История возникновения украинского флага. Желто-синий флаг украины, его история и судьба

Согласно Конституции Украины, Государственным флагом является сине-желтое полотно. Но история не скрывает тот факт, что ранее он таким не был. Например, в 1918 году Центральной радой был утвержден флаг, в котором желтая полоса была размещена над синей. Такой вариант Государственного флага предложил Михаил Грушевский, Глава Центральной Рады и, фактически, первый президент Украины. А уже спустя некоторое время Украину ассоциировали с новым знаменем – сине-желтым.

В 1918–м году Центральная рада во главе с первым президентом Украины Грушевским утвердила желто–синий прапор. «Вверх ногами» перевернул его российский монархист Скоропадский. У движения ОУН–УПА Степана Бандеры флаг тоже был перевернутый - сине–желтый - как и сейчас, согласно Конституции. Сколько же еще времени мы будем носить перевернутый флаг Украины?

Золотое, желтое символизирует Творца, Бога–Отца и вообще - Высшую Духовность. Синее же - это все земное, а также свобода выбора, которой Творец наделил свои творения в надежде, что они не будут ею злоупотреблять.

Толкование о синем небе и золотых нивах, принятое сейчас, - не просто примитивное, это попытка торжества Зла.

Творческий директор общественного объединения «Образованная Украина» Анатолий Мицкан считает, что в действительности цвета нашего флага издавна символизируют две главные стихии природы и человеческого бытия - огонь (желтый цвет) и воду (синий). Логично предположить, что только сочетание «желтый - сверху, синий - снизу» отражает вечную симметрию - божественную гармонию этих стихий. Иначе же, если разместить их наоборот, это будет означать нарушение миропорядка, катастрофу, при которой вода гасит огонь …

Именно такую, золото–голубую символику и принесли когда–то трипольцы во времена грандиозного переселения народов из Северного Причерноморья за три тысячелетия до н. э., в частности и в Индию, где она сохранилась до наших дней в первоначальном виде. Эта страна буквально вся украшена таким сочетание цветов. Но там вы нигде не увидите, чтобы синее доминировало над желтым…

Некоторые типа историки говорят, что в Киевской Руси не было желто–синих цветов на флагах. Это - неправда. Князя Владимира называли «Красным солнышком» не потому, что он напоминал солнце, а потому, что центральным элементом на его флагах было Солнце. Русичи поклонялись Солнцу - и поэтому желтый цвет был главенствующим цветом дохристианской символики Руси. И тот же Лев на гербе города Львова взялся там не потому, что по околицах города когда–то бегали львы, а потому, что Лев - древний символ бога Солнца (Митры у персов, богов Солнца Даждьбога–Хорса-Ярилы - у славян). И Киев в 980 году был отвоеван князем Владимиром фактически от варягов под флагами солнечных богов - Даждьбога и Хорса, и в Киеве была восстановлена власть славян. (Год 988 и последующее падение славянских богов - это тема отдельного разговора)

Предлагаю ознакомиться с квалифицированным исследованием этой темы, чье резюме однозначно–исчерпывающе отвечает на вопрос, каким быть Государственному флагу Украины - сине–желтым или же желто–синим:

Однажды, еще в начале 1992 года китайская художница Мао Мао попросила на одном творческом мероприятии тогдашнего Президента Украины Леонида Кравчука сделать все от него зависящее, чтобы в только возникшей самостоятельной Украине прежде всего изменили размещение цветов на главном государственном символе - сине–желтом флаге. Дескать, если он и дальше будет оставаться таким же, то под этим сочетанием цветов страну ждет неминуемая деградация, измена, упадок и, наконец, крах. Ведь синее сверху и желтое снизу, по словам художницы, образуют гексаграмму «Пи». А это, согласно классической китайской Книге перемен «И–цзин», - одна из четырех наихудших комбинаций. И расшифровывают ее так: «Будьте бдительны и предусмотрительными. Не беритесь ни за одно важное дело, потому что оно скорее не сбудется, чем сбудется. Ваше окружение не понимает вас, вы без всяких оснований ссоритесь с друзьями».

Тогда как обратное размещение цветов, когда желтое расположено вверху, а синее - внизу, образует совершенно иную гексаграмму «Тай», которая означает: «Расцвет. Малое отходит. Большое приходит. Счастье. Развитие».

Однако Л. Кравчук, которого поэты–нардепы убедили, что сине–желтый флаг символизирует мирное небо и золотую украинскую пшеницу под ним, тогда отшутился: что полезно, мол, для китайца, то для украинца - смерть и наоборот. А жаль. Ибо, как видим, китайская художница, похоже, была права. По крайней мере 20–летняя история нашей независимости продемонстрировала как в политической, так и в социально–экономической жизни государства именно то, от чего предостерегала Мао. Словом, «перевернутость» нашего флага, которая искажает эзотерическую сущность символа, очень быстро сказалась на Украине.

Жаль также, что советские поэты (экс–коммунисты), которые тогда были главными советниками президента по вопросам государственного строительства, не ведали или не хотели знать, что украинская революция 1917–го года в Киеве, украинизация подразделений царской армии на фронтах Первой мировой войны и на Черноморском флоте происходили под желто–голубыми, а не сине–желтыми флагами. Под желто–синим флагом шли в бой украинские юноши под Крутами. Бывший глава Генерального секретариата Владимир Винниченко впоследствии писал: «…Ми рішуче нічого не міняли в суті тої державності, що була за часів Тимчасового уряду… Ми тільки міняли національну форму її - замість біло-синьо-червоного прапора ми вішали жовто–блакитний». Именно это сочетание красок председатель Центральной Рады Михаил Грушевский предложил тогда для основного символа УНР.

Почему же впоследствии гетман Скоропадский и главный атаман Петлюра перевернули флаг, точно не выяснено до сих пор. Может, под влиянием сине–желтого флага ЗУНР, идеологи которой, очевидно, формировали государственную символику по принципу «лишь бы не так, как у поляков», в которых светлая (белая) полоса размещена на национальном флаге вверху? А может, Павел Скоропадский, скинув Центральную раду, просто перевернул флаг, чтобы символически ознаменовать переворот? Как бы то ни было, но на крестьянском съезде Скоропадский представил перевернутый флаг и объяснил: синее - это небо, а желтое - поля пшеницы. Это представление господствует и поныне. Мол, украинцы являются хлебопашеской нацией, поэтому ее естественным символом является сине–желтый флаг. И при этом не учитывается, что небо бывает синим чрезвычайно редко, ведь в солнечный день оно обычно голубое (поэтому для обозначения неба и пшеницы флаг должен быть голубовато–желтым).

О неестественности, опасности сочетания синего цвета над желтым, кроме «И–цзин» (кстати, еще не было ни одного случая, чтобы пророчества из этой книги не сбывались), есть свидетельства толкования значения цветов и их комбинаций также из других потаенных источников. Скажем, древнюю эмблему создания мира из хаоса и борьбы, и единства двух противоположных принципов в восточной философии, известной как «Ян–Инь», передают именно этими цветами. Желтое, или золотое, Ян означает «свет, тепло, небо, активность, мужской принцип, солнце». Зато синее Инь символизирует тьму, холод, землю, пассивность, женский элемент, месяц. Что же бывает, когда земное и пассивное доминирует (т.е. размещено сверху) над небесным и активным, пожалуй, объяснять излишне. Из истории хорошо известно, что происходило с теми делами, движениями, странами, которые продолжались, возникали, развивались под знаком такого противоестественного сочетания этих цветов. Они словно заранее были запрограммированы на неудачу.

Или же возьмем Фэн–шуй. По этой традиции, размещение синего (воля) над желтым (мудрость) означает «Закон упадка», т.е. прогрессирующую деградацию, несчастье, хаос. Тогда как обратное сочетание красок - желтое над синим - означает гармоничное сочетание Неба и Земли, мужского и женского, сильного и гибкого, что обещает развитие, благосостояние, счастье.

С сакральной точки зрения желтый цвет обозначает активное, творческое, солнечно-огненное, духовно-божественное начало, а голубой – пассивное, влажное, консервативное, которое требует активизации и одухотворения. Изображение же на флаге синего над желтым свидетельствует, что нация признает господство пассивного над активным, консервативного над творческим, материального над божественным. Это мировоззрение противоречит естественному состоянию Вселенной и является разрушительным. Под таким флагом государство запрограммировано не на развитие, а на упадок.

Об этом же возвещает и арийская традиция. Исследователи утверждают, что духовный вождь величественного арийства Рама избрал своим сакральным символом желто–синий штандарт. Ибо он означает гармоничное сочетание небесного огня (РА) и земного вещества (МА). Это также демонстрирует естественное превосходство духа (золотое, желтое) над материей (голубое, синее). Тогда как расположение красок с точностью до наоборот, кроме всего прочего, еще и искажает святое имя Рама на Мара (призрак, привидение, или же и зомби, по–современному).

Идеолог концепции «Перехода–IV» и редактор одноименного журнала Игорь Каганец говорит, что «нынешний сине–желтый государственный флаг Украины не сулит ей ничего хорошего, поскольку декларирует извращенное доминирование пассивной материи над активным духом. Хотя, надо сказать, он точно соответствует нынешнему временному положению деградации и духовной тьмы на Украине». А повлекло такое состояние как раз принятие искаженного символа вместо правильного.

Собственно, и по православным канонам иконописания, которые известны еще из Византии, золотое, желтое символизирует Творца, Бога–Отца, нимб Бога–Сына и вообще - Высшую Духовность. Синее же - это все земное, а также свобода выбора, которой Творец наделил свои творения в надежде, что они не будут ею злоупотреблять. Но мы видим, как пользуются этим даром люди. А также знаем, куда завела безответственная свобода бывшего командира небесного воинства на имя Денница, что более известный как Люцифер.

По правилам же геральдики, флаги обычно образуют на основе гербов, которые возникли раньше, чем знамена. Поэтому цвет верхней полосы полотнища диктует цвет самого знака, а нижней - гербового поля. Если герб, например, Польши - это белый орел на красном фоне, то соответственно и флаг бело–красный. Поэтому если герб Украины - желтый трезубец на синем поле (или даже если взять герб Галицко–Волынского княжества - золотой лев на синем фоне, то и флаг должен быть желто–синий, а не наоборот.

Нынешний флаг Украины называется сине–желтым, поэтому верхняя его половина является синей (главный цвет), а нижняя - желтой (вспомогательный цвет). Соответственно, согласно законам геральдики, на государственном гербе должен изображаться синий трезубец на желтом фоне. Однако в действительности мы имеем желтый трезубец на синем фоне. Но тогда главный, желтый цвет должен быть вверху нашего флага, а не наоборот.

Мировая философская, политологическая и социологическая мысль не слишком много внимания уделяет вопросу символов. И не удивительно, ибо современное человечество как цивилизация потребления - это так называемое общество знаков. А знаки отличаются от символов так же, как, скажем, буква - от живого звука, который она обозначает. Известный современный сербский философ Светислав Басара, который достаточно серьезно относится к затронутому вопросу, считает, что «символ - это такая вещь, без которой действительность является неполноценной. Это своеобразные обменные пункты, через которые энергия высшей реальности истекает в мир явлений … А неправильная интерпретация символа имеет, так сказать, коррозионное воздействие на действительность».

Интересно бы в этом ключе рассмотреть флаги других государств и посмотреть, образно говоря, какую действительность они отражают. Бросается в глаза, например, что в тех государствах, которые на своих знаменах сохранили традиционные символы, например, крест (как в Швейцарии, скандинавских странах, в Великобритании), реалии намного лучше, чем там, где выбрали на роль национальной символики пентаграммы и другие инфернальные символы. Скажем, сейчас одно из первых мест в мире по уровню жизни занимает Норвегия, на государственном флаге которой изображен бело–синий крест на красном фоне. Среди последних же стран по этому показателю - Мозамбик, чьей символикой являются скрещенные мотыги и автомат Калашникова на фоне желтой пентаграммы.

Можно сказать: это потому, что Норвегия богата полезными ископаемыми, а Мозамбик разрушен общественными войнами. Но в действительности все могло быть по–другому: сначала выбрали символы (соответственно крест и автомат Калашникова), а уже потом как следствие кому достались расцвет, а кому - постоянные военные конфликты.

Направление культурно–цивилизационных преобразований задается духовно–мировоззренческим импульсом. Концентрированным выражением мировоззрения является символика. Поэтому символика должна соответствовать модели того будущего, которого мы стремимся. Правильная символика программирует правильное будущее.

Подготовил Анатолий Герасимчук
по материалам статьи
Евгения Романишина (sd.org.uа)
и других открытых источников

После революции в Австро-Венгрии (март 1848 года) во многих австрийских провинциях набрали силу национальные движения. В украинской части Австро-Венгрии также возникло украинское национальное движение. Во Львове была создана Головна Русска Рада (Главная Русская Рада) - орган национального самоуправления. К тому времени Украина не имела единого исторического символа. Поэтому вопрос о национальной символике был решён далеко не сразу. 16 мая 1848 года Головна Русска Рада рассмотрела письмо от отделения Русской Рады в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) с вопросом, что следует считать "русской кокардой, цветами и гербом".

Назначенная Головной Русской Радой комиссия в составе господ Кульчицкого, Мохнацкого и Царевича исследовала вопрос. Было решено взять за основу национальных символов герб Львовской земли и Русского воеводства в составе Польши. И уже на заседании 18 мая было решено считать "знаменем земли русской - льва, а цветами - жёлтый и синий".

В 1848 году на западно-украинских землях начали формироваться отряды Национальной Гвардии под польскими знамёнами. 20 сентября Головна Русска Рада обратилась к населению с призывом начать формировать Русскую Национальную Гвардию. Флаги подразделений Русской Гвардии должны были с одной стороны иметь изображение взбирающегося на скалу золотого льва на синем поле, а с другой стороны - патрона городской церкви.

Так как дизайн флага был довольно сложен, а мастерские во Львове не справлялись с большим количеством заказов на флаги, большое распространение получили простые в изготовлении флаги из двух горизонтальных полос - синей и жёлтой. Порядок полос не регламентировался.

25 июня 1848 года во Львове произошёл хорошо известный флаговедам инцидент. На городской ратуше неизвестными лицами были вывешены "хоругвь русских цветов, а при ней с левой стороны хоругвь польская". Головна Русска Рада тогда отмежевалась от этого события, заявив, что не имеет сведений о зачинщиках. 7 июля Рада постановила снять вышеупомянутые хоругви с ратуши. К концу года синий и жёлтый цвета уже широко использовались в качестве национальных народных цветов. Так известно, например, что 19 октября 1848 года на заседании Собора русских учёных, сине-жёлтые флаги использовались в убранстве зала. Изменилось и отношение к национальным флагам Головной Русской Рады. 15 мая 1849 года Головна Русска Рада уже запрашивала австрийские власти о разрешении вывесить над ратушей украинский сине-жёлтый флаг вместе с австрийским.

Австрийские и немецкие энциклопедии XIX века приводят "земельные цвета" Королевства Галиции и Лодомерии сине-красные, красно-синие, сине-красно-жёлтые (по цветам австрийского герба Галиции), либо амарантово (оттенок красного) - белые, но дают ссылку, что русины неофициально используют сине-жёлтые флаги.

Существует еще несколько версий происхождения украинского флага. Первая связывает синий и желтый цвета с флагом Швеции. Такие знамена якобы даровал казакам шведский король в награду за переход на его сторону во время войн с Россией. Никаких документальных подтверждений этой гипотезе не существует. Другая версия датирует появление сине-желтых флагов периодом Киевской Руси и связывает даже слово "хохол" с татарским наименованием сине-желтых цветов. Это чистой воды бред.

В советское время флаг Украины был красным с обязательными серпом, молотом и звездой и голубой полосой вдоль нижней кромки флага. Голубая полоса символизировала "цвет знамен Богдана Хмельницкого". Хотя о каких конкретно знаменах шла речь, не известно...

В 1990-х годах широкое распространение сначала в националистических кругах, а потом и повсеместно, получил национальный жёлто-голубой ("жовто-блакитный") флаг. Оттенок синего поначалу был очень светлым. Однако официально государство не спешило менять свою символику. К моменту распада СССР государственным флагом Украины оставался советский. Хотя, например, 24 июля 1990 года Президиум Киевского горсовета народных депутатов решил вывесить сине-жёлтый флаг рядом с государственным красно-синим перед зданием горсовета на Крещатике, (в 2000 году этот день стал государственным праздником - Днем флага). А 4 сентября 1991 года в Киеве над зданием Верховного Совета был поднят сине-жёлтый флаг (так же совместно с красно-синим).

Официально новый государственный флаг Украины принят постановлением Верховной Рады от 28 января 1992 года. Как и ожидалось, им стало сине-жёлтое полотнище с соотношением длины к ширине, равным 3:2. Как и у многих других государств, цвета Украины не имеют официального объяснения. Неофициальное объяснение цветов менялось с течением времени и зависело как от вкусов современников, так и от политической моды. Традиционно синий цвет трактуется, как цвет чистого неба, а жёлтый - как цвет полей.

Написать данную статью заставляют чувства современных украинцев, на которые, мягко говоря, наплевали. Разве эта могучая нация заслужила на то, чтобы им испокон века давали подачки и так же красиво их забирали?

В 1848 году в Австро-Венгерской империи, куда после раздела Польши вошли земли западной Украины, вспыхнула революция. Поляки, украинцы и другие славяне на своем съезде решили выступить сплоченными рядами против узурпаторов под красными польскими знаменами. Это никак не устраивало “австровенгров” и они надумали перессорить славян. Каким образом?

А разрешили Галицким украинцам иметь свой национальный флаг. Взяли свой флаг сине - жёлтый с гербом, убрали свой великий герб и подарили украинцам. Флаг Австро-Венгерской империи на рисунке. Украинский флаг стал без герба. Мало того, тут же и подарили знамя, символизирующее единство Австрии (нижний желтый цвет был взят с черно-желтого австрийского флага) и украинского народа (верхний синий считался цветом Киевской Руси). Флаг этот, лично вручную сшила (или вышила) матушка императора Франца Иосифа. Украинцы от такого доверия прослезились и сразу же поссорились с поляками, а потом вроде бы именно под этим стягом участвовали в подавлении восставших против империи венгров. Кстати, в земле Нижняя Австрия до сих пор флаг административной единицы... сине-желтый.

Украинские казаки использовали разные знамена, хотя к середине XVII века главным стягом был красный с изображением архангела Михаила. Большое знамя (хоругвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне архангел Михаил, на другой — белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды. Среди знамен было много «жалованных». К примеру, император Священной Римской империи Рудольф Габсбург в 1593г. даровал казакам золотое знамя с орлом. Стяг передал кошевому атаману Богдану Микошинскому посол Эрих Лесота. В 1646 г. польский король Владислав IV даровал казакам синее знамя с бело-красным орлом. В 1649 г . от польского короля Яна Казимира они получили красный стяг с белым орлом, двумя крестами и надписью Ioannes Casimirus Rex Poloniae. В 1706 году в Бендерах Ивану Мазепе турецкий султан даровал сине-красную хоругвь: на красном поле изображены полумесяц и звезда, на синем — «золотой крест Восточной церкви». А Петр I даровал гетману Апостолу белое знамя с государственным гербом. Оно же использовалось при гетмане Разумовском.

Так что при ответе на вопрос, какие цвета следует признать национальными для украинцев, надо исходить не только из того, какие из них преобладали в то или иное время в определенном регионе, а искать и другие доводы. В то время в Украине существовали знамена, а не флаги. А между ними имеется существенная разница. Знамя характеризует конкретно-индивидуальную принадлежность. Флаг же — символ массовый. Отсюда и иные требования к флагу, его цветам. Они должны отражать народ в целом, не персонифицируясь с отдельными, пусть даже весьма именитыми, титулованными личностями. Об этом забыли, кстати, нынешние властители, когда во время инаугурации центр города был украшен символикой не государственной, а принадлежащей сыну Виктора Ющенко.

Толчок к развитию украинской символики дала революция 1848г. в Австро-Венгерской империи. Матушка императора Франца-Иосифа сама сшила сине-желтый флаг и послала его галичанам, отличившимся при подавлении венгерского бунта. До сих пор идут споры, почему императрица-мать выбрала такие цвета. По одной версии, они символизируют пшеницу и Дунай, по другой — навеяны изображением золотого льва на голубом поле, который украшал герб Галицко-Волынского княжества.

В марте 1917 г . была создана Центральная Рада Украины. Главой ее стал Михаил Грушевский. 18 мая 1917 г . на первый Всеукраинский войсковой съезд петроградская делегация прислала сине-желтый флаг с надписью: «Хай живе нацiонально-територiальна автономiя». Правда, популярны были и другие цвета. Так, в марте того же года в Киеве проходил губернский кооперативный съезд, ратовавший, в частности, за демократическую федеративную республику в России с национально-территориальной автономией Украины. Прошла большая манифестация, на которой очевидцы насчитали свыше 300 флагов. Среди них были и красные, и желто-синий.

22 ноября 1917 г . Центральная Рада провозгласила создание Украинской Народной Республики (УНР) в составе Российской Федерации. Во времена ЦР утверждение основной государственной символики — герба и флага — сопровождалось большими трудностями.

Хотя автором идеи введения в качестве герба трезубца Рюриковичей, а также сине-желтого знамени считается Грушевский, это далеко не так. Осенью 1917 г . он заявил, что это «питанє не так просте, бо загально признаного державного гербу України не було». А трезубец следует воспринимать только как «гарно стилізований геральдичний знак неясного значіння». Настолько неясного, что «може воно бути й стилізованою квіткою». В ноябре он, правда, согласился, что проблемы символики принадлежат к таким, которые «вимагають негайного порішення». Изложил при этом собственное видение: «Як найпростіше можна було б узяти за знак нової України золоті (жовті) звізди на синім тлї, по числу земель нової Української республіки». Прямо как у США, только звезды желтые, а не белые!

А для революционных времен «контрреволюционное» знамя, подаренное галичанам за участие в подавлении революции, как символ не подходило. Но шло время, о символике договориться не могли (только график Нарбут стилизовал трезубец Рюриковичей и поместил на сторублевой банкноте, а поскольку Украина, как писал тогда Грушевский, «відновила тепер своє державне бутє, котрого позбавило її було московське насильство й лукавство, то найбільш натуральна річ для неї звернутись до тих старих державних знаків чи гербів, які вживались нею за старих часів».

14 января 1918 г . Центральная Рада УНР издала закон о флагах флота. Флагом военного флота стал сине-желтый двуцвет, в кантоне на синем поле изображался золотой трезубец с белым внутренним полем. 22 марта того же года ЦР в Киеве приняла государственный флаг УНР — желто-синее полотнище. Такое расположение цветов было принято по настоянию М. Грушевского, поборника немецкой геральдики (согласно которой «правильно» на флаге размещать вверху цвет гербовой фигуры, а внизу — цвет поля).

2 мая 1918 г ., разогнав ЦР, к власти пришло правительство гетмана П.Скоропадского. Явно офицер, дворянин не знал истории или, скорее всего, не хотел её признавать, чтобы понравится своим покровителям. При нем был изменен порядок полос на государственном флаге: вверху стали помещать синюю. В декабре 1918 г . Гетманат Скоропадского сменила Директория (1918—1920), при которой сохранились герб-трезубец и сине-желтый флаг.

22 января 1919 г . в Киеве был провозглашен так называемый Акт соборности Украины, то есть объединения УНР и Западно-Украинской Народной Республики. В проекте Конституции УНР, разработанной Всеукраинской национальной радой в Каменец-Подольском в 1920 г ., флаги описывались так: «Артикул 10. Государственными цветами Украинской Державы являются синий и желтый. Артикул 11. Флаг военного флота сине-желтый с государственным гербом золотого цвета в левом углу синей части полотнища. Флаг торгового флота сине-желтый». Во время Великой Отечественной войны сине-желтый флаг использовался некоторыми украинскими частями, воевавшими в составе фашистско-немецких войск. В частности, дивизия СС «Галичина» имела желто-синий флаг с темно-синим трезубцем у древка. Поэтому в Советской Украине эта символика связывалась с украинским национализмом.

В декабре 1917 г . в Харькове было образовано революционное правительство Советской Украины, не признающее ЦР.1-й Всеукраинский съезд Советов собрался в Киеве, но большевистская фракция отказалась работать со сторонниками Рады, переехала в Харьков и объявила себя Iсъездом Советов Украины. На нем (11—12 (24—25) декабря 1917 г .) избрали ЦИК УНР и провозгласили Украинскую Народную Республику Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. Флагом республики было красное полотнище с национальным желто-синим кантоном. В марте — апреле 1918 г . под давлением немецких оккупационных войск Народный Секретариат УНР Советов покинул пределы Украины.

В Харькове собрался 3-й съезд Советов Украины, провозгласивший создание УССР, тут же вступившей в военный союз с РСФСР.15 января 1923 г . был опубликован образец флага: на красном поле буквы «У. С. С. Р.» (Постановление Президиума ВУЦИК об утверждении флагов, герба и печати Республики). В 1927 г . аббревиатура изменилась на «УРСР». Официально это было закреплено Конституцией.

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 21 ноября 1949 г . флаг республики был изменен. Он состоял из красной и голубой горизонтальных полос. На красной, которая в два раза шире голубой, изображались золотые серп и молот, а выше — красная пятиконечная звезда с золотой каймой. Отношение длины полотнища к ширине равнялось 2:1. С этим флагом мы дожили до Беловежской Пущи.

На заре независимости мы жили с флагом по Грушевскому, сейчас — с флагом по Скоропадс кому. Впрочем, если бы только это было сегодня главной проблемой. Украина скоро может оказаться в тяжёлой ситуации политической и экономической, когда государственные символы нам уже не понадобятся. Еще несколько лет назад нашу страну называли экономическим тигром Восточной Европы. А теперь, что получается - камень нам в огород. За время оранжевой власти мы очутились, может не на краю пропасти, но где-то близко. Слава Богу, что хоть не стал государственным флагом вариант, который был предложен во время помаранчевой власти.

Наша политическая элита должна одуматься и тогда будут у Украины успехи — Украина состоится, не одумается — она перестанет существовать. Хотя, вряд ли что - то будет хорошее пока мы не поменяем наш украинский менталитет.


Государственный Флаг – один из трех официальных государственных символов, символизирующих суверенитет государства. Государственный Флаг Украины – флаг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цвета с соотношением ширины флага к его длине 2:3.
Украинская национальная традиция символического отображения мира формировалась на протяжении нескольких тысячелетий. Использование желтого и голубого цветов (с разными оттенками) на флагах Украины-Руси прослеживается от принятия христианства. Впоследствии эти два цвета приобретают значение государственных.
В середине XVII в., после присоединения Гетманщины к Российскому государству, приобретают распространение голубые (синие) полотнища с золотыми или желтыми изображениями крестов и других знаков. Со времен казачества желто-голубое сочетание цветов постепенно начинает доминировать на украинских хоругвях, флагах и клейнодах.
После того, как перервалась традиция казацкой символики, длительное время в Украине, которая находилась в составе Российской империи, вопрос о национальных символах не поднимался.
Первую попытку создать желто-голубой флаг из двух горизонтальных полос приблизительно такой формы, как теперь, осуществила Главная Русская Рада (орган, который представлял национальное движение украинского населения Галичины), которая начала борьбу за возрождение украинской нации. В июне 1848 года на городской ратуше Львова впервые был поднят желто-голубой флаг.
Толчком к распространению желто-голубой символики стала Февральская революция 1917 г. в России.
22 марта 1918 года Центральный Совет принял Закон о Государственном флаге республики, утвердив желто-голубой флаг символом Украинской Народной Республики. 13 ноября 1918 года сине-желтый флаг стал и государственным символом Западно-Украинской Народной Республики. Он был утвержден на Подкарпатской Руси, а в 1939 - в Карпатской Украине. В период 1917 - начала 1919 гг. сине-желтым флагом пользовались в Украине и большевики.
Сине-желтое сочетание цветов окончательно оформилось как единонациональное в начале XX в. Символами Украины в новейшей их трактовке является безоблачное небо как символ мира – синий цвет, и спелые пшеничные нивы как символ достатка – желтый цвет.


В советское время флаг Украины был красным с обязательными серпом, молотом и звездой и голубой полосой вдоль нижней кромки флага. Голубая полоса символизировала «цвет знамен Богдана Хмельницкого». Хотя о каких конкретно знаменах шла речь, не известно.


В 1990-х годах широкое распространение сначала в националистических кругах, а потом и повсеместно, получил национальный жёлто-голубой (»жовто-блакитный») флаг. Оттенок синего поначалу был очень светлым. Однако официально государство не спешило менять свою символику. К моменту распада СССР государственным флагом Украины оставался советский. Хотя, например, 24 июля 1990 года Президиум Киевского горсовета народных депутатов решил вывесить сине-жёлтый флаг рядом с государственным красно-синим перед зданием горсовета на Крещатике. А 4 сентября 1991 года в Киеве над зданием Верховного Совета был поднят сине-жёлтый флаг (так же вместе с красно-синим).
Официально новый государственный флаг Украины принят постановлением Верховной Рады от 28 января 1992 года.
В августе 2004 года тогдашний президент Леонид Кучма подписал Указ № 987/2004 об установлении Дня государственного флага Украины, который празднуется ежегодно 23 августа. До этого День государственного флага праздновался только в Киеве на муниципальном уровне.

История украинского флага, как и все, что относится к истории украинства, наполнено мифами и ложью.

И эти мифы создавались в конце 19 в. для неграмотного сельского населения Галиции и Малороссии.

Потом, когда население несколько подучилось, для доказательств этих мифов ничего лучшего не придумали, как доказывать их подтасовкой фактов, а то и прямой ложью.

Одним из таких лживых мифов есть история украинского прапора. Главный его тезис состоит в том, что эти цвета испокон веков присущи местному рускому населению от сотворения Руси, а затем казакам, и затем перешли к вновь созданным украинцам. Но, даже при поверхностном рассмотрении этой флажной легенды, придется признать, что впервые в качестве государственных символов эти цвета появились в Австрийской империи Габсбургов. Это были стяги провинций Австрии.

Королевство Далмация(Koenigreich Dalmatien)

Эрцгерцогство Нижняя Австрия Erzherzogtum Niederoesterreich
(Oesterreich unter den Enns)

Королевство Галиция и Лодомерия Koenigreich Galizien und Lodomerien

Русь- рутенцы (1848-1918) Галиция-Rutnenien
Затем эти же цвета перешли к галичанам из рук австрийской монаршей семьи. Об этом пишут как очевидцы тех событий, так и политические украинцы-историки.

А значит, это были цвета, предназначенные для местных русинов (украинцев в Галычине тогда еще не было)

австрийской провинции Галычина-Красной Руси,

и к Малой Руси- (украине) отношения не имеют.

В марте, 1948 г. в Австрийской империи вспыхнула революция. Поляки организовали свою Польскую гвардию. Началось активное создание ее отрядов.

Поляки предложили местным русинам вступать в ее ряды.

Но иметь дело с поляками русины отказались. Так, крестьяне Старого Милятина отказывались вступать в гвардию «под знаком орла єдиноглавого» (т. е. — к польской) и требовали организовать «Рускую гвардию» (18).

В апреле 1848 года австрийская власть разрешила создать Национальную рускую гвардию «для поддержания порядка» в своих национальных провинциях. В 19-м параграфе ее Устава отмечалось, что «каждый батальон масть хоругвь, а каждый швадронь штандарт, украшенной колорами края».

Второго мая 1848 г. в Лемберге (Львове) был создан Главный Руский Совет, состоящий из священников униатов (другой иинтеллигенции там не было-авт.), который занимал лояльную позицию относительно австрийской власти.

Вопрос о символике местные гвардейцы адресовали ей.

16 мая 1848 г. Григорий Шашкевич от лица членов Руского Совета в Станиславе спрашивал в письме к Главному Рускому Совету,

«которая есть руска кокарда?».

Разногласия между поляками и рускими Галиции вышли даже на международную арену. Во время славянского съезда в Праге (2-16 июня) украинская и польская делегации пришли к соглашению, что отряды поляков и русинов Национальной гвардии в Галиции

«за отличия будут иметь гербы обеих народов возле себя».
В июне на ратуше Львова появился сине-желтый флаг, который вывесили неизвестные.

Члены Рады поспешили отмежеваться, заявив, что «то не русины оучинили, и наветь не знают, кто тое оучинивь».

Т. е. никто не знал, что это за цвета и как их трактовать.

Как видим не все знали, что это цвета австрийских провинций.

Но, так как флаг не снимали, то местные пугливые попики поняли, что надо делать.

За верную службу Францу Иосифу и активное участие в подавлении восстания польской шляхты в Галиции, руские галичане удостоились от последнего прозвища «тирольцев ближнего Востока»,

и он пожаловал им сине-желтый флаг.

Современные украинские националисты не нашли ничего лучшего, как объявить этот символ австрийских провинций и немецко-габсбургской «ласки» символом всея «самостийной Украины».

20 сентября 1848 г. Главный Руский Совет (Руська Рада) выдает воззвание к русинскому народу в деле организации отрядов Национальной гвардии. В Стрыю, Дрогобыче, Яворе, Бережанах и других городах и селах создаются такие отряды.

Но исторические события оставили свой след в памяти народа и еще некоторые помнили о тех событиях, когда местные руские отряды участвовали в 1410 г. в Грюнвальдской битве,

на стороне Королевства Польского и Большого княжества Литовского (ВКЛ) против своего давнишнего союзника времен Галицко-Волынского княжества — Тевтонского Ордена,

под синим знаменем с золотым львом.

Поэтому взяли за образец цвета значков тех полков. Польский хронист Ян Длугош оставил описание стягов войск из руских земель, которые явились на рать с крестоносцами.
Перемишльская земля
Руские земли ВКЛ
Руские земли ВКЛ
Холмская земля
Львовская земля
Подольская земля
Галицкая земля
Львов
Но сельское население, которое вчера было крепостным, не знало всех геральдических тонкостей, поэтому обращаясь от имени сельских общин к Руской Раде,

Головна Руская Рада, которая обозвалась рутенцами, поняла намек с эпизодом сине-желтого флага, который уже был в употреблении в провинциях Австрии и, чтобы не сориться с монархом, взяла на вооружение эти цвета, благо имелось и какое-то местное оправдание. «Зоря Галицка» в конце июня ответила, что «гербъ, или знамя Галыцкой Руси: есть то золотый левъ въ сынhмь полы, вспинаючійся на скалу» Поэтому широкого употребления приобрели флаги с двумя горизонтальными полосами «в руских красках» — сине-желтые и желто-синие (первой, по правилам вексилологии — науки о флагах — отмечается верхний цвет). И уже на собраниях местной общественности присутствовали цвета, утвержденные в австрийской империи. Описывая первый съезд украинских ученых в Льве, Яков Головацкий пишет: «Дня 7/19 жовтня въ четверг. 1848 г. отвореньш зоставь соборь ученыхь рускихь и любителей народного просвьщенія… О ІІ-й године сойшлися для отворенія собора все собраніи члены и многіи госте съ отзнаками русконародными до музеальной сали. Красно прибраніи стены поразили сильнымъ впечатлениемъ очи всехъ присутствовавшихъ.

Першій разъ Русины узрелися въ месци, гдє имъ все припоминало народность. — Под образомъ державного монарха спочило две, хоругви синожовти… окна и столпы украшени були народними барвами — при сихъ последнихъ стремели по паре прапоровъ тоже синожовтом барвы»…
Надо знать, что никто и никогда не посмеет при монархии поместить с портретом монарха флаги и стяги не утвержденных им цветов.

Объяснение, которое дал Головацкий символике цветов флага, с тех пор применяется современными депутатами, несмотря на возросший уровень образованности местного населения:. «народни барвы просвещали намъ и выображали не богатства, збытокъ, але сильную, щирую волю, благое намереніе. Синій цветъ, якъ чисте небо южной Руси, ясный, погодливый, якъ душа щирого не скаженого Русина, изьображавъ миръ и спокой, якого до розвитія нашого народного потреба. Золотый цветъ, якъ тіи зорницъ на ясномъ небе, изъображали ясное светло, до котрого намъ стремитися належить». Но теперь вместо зарниц упор делают на цвет пшеницы. В геральдике, как науке, они имеют совсем другое значение.

О том, что нынешние цвета флагов были утверждены в монаршей семье Габсбургов, подтверждает и знаменитый в Галычине, кавалер австрийского ордена Рыцарского креста Леопольда, укронационалист К. Левицкий: «После пришло письмо цесаря Франца Йосифа с датой: Оломоуц, 10 марта 1849: «Призываю выставить батальон руских стрельцов, в сей способ, как батальоны охотников в Австрии нижней и Штирии тогда организовалися, — с предупреждением обовязку к службе конной, что также признаю за предложеный строй национальный. Формированием должно управлять мое министерство войны, и оно имеет «Головной Руской Раде» в Львове заявить за сие новое доказательство ее патриотичной деяльности — признаннє моего, полного удовлетворения». Ленту к флагу русского корпуса национальной Гвардии вышивала мать цисаря Франца Иосифа — архикнягиня София. На сий ленте уместила она надпись: «Treue fuhrt zum Siege — Sophie Erzherzogin von Oesterreich». («Верность ведет к победе — София архикнягиня австрийская»). Как видим, никакого намека на связь с какими -то запорожцами, Б. Хмельницким здесь не приводится. Да трудно себе представить, что цисар Австрии был озабочен историей флажков двухсотлетней давности каких -то православных казаков далекой украйны Польши и России. Эти казаки со своими полковыми значками появились как аргументы позже, когда населению Малороссии надо было придумать новую историю, в которой оно будет фигурировать, как особый неруский народ окраины Польши. Поэтому идеологи нового народа постарались скрыть роль Габсбургов в истории появления нового символа. О том, что сине-желтые цвета никакого отношения к Руси-Украине не имеют отношения, свидетельствует и тот факт, что впервые на территории современной Украины он появился вместе с галычанами-стрельцами, которых умело направляли иезуиты и немцы накануне войны с Россией: «Не забывали стрельцы и о связях с Большой Украиной. В частности, с Львова для революционной работы туда были направлены члены их организаций Василий Семець, Юлиан Охримович и Иван Лизанивский. Они принимали участие в организации и деятельности некоторых восточноукраинских тайных студенческих обществ, выступали с докладами, инициировали ряд акций. Именно за их почином украинское студенчество Киева в марте 1914 г., по случаю Шевченковских праздников, ВПЕРВЫЕ манифестировало под желто-голубыми флагами. Как видим, с помощью таких ограниченых галичан, эти цвета габсбургской империи впервые проникли на территорию Малороссии в 1914 г. и начали отравлять жизнь местного населения. Также, и все слова о желтых казачьих знаменах оказываются ложью. При ближайшем рассмотрении окажется, что и малороссийские казаки, которые называли себя рускими, помнили исторические цвета Руси. Тем более, что они, согласно польского памфлета «Истории Русов», считали себя преемниками и наследниками славы русских князей. Так как гетманство казаков было своеобразным централизованным военным образованием, то знамя этого формирования и есть символом всего казачества, несмотря на то, что применялись в полках и сотнях и другие цвета, которые можно было различить в пыли сражений. Но это было вызвано не национальными отличиями этих полков и сотен, а военной необходимостью в бою определять место того или иного полка или сотни, так как радиостанций тогда не было.
Флаг Богдана Хмельницького
Войсковой флаг ВЗ
Вот флаги казацких сотен Киевского и Черниговского полков, а также Киевского магистрата захваченные литовским гетманом Радзивилом в 1651 году. Среди флагов числятся и три киевские хоругви с луком и стрелой в кольце-гербом тогдашнего Киева.

Как видим, здесь только три флага с желтым полем и пять с синим и девять с красным. Причем, есть и зеркальные отражения рисунка флагов, что указывает на военное практическое применение флага. Поэтому приплетать к истории украинского флага еще и второразрядные флажки казачьих сотен это следствие невежества хуторян со степенями. Ведь казачьи сотни с флажками с не желтым и синим цветом, вовсе не означали, что они формировались из молдаван, татар, поляков, евреев и т. п. Таким образом, можно сделать вывод, что сине-желтый флаг, дарованный Габсбургами, впервые появился в Галычине только после 1848 г. как символ местного руского населения, которое не было польским. Этот флаг затем, при развитии политического австрофильского украинства, был занесен в 1914 г. на Украину. И после распада царской России, при помощи галычан, участников Центральной Рады, была осуществлена попытка навязать его в качестве государственного флага всему народу Руси-Украины. Но, так как в геральдике все цвета имеют свой символ, то и судьба тех людей, которые используют те или иные цвета в своих гербах также символична. Они отражают их черты характера и судьбу. Умирающая габсбургская империя вместе с флагом передала свой вирус смерти и его носитялям. Первыми ощутили злой рок нового знамени члены Центральной Рады. Рабочие и беднота его не приняли и выкинули его носителей к Збручу, поближе к месту его рождения. Но здесь проявилось и духовное родство сине-желтого с австронемцами. При их помощи он трижды возвращался на Украину. Первый раз, с помощью немцев, благодаря «хлебному договору», украинский центральники снова, в духе старых гетманских традиций Мазепы, вернулись под этим флагом с немцами в Киев. Таким образом, желтый цвет измены подтвердил характер почитателей его цветов. Но теперь уже немцам, не нужны были такие обладатели желто-синего флага, и они их распустили по домам, поставив на их место своего слугу генерала Скоропадского. Тот попытался изменить карму флага и перевернул его — флаг, стал сине-желтым. Но не помогло. Не прошло и полгода как, как флаг пришлось сворачивать, бросать родину и бежать к своим покровителям, и в 1945 г. их слуга погиб в Берлине под бомбежкой, повторив судьбу многих предателей своего народа. В это время загнулись и родители флага — государство Габсбургов, а это было уже прямое указание на опасность цветов подарка покойного государства. Но недалекие галычанские русины-украинцы, не поняв знаков судьбы своих единомышленников в Украине, не выпускали его из рук. Петлюровцы, еще одни любители желто-синего, снова попытались переломить фатальную судьбу флага. Не получилось. Петлюра очутился там же, где и предыдущая Центральная Рада. Здесь он встретил первых поклонников этого знамени, представителей ЗУНР, которых поляки с их желто-синим флагом отправили за Збруч к Петлюре. Репутация несчастливого флага подтверждалась. И снова цвет измены оказал роковое влияние на умы его поклонников. Вначале ЗУНРовцы предают Петлюру и уходят к Деникину, а затем Петлюра продает полякам территорию Галычины вкупе со своими друзями из ЗУНРа, и теперь, но только вместо турок, через 250 лет он приводит поляков в Киев. Но фатальный флаг и здесь оказался сильнее. Петлюру поляки к управлению не допустили, ведь они освобождали свою польскую провинцию — Украину. Затем ему, свернув флаг, пришлось бежать за кордон. А за такую настойчивость и измену своему народу, флаг жестоко отомстил ему: он был застрелен на чужбине. На территорию Украины вернулся исторический красный цвет русичей. Страна отрывалась от сохи к самолетам, тракторам, гидроэлектростанциям. Но на родине появления фатального флага в Галычине, под Польшей, подрастало новое поколение, которые обозвалось оуновцами, и которое, хоть и было набожным, но слабо разбиралось в геральдике, и поэтому не понимало роковой роли сине-желтого в судьбе их предшественников. Вдобавок к этому, они активно начали поклоняться другому фатальному символу истории- Мазепе, который после анафемы православной церкви умер на чужбине.

А судьба не прощает такого невнимания к ее знакам .
Оуновцев против собственного народа стали пользовать враги славян — немецкие фашисты.

Цвета флага и здесь сыграли свою роковую роль. Желтый цвет измены и денег втянул их в омут братоубийственной войны. Под желто-синим они стали полицаями и карателями в оккупированной Украине и Белоруссии, эсесовцами в дивизии «Галычина». Последний раз во время оккупации фашистов, это наследие Габсбургов висело над полицейской управой украинской вспомогательной полиции в Киеве и окупарованых городах Украины.

Но рок флага неумолим. Бандеровцы и эсесовцы были уничтожены, а Бандера погиб на чужбине от рук своих сообщников.

Казалось бы, история должна учить народ, который перенес столько братоубийственных конфликтов, измен и предательств под этим роковым габсбургским подарком. Но это не доходит до националистической интеллигенции народа, населяющего территорию древней Руси .

Как только стало уходить поколение победителей помещиков и фашистов, их недолугие внучата с одержимостью наркоманов снова потянулись к фатальному подарку Габсбургов, зараженному вирусом смерти.

То, что было кровью миллионов рабочих и крестьян построено, отстояно, скреплено, возведено, они решили растащить по своим карманам, углам и коморкам. Мироеды, спекулянты и капиталисты снова были названы спасителями нации.

Память отцов была осквернена и предана

. Целое поколение комсомольцев и компартийных работников предало дело и идеалы героев Гражданской и Великой Отечественной войны, клятву служить трудовому народу. Они стали обслуживать вчерашних воров и жуликов, клятвоотступников, ренегатов. Для их деятельности как нельзя лучше подошли символы предательства из прошлого: предсмертный подарок Габсбургов желто-синий флаг и преданный анафеме Мазепа. Последний распространяет проклятие предков на всех, кто имеет в кармане его изображение. Результат не замедлил сказаться. Промышленность разгромлена, за ней последовала наука и образование. Пошел обратный процесс к сохе. Население Украины сократилось на восемь миллионов человек и продолжает сокращаться. Многие миллионы жителей вынуждены уехать на чужбину. Снова судьба наказывает, но уже целое поколение за его выбор. Сегодня к власти пришло новое выращенное поколение капиталистов. Но над ними развивается все тот- же символ Габсбургов, символ измены и наживы, который несет несчастье тем, на кого он бросает свою тень. Поэтому, вывод из уроков нашей истории можно сделать один — до тех пор, пока не будет заменен габсбургский флаг, на красный стяг русов и отцов, несчастья будут преследовать это население, которое отреклось от имени своих предков, названия их государства и взяло в свои руки враждебное ему знамя и обозвалось польскими украинцами.