические волки (это магия), электрические же стрелы, удушение, удар заточкой в горло: несовершеннолетний пацан, в начале путешествия стеснявшийся убить беззащитного оленя, заматерел на удивление быстро. При этом не загрубел, не растерял любознательности и чувства юмора, коих его батяня - остепенившийся растлитель греческих богинь - начисто лишён. Нет, правда: без Атреуса это увлекательное путешествие было бы раза в полтора скучнее.

Резюмируя: многие (включая нас) опасались, что новый God of War может превратиться в одну бесконечную и мучительную, как адская пытка, эскорт-миссию. Нет. Это не так. Атреус никогда не обуза и всегда - помощь. Мало того, мобы не способны сломать пацана полностью - лишь вырубить на 2-3 секунды. Но и это ещё не всё: всего за тысячу серебра вы можете купить отпрыску читерский айтем, который поднимет Кратоса сразу после смерти в бою. Continue, если выражаться языком аркад.

Мексиканский сериал нордического пантеона

Смена сеттинга пошла франшизе на пользу. Да и как не сменить, если в родной Греции Кратос перебил буквально всех - даже самому Зевсу начистил рыло? А в Скандинавии боги и полубоги ещё свежие - не битые. В принципе, победитель эллинского пантеона и не собирался конфликтовать - жил себе скромно в хижине в лесу, как вдруг…

Да, рассказать дальнейшее без спойлеров не получится, поэтому мы не будем этим заниматься. Просто поверьте: игра однозначно рекомендуется всем поклонникам нордической мифологии. Каждый, кто читал Эдду (или просто какие-нибудь выжимки в интернете), знает: нордические боги - не какие-нибудь там святоши. Они очень похожи на обычных людей - вечно ссорятся и воюют. Кратос, разумеется, попадает в самый центр новой небесной передряги.

Разработчики из жаркой Санта-Моники (что в Лос-Анджелесе) явно провели не один месяц в пыльных библиотеках и в поездках по самой заснеженной Скандинавии. Напитались местным духом по самое не балуйся, а теперь мы, геймеры, вкушаем божественный нектар их творчества. Исторический (то есть мифологический) реализм и фантазия авторов соединены в идеальной пропорции.

Разрыв пасти, дорого, качественно, красиво. Работаем с любым материалом: от вервольфов до драконов

На одной фантазии и энтузиазме далеко не уедешь, но, благо, здесь есть и тяжёлая артиллерия в виде исполинского бюджета Sony. Всё выглядит невероятно дорого/богато, особенно на PS4 Pro и 4К ТВ. Да, красивые северные локации есть и в Horizon Zero Dawn, но там Guerilla пришлось пойти на ряд жертв, связанных с полной открытостью мира.

Здесь же разработчики, отталкиваясь от ограниченной структуры metroidvania-локаций, смогли построить поистине монументальные театральные декорации, вроде поверженного ледяного гиганта размером с Саяно-Шушенскую ГЭС. Да у него одни только волосы в носу напоминают самые развитые лианы в бассейне Амазонки, которые под воздействиям сурового ветра треплются по всем законам физики! И это не просто задник: вы доберётесь до исполинского хладного трупа и будете долго по нему карабкаться. Majestique.

Ну и конфликты по артистичности и постановке не знают себе равных. Для каждого врага - даже для мелких летучих “глаз” - предусмотрены персональные добивания. Волкам и драконам рвут пасти, тёмные эльфы (правильнее сказать, альвы) огребают собственными трезубцами, тролли получают топором прямо в глотку, ну а гигантов Кратос играючи, словно тараканов, давит каменными тотемами весом в несколько тонн.

Для всех и каждого

Мы обожаем желчь, субъективную критику и прочий жёсткий негатив, но в состоянии некоей обескураженности приходится признать: Santa Monica Studio умудрилась-таки сделать игру для всех. Хотите сюжетный слэшер часов на 30? Врубайте нормал и ломитесь по основному квесту. Вы мазохист? Ставьте максимальный уровень сложности - получайте свою порцию Souls, где даже рядовой драуг (нордический зомби) будет требовать персонального подхода.

Может быть, вы маньяк-перфекционист, непревзойдённый мастер ачивок? Пожалуйста, и для вас найдётся развлечение: исследуйте все возможные ответвления и секреты, и тогда игра запросто растянется на 70+ часов, если не больше (особенно на максимальном уровне сложности).

Любители поржать найдут тут дворфов-кузнецов, вечно препирающихся из-за своего мастерства. Ценители же серьёзного, наоборот, оценят развитие отношений “отец - сын”, в которых Кратос сначала лишь критикует отпрыска, а затем начинает признавать его успехи в бою. Поклонники скандинавской мифологии освежат свои знания, следя за развитием сюжета и читая дневники Атреуса.

Негативные моменты? Надо напрячь память… Поначалу автор опасался, что увеличение максимального здоровья спрятано исключительно в сложных побочных тайниках с загадками, как это сделано в новой Zelda. Но потом оказалось, что гринд и прокачка экипировки прибавляют хитпоинты, а поиск божественных яблок - чисто опциональное занятие.

Что ещё? Один конкретный бой, привязанный к таймеру (Santa Monica, вы разве не слышали, что таймеры _не_ в гоночных симуляторах - худшее решение за всю историю игропрома!?), но кроме него - ничего. Так что тут даже теряешься в догадках. Речь уже не о том, как улучшить, а как продолжить и так Идеальную Игру. Может, отправить Кратоса (или повзрослевшего Атреуса, чтоб в стэлсе с луком) куда-нибудь к мифическим славянам? А что - направление после “Ведьмака” популярное, да и Геральт из Ривии на заслуженном отдыхе.

+ Metroidvania с ААА-бюджетом: такую оригинальную концепцию ещё никто не исследовал
+ Красивейшие интерактивные бои как одна сплошная катсцена: Самсон (Кратос) безостановочно рвёт пасть льва (волка), а также всего прочего, что попадается на его пути
+ Серьёзный подход разработчиков к нордической мифологии плюс здоровая доля фантазии

Ликуйте, пекари: при рендере картинки в 4К, PS4 Pro не держит даже 30 FPS, перманентно “идёт на взлёт” и протапливает помещение с открытым окном до состояния тропических джунглей. Но всё равно…